Концепция коттеджного поселка как залог успеха: Андреева Е.Я, ген. Директор САН <<ЭКСПЕРТ>>, специально для журнала <<Недвижимость>>, г. Екатеринбург.
Концепция коттеджного поселка как залог успеха:
Андреева Е.Я, ген. Директор САН «ЭКСПЕРТ», специально для журнала
«Недвижимость», г. Екатеринбург.
Какие
главные факторы успешности коттеджных поселков? Как все они соотносятся с
концепцией в целом (местои пр.)?
А.Е.:
Наш город, наверное, несколько специфичен по отношению к вопросу коттеджных
поселков. Город зажат между реками, поэтому, чем больше строится он за их
пределами, тем острее вопрос транспортной доступности, так как проходимости
мостов не хватает.
Это и послужило
основной причиной того, что коттеджных поселков у нас мало. Большинство из них
таковыми считаются в понимании обывателей, но по сути представляют собой
стихийную застройку. Или застройку вокруг бывших пригородных деревень,
впоследствии включенных в черту города. Организованные поселки строятся обычно
в непосредственной близости от таких населенных пунктов, но также впоследствии
могут «обрасти» поселениям, превращаясь в «модное» место.
Поэтому основной фактор
развития коттеджных поселков у нас – наличие инфраструктуры. Второй фактор –
это направление от города, так как в Уфе большая промышленная зона.
Далее идут уже цена,
качество застройки и конкретные особенности проектов. Эти факторы
взаимосвязаны. Как правило, чем выше качество, тем дороже цена.
Под концепцией поселка
у нас принято понимать некую совокупность всех этих факторов, дополненных идеей
и ориентацией на определенную категорию потребителей.
Например, поселок для
постоянного проживания, предназначенный для покупателей бизнес-класса,- «Акбердино – Вилледж». Концепция
предполагает все необходимые составляющие: инфраструктуру, качество застройки и
разнообразие проектов, а также природные условия – лес, водоем и т.д.
Другой пример – поселок
загородного отдыха «Караидельская
Ривьера». Там создаются условия и инфраструктура именно для загородного
активного отдыха в выходные дни. Главное – окружающая природа и эти условия.
Т.е. в зависимости от
основной идеи поселка главными будут те или иные факторы. Единого решения тут
нет.
Необходима
ли единая концепция поселка? Для чего?
А.Е.:
Когда концепции нет, поселок превращается в стихийную «разнокалиберную»
застройку. Правда, в некоторых случаях это может быть удобно для покупателей со
средним уровнем дохода. Также обычно единая концепция предполагает создание
инфраструктуры. В иных случаях этой инфраструктуры просто можетне быть до тех пор, пока не найдется
бизнесмен-первопроходец, пожелающий ее создать.
Кто
создает концепцию?
А.Е.:
Считаю, что основную идею создает сам инвестор со своими консультантами. Так
как именно он заинтересован в успешности проекта и получении дохода от его
реализации. Это должно делаться, конечно же? на основании анализа рынка:
предложения существующих поселков и потенциального спроса. Подход, основанный
на том, что на имеющемся земельном участке нужно построить что-то с
максимальной доходностью – неверен. Так как этот проект может быть неинтересен
покупателям. Косвенно можно сказать, что концепцию должен создать сам рынок.
Вот уже детали концепции должны прорабатывать
профессионалы в конкретных отраслях: архитекторы, дизайнеры ит.д..
Каким
образом она определяется (исходя из каких критериев?) Влияют ли на выбор
глянцевые журналы?
А.Е.:
Концепция зависит от спроса на текущий сегмент недвижимости и его перспектив на
ближайшие годы. Концепция также зависит от географических и природных условий,
если речь идет о поселках активного отдыха. В какой-то степени концепция
создания поселков для постоянного проживания зависит от наличия и качества городского
жилья и доходов, от самой инфраструктуры города. Ведь одной из основных причин
их появления можно считать слишком высокий темп городской жизни, следствие чего
– смог, шум, усталость и т.д. Не менее важна и проблема расширения городов,
миграции населения из периферии в крупные города косвенно влияют на процесс
«выхода мегаполисов из берегов».
Глянцевые журналы и
прочие издания скорее способствуют продвижению и созданию чего-то наподобие
моды на те или иные идеи. Но мода не приживется без условий рынка, о которых
указывалось в этом пункте.
Каким
образом при выбранной единой концепции происходит продажа частным лицам?
По мере готовности коттеджей или все сразу? Как сейчас и как правильно.
А.Е.:
Продажи осуществляются различными застройщиками по-разному. Обычно поселки с
удачными концепциями распродаются еще на стадии строительства. Тут вопрос
классического ценообразования строящихся проектов: на этапе строительства –
всегда дешевле. К тому же на этапе строительства в проекты домов и их отделку
можно вносить желаемые изменения, придать индивидуальность.
Сложно сказать, как
правильно. Покупка готового коттеджа минимизирует риски, но ограничивает в
креативе. Все равно перебираться на постоянное проживание можно лишь после
создания инфраструктуры.
Как
соотносится инфраструктура с концепцией?
А.Е.:
Инфраструктура и ее составляющие пока не принято стандартизировать каким-то
определенным образом. Чем выше уровень тем больше составляющих. Но в каждом
региона могут быть свои сложившиеся привычные стереотипы. В том числе они могут
зависеть и от климатических условий, и от общегородской инфраструктуры.
Как
в целом концепция влияет на стоимость объекта?
А.Е.:
Зависимость прямая. Чем выше уровень – тем дороже объект. Чем больше
составляющих инфраструктуры – тем дороже проект. Чем выше качество застройки и
материалов – тем выше цена. Хотя у домов в поселках эконом-класса цена бывает и
невысокая. Это не говорит о непродуманности концепции, это говорит об одном из
элементов концепции
Востребована
ли сейчас индивидуальность поселка? Или, наоборот, универсальные поселки с
разного типа недвижимостью?
А.Е.:
Рынку всегда требуются проекты разных типов. У покупателей должен быть выбор.
Другое дело – наличие в одном поселке разных типов домов.
Но и такие примеры есть.
В одном поселке могут быть коттеджи нескольких ценовых уровней, в зависимости
от площади, места, используемых материалов. Но эти типы не будут отличаться
слишком сильно, так как для проживающих в поселке будет важна однородность
социальной среды. Поэтому в этом вопросе при создании концепции нужно сохранить
баланс между широтой предложения и различиями объектов и ориентацией на
определенный класс покупателей.
Влияет ли генеральный план посёлка и
архитектура коттеджей на успешность его реализации? Какие на сегодня можно
отметить тенденции?
А.Е.:Конечно,
да. Всем известны неудобства старых городов с узкими уличками по сравнению с
современными проспектами. И здесь то же самое. Важно все: роза ветров,
положение относительно дорог, природных объектов, инсоляция домов. Даже
ориентация конкретного дома по отношению к сторонам света может сыграть роль: в
жилых комнатах может быть темно, а технические помещения могут выходить на
солнечную сторону.
Об удобстве проекта коттеджа тоже спору нет. Общая площадь иногда не
говорит ни о чем покупателю, пока он не увидит планировки. Пример: 3-этажный
коттедж площадью 150-200
метров на первый взгляд немаленькой, может быть
спроектирован так, что почти половина квадратов уйдет на подсобные помещения,
лестницы и коридоры. А комнаты будут небольшими.
Стоит
ли с особой тщательностью походить к вопросу выбора позиционирования
поселка, названия?
А.Е.:
Название – это рекламная привлекательность, также отражающая основу концепции.
Сравните, например, ассоциации со словом «Ривьера» и со словом «Терема» (в Уфе
есть поселок с названием «Таптыковские терема»).
Правда, красивое
название сути при этом не заменит, может только поддержать продвижение объекта.
Позиционирование –
основной вопрос, предшествующий полной разработке концепции.
Интервью провела журналист
издания «Недвижимость», г Екатеринбург