Среди
рынков конечных потребителей – граждан, рынок недвижимости является самым
«дорогим».Торговым языком выражаясь,
обладает максимальным средним чеком и минимальной повторяемостью покупок.
Но потребительским рынком
он, тем не менее, продолжает оставаться. И все правила поведения конечных
покупателей на нем работают.
За
последние годы рынок недвижимости наконец-то стал у нас еще и почти
цивилизованным, подчиняющимся не просто принципам свободной конкуренции, но и неким
правилам делового оборота. Как бы они не отличались по регионам.
Но
здесь речь пойдет не о схожести потребительских рынков, а об их разнице.
На большинстве
потребительских рынков конкурируют товары и производители. И рынок недвижимости
– практически единственный, где происходит все не совсем так. С одной стороны,
масса продавцов выставляет на продажу аналогичные объекты. С другой стороны,
покупатель склонен выбирать «объекты будущего», которые продавцы не в силах
создать. Такое наслоение свободной конкуренции вторичных объектов и
олигополизма ограниченного числа застройщиков плюс дорогие и практически
единичные покупки, и создает условия того, чтобы сформировались 2 главных правила рынка
недвижимости:
Недвижимость не терпит суеты…
Недвижимость не терпит фальши…
Это означает, что абсолютный
рационализм принятия решения присущ именно сфере недвижимости.
Без суеты. Кто-то может
поспорить с этим, вспоминая 2006 год. Но то был период активного становления
рынка. Суета была и следствием новизны, и того, что «дорвались»…В настоящий
момент рынок тяготеет к тому, что решения принимаются все дольше. Единственным
исключением являются случаи, когда нужных объектов не хватает. Но даже тогда
раздумья более длительны, чем пару лет назад.
Суета – это суть эмоция, препятствующая
рациональному принятию решения. Метания от объекта к объекту в попытках понять,
а что же я хочу.
Чтобы принять единственно
правильное решение, как при продаже, так и при покупке недвижимости,следует ответить всего на несколько вопросов.
Причем, самому себе, поэтомуне бойтесь,
ответов не узнает никто, кроме вас.
Первый
вопрос – а что же я хочу на самом деле? Важнее ли денежная сторона, или
собственно, квартирный вопрос. Второй -какие критерии для меня важны, и в каком порядке приоритета? Именно
приоритет критериев позволит вам в итоге принять правильное решение. Выбирать в
большинстве случаев приходится либо среди массы однотипных и отличающихся друг
от друга незначительно квартир ( если покупается типовое жилье). Либо среди
практически уникальных объектов, которые сравнить очень сложно (если покупается
элитное жилье или дома-коттеджи).
Третий - на что я готов ради
достижения цели, какими ресурсами обладаю, финансами, временем и т.д? И какую
часть этих ресурсов я готов потратить ради достижения цели? Готов ли я делать
ремонт самостоятельно, выиграв за счет этого пару лишних метров в квартире?
Либо переехать в лучший район, но в худший дом? А может, я готов ждать, пока
достроят новый дом? И какой из этих вариантов приоритетнее?
Ответы на все эти вопросы
позволять ограничить вам круг выбора так, что на суетные эмоции вас не потянет.
Это
если с точки зрения покупателя. С точки зрения продавца – суета лишь помешает
вам, отпугнет покупателя или сформирует
у него неверное впечатление. Здесь нужно учитывать психологию покупки. Покупка
совершается с последующим осознанием правильного выбора только в случае, если у
покупателя есть наличие выбора и ощущение самостоятельно осуществленного
выбора. Поэтому все осознаваемые попытки навязывания это ощущение выбора
убивают.
Без фальши. С
этим посложнее. Как часто хочется застолбить вариант, не беря на себя
обязательств и не давая авансов. Или скрыть ваши истинные намерения, сроки и
планы. Никто и не заставляет вас быть настолько откровенным. И, как указывалось
в предыдущем пункте, ответы на главные вопросы будете знать только вы сами.
Дело в другом. Недвижимость – настолько важная вещь в нашей жизни, что мы
вынуждены перестраховываться. Везде видится подвох или проблема.
Любая
минимальная неискренность заставляет обе стороны сделки или переговоров делать
неверные выводы друг о друге. Любая нота фальши дезориентирует.
Видимо, многие не
согласятся. Как можно обойтись без фальши, не высказывая намерений?Но так будут
думать те, кто не работал в недвижимости. Опытные риэлторы и без ваших слов
догадаются, где вы слукавили, а где умолчали..
Так
что проще не создавать о себе обманчивых впечатлений. Иначе есть риск приобрести
недвижимость, которая в ваших глазах сложит о себе впечатление, также отличное
от реальности.