Информационные технологии и недвижимость: объединяем материальное с виртуальным. Ч.1.
Информационные технологии и недвижимость: объединяем материальное с виртуальным. Ч.1.
Почему для продажи материальных вещей особо удачно подходят нематериальные информационные технологии и наоборот, для продажи услуг нужны материальные «идентификаторы» и символы. Не есть ли это то самое противоречие информационности и физической преемственности нынешнего общества?
Долгое время риэлторский бизнес считался бизнесом «тетрадки на коленке». Сложностьего состоит в том, что существует 2 предмета продажи – услуга и объект. Продажа услуги полностью определяется типичными методами и проблемами сферы услуг. Объект недвижимости же – материальный объект, с уникальными характеристиками. Продвижение того и другого различно, имеет свои законы.
Информация как составляющая и того и другого процесса, казалось бы, имеет одинаковые характеристики и природу. Но вот подход к технологии ее обработки и эффективного использования отличается. Т.е. для продажи услуги и объекта используются различные типы информационных систем. Выбор их не так уже велик, и полных интегрированных комплексных систем типаERPпросто нет. Более того, особенности регионального развития рынков, и, что сложнее всего, регионального менталитета потребителей, усложняют процесс внедрения ИТ-технологий в этой отрасли.
Есть еще и другая причина отсутствия готовых информационных систем и ПО-оболочек, которую пока никто из разработчиков не в силах преодолеть: это 2 типа технологии работы агентств, назовем первую проектно-матричной ( личное обслуживание сделки одним «личным» специалистом, при необходимости привлекаются другие сотрудники из других отделов. По такой технологии работает наша компания). Вторая форма - функциональная, каждый отдел отвечает за свой кусочек
работы с назначением исполнителя.
С точки зрения экономической эффективности разработки подобных ИТ-систем также существует проблема: агентства недвижимости – мелкий бизнес и не готовы платить большие деньги за подобные системы, стоимость которых в силу вышеописанных причин будет высока.
Риэлторские объединения в регионах часто объединяли свои усилия в попытке создать подобные системы, но дальше межриэлторских баз объектов он-лайн дело не шло. В США, например, пошли несколько дальше, создавая пользовательские оболочки типа «виртуальный риэлтор», но по сути это была оболочка для управления базой объектов
и поисковыми запросами покупателей. Для российских риэлторов это были образцы для подражания, но с менталитетом покупателей, для многих из которых Интернет был загадкой, бороться было сложно. С другой стороны, именно Интернет начал поставлять риэлторам наиболее удобных и подготовленных клиентов, обладающих базовой информацией, изучивших рынок и цены, не боящихся агентств. Так несколько лет назад сфера недвижимости переориентировала продвижение и услуг и объектов на Интернет, как на наиболее удобный способ управления
информацией, и, что самое главное, самый дешевый. Соответственно, и создаваемые ИТ-продукты для этой сферы бизнеса должны были быть ориентированы на интернет-продвижение и виртуальное общение, как с партнерами, так и с клиентами.
2.Развитие рынка недвижимости и роль информации.
Если вспомнить 2006 год, год бума и роста цен на недвижимость, когда каждый пытался стать частным маклером по продаже недвижимости, «информационные» технологии на рынке недвижимости ограничивались объявлениями в газете и плохенькими Интернет-сайтами, основная цель которых была не помочь потенциальному клиенту, а просто «чтобы был». Но закончился бум, и с начала 2007 года рынок недвижимости в лице крупнейших игроков интуитивно почуял необходимость
активного внедрения информационеных технологий :
- на рынке, в отличие от 2006г, когда объект недвижимости буквально «улетал» из рук риэлторов и происходила борьба покупателей, появилось очень много предложений при минимуме покупателей. Появилась потребность не просто уметь оформить сделку и провести переговоры, но и обладать искусством продавать, в том числе с помощью «Интернет-витрин»
- «расплодившиеся» агентства начали борьбу за клиента, соответственно и поиск новых сервисов.
- развитие технического прогресса создало поколение HomoInformaticus, которые, как наиболее продвинутые, были еще и наиболее платежеспособными и занятыми. Т.е. составляли целевую аудиторию рынка.
- бум автопродаж создал пробки на дорогах, а бум загородного строительства – проблему транспортной доступности и удаленности объектов недвижимости. Необходимо было не только дистанционное общение, но и дистанционный «просмотр» объекта и обмен документами.
- рекламные бюджеты являются основной долей затрат агентства недвижимости, так как общефирменные расходы постоянны и невелики. Развивающийся равновесный рынок, превышение предложения над спросом, требовал значительного увеличения бюджетов для того, чтобы и фирма была заметна на рынке, и объекты недвижимости – покупателю.
Оперирование информацией, как виртуальной, нефизической характеристикой, позволяло решить вышеперечисленные проблемы, как говорится, не вставая с рабочего места.