Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

72. Зависимость от родителей


            Школа Целостной психологии Александра Пинта

            Выпуск 72

 

            В сегодняшнем выпуске

 

            1. «Зависимость от родителей»

            2. Предстоящие встречи и семинары

            3. Книга Александра Пинта «Зеркало для личности»

 

 

            Здравствуй, Дорогой Читатель!

            Если ты начнешь пристально рассматривать свои отношения с близкими людьми, то увидишь, что чувствуешь зависимость от них. Ты можешь человека ненавидеть или любить, но суть одна, потому что то и другое есть зависимость. Ты ненавидишь и зависим от этого состояния, любишь и так же чувствуешь зависимость. Идя глубже, ты увидишь, что основной сценарий игры в «зависимость — независимость» получен тобой в отношениях с матерью и отцом, а далее он проецируется на кого-то и проигрывается уже с ним. Эта рассылка о том, как можно выйти из зависимостей. Прочитай ее.

 

 

            Зависимость от родителей

 

            — Я предлагаю выбрать значимого для вас человека и начать рассматривать, зависимы вы от него или независимы. С любым значимым для вас человеком вы почувствуете зависимость. Например, вы не зависимы от прохожего, с которым столкнулись на улице, вы столкнулись и разошлись. Но возьмите близкого человека, с которым вы постоянно взаимодействуете. Вы находитесь в зависимости от него. В итоге она начнет вас тяготить и у вас появится желание из нее выйти.

            Если вы начнете пристально рассматривать свои отношения с близкими, то увидите, что чувствуете зависимость от них. Вы можете человека ненавидеть или любить, но суть одна, потому что то и другое есть зависимость. Вы ненавидите и зависимы от этого состояния, любите и также чувствуете зависимость. Идя глубже, вы увидите, что основной сценарий игры в «зависимость — независимость» получен в отношениях с матерью и отцом, а далее он проецируется на кого-то и проигрывается уже с ним.

            — Точно, у меня зависимость от образа матери сейчас проецируется на сына. Раньше я боялась того, что же скажет обо мне мать, теперь я боюсь того, что скажет обо мне сын.

            — Мать и отец могли уже умереть, а заложенная ими программа дуального восприятия осталась, и она воспроизводит себя в отношениях с другими людьми. Давайте рассмотрим зависимости от отца и матери и способы, с помощью которых вы пытались из них выйти. А это характерно для всех подростков. Они чувствуют зависимость от родителей и пытаются от нее освободиться, применяя те или иные способы.

            Ребенок очень сильно чувствует свою зависимость от родителей. Он начинает протестовать и говорить: «Я независим! Я сам по себе!» В той или иной степени он это провозглашает, он не может это не провозглашать, иначе не сформируется его личность.

            Ребенок начинает нарушать правила, установленные теми, от кого он зависит, и вводит свои правила. Борьба за независимость — это введение собственных правил, противоположных тем, которые вам говорились. Но тогда вас потом будут крайне раздражать ваши дети, которые делают то же самое, то есть вы будете создавать ту же самую модель для них.

            Вы будете делать то же самое, что делали ваши родители, создавая определенные правила, а дети в итоге будут их нарушать. Эту преемственность надо увидеть. Это и есть вечный конфликт отцов и детей.

            Борьба в сфере дуальности «зависимость — независимость» является одной из важнейших двойственностей для человека, но решить эту проблему невозможно, имея традиционный взгляд. Потому что всеми и всё время воспроизводится одна и та же программа, с криками и лозунгами борьбы за независимость. Потом с этими же криками это же самое будут делать ваши дети, дети их детей и так далее.

            Рассмотрите свою «зависимость — независимость» по отношению к родителям, в чем она заключалась? Потом посмотрите, как вы начали бороться за независимость? Что вы делали? Рассмотрите подробно и вы увидите причины того, что делают ваши дети сейчас по отношению к вам.

            — Я вижу, как моя дочь повторяет меня, только в более усугубленном варианте. Я сбежала от родителей, выйдя замуж, а она даже замуж не выходит, а просто рожает ребенка. Да, я вижу это. А как из этого выйти?

            — Вы очень спешите, пока вы не видите этого ясно. Если бы вы видели это ясно, то не задавали бы вопроса о том, что же с этим делать. «Я вижу» означает «Я понял это и вышел из этого». Если вы говорите, что видите, но не вышли, то значит — вы не видите. Если я вижу, значит, я вышел, а если я не вышел, значит, я не вижу.

            — Я увидела, что в семье родители мне давали большую степень свободы. Они были очень занятыми людьми. Родители уходили на работу, когда дети еще спали, а приходили, когда дети уже спали. Зависимость была от внимания родителей. Они, как могли, возмещали это. Например, в воскресенье было святым делом всей семьей собраться за столом, погулять в парке. Этого мне как ребенку не хватало, а нас детей было трое. В итоге после школы я вообще уехала в другой город учиться, хотя можно было спокойно продолжать учебу в своем городе.

            — Что рассматривается как зависимость? Что именно? Мало или много внимания? Внимание — это вещь столь же обширная как мир. Например, кто-то подошел и плюнул на вас. Это внимание. Его легко можно получить, если, например, начать оскорблять кого-то. Кто-то вас погладил. Это внимание. Кто-то вас ударил. Это внимание. Кто-то выстрелил в вас — это тоже внимание. Убить человека — ведь это проявить внимание к нему, причем повышенное. Не так ли? Зависимость от какого внимания была у вас?

            — Была зависимость от положительной оценки меня, от положительного общения со мной родителей, от моей единственности по отношению к другим детям. Когда я приезжала на каникулы, то меня не знали куда посадить, я чувствовала это внимание, эту единственность, исключительность.

            — Зависимость возникает в связи с тем, что вам крайне нужно. Это то, чего вы очень боитесь лишиться. Например, каждый ребенок зависит от родителей материально: в смысле жилья, питания и так далее. Многие родители готовы ему обеспечивать это, но с условием, чтобы он усвоил их программу, их представления о том, что такое хорошо и что такое плохо. Родители не просто кормят и поят ребенка, они вкладывают в его личность свои представления о правильности и неправильности. Такая зависимость ребенка от родителей и приводит к конфликту отцов и детей.

            В переходном возрасте дети устраивают революцию, они начинают активно заявлять о себе. Это заявление о себе проявляется через борьбу за независимость, то есть отстаивание своих взглядов и убеждений.

            Переходный возраст — это возраст борьбы за независимость, то есть отстаивание формирующейся личности самой себя, а это происходит через отрицание того, что внедряли родители, по крайней мере, каких-то определенных моментов этого. Потому что родители закладывают в личность ребенка дуальную программу, которую он закрепляет через борьбу.

            — А я, будучи девочкой, начала с этим образом бороться. Я носила брюки, дружила с мальчиками, ездила на мотоцикле. Меня родители пытались одевать в платья, привить образ и представления девочки, но с этим я очень боролась, меня даже звали «Нахаленок». В итоге я стала мужчиной в женском теле и начала чувствовать очень сильный дискомфорт.

            — Ваша независимость опиралась на зависимость от образа девочки, а, преодолевая ее, вы перешли к образу мальчика.

            — Да, далее, чувствуя материальную зависимость, я как самостоятельный мужчина стала сама себя обеспечивать материально, я училась в медучилище, а ночью работала на «скорой помощи».

            — Борьба за независимость — это провозглашение и укрепление собственной личности. Основные ее аспекты у вас: «Я могу действовать как мальчик; могу быть независимой в деньгах от родителей и много зарабатывать».

            Личность проявляет себя в борьбе за независимость в том, от чего считает себя зависимой. Это и есть активизация личностных двойственностей. Разные личности считают зависимостью различное. Несколько детей, воспитанных в одной и той же семье, могут бороться за разное, потому что в себе они формируют именно эти качества личности. Надо понять, на чем формируется ваша личность.

            Формирование личности идет через отстаивание своей независимости, опирающееся на видение чего-то как зависимости. Если вы не отстаивали свою независимость, то не сформировали свою личность, потому что личность формируется и кристаллизуется только в борьбе противоположностей. Просмотрите по своей жизни и скажите, на отстаивании какой стороны и каких дуальностей формировалась ваша личность.

            — Я отстаивала свою личность уходом из дома, выйдя замуж. Родители, особенно отец, держали меня в сильном страхе и ограничениях. Выйдя замуж, я начала отстаивать себя как личность перед мужем, но в итоге и от него сбежала.

            — Отстаивание вашей личности идет через убегание: «Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел и от тебя уйду». Это такой способ отстаивания личности — через уход.

            — Да, чем быть с такими, лучше быть одной.

            — То есть взаимодействие с кем-то будет для вас болевым. Даже, если вы на это пойдете, то в итоге уйдете от него.

            Итак, мы видим, что личность формируется в борьбе за независимость, а независимость является оборотной стороной зависимости, в которой находится ребенок. Весь вопрос в том, что он будет считать зависимостью. Определив что-то как зависимость, он будет бороться за то, чтобы приобрести обратное этому, то есть независимость. Таким образом ребенок формирует свою личность. А, сформировав личность, он ее воспроизводит и укрепляет.

            Всю жизнь человек пытается выбраться из дуальностей, которыми и является его личность. Это замкнутый круг. Этот парадоксальный механизм работает как вечный двигатель, и выйти из него можно, только осознав его. Иначе ваш сценарий будет передан детям, которые также будут его воспроизводить, передавая своим детям. Вот это и есть то, что называют родовая карма.

            Вот почему так сложно принять своих родителей. Ведь личность ребенка формируется на противопоставлении ее качеств качествам родителей. При этом сами дуальности, присутствующие в личностях родителей и их детей, идентичны. Таким образом, мы кармически с ними постоянно связаны независимо от того, умерли они или живы.

            Чтобы принять своих родителей, надо принять самого себя в целостности, то есть как положительные, так и отрицательные стороны своей личности. А как вы можете их принять в целостности, если ваша личность строится на независимости от того, что вы считаете отрицательным? Выход из этого парадоксального круга только один, увидеть зависимость и независимость как две стороны одной медали. Только в этом случае можно выйти из дуальностей личности. В ином случае программа работает, не обнаруживая себя.

            — Из нее очень трудно выходить, она работает как по накатанным рельсам.

            — Никто не сказал, что это будет легко.

            — Через состояние зависимости можно увидеть страх. Если выходить из состояния страха вообще, то попадешь не в независимость, а во взаимодействие.

            — Да, борьба зависимости и независимости основана на страхе. Зависимость — на страхе, что я не получу того, что мне, как кажется, хочется, а независимость — на страхе того, что я стану зависимым. Весь вопрос заключается в том, готовы ли вы к тому, чтобы начать выходить из парадокса двойственности, то есть из страха.

            — Я предлагаю обсудить семейные страхи. В каком виде они были у ваших родителей, как они передавали их вам и как они воплощаются в вашей жизни. То есть мы берем зеркало — родители, а через него начинаем смотреть и видеть то, что оно отражает в самом себе.

            Видеть себя в зеркале — особенность именно человека. Животные не понимают, что видят в зеркале самих себя, за исключением шимпанзе. Человек, видя себя в зеркале, понимает, что это он, но видит он в физическом зеркале только свое физическое тело. А нам надо увидеть свое ментальное и чувственное тело.

            Предлагаю взять родителей как зеркало. Раньше вы не смотрели на них таким образом, это было механическое восприятие. Сейчас я предлагаю смотреть на них новым взглядом и осознавать увиденное.

            — Я очень боялась смерти отца.

            — Чей это страх?

            — Это мой страх.

            — От кого ты его взяла?

            — От матери. Между отцом и матерью большая разница в возрасте, она всю жизнь опасалась, что он умрет раньше ее. В итоге этот страх реализовался, мама живет одна, а отец давно умер.

            — Реальным является то, что ты считаешь реальным. Через страх вводится представление о реальности страха в той или иной форме, например, через смерть отца. Ты восприняла этот страх, он обрел реальную форму. Ты стала верить в реальность страха, и он стал материализоваться.

            Можешь ли ты увидеть этот страх как нечто переданное, что не обязательно должно быть тобой исполнено, если ты не вложишь в него свою собственную веру? Всё творится верой, а так как здесь господствует страх, то вера идет из страха. То есть я верю в то, чего боюсь, и фактически сам это материализую. Я нахожу себе актера, который верит в эти же вещи, и мы исполняем триллер.

            — Но ведь отец же умер.

            — Всё верно. Страх был силен, творчество из страха реализовалось. Но можно не доводить до уровня реализации, можно увидеть это ранее и остановить.

            — У меня страх испортить отношения с окружающими. Я вижу свое творчество через этот страх. В детстве я боялась испортить отношения с мамой. Чтобы избежать этой опасности я запретила себе воспринимать ее хорошей, то есть я видела ее только плохой. Это для меня было очень удобно.

            — Ты это сделала сама.

            — Да, совершенно верно, я признаю это.

            — Посмотрите, привычнее обвинять других, в частности, мать в испорченных отношениях.

            — Нет, я не хочу никого обвинять, просто мне так было удобно. Мать приходила то в одном, то в другом настроении, а я была очень чувствительным ребенком и очень страдала от этого, поэтому, чтобы постоянно не бояться, не выяснять отношения, я сделала ее в своем представлении плохой.

            — Тогда всё нормально, все ожидания оправдываются.

            — Даже, если порой мать хорошая, но я-то знаю, что она плохая, это вносит свой отпечаток во все отношения. Например, это теперь накладывается на отношения с мужем. Единственного, кого я воспринимала только хорошим, это отца, то есть запретила ему быть плохим. Таким образом, я взяла над родителями контроль, через это было легко управлять ими. А теперь я оказалась в зависимости от того, что натворила.

            — Вы пытались выйти из зависимости, а оказалось, что влезли в нее еще больше. Посмотрите, страх в жизни человека обретает какие-то определенные и конкретные формы. То есть не просто боюсь, а боюсь чего-то. Это «чего-то» начинает формализоваться, приобретает какую-то определенную сюжетную линию, и именно она начинает развиваться в жизни. Может быть несколько таких линий.

            Страх надо опредметить, а потом реализовать. Мы реализовываем его, плача и крича. Именно так и должно быть, если воплощать свое творчество через страх. Но можно воплощать свое творчество через Безусловную Любовь, а это совершенно другая система координат, но, не выйдя из страха, невозможно в нее попасть.

            Выйти из страха можно, только полностью увидев механизмы его функционирования, то есть что и как вы творите в своей жизни из страха. Вы увидите, что всё, созданное вами в вашей жизни, исходит из борьбы противоположных сторон дуальностей, которая и порождает страх. Поэтому надо раскрыть эти двойственности и выйти из них через благодарность к обеим противоположным сторонам своей личности.

 

 

            Предстоящие встречи и семинары
            Школы Целостной психологии Александра Пинта

 

            8–10 января 2010, Москва. Семинар-тренинг Александра Пинта «Можно ли избавиться от негатива, усиливая позитив, или как обрести полноту самовыражения»

 

 

            Книга Александра Пинта «Зеркало для личности»

 

            « Что необходимо каждому из нас, чтобы встретиться с самим собой? Что нам нужно для самоисследования? Нам нужно встретиться с прямым зеркалом, которое покажет, кто мы есть на самом деле. Эта книга об одной из таких встреч… »

            На нашем сайте ты можешь познакомиться с полным текстом книги.

 


 

            Тексты, публикуемые в этой рассылке, представляют собой фрагменты моих семинаров и книг. Если тебя заинтересовал целостный взгляд на понимание себя, ты можешь посетить мой сайт www.pint.ru и узнать об этом глубже и полнее. Там же ты сможешь узнать расписание семинаров и консультаций, получить информацию обо всех выпущенных книгах, записях семинаров, заказать и скачать те материалы, которые тебя заинтересуют.

            Также я приглашаю тебя подписаться на другую мою рассылку «Афоризмы — указатели для раскрытия твоей Целостности и Свободы». В ней ты найдешь указатели — афоризмы, которые станут компасом в твоем путешествии к себе истинному.

            Желаю тебе осознанного пути к целостному пониманию себя.

            С уважением и интересом к тебе, Александр Пинт.

 



В избранное