← Ноябрь 2009 → | ||||||
1
|
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
2
|
4
|
6
|
7
|
8
|
||
9
|
11
|
13
|
14
|
15
|
||
16
|
18
|
20
|
21
|
22
|
||
23
|
25
|
27
|
28
|
29
|
||
30
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://www.pint.ru
Открыта:
22-04-2009
Статистика
0 за неделю
62. По какой схеме работают наши желания?
Школа Целостной психологии Александра Пинта Выпуск 62
В сегодняшнем выпуске
1. «По какой схеме работают наши желания?» 2. Предстоящие встречи и семинары
Здравствуй, Дорогой Читатель! В этой рассылке я хочу затронуть очень важную тему. Она касается механизма наших желаний. Нам кажется, что у нас всё будет хорошо, когда исполнятся наши желания. Но так ли это? На самом деле люди хотят не исполнения своих желаний, а переживания состояния желания хотеть. На самом деле ты не хочешь того, о чем говоришь как о своем желании, ты хочешь его хотеть. А если ты получишь то, что хочешь, то потеряешь возможность хотеть. Желая желаемого, люди находятся в иллюзии и поэтому не переживают каждый момент своей жизни, не находятся в моменте сейчас. Они бегут за морковкой, привязанной к их лицу. Как выйти из такого порочного круга? Для этого надо трансформировать дуальные желания личности в недуальный интерес Высшего «Я». Об этом наша рассылка. Прочитай ее.
По какой схеме работают наши желания?
— В реальности выживания мы проживаем опыт личностных желаний. Любое желание возникает в определенной двойственности. Возьмите любое ваше желание. — Есть желание родить ребенка. — Это желание активизирует двойственность: «отсутствие ребенка — наличие ребенка». — Уйти отсюда. — Чтобы уйти отсюда, надо быть здесь. Тоже двойственность. Для того чтобы иметь желание, надо находиться в том, что противоположно ему. Желание является вектором. Как только оно возникает, сразу между двумя сторонами двойственности возникает вектор направленности нашего движения. Я нахожусь здесь, но хочу противоположного. Например, у меня нет ребенка, а я хочу ребенка. — Я хочу стать женщиной. — Я хочу стать женщиной, значит я не чувствую себя женщиной. Я не женщина, поэтому я и хочу ей стать. Двойственность: «я не женщина — я женщина». Вектор движения — я хочу стать женщиной. Получается, что любое желание возникает как результат напряжения между противоположными тенденциями сторон двойственности. Мы актуализируем двойственность. Дальше мы начинаем двигаться от одной крайности двойственности к другой ее крайности. И это мы называем желанием. Допустим, мы получаем то, к чему мы двигаемся. Как только мы это получаем, мы перестаем этого хотеть. Если взять пример с ребенком, то вначале у вас нет ребенка, потом появляется ребенок. Но затем возникает следующее желание — воспитать ребенка, затем — выдать замуж, женить. Потом — чтобы у него было все хорошо. Но это смена желаний. Как только вы получаете реализацию желания, вы не можете больше его желать. Это важный момент. Как только желание удовлетворено, оно исчезает. Удовлетворено оно тогда, когда вы получили то, что хотели. Когда возникает желание, то две противоположные стороны двойственности разделяются на, так сказать, хорошую и на, так сказать, плохую. Вы сами это сделали. Вы начинаете отталкиваться от того, что называете плохим, к тому, что называете хорошим. Когда вы достигаете желания, то есть того, что вы называете хорошим, то оно становится плохим. Тогда вектор переворачивается, и вы начинаете двигаться к противоположной стороне. Такой момент изменения является шоком для человека. Поэтому часто выбираются некоторые бесконечные желания, которые служат вечной морковкой, привязанной перед мордой осла, за которой он идет, постоянно видя ее перед собой. Такие желания обычно не конкретизируются. Например, желание быть богатым. Оно не конкретно. Вот хотя бы сто долларов, если у тебя до этого было сто рублей. Потом ты говоришь, что это бедность, теперь мне надо пятьсот долларов в месяц. Ты получаешь пятьсот долларов, но говоришь, что и это не богатство, мне нужно три тысячи долларов. Такое желание все время продляется и на этом построена вся экономика, то есть она никогда не оставляет человека в достигнутом им состоянии. Никто никогда не скажет, что на этом можно остановиться, все время предлагается что-то следующее. В этом случае человек будет двигаться по вектору желания до конца жизни. Но, может быть, в какой-то момент он вдруг поймет, что это не дает ему главного. Он богат, но что изменилось? Ничего. Тогда ваш старый образ себя подвергается сомнению. Если вам удается достичь цели желания, то вы теряете само желание. Желание подпитывается именно тем, что вы не достигли его. Когда вы его получили, то желание пропадает, тогда надо тут же продлить его, чтобы двигаться дальше, как мы рассматривали, например, в ситуации с ребенком. По сути, это желание на всю жизнь: воспитать, одеть, женить и похоронить. Люди ищут именно тех желаний, которые длятся всю жизнь. Но если вы берете желания, которые не являются столь растяжимыми во времени, а фиксированы на каком-то результате, то обязательно получите ситуацию, когда желание исчезнет. Кто может привести пример из своей жизни, когда у вас было желание, и оно исполнилось? — У меня было желание зарабатывать прилично, и я это получила. Исчезло ожидание. — Правильно, желание пропало, я хотела заработать эту сумму, и я ее заработала. — Когда покупаешь, то хочется все больше, новее, мощнее. — Но это желание нереализованное. — Потом понимаешь, что нет смысла, и оно уходит. Какая разница маленький у тебя дом или большой, в принципе, все — одно и то же. Если приходит понимание, то тоже исчезает желание. — Достаточно не просто рассказать о желании, которое исполнилось. По сути, мы все время находимся в желании, мы все время считаем, что то, что мы хотим, еще не достигнуто, и, фактически, мы его растягиваем на всю жизнь. Мы не даем себе возможности прожить момент реализации желания, потому что этот момент будет шоковым, ведь тогда ты станешь банкротом. Например, женщина, говорит, что хочет найти мужчину, партнера, но делает так, чтобы его не найти. Это странно, но если смотреть с точки зрения механизма желания, то понятно, почему она так делает. Потому что, если она его найдет, то все закончится. Желание — это реализация «хочу хотеть». Кажется, что акцент делается на достижение того, что я хочу, но на самом деле я делаю все, для того чтобы этого не получить. Получается, что я хочу хотеть. На самом деле я не хочу того, о чем я говорю как о своем желании, я хочу его хотеть. Если я получу то, что, как я считаю, является предметом моего желания, то потеряю возможность хотеть. — Получается, что отсутствие желания, это смерть. Если у тебя нет желания, то и нет движения. Правильно? — Посмотрите на свое состояние, когда у вас нет желания. Человек хочет хотеть. Посмотрите, на людей с сильными желаниями, у них большая энергия, они увлекают за собой других в своем желании, они считаются лидерами. А лидер знает то, чего он хочет, в отличие от других, которые не очень знают, но двигаются за ним. Желание имеет здесь очень большую силу. — Я пришла сюда, потому что мое состояние, в котором я пребывала, изменилось, я знала, что могу изложить то, что я хочу. У меня не было желания это делать, просто возникло возбуждение, и я пошла и сделала это. — Посмотрите, что такое возбуждение? Это адреналин. Адреналин создает состояние возбуждения. Что такое возбуждение? Это энергия желания. Это стимулирование желания, которое физиологически проявляется в выделении адреналина. Здесь все построено на желаниях. Желание активизирует какие-то двойственности, и ты начинаешь двигаться от одной стороны двойственности к другой, но самое интересное, что большинство людей так и не достигают другой стороны. Поэтому они говорят, что главное — желать. Они бегут в направлении своего желания, но не достигают его, потому что они хотят хотеть. Когда я спрашиваю у вас о том, были ли какие-то желания, которые реализовались, все молчат. Значит, механизм желания скрывает себя за иллюзией. Это одна из самых мощных иллюзий: мне будет хорошо тогда, когда я достигну того, чего желаю. Выбирается что-то очень большое, мощное, по человеку и цель, и к ней можно стремиться до бесконечности. И некоторые люди именно так и проживают свою жизнь. Они стремятся к большой цели. Чем больше цель, тем больше человек, тем больше людей идет за ним, фактически, разделяя с ним это желание. Но если мы получим это желание, то, что с нами будет? Желание исчезнет. Поэтому мы и не даем себе возможности прожить такую ситуацию. Если вы хотите что-то очень сильно и конкретно, то испытаете шок, когда получите это. Потому что тогда двойственность перевернется как песочные часы. Если вы видели песочные часы, то наблюдали, как в них падают песчинки. И когда падает последняя песчинка, часы надо перевернуть, тогда процесс идет в обратную сторону. Но человек выбирает проживать жизнь так, чтобы не встретиться с реализацией своего желания. Это выбор большинства людей — не встретиться с реализацией своего главного желания. Есть фильм «Замужество Евы Браун». Суть его в том, что очень красивая немецкая женщина влюбляется в немецкого офицера. Это происходит в начале второй мировой войны. Они обручаются, и он уезжает на фронт. Она его ждет очень долго, ждет много лет. Она красивая, нравится мужчинам, но она его ждет. От него нет никаких вестей. Прошло много лет, а она его всё ждет. В финальной сцене она сидит в своем доме, и он входит, они смотрят друг на друга. Она все эти годы его ждала, отрицала предложения других мужчин, у нее было огромное желание его дождаться. И вот они встретились и смотрят друг на друга. Потом она встает, идет на кухню, включает газ, затем показан дальний план дома, который взрывается. На мой взгляд, это прекрасный пример того, что происходит с человеком, имеющим сильное желание, когда это желание реализуется. На самом деле ей нужно было желать этого, но когда она получает то, что хотела, то желания уже нет, и жизнь становится бессмысленной. Посмотрите истории сильной любви. Ромео и Джульетта желают быть друг с другом, но обстоятельства таковы, что они не дают им быть вместе, и, в конечном счете, они умирают, но умирают не Ромео и Джульетта, умирает их желание. Ведь они — это символ желания. Желание тем сильнее, чем больше сопротивление, чем сложнее его достичь. На самом деле люди хотят не исполнения желания, люди хотят желать. Но, желая желаемого, они, фактически, все время находятся в иллюзии, то есть просто не видят того, в чем они находятся, как иллюзию. И они сохраняют это состояние за счет того, что не реализуют свое желание. Так что же происходит с человеком, когда он реализует свое желание? Потому что, если он не достиг его, то будет бесконечно стремиться его реализовать. Он хочет хотеть и будет настаивать на том, что все будет замечательно, когда он достигнет желаемого. Но когда его спрашивают, когда же он достигнет, то он отвечает: «Тогда, когда достигну», — и делает все, чтобы не достигнуть его. Я специально акцентирую внимание именно на механизме желания, потому что здесь этот механизм тотальный. В нем находятся все. Что происходит с человеком, когда он теряет желание? — Ищет другое. В этом смысл жизни. — Если ты ничего не желаешь, то ты вообще непонятно кто. Ты не действуешь, тебе ничего не нужно. Это странно с точки зрения выживания. — А простые физиологические желания, голод, например? — Они тоже бесконечны. Человеку задаются некие потребности, и он их все время реализует, он хочет это желать. Посмотрите, в физической реальности желания связаны с телом и личностью. Есть люди, которые начинают двигаться, так сказать, к духовному. Их желания другие. Что у них за желания? Они же хотят чего-то? — Быть умнее, лучше, чище. — Совершенно верно. То есть желания, связанные с физическим, реализуются именно в физических вещах. И круг разговоров сводится к тому, у кого шуба подороже, кто твой кутюрье, где машину приобрел. Это материально и конкретно. Вот я купил шубу за десять тысяч долларов, а на тебе что? Всего шуба за тысячу долларов. Потом другой приходит — у него шуба за двадцать тысяч долларов. Всё крутится вокруг этого. Больше денег — больше возможностей. Это личностные желания. Они направлены к физическому богатству, у них есть физические критерии такого богатства, они их сравнивают и поддерживают себя в состоянии хотеть большего. Возьмем человека с духовными устремлениями. Он не акцентируется в такой степени на деньгах, хотя сейчас все перемешалось и семинар «Как больше заработать» может относиться к духовности или психологии. Итак, возьмем сферу нефизическую. Тут превалируют желания такого рода: я более умный, я более просветленный, я более любящий, я более сострадательный. Таковы духовные цели. Человек, имеющий так называемые духовные желания, так же сравнивает себя с другими. Что, например, важно для вас? — Иметь больше знания. — Но зачем оно тебе? — Для выживания в социуме. — Чтобы лучше выжить. Тогда нет разницы между целями духовными и материальными. И те, и другие направлены на выживание. Богатый человек хочет выжить, но для него выжить — это заплатить три тысячи рублей за номер в гостинице. Духовный хочет выжить за счет, так называемых, духовных ценностей. — Там желания истинные. Там есть механизм проверки: твое это желание или нет, в данный момент является ли это для тебя актуальным или нет. — А что значит истинное желание? — Ты можешь хотеть «Мерседес», а ты продавец апельсинов или какой-нибудь пьяница-грузчик, который хочет стать балериной. Это же неестественное желание. — А что значит неестественное желание? Хорошо, какой-нибудь бомж хочет стать балериной. Почему это неестественное желание? — Но оно не достижимо. — А кто сказал, что оно не достижимо? — Мы возвращаемся к социуму. Есть определенные критерии балерины, она должна выглядеть, она должна танцевать и так далее, он просто реально не достигнет этого желания. — То есть ему говорят, что он реально этого не достигнет. Посмотрите, если мы имеем представление о себе как о том, кто меняет форму и может быть кем угодно, то нет ни одного желания неисполнимого. Но здесь, в данной реальности, другой взгляд на эти вещи. Если ты хромой, то не можешь быть хорошим танцором. Но почему ты хромой? Потому что у тебя есть желание быть хромым. Что такое физическое тело? Твое тело — это отражение твоего восприятия себя. Если ты изменишь свое восприятие, то можешь изменить и свое тело. Вплоть до того, что ты можешь стать из мужчины женщиной, из женщины мужчиной, из слепого зрячим и так далее, но это не учитывается. Вводятся ограничения. Существующая система восприятия действует в определенных ограничениях, и она решает вопросы, исходя из этих ограничений. Но есть ли ограничения для человека как существа, которое может все? Если система имеет ограничения и не рассматривает человека как существо, которое может все, то он будет действовать в рамках таких ограничений. Если он выходит за их рамки, то возникает совершенно другое. Мы начали говорить о том, что в духовной сфере работают те же механизмы, что и в физической. Я желаю желать. Я желаю желать быть просветленным, я желаю желать быть учеником первой степени. Вводится критерий успешности, и я желаю иметь следующий показатель успешности. Так что же это, как не тот же самый механизм желания? А что происходит с человеком, который достиг того, что хотел? Тот, кто достиг, ему некуда больше идти. Если я хочу быть просветленным, то я все время буду двигаться к этому. Как только я стану просветленным, мне больше некуда двигаться. Как видите, в материальной и, так называемой, духовной сферах действует один и тот же механизм желания. И приемы, которые применяются для стимулирования этого механизма, тоже идентичны и направлены на актуализацию желания хотеть. Если мы это не увидим, то будем все время совершать движения по такой замкнутой схеме. А какова альтернатива личностным желаниям? Если, кроме личностных желаний, нет ничего, то мы вынуждены делать только это в какую бы сферу мы ни входили, так как механизм везде действует одинаково. — А если я уже имею? — Мы видим, что большинство людей не скажут, что они имеют что-то, потому что если они так скажут, то их привычный способ существования заканчивается. С некоторыми людьми это происходит, и они впадают в депрессию. Человек зарабатывал много денег и вдруг впал в депрессию, ему вообще ничего не хочется. Или какой-нибудь «дон Жуан», с ним что-то происходит и ему вообще женщины не нужны, он впал в депрессию. Тебе ничего не хочется из того, что ты так усиленно и долго делал. Тебе перестало этого хотеться, и это не происходит осознанно для человека, это с ним случается. — Когда это случается, это действительно приводит в такой шок, что ты начинаешь усиленно искать, что бы такое захотеть еще сильнее. — То есть ты опять пытаешься завести старый механизм дуальных желаний. Но некоторые не могут его завести. Тогда их называют больными и предлагают обратиться к психиатру. И многие из них рассматривают себя как больных и пытаются лечиться. В лучшем случае, их немножко восстановят, и они захотят что-нибудь, например, скушать мороженое. И о них будут говорить, что они выздоравливают. Есть медитация под названием «Стоп». Люди что-то делают, двигаются, и вдруг говорится: «Стоп!», и они останавливаются в том положении, в котором их застала эта команда. А дальше они осознают свое состояние. Человек, находясь в движении по вектору желания, не осознаёт себя, он сознаёт только цель, к которой движется. Поэтому он не проживает настоящий момент своей жизни, он как бы пролетает от вешки до вешки. Он достигает какой-то вешки, сразу видит следующую и бежит к ней. Он не замечает, что они расположены по кругу. Именно дуальные личностные желания не дают человеку остановиться и осознать свое состояние в настоящий момент времени. А то, что мы называем потерей желания, это и есть такая команда «Стоп!», и она возникает для человека непроизвольно и неожиданно. Тогда ум начинает ему говорить: «Ты больной, ты не здоров». Потому что здесь человек считается здоровым, если все время чего-то хочет, куда-то двигается. Но если он чего-то хочет и куда-то двигается, значит, у него нет того, к чему он двигается и чего хочет. То есть он не реализован. Реализованный, целостный человек, это тот, который имеет все. Но тогда это сфера, а не вектор. Желание — это вектор, а сфера — это совершенно другое. Так какая же альтернатива желанию? Мы видим, что желание не приводит нас к самим себе, а уводит. — Перестать хотеть. — Альтернатива желанию — перестать хотеть. Хорошо. Перестаньте хотеть. Возьмите буддийские тексты, там говорится: «Избавься от желания». Я тоже могу вам сказать: «Хватит хотеть, зачем ты хочешь, не надо хотеть». Если вы волевым решением попытаетесь это сделать, то у вас ничего не получится. С какой стати вы будете бросать тот основной стимул жизни, который вами движет? — Представить, что это уже есть. — Хорошо. Вы можете прожить свое желание виртуально. Вы можете не реализовывать его в физической реальности, а представить, что уже достигли его. Вы можете это представить по отношению к любому желанию. Вы можете увидеть, что будет, если вы это получите. Большинство людей даже не утруждают себя такой операцией, они просто двигаются к своему желанию. Если вы представите, что вы его уже получили, то, что дальше? — Но человек же хочет это испытать. — Отделите сейчас само хотение от предмета хотения. Вы можете сказать, что существует большая разница в том, что я хочу хорошо покушать, найти хорошего партнера или купить «Мерседес». «Это разные вещи», — скажите вы. А я говорю: «Нет, это одно и то же, потому что в любом случае вы удовлетворяете свое желание. А в чём оно фиксировано — не так существенно». Оно может иметь разные образы. Например, ваша цель получить «Мерседес», партнера, еду или еще что-то, но движущей силой является желание, которое можно проживать в очень разных видах и до бесконечности. Машины и партнеров можно менять, не говоря уже о еде. Но суть всего этого одна — это желание. Нужно полностью прожить состояние «хочу хотеть». Вы можете представить себя в состоянии без желаний, но очень удовлетворенным? У вас нет желаний, но вы очень удовлетворены. Желание дает не удовлетворение, а возбуждение. Чем больше желание, тем больше возбуждение. И все вокруг возбуждают вас: радио, газеты, телевидение, люди. Все возбуждают в вас желание хотеть. Они сами в нём находятся и передают вам. Но можете ли вы представить состояние удовлетворения без достижения желаний? Потому что в желании нет удовлетворения. Желание неудовлетворимо. Это бездонная бочка, чем больше туда кладешь, тем больше проваливается. — Когда я в сердце, то чувствую себя очень спокойно, хорошо, мне ничего не нужно, достаточно просто быть в этом и все. — Да. Это описание состояния, когда ты исполнился. Если ты хочешь, то ты не исполнен, ты не реализован. Если ты реализован, то тебе не надо хотеть достичь какой-то цели из состояния возбуждения и неудовлетворенности. Но это очень странное и непонятное состояние с точки зрения большинства людей. — Когда я ехала сюда, мне было так здорово, не было желания думать о том, что будет, как будет, мне хотелось, чтобы эта дорога была бесконечной. — Но если хочется, чтобы эта дорога была бесконечной, то она заканчивается. Смотрите, некоторые люди переживали состояние отсутствия желания, состояние реализованности, но в эти моменты возникает ум и говорит: «Я хочу, чтобы это продолжалось». Как только мы хотим удержать что-то, оно мгновенно пропадает, сменяясь привычным для нас состоянием желания. Ничего нельзя удержать. Мы всегда были, есть и будем Буддой, но как только я заявляю, что я что-то хочу, я теряю покой. Нет покоя, потому что я не имею того, что хочу. Покой — это тогда, когда у меня нет неосознанных желаний, тогда я имею все. Как только я хочу что-то, то я теряю все и получаю желание желать. Теперь посмотрите, что будет, если мы находимся в состоянии полной исполненности, полной реализованности? У нас нет желания. — Скучно, наверное. — Сейчас вы попали в ловушку дуальности: «скучно — нескучно». Как только появилось определение «мне скучно», вы моментально начинаете двигаться к нескучности, и вот вы попались в ловушку желания. Ум подбрасывает какую-то двойственность, которую разложит на две противоположности и создаст вектор желания. И мы скажем, что скучно — это плохо, а нескучно — это хорошо. Тогда вектор нашего желания будет направлен на «нескучно», и мы со всех ног бросимся к «нескучно». Или вдруг появляется мысль: «Что это я дура-дурой сижу, надо бы мне поумнеть, пойти куда-нибудь учиться». Тут же разложилась двойственность «дура — умная». Дура — нехорошо, умная хорошо, побежали учиться. И у каждого свое. Посмотрите, в этом мире есть линейное время, в котором мы можем проживать опыт разного рода двойственностей. С какой стати люди занимаются всей этой чепухой, если смотреть с точки зрения уже имеющейся у них целостности? Бегают от одного конца вектора желания к другому. Но если ты не активизируешь двойственности, то не можешь получить опыт Игры в разделенность. Поэтому смена дуальных желаний на недуальный интерес Души и есть суть нашего Процесса.
Предстоящие встречи и семинары
21–22 ноября, Москва. Семинар Евгения Горбуленко «Богатство наших чувств»
25–29 ноября, Санкт-Петербург. Семинар-тренинг Александра Пинта «Как обрести полноту переживания жизни? Переживи себя заново — в новой версии!»
27–29 ноября, Мурманск. Семинар-тренинг Евгения Горбуленко «Отношения с близкими. Переход в новое качество»
13–19 декабря, Арамболь, Гоа, Индия. Семинар-тренинг Александра Пинта «Главный вопрос для творца своей жизни: как повысить качество своей энергии, или духовная алхимия»
Тексты, публикуемые в этой рассылке, представляют собой фрагменты моих семинаров и книг. Если тебя заинтересовал целостный взгляд на понимание себя, ты можешь посетить мой сайт www.pint.ru и узнать об этом глубже и полнее. Там же ты сможешь узнать расписание семинаров и консультаций, получить информацию обо всех выпущенных книгах, записях семинаров, заказать и скачать те материалы, которые тебя заинтересуют. Также я приглашаю тебя подписаться на другую мою рассылку «О Целостной психологии Александра Пинта». В ней ты найдешь живые впечатления о книгах, семинарах, первых встречах с Целостной психологией и практической работе над собой. Ты узнаешь, что значит встать и идти по Пути Целостности и Осознанности самого себя. Подписаться на эту рассылку можно на моем сайте. Желаю тебе осознанного пути к целостному пониманию себя. С уважением и интересом к тебе, Александр Пинт.
|
В избранное | ||