Мать и отец &151; как главные условия твоей жизненной задачи
Школа Целостной психологии Александра Пинта
Здравствуй, Дорогой Читатель!
Как ты относишься к своему отцу и своей матери? Я имею в виду не просто то, хороши или плохи твои отношения с ними, а то, как ты понимаешь роль своих родителей в твоей жизни. Ведь именно они заложили в тебя все основные качества твоей личности. Хотя ты можешь этого и не видеть или отрицать. Но это так.
Наши родители оказали самое большое влияние на формирование нашей личности, то есть на характер и специфику наших жизненных уроков и задач. Ведь наша личность и есть главное условие наших духовных задач. Хотя такой взгляд на личность человека пока не общепринятый.
Если ты готов понять и начать решать свои главные духовные задачи, а не просто стараться выжить, то тебе надо обратить свое внимание на родителей. Как они формировали твою личностную программу, и какова она у тебя? Через ответ на этот вопрос ты сможешь увидеть то, какой опыт ты решил пройти в этой жизни и решение каких жизненных задач выбрал как основных.
Об этом наш сегодняшний текст. Прочитай, прочувствуй и пойми его.
Мать и отец — как главные условия твоей жизненной задачи
— Когда я перепроживал свои отношения с матерью и отцом, то их уже не было в физической реальности. Этот процесс не был быстрым и легким. Я нашел видеокассету своего детства. Я ее несколько раз смотрел. Сначала она у меня вызывала только боль. Потом я стал смотреть более отвлеченно. Я стал видеть отношения матери и отца. То, что я не видел, находясь в рамках роли сына. Вот есть такая женщина,
есть такой мужчина, и у них такие отношения.
— Когда вы заговорили о своих родителях, то у меня было такое чувство, что это связано не только с отцом и матерью, что это гораздо шире… Не знаю, может быть это только мое восприятие.
— Отец и мать — это мужчина и женщина, которые были выбраны тобой, для того чтобы, во-первых, получить тело, а во-вторых, уроки. Качества матери и отца очень существенны, потому что они оказывают самое большое влияние на ребенка.
Я могу сказать, что у моей матери было очень ярко выражено глубокое чувствование и его осмысление. А у отца была очень сильно выраженная активность во внешнем мире, устремленность к знанию, общению, коммуникации. Я вижу сейчас, насколько это важные качества для меня.
— Я тоже пыталась разобраться. Но у меня получается, что очень активное женское начало в маме. И почему-то пассивное в отце. Хотя казалось бы должно быть наоборот.
— Мы выбрали ту пару, которую выбрали. И сочетание качеств таково, какое мы выбрали. Активность и пассивность — это степень выражения какого-то качества. Но ты не назвала то качество, о степени проявления которого говоришь.
— Активность — это что-то ярко выраженное, вплоть до чистого давления.
— Хорошо. А можно ли сказать о тебе это?
— Нет.
— Как нет? Ты говоришь очень тихо. Ты не хочешь, чтобы на тебя обращали внимание. И этим ты давишь на собеседника, заставляя его напрягать слух, чтобы услышать тебя.
У меня, например, были достаточно сложные отношения с отцом. Он говорил: «Работать надо. Действуй. Делай». А мне охота было читать, развлекаться, заниматься спортом… Другую сторону я отрицал, и у нас из-за этого были конфликты. Когда он умер, то я очень многое увидел. И я благодарен ему за то, что он мне передал эти качества. У меня была больше склонность к внутреннему, поэтому близость с матерью
ощущалась сильнее.
— При этом у меня отец был малодеятельным человеком, мягким, терпеливым.
— А ты принимаешь мать такой, какая она есть, и отца таким, какой он есть? В себе ты их чувствуешь?
— Часть я принимаю. Она подвижная, деятельная, постоянно активная.
— Какая разница кто вас научит тому, чему вас нужно было научить. Мужчина может учить восприимчивости и принятию, а женщина — активности. А почему бы и нет? Важно, чтобы эти качества присутствовали. Кроме того, мама не исчерпывается только подвижностью.
— Да, много. Очень много негативного.
— Негативное — это обратная сторона позитивного. Здесь мы изучаем двойственности. Нам нужно изучить обе их части. И если в наших родителях какие-то двойственности были ярко выражены, значит, нам нужно тоже пройти их. Мы сами это выбрали. А раз мы сами это выбрали, то к кому теперь претензии. Претензии возникают по той причине, что мы не понимаем, зачем мы это выбрали.
Родители задали условия нашей задачи, выраженные в нашей личности. Когда мы берем учебник, то читаем задачу. А в задаче заданы условия. Наши родители являются условиями нашей задачи. А мы же требуем сразу ответа. Но где задача? Зачем нам ответ на задачу, которую мы не знаем.
Творец получает задачу и решает ее. Потом он создает следующую задачу и решает ее. Тогда он становится развивающимся Творцом.Так вот наши родители — это условие нашей задачи. А ответ в нас. Ответ не в них. Еще одно заблуждение — это поиск ответа в условиях задачи. Условия задачи — это условия
задачи. А ответ — это ответ. Условия задачи в них. Ответ в нас.
Придем мы к так называемой смерти, исказив условия задачи и превратив их во что-то непонятное, либо мы придем с ответом. Мы придем к ответу, а потом создадим свою задачу. Уже другого уровня. И передадим ее своим детям.
Получается, что все передают условия, которые по мере передачи искажаются. В конечном счете, вообще не понятно, что передается. Посмотрите, какую задачу вы себе взяли, войдя в условия ваших родителей — семьи, в которой вы родились. Если я не хочу рассматривать это как задачу, а хочу просто получить готовый ответ, то конечно мне становится тошно. Не понимая условий задачи, я не могу понять
и всю прелесть правильного ответа. Приходит задача и ответ. Но мы не понимаем ни задачу, ни ответ.
Рассмотрите то, какими качествами обладают ваши мать и отец. Но рассматривайте их как условия задачи, которую вы своей жизнью и решаете. Ответ — это вы.
— У меня мама очень добрый, активный, творческий, любящий человек, у которого все время была недопроявленность всего этого. Дополнительное условие — мой отчим, которого я всегда не любила за то, что он приучал меня доводить идею до реализации. То, что получалось у него, всегда было замечательно. Он всегда находил
какие-то неожиданные решения. Я же не проявляла себя. Он обучал меня тому, чтобы проявляться.
— Я просто вспоминаю свою детскую лень. Мне было лень все. Мне было лень мыть посуду, стирать, убирать… А отец был человеком, который это проявлял в полной мере. У меня шло отчаянное сопротивление на любое действие. Все детство и юность провела с книжкой на кровати. Всю свою жизнь я создавала так, чтобы она включала
как можно большее количество событий, людей, действий, работу, встречи — все с точностью до наоборот.
— Смотрите, условия могут быть созданы таким образом, что они будут к чему-то вас подталкивать. Или, наоборот, они будут вас от чего-то отводить. Но это все условия задачи. Если нам запрещают, то, в конечном счете, мы будем хотеть это делать. Если нас подталкивают к чему-то, то мы можем не захотеть это делать, но все равно наше внимание фиксировано на этом.
Пожалуйста, кто еще?
— Скорпулезность. Это качество у меня развито в полной мере. И именно от родителей.
— Всегда надо исследовать двойственность. Обратная сторона скорпулезности беспечность.
Нам задается некая двойственность, которую мы должны познать. Нам могли задать одну сторону или другую, то, что мы называем положительным и отрицательным. Неважно. Но нам ее задали. Если нам показали одну сторону, то дальше нам надо будет познать другую. Но познаем-то мы всю медаль в целом, то есть всю двойственность. Значит, в вашу личность или условия задачи заложены определенные двойственности,
которые вам надо познать.
— Одна часть меня проявлена в полной мере, а вторая, судя по всему, нет. Единственный, кто вносил этот элемент чрезмерности, был отчим, но я тогда этого не знала. Это был человек, у которого была глобальность замыслов. А поскольку я его отторгала, то я эту сторону и отторгла тогда. Сейчас у меня что-то начинает пробиваться.
— Сейчас отчим может быть очень полезен в этом смысле. В условиях задачи была задана и та, и другая сторона. Одну мы отвергали, а второй следовали. Но теперь тот человек, к которому мы испытывали отторжение, нам же очень и полезен.
Опять же свой пример. Мне отец в свое время говорил: «Работать надо». А я говорил: «Развлекаться, отдыхать и медитировать». Но для познания второй стороны отец в меня заложил все, что нужно. У меня к нему большая благодарность за это. Он мне уже дал это, а для того чтобы принять это в себе, мне надо испытать благодарность к нему. Для этого мне надо было принять его как другую сторону себя. Вот
как идет решение наших жизненных задач.
В нашу личность уже все заложено, но мы выбираем только ее части. Поэтому нам надо увидеть другие части условий, иначе задача полностью решена не будет. А это, кстати, отражается и в людях, которые несут определенные стороны наших уроков, а так же в местности, в профессии, во всем. Если вы посмотрите внимательно, то увидите, как во всем это отражается.
Итак, мы выясняем условия нашей задачи воплощения, в которую входят основные двойственности и те, кто задавал нам эти условия. Это могут быть люди, но туда входит и все остальное, вплоть до конфигурации нашего дома.
— Как я сейчас понимаю, мама мне передала сильную зависимость от всего. Теперь я понимаю, что мне теперь нужно перейти в свободный план.
— А кто задает условия свободного плана? Потому что по условиям задачи должен быть носитель этого. Тот, у кого ты этому учишься. Ведь в нашей задаче всё предусмотрено.
— Этот человек должен обязательно присутствовать около меня?
— Да.
— В таком случае это папа.
— Это может быть кто угодно. Отец и мать — не единственные условия в вашей задаче. Все люди, с которыми мы встречаемся, являются важными условиями нашей задачи.
— У меня есть двоюродный брат, который, как мне кажется, выражает эту сторону.
— Когда вы готовы к прорабатыванию другой стороны двойственности, вы начинаете сближаться больше с теми, которые несут ее.
— Вот я отчетливо вижу, что у меня отец был ярко выраженный экстремальщик. Вся его жизнь строилась на пиковых ситуациях, в принципе не им созданных, но связанных с его выбором. Сначала была война, он с 18-ти лет был в танковых войсках, и бабушка висла на нем, чтобы его в другой род войск перевели. Потом регулярные
катастрофы, потом болезнь… Натура, связанная с чрезвычайной страстностью, полное пренебрежение к социальным вещам. И все время проявление себя на экстремальной точке. А мама — очень спокойная.
— Как можно назвать эту двойственность?
— От внешней активности до полноты внутренней.
— Двойственности могут пересекаться. Могут быть условия с несколькими двойственностями. Вот мы видим: страстность и спокойствие, экстремальность и повседневность. Интересно построить диаграмму из двойственностей и посмотреть, как они пересекаются. Потому что в самых непростых задачах могут пересекаться несколько двойственностей. Кто-то выбирает себе простую задачу. Он выбирает себе одну или
две двойственности. А вы можете выбрать до десятка и больше двойственностей. Они все пересекаются, и это создает очень непростую ситуацию. Но и ответ очень интересный.
— Когда я изучала двойственности, то нашла в себе практически все. Причем ярко выраженные. Я создавала условия, при которых были выражены практически все двойственности.
— А какие? Все — это очень абстрактно. Желательна конкретика. Если в задаче написано: все поезда уходят всегда и всё время и всегда куда-то приходят, а требуется узнать время и место их прибытия, то это непонятно.
Если вы увидите программу своей личности, изучая своих родителей, которые ее вам заложили, то поймете условия своей задачи.
— У мамы была высота или глубина. У папы была горизонтальная поверхность. Мама до недавнего времени в себя уходила очень глубоко или очень высоко в то время, когда папа собирал все с поверхности. Мама все время уходила в глубину, и только когда все было пройдено до самого конца, избито, изучено, только тогда это
выводилось на поверхность. А у папы результаты были видны все время. Но и там, и там была неудовлетворенность. Я вижу свою задачу в том, чтобы совместить их подходы.
— Это аналогия подсознания и сознания. Сознание — это то, что ты видишь, а подсознание — это то, что ты не видишь.
— Для меня очень важно не западать на одну из сторон.
— Фактически — это возможность вывода на уровень сознания любой области подсознания. Это есть то основное, с чем мы здесь работаем.
— Я эту задачу выбрала, для того чтобы увидеть наглядно, что я свою жизнь делаю сама. У мамы была, скорее всего, заниженная самооценка, не было масштабности, радости жизни. А папа был такой, которому везде надо было отметиться и проявиться. Я, наверное, вопреки маме, поскольку я с ней не жила, хотела ей доказать,
что все возможно.
— Смотрите, есть доказательства от противного и есть доказательства впрямую. В данном случае условия, заданные мамой, говорят: «Жизнь тяжела, лучше не высовывайся». Это толкает вас на доказательство от противного. Вы ей начинаете доказывать, что это не так.
— Да. И самое сильное мое желание было — доказать ей, что она не права, когда стала себя губить, живя с отчимом, с которым живет до сих пор. Причем каждый раз говорит, что жалко оставленные года, я столько всего в него вложила, столько сил потратила, хотела из него человека сделать.
— Мы всё время доказываем, но при этом забываем, что собственно хотим получить. Мы увлеклись средством и потеряли цель. Это тоже необходимо, как мы видим, но так можно продолжать доказывать бесконечно.
Посмотрите, сколь различны условия, которые мы сами себе выбираем и как различаются способы для решения задач у каждого. Кто-то хочет действовать на доказательствах. Пожалуйста. Возможно все, и это возможно. Но во всем есть своя ловушка. Если мы увлекаемся доказательствами, то, в конечном счете, забываем, что решаем задачу. Нам уже ответ не нужен, нам нужно доказывать. Мы доказываем и
доказываем, а ответа нет.
— Вот то, что я хотела. Это у меня звучало. Уже понятно, что все это не есть то, чего ты хочешь на самом деле.
— Но почему же? Ты этого хочешь. Здесь очень тонкая грань. Ее надо увидеть. Ты хотела жить не так, как мама, то есть доказать ей, что можно радоваться, что можно широко жить и так далее. Ты это делала. Но ты это делала, все время доказывая. Акцент поставлен на доказательства.
— Может, я сейчас так сказала, может быть, я на самом деле не очень хотела ей доказывать.
— Ты видишь, что мы все среагировали на это. Ты все время пытаешься доказать. Это очевидно, если наблюдать за тобой со стороны. А тебе это не очевидно, потому что ты отождествилась с этим. Это было средством решения задачи. Ты можешь выйти из средства решения задача и посмотреть на него со стороны? Иначе возникает отождествление либо с условиями задачи, либо со средствами ее решения. Когда
есть отождествление, то идет пробуксовка. Условия — это условия, средства — это средства.
— Наша семья вопила во весь голос, что нельзя мне уходить с работы, потому что все останутся голодными.
— Да. Но ты отождествилась с доказательством. Ты получала удовольствие от доказательства. Смотрите, как средство становиться целью. Не результат важен, а важно доказательство. Все, что мы делаем, все, что мы выбрали, все правильно. Ничего не отрицается. Более того, сейчас мы видим, насколько это важно и нужно было для нас. Мы пытаемся внести коррективы только туда, где произошли западения
на условия или средства достижения. Не отрицая ни то, ни другое, потому что и то, и другое необходимо.
Но если в задаче из 10-ти условий я вижу только два, а остальные восемь не вижу, то значит, я не вижу задачу целиком. Но это не значит, что эти два условия не имеют право на существование или средство решения не годиться. Годится, но наравне с другими.
Надо расширить свое восприятие. Чем мы сейчас и занимаемся. Не выбором того, что более правильно или менее правильно, а расширением восприятия, дабы увидеть все условия задачи и все средства ее решения. А также увидеть, каким средствам на данном этапе надо отдать предпочтение.
Как изменились условия? Ведь условия вашей задачи меняются с возрастом. Это же динамичная задача, а не статичная. Это не задача в задачнике, где условия заданы раз и навсегда. Они меняются. Мы все время решаем свои задачи, исходя из условий, которые были, хотя уже находимся в другом временном промежутке, где условия задачи претерпели изменения. А мы пытаемся решать задачу так,
как будто ее условия остались прежними. А они изменились.
Мы рассматриваем сейчас изначальные условия вашей задачи, но дальше надо рассматривать их динамику. Потому что условия-то поменялись. Надо учесть дополнительные условия в виде отчима, брата, сестры или изменений вашего отца и матери. Хотя главные условия задачи были заложены в вашу личность в детстве в виде двойственностей и порожденных ими конфликтов.
Вот у меня, например, была борьба со всеми ограничениями. Я все время хотел делать что-то такое, что не вписывалось в обычные представления. Нельзя сказать, что меня очень сильно контролировали по сравнению с другими, но я переживал это как очень сильное контролирование.
— От меня требовали соблюдения какой-то меры, которой я собственно говоря не чувствовала сама по себе. Если Лика пыталась все время доказать что-то, то у меня произошло обратное — я перестала действовать. Потому что, когда не действуешь, то не можешь эту меру нарушить, перейти. Таким образом, проще было вообще
не действовать. Вся энергия была направлена в книги. Потому что здесь не было ни малейшего контроля, и я все свое детство провела за книжками, оторвать меня от книжки можно было только силой.
— Это переход в область фантазий, потому что контроль, который был в твоем случае, связан с поступками и действиями в физическом мире, то есть он внешний.
— А в этой области контроль отсутствовал вообще, потому что никому не приходило даже в голову контролировать то, что я читаю. С 6-ти лет я читала все, что мне попадало под руку. Это была, конечно, каша, но, тем не менее, результаты были. И когда в библиотеке меня попытались проконтролировать, то я тут же развернулась
и больше там не появлялась. Для меня было дико услышать, что можно контролировать то, что я хочу читать.
— Смотрите, мы ищем отдушину там, где нас не контролируют.
— Книги были той отдушиной, в которую можно было удалиться. Там же создать великолепную виртуальную реальность. Просто тогда слова такого не было.
— Те уроки, которые мы себе выбрали, связаны с двойственностями. Потому что эта реальность двойственна. Поэтому нам нужно находить двойственности в себе. А самоосознание есть возможность ясного их видения.
Тексты, публикуемые в нашей рассылке, представляют собой фрагменты семинаров и книг Александра Пинта. Если тебя заинтересовал наш взгляд на понимание себя, ты можешь посетить наш сайт www.pint.ru и узнать об этом глубже и полнее. Там же ты сможешь узнать расписание наших
семинаров и консультаций, получить информацию обо всех выпущенных книгах и аудиозаписях семинаров, заказать и скачать те материалы, которые тебя заинтересуют.
Желаем тебе осознанного пути к целостному пониманию себя.