Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Продвинутая психология для совершеннолетних.


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
Vital P'Art - Продвинутая психология для совершеннолетних.

Не очень чистая сила

Ларри Флинт, издатель скандально известного эротического журнала "Хастлер",
то ли сам, а то ли уже в понимании Милоша Формана, режиссера фильма "Народ против
Ларри Флинта", и в полной согласованности с сюжетной линией, сформулировал довольно
интересный социальный парадокс: почему показывать голого человека - это плохо,
а мертвого - это номально? Почему эротика и порнография по телевизору - это
преступление, а убийство и война - всего лишь новости? Ведь согласно любому
здравому смыслу все должно быть как раз наоборот: в первом случае очень даже
ничего, а во втором - плохо. Однако наоборот никак не получается. Интересно,
почему бы это?

Мне также интересно, почему в рекламе не рекомендуется использовать образ Иисуса,
а вот дьявола - сколько угодно. Некоторое время назад очень настойчиво рекламировались
домашние хлебопечки. Положишь в эту печку немного теста, и через некоторое время
получишь ароматный хлеб. Сразу вспоминается библейский сюжет о накормлении пяти
тысяч, не считая женщин и детей. Представьте только: пять тысяч статистов в
рекламе, и все голодные для правдоподобия. Иисус разламывает хлеб и подает,
разламывает и подает... И вскоре по толпе проносится ропот: Чудо, чудо! Но тут
близким планом показывают, как Иисус достает из хлебопечки очередную булку хлеба,
и говорит прямо в камеру: "Чудеса бывают! Хлебопечка от Hitachi! И цена божеская,
истинный крест!" Представили? Ну а теперь представляйте дальше, что бы случилось
с телекомпанией, которая бы осмелилась разместить подобную рекламу в своих программах.
"Последнее искушение Христа" бы поблекло. А вот дьяволов показывают - и ничего.
Ну, помните, наверное: искушение для искушенных, про дьявола-дауна, который
не знал про пиво Holsten, и потерял выгодный контракт. Или вот это, где мои
руки и ее спина и ноги, союз которых "и все-таки" скрепляет опять же пиво.

С одной стороны вроде бы как все понятно: дьявола сам Бог велел - ой! - использовать
в рекламе. Ну вроде бы как поближе к золоту, обещает много разного, причем здесь
и сейчас согласно закону гештальта. Расплачивается, правда, глиняными черепками,
но потом и неочевидно. Ассоциативный ряд очень сексуальный, никуда от этого
не денешься, эмиссары дьявола на славу постарались. С другой же, как и в случае
с Ларри Флинтом - опять получается какой-то перекос: явно негативный образ (дьявола)
более привычен и нормален, чем позитивный (Бог). Предложите на рынке рекламу,
использующий образ дьявола, и вас простят. Но попробуйте второе и, я полагаю,
вам очень быстро напомнят, что чувствовал Джордано Бруно в последние минуты
своей жизни.

Конечно, вы понимаете, что "не рекомендуется" - это условность. Вряд ли такое
случится, что Дума или совет Федерации издаст специальный закон, регламентирующий
ротацию религиозных брендов. А Церковь у нас отделена от государства, хотя и
является весьма сильной политической силой, лоббирующей определенные интересы:
чего стоит один скандал, связанный с ИНН, где Церковь усмотрела происки дьявола
в виде дьявольского числа 666, присутствующего в этом самом ИНН. Пришлось убрать.
За это, надо полагать, Церковь выделила налоговой инспекции специального апостола,
который покровительствует налоговым органам, а именно - Матфея. Если Бог существует,
то ему явно не откажешь в чувстве юмора: Матфей, который был государственным
человеком, сборщиком подати, уверовав в Иисуса, первым делом бросил казенные
деньги на землю... Вот такая арифметика.

Честно говоря, у меня нет ответов на эти вопросы: я, так сказать, размышляю
вслух. У меня имеются интересные наблюдения на этот счет, которыми я с вами
хотел поделиться. Например, я убежден, что использовать в любых текстах образ
Иисуса как эталон для сравнения - это очень плохая идея, о которой лучше забыть.
А то встречаешь иногда вот примерно такие перлы: "В легендах и преданиях есть
люди, которые живут в сердцах миллионов и миллионов людей, которые дарят им
свет, надежду и любовь: Будда, Моисей, Иисус... И есть люди, которые живут в
наше время, которые помогают людям обрести истинный путь. Об одном таком человеке,
а именно, о Марии Прокофьевне Пупкиной, и хотелось бы сегодня рассказать..."
Я иронизирую, конечно, но смысл именно такой. Мой личный фаворит - цитата из
книги "Техника мысленного гипноза": "...Учитывая мысли Иисуса и Кандыбы..."
Все! Мгновенный разрыв шаблонов! Не дай боженьки! Любой земной человек при сравнении
с Иисусом превращается в ничто, в Васю Пупкина. Независимо от контекста. Сейчас
я примерно покажу, как это работает, - на совершенно другом примере.

В прошлый раз я упоминал про ум Ленина, который, если его измерять стаканами,
превозмогал всю окружающую реальность. Тут все понятно: когда я учился в школе,
перестройки еще не было, в Бога мало кто верил, поэтому функцию Бога исполнял
Ленин. Вот вам еще одна история. В пятом классе мой хороший друг поинтересовался:
есть ли у меня какие-нибудь теории о том, откуда я появился на свет божий, и
как все, собственно, организуется? Никаких уверенных теорий на этот счет у меня
не было. Я уже ясно понимал, что не из капусты, но дальше дело как-то не шло.
Я высказал гипотезу о том, что все дело в поцелуях: взрослые целуются, а потом
у них появляются дети. На что мой друг быстренько мне объяснил, что дело не
только в поцелуях, а если быть точнее, то и совсем не в поцелуях. Причем, объяснил
он мне это, по всей видимости, так ясно и живо, что я все понял. Некоторое время
я размышлял на этот счет. А далее была фраза, которую я помню почти дословно.
Звучала она примерно вот так: "Хорошо, вполне возможно, что ты прав, и так оно
и есть на самом деле... И я еще могу согласиться с тем, что так все получается,
и что так это даже у моих родителей... Но чтобы этим занималась мать Ленина!!??...
В это я не поверю ни за что на свете!..."

Возможно, в этом все дело и есть. Мы не прощаем приземленности - ни людям, в
их сравнении с Богом, ни Богам. Это одно. Другое заключается в том, что дьявол
- персонаж весьма обобщенный, собирательный. Его визуальное представление не
сильно отличается от обыденного представления шпиона, который должен быть непременно
в шляпе, в плаще, в темных очках и с зонтиком. Это своего рода шарж, социальное
соглашение, обобщение. Дьявол не имеет лица, он тысячелик и обезличен одновременно,
то есть неперсонифицирован, и поэтому его использование простительно как элементарная
спекуляция на стереотипах, прозрачных и понятных для большинства. Эти спекуляции
столь же невинны, как шаржированное представление шпиона, оно просто не имеет
никакого отношения к действительности, хотя и претендует на существование. Бог
же - предельно персонифицирован, и упорно рифмуется с идеальным представлением
о человеке. Идеальным настолько, что он может существовать только в мифологизированном
сознании - и больше нигде. Я даже полагаю, что Церковь первая откажет Богу в
праве на существование, если он предстанет в некотором качестве, которое будет
осязаемо и зримо. Как говорил Вернер Эрхард, "вы не узнаете Бога, если он наступит
вам на ногу..."

Кстати, раз уж мы говорим на тему дьявола, то, полагаю, имеет смысл несколько
раскрыть основной лейтмотив одной из прошлых публикаций про дьявольские возможности.
С вашего позволения я процитирую одно из писем:

Начнем с публикации о дьяволе. Я совершенно искренне написал, что в дьявола
я не верю (в Бога, как вы знаете, тоже). Я не бурусь судить, хорошо это или
плохо - каждый исповедует свою веру и свои взгляды. Я не отрицаю Бога, как не
отрицаю ощущения людей, что они выпили сахариновую таблетку и им стало объективно
легче. Так ли важно, есть ли Бог или его нет? Важно, на мой прагматичный взгляд,
что между мировоззрением и человеческим существованием образуется некоторое
нечто, от чего его жизнь изменяется, и изменяется, наверное, в лучшую сторону.
Я не хотел бы это отрицать.

Так вот, о дьяволе. Во-первых, текст был преднамеренно сгущен и очернен - совершенно
преднамеренно. И в тексте замаскирована одна-единственная мысль, ради которой,
собственно, все это и написано. Мысль такова: "проблемы решаются в любом случае,
и они решаются всегда, и они решаются настолько всегда, что иногда даже становится
неинтересно". Так что пока сознание разбирается, кто это мог написать такое
нехорошее про Бога и дьявола, в это же самое время подсознание читает совершенно
другой текст, который, в отличие от абстрактных пассажей про дьявола, абсолютно
буквален и понятен. В психологии это называется "двойная спираль". Хотите -
верьте, хотите - нет, но текст про дьявола - отчетливо коррекционный. Хотя можно
долго спорить, насколько он эффективен, действенен и так далее...

Вот такая петрушка со всей этой нечистой силой. Я же говорю: спекуляции, и ничего
больше. Но спекуляции весьма ажиотажные. Сегодня же у меня нет никаких тайных
намерений сообщить нечто особенное вашему подсознанию. Меня действительно очень
интересует эта тема: тема присутствия религиозных и мифологических верований
в окружающей нас привычной действительности. На некоторые аспекты, как вот в
случае с Иисусом, который думает одинаково с Кандыбой, я настроен вполне определенно.
На некоторые же другие: использование дьявольских и божественных образов в рекламе
- у меня нет однозначного ответа. И даже не столько в том контексте, насколько
негативно или нейтрально к подобной рекламе отнесется (или отнеслось бы) общество,
сколько в ожидаемой эффективности рекламы такого рода. Последнее вот, что меня
просто сразило наповал - рекламный слоган какого-то стирального порошка: "Чистая
сила в вашем доме". Ход изумительный, хотя и спорный, потому как частица "не",
которую так отрицают дяди из нейролингвистического программирования, выскакивает,
как черт из табакерки, и получается, конечно, что сила - самая что ни на есть
нечистая, то есть полтергейст. Будут ли им стирать или нет - бо-о-ольшой вопрос!

В прошлом выпуске рассылки я совершенно забыл указать адрес, по которому можно
скачать различные тексты по психологии лжи. Так что теперь исправляюсь: библиотека
открыта, и все упомянутые файлы можно свободно перенести на свой компьютер и
читать на досуге. Есть ряд весьма любопытных текстов. Новые тексты будут пополняться
регулярно. Так что заходите иногда.
http://novocybersk.ru/vital/index.php3?biblio

Еще. Очень важно. Обратите внимание: изменился адрес электронной почты. С mail.ru
творится что-то странное - почта не доходит, письма возвращаются обратно, связь
неустойчива. Так что теперь у меня новый адрес: forvit@yandex.ru. Очень легко
запомнить. Обновите его в своей адресной книге.

С уважением, Вит Ценев.

URL: http://novocybersk.ru/vital/index.php3
e-mail: forvit@yandex.ru


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное