Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Психология Финансовой Свободы. Выпуск 6


 

ПСИХОЛОГИЯ ФИНАНСОВОЙ СВОБОДЫ
выпуск №6 автор рассылки - Лана Рачкова

 

Доброе время суток, уважаемые читатели!

Рада приветствовать тех, кто к нам только что присоединился! Мы ведем разговор о финансовой свободе и тех внутренних ограничениях, которые затрудняют ее полноту.

Мы продолжаем разговор о ВОЛЕ (начало здесь).

ВОЛЯ – это та уверенность в своем «ХОЧУ» (то есть ЦЕЛИ), которая помогает легко справляться со всеми преградами на пути к этой Цели. При этом в идеальном случае (а мы стремимся именно к такому, правда?), она (воля) совсем не агрессивна.

В качестве образа можно вспомнить, например, горную речку. На пути потока воды множество препятствий. Это легко представить тем, кто любит «ходить» на байдарках по «порогам», или хотя бы однажды в своей жизни был на берегу бурной горной речки, или, может быть, видел на картинке ;-). При этом, поток воды очень силен, скорость течения такого потока очень велика (вот как мягко получилось ;-)). Однако, поток не несет разрушительных последствий для среды, в которой он течет. Вода мягко огибает все препятствия, встречающиеся на ее пути. Впрочем, если кто-то вздумает нарушить ход ее течения, скорее всего, добьется плачевных последствий (опыт множества «снесенных» ГЭС, выстроенных «поперек природы» - тому подтверждение). И, пожалуй, самое важное в силе воли (а мы говорим именно о ней, помните? ;-)) – это сила уверенности в ЦЕЛИ.


Попробуем разобраться, что эту уверенность ограничивает.

Во-первых, уверенности в цели быть не может, если эта цель не Моя. То есть кто-то где-то говорит, что престижно ездить на дорогом автомобиле, иметь телефон последней модели, одеваться «по моде», есть ту колбасу, которую чаще рекламируют…

...продолжи список…

Вот только чье это «ХОЧУ»?

Твое?

Точно?

А зачем?

Предполагаю, что здесь возможны варианты ответов, типа: «Чтобы понравиться ЕЙ (ЕМУ)», «Произвести желаемое впечатление», или что-то подобное.

Возможно. Вот только тогда «дорогой автомобиль» - это не цель – а одно из возможных средств достижения этой цели (которая, впрочем, тоже не цель).

Другой случай, если «дорогой автомобиль» (и что я к нему прицепилась?) – Цель. Но и звучит она тогда по другому: «Автомобиль, с такими-то удобствами для водителя (потому что я себя люблю), таким-то салоном (для того-то), такой-то степенью безопасности, таким-то приводом (потому что…), такого-то цвета (вот просто хочу ;-))».

Вернулись к «волшебному» вопросу: «А зачем?». При современном развитии манипулятивных техник, которые демонстрирует нам реклама, телевидение и другие средства массовой информации, этот вопрос просто жизненно необходим. При этом звучать он будет как «А зачем это мне?». А к полученному ответу неплохо вновь применить тот же вопрос: «А зачем это мне?». И так до тех пор, пока не получишь тот глубинный ответ, ту самую потребность, которая актуальна. И уже «из глубины» оценить возможные средства и способы достижения.


Еще один (на мой взгляд – основной) ограничитель нашей уверенности – это СТРАХ. Что такое страх? Зачем он нужен?
Страх всегда мешает!

Страх не нужен!

Никакой!

Страх блокирует любое творчество!


Большинство наших страхов закладывается в детстве.
Когда рождается ребенок – он страха не испытывает. Помните – ребенок может ползти вперед, не замечая, что край дивана уже близко. Страха нет! Он, конечно же, упадет (если мама его не подхватит).
С возрастом (а вернее с опытом) этот страх формируется и ребенок начинает чувствовать «край».

В детстве мы с братом развлекались под Новый Год, когда в доме полно серпантина, вставляя две свернутые серпантиновые трубочки в розетку и бросая на них сверху еще одну. Во всем подъезде КЗ, а у нас – «веселуха», ведь такие веселые искры! Страх был сформирован потом, когда папа «застукал» нас за этим занятием… ;-)))

Именно страх останавливает нас около дороги и заставляет «посмотреть налево, а потом направо».

Здорово! Получается – что Страх – необходим?

Однажды мы ехали в машине по деревенской дороге. Совершенно неожиданно (как это обычно и случается), на дорогу, прямо перед машиной, выскочила курица и бегом перебежала через дорогу. Я прокомментировала эту ситуацию: «Надо же, какая смелая курица!», на что мой муж ответил мне: «Она не смелая – она глупая». Этот ответ «погрузил меня в размышления» на долгое время.

Действительно – бесстрашие – это глупость?


Частая ситуация. Маленькая девочка хочет помогать маме делать уборку в доме. Она берет тряпку и (естественно) больше пачкает, нежели убирает. Она может пролить воду, «навозить» там, где мама уже убралась. Мама, испытывая досаду, девочку ругает и прогоняет (может даже «хлопнуть по попе»). Девочка какое-то время будет стремиться к помощи в уборке, но получая «негативное подкрепление» раз за разом, в какой-то момент у нее сформируется … страх!… А поскольку маму она любит, то страх отнесет именно к процессу уборки. Когда вырастет – она, конечно же, не будет это расценивать как страх – она просто не будет любить убираться.

Как часто дети слышат от родителей: «ты неряха», «делать ничего не умеешь», «растяпа, у тебя все валится из рук», «с твоими способностями это невозможно», …

… впиши сюда то, что ты слышал в детстве…

На самом деле, именно таким образом формируется избегательная мотивационная направленность (о ней мы говорили здесь). А дальше – снежный ком… И отражается, в итоге, - на наших ЦЕЛЯХ!

Смелость целей – ограничена нашим страхом! «Хочу создать и управлять компанией размаха «Microsoft»». Чем не Цель? Почему нет? Страшно! Страх ответственности (в том числе и финансовой), «не потяну» (тоже страх), «запутаюсь», «обманут», «потеряю все», «умру от голода». Кстати, ты видел кого-то, в здравом уме и трезвой памяти, кто бы «умер от голода»?

А если относиться к этому как к ресурсам? «Не потяну» - как могу достичь необходимого управленческого уровня? «Запутаюсь» - как могу выстроить аналитику? «Обманут» - получу бесценный опыт, который только усилит мои возможности. «Потеряю все» - это тоже опыт, через который прошли большинство тех, чьи состояния сейчас измеряются сотнями миллионов долларов. Кстати – очень поучительно и полезно иногда читать их биографии…


Получается, что страх – это средство управления. С помощью страха очень просто управлять теми, кто не может думать. Ребенок, которому трудно объяснить, что такое электричество, перестанет совать пальцы (или серпантин) в розетку, если его напугать (и не обязательно пугать электричеством – достаточно ремня ;-)).
Опять же, при переходе через дорогу – может работать логика, ум, расчет, а может страх.

Страх нужен только тому, кто не умеет думать!

Еще раз: Страх нужен только тому, кто не умеет думать!

(это про тебя? уверена, что нет).

Курица, наверное, умеет думать (о чем-то своем, курином ;-)), только, в отличие от других животных в мозгу курицы нет механизма (я не помню, как он называется), который позволяет людям и животным оценить расстояние и скорость и рассчитать время приближения. Грустно, но природа не посчитала этот механизм нужным для курицы… ;-((


Поразмышляй о том, как страх мешает тебе жить. Можешь написать эссе на тему «Если бы у меня не было страхов…» - чем не тема? Отличная дневниковая запись, которая может привести к определенным открытиям...


А теперь продолжаем анализ хронологии, которую мы начали в прошлом выпуске.


ШАГ 6. Анализ хронологии.
Сегодня мы просто рассчитаем (в процентах) как мы живем.
Напомню, как выглядела примерная таблица:

Время начала

Время завершения Содержание деятельности Затраченное время Важно - не важно Срочно - не срочно Удовлетворенность С-Ж- У
6.20 6.40 Подъем и личная гигиена 20 мин + + 6 Ж
6.40 6.50 Приготовление завтрака 10 мин. + + 5 Ж
, , , , , , , ,
9.00 9.50 Раскладывание пасьянсов ;-) 50 мин. - - 3 У?
, , , ОЗВ
В (+\-)
С (+\-) У1, У2, У3, У4, У5, У6 У, Ж, С

 

  1. Для начала введем условные обозначения. Назовем «В+» и «В-», соответственно, то время, которое получило «+» и «-» в графе «важно – не важно». При этом единицей измерения будет не количество – а именно время (оно проставлено в графе «затраченное время»). «С+» и «С-» - время в графе «срочно – не срочно». Удовлетворенность получит обозначение «У1», «У2»…, «У6». А последняя колонка уже имеет буквенные обозначения, так мы их и оставим: «С», «Ж», «У».
  2. Далее – суммируем время и подсчитываем значения введенных нами обозначений.
  3. Рассчитаем общее затраченное время (ОЗВ) (кстати – рекомендую это делать по дням, далее – можно анализировать недели). Для этого необходимо просто просуммировать колонку «затраченное время», результат получим в минутах.
  4. Теперь строим пропорции и высчитываем результат в процентах. Напомню правила построения пропорции (если тебе это не надо – переходи к следующему пункту):
    ОЗВ (мин) соответствует 100%
    k (мин) .......соответствует х%

    х=k*100/ОЗВ, где k – тот показатель, который рассчитываем («В+», «В-», «С+», и т.д.)

Мы получили хорошую аналитическую информацию «на подумать». О важности и срочности мы еще поговорим, а сегодня нам интересна эмоциональная составляющая. По сути – ответ в цифрах, сколько времени «мы живем свою жизнь», а сколько – «жизнь живет нас». Ведь как иначе отнестись к тому, что я живу свою жизнь без удовольствия?

А зачем я тогда ее живу?

Или, все-таки, кто кого живет?

 

Оставляю Вас с этими размышлениями…

Как всегда, прощаясь, желаю Приятного Приключения и Новых полезных и приятных открытий!

С наилучшими пожеланиями, до встречи, Лана Рачкова.

gressy@inbox.ru

 


В избранное