Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Психология Финансовой Свободы. Структура Ценностей.


 

ПСИХОЛОГИЯ ФИНАНСОВОЙ СВОБОДЫ
выпуск №3 автор рассылки - Лана Рачкова

 

Доброе время суток, уважаемые читатели!

Рада приветствовать тех, кто к нам только что присоединился! Мы ведем разговор о финансовой свободе и тех внутренних ограничениях, которые затрудняют ее полноту.

Сегодня речь пойдет о ценностях. Ведь, если принять за истину, что человек в этом мире имеет все, что хочет, и именно в том количестве, в котором ему это нужно - то вопрос денег вообще не должен стоять перед людьми. По крайней мере, я никогда не встречала человека, который говорил бы: "Я хочу быть бедным и несчастным" ;-). Практически все хотят быть обеспеченными, здоровыми и счастливыми. По крайней мере, так говорят.

Ценность - это то, что для человека наиболее важно на данном этапе его жизни. Потребность - это, попросту говоря, то, что ему в данный момент необходимо.

Именно (и это обязательно) сочетание ценности и потребности определяет мотив, то есть желание и готовность двигаться в данном направлении ("направлением" здесь мы называем путь удовлетворения любой потребности, а не только материальной).

Если мы говорим - мне нужны деньги - разговор идет на уровне потребностей (необходимо). А теперь предположение: если потребность не удовлетворяется (или удовлетворяется с большим "скрипом") - причина может быть именно в ценностях. Это только одна из возможных причин, и именно ей мы посвятим наш сегодняшний разговор.

Однажды речь о ценностях зашла в группе учителей с хорошим опытом работы, получающими второе высшее (психологическое) образование. Основная проблема была заявлена следующими текстами: "Денег не хватает, "достала" бедность, граничащая с нищетой". Отлично! Давайте разберемся с причинами. Стали строить структуру ценностей. В результате оказалось (работа была индивидуальной, обсуждение результатов - групповым), что у 80% (!!!) деньги вытеснены из структуры ценностей вообще (то есть получили нулевой рейтинг), а у оставшихся 20% занимают в структуре ценностей 6-7-8 позиции. Зато в приоритете - хороший коллектив, приятное общение на работе, здоровье, семья, отсутствие особых рабочих забот, удобный график работы и много других разных "удобностей".

Значит ли это, что если я хочу иметь комфортный для себя доход (для кого-то это 10 000 рублей в месяц, для кого-то - у.е., для кого-то это дневной доход …, все индивидуально.), то это исключает семью, гибкий график, приятное общение и другие "удобности" (читай - "ценности")?

Конечно же, нет!!! Но если деньгам в этом рейтинге места не нашлось вообще, то все переживания по поводу их отсутствия с большой долей вероятности останутся переживаниями.

Для того, чтобы разобраться со своими ценностями есть много различных методик. Предлагаю Вам ту, которая, на мой взгляд, наиболее удобна и проста в использовании и не требует никаких дополнительных средств.

Итак, ШАГ 3. Структура ценностей.

Разделите чистый лист бумаги на три столбца.

"+" ценности
"-" ценности
"Стратегические" ценности

В этот столбец мы пишем то, что для нас важно на данном этапе жизни (например, ближайшие три месяца). Для удобства, можно продолжить фразу "Я хочу…".

Это может быть все, что угодно, например:

  • поправить здоровье,
  • доделать ремонт в квартире;
  • обновить гардероб;
  • наладить отношения с подругой;
  • найти работу;
  • доход … у.е./мес.
  • другое…

В этот столбец выписываем то, чего в ближайшие три месяца своей жизни не хотим. То есть продолжаем фразу "Я не хочу…".

Иногда случается, что в этом столбце будут прямые противоположности левого столбика.

Например: "хочу иметь работу" - "не хочу быть безработным". Однако разница проявляется ярко почти всегда на этапе ранжирования (об этом ниже, сейчас необходимо написать простой список).

Возможно, он будет сильно отличаться от того, что слева.

Здесь мы пишем то, что для нас важно и ценно в долгосрочной перспективе.

Пунктов во всех столбиках может быть столько, сколько хотите! Может быть 2, а может 20 - на сколько хватит фантазии!!! Часто возникают опасения: "вдруг что-нибудь забуду". Будьте спокойны! То, что действительно является ценностью в данный момент времени забыть сложно (в противном случае это уже не ценность - забывайте смело! ;-)).

Теперь Вам предстоит этот список проранжировать, то есть выбрать из него то главное, что лично для Вас важнее всего. Понятно, что работаем с каждым столбцом по отдельности.

Для этих целей (да и не только для этих) мне больше всего импонирует "метод парных сравнений". Суть его рассмотрим на простом примере (отвлеченном от денег, пусть это будет возможный отпуск). Это всего лишь отвлеченный пример ;-)

Впереди отпуск, а куда ехать отдыхать - еще не знаю. Из всех возможных вариантов рисуется такой список:

  1. "заграница" (куда конкретно - это может быть отдельным вопросом для выбора с совсем другими критериями).
  2. "наше" море - и хлопот меньше, и дополнительные развлечения "ближе к телу" (то есть, привычнее)…
  3. провести отпуск в деревне (заняться ландшафтным дизайном).
  4. махнуть в Крым на велосипедах (подумаешь - 2500 км ;-)).
  5. пройти по Карельским порогам на байдарках.
  6. спокойно полежать на диване дома, отключив телефон и наврав всем про дальнюю поездку (иногда это становится просто мечтой) - чем не отдых?

Теперь составляем такую табличку, в которой попарно сравниваем все со всем:

   
1
2
3
4
5
6
"заграница"
1
"наше море"
2
деревня (газоны)
3
Крым (велосипеды)
4
Карелия (байдарки)
5
Диван!!!
6

Сравниваем сначала 1-ый пункт ("заграница") со всеми остальными:

  • 1 и 2 - "заграница" и "наше" море. Экзотика это конечно здорово, только вот ни разу не удалось в Турции просто так, дикарем, "поболтаться" по горам в свое удовольствие. А лежать "кверху пузом" на пляже - за неделю устаешь так, что свет становится не мил. Поэтому из этой пары - 2.
  • Важно! Сравниваем только пары! Выбираем ровно 1 из 2.
  • Вписываем номер нашего выбора в первую клеточку первого столбца:
   
1
2
3
4
5
6
"заграница"
1
2
"наше море"
2
деревня (газоны)
3
Крым (велосипеды)
4
Карелия (байдарки)
5
Диван!!!
6
  • 1 и 3 - "облагородить святое место" - и полезно и приятно. Ландшафтный дизайн интереснее, чем море, поэтому 3.
  • 1 и 4 - Велосипед - да на такое расстояние - дух захватывает! (Заодно и скинуть лишние килограммы…). 4.
  • 1 и 5 - С природой Карелии не сравнится ничто! Пороги! 5.
  • 1 и 6 - Спрятаться от всех можно и "за кордоном", а лежать на диване - "крыша съедет". Оставлю себе это удовольствие на приятный момент весенней депрессии. 1.
   
1
2
3
4
5
6
"заграница"
1
2
3
4
5
1
"наше море"
2
деревня (газоны)
3
Крым (велосипеды)
4
Карелия (байдарки)
5
Диван!!!
6

 

По той же логике сравниваем:

  • 2 и 3, 2 и 4, 2 и 5, 2 и 6,
  • 3 и 4, 3 и 5, 3 и 6,
  • 4 и 5, 4 и 6,
  • 5 и 6

Допустим, получилась такая картинка:

   
1
2
3
4
5
6
"заграница"
1
2
3
4
5
1
"наше море"
2
3
4
5
2
деревня (газоны)
3
4
5
3
Крым (велосипеды)
4
5
4
Карелия (байдарки)
5
5
Диван!!!
6

Следующим шагом считаем количество предпочтений, которое получили по каждому варианту. В нашем случае получилось:

  • Вариант 1 - 1 раз;
  • Вариант 2 - 2 раза;
  • Вариант 3 - 3 раза;
  • Вариант 4 - 4 раза;
  • Вариант 5 - 5 раз;
  • Вариант 6 - 0 раз.

Итак, теперь получили ранжированный список возможных способов отдыха:

  1. байдарки
  2. велосипеды
  3. деревня
  4. "наше" море
  5. "заграница"
  6. диван (не котируется, ранг равен "0").

Получили определенность в предпочтениях, дальше уже будем анализировать по ресурсам и т.д.

Теперь тебе необходимо по этой же схеме проранжировать твои ценности. Внимание! Важно! Не может быть двух позиций на первом месте, втором, и ни на каком другом!!! Ранжируем до тех пор, пока не получим совершенно "прямой" список. И каждая ценность в нем имеет свой номер! Одна первая! Одна вторая! Одна третья!…..Одна двадцатая!!!

Сделай…

Это…

Прямо…

Сейчас…

Готово? Теперь время анализа результата. Оставим правый столбец (стратегические ценности) себе для информации на будущее, а внимательно посмотрим на левый и средний.

В "+"-ценностях деньги на первом месте? Есть предположение, что если их пока еще недостаточно, то мотивация на изменение ситуации уже сильна, и само изменение ситуации неизбежно.

Далековато? - есть повод задуматься - так ли они нужны (а может ну их? ;)), или взвесить, что мешает быть этой строчке на первых местах? Здесь важен анализ всех выборов, которые "отодвигали" их.

Бывает так, что доход в первом столбце далеко от начала рейтинга, а вот зато в "-"-ценностях "не хочу быть бедным" лидирует. Это тоже хороший повод для размышлений, подробнее об избегательной мотивации мы будем говорить в следующих выпусках рассылки.

Кстати, подобную работу со своими ценностями рекомендуется делать приблизительно раз в три месяца. Вероятно, вы уже успели заметить, что наибольшие ранги в первых двух столбцах получили самые проблемные на данный момент вопросы (когда человек здоров, вопрос о здоровье может, конечно, стоять в колонке стратегических ценностей, но вряд ли будет первым в левом столбике). Так вот, самым удивительным образом (это, конечно же, можно объяснить с точки зрения психологии), как минимум первые две-три ценности через три месяца реализуются и "уходят с горизонта". Проверим?

Вас ждут интересные открытия и наблюдения!

Желаю Вам приятного Приключения!

С наилучшими пожеланиями, до встречи, Лана Рачкова.

gressy@inbox.ru

 


В избранное