Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Психология Финансовой Свободы


 

ПСИХОЛОГИЯ ФИНАНСОВОЙ СВОБОДЫ
выпуск №4 автор рассылки - Лана Рачкова

 

Доброе время суток, уважаемые читатели!

Рада приветствовать тех, кто к нам только что присоединился! Мы ведем разговор о финансовой свободе и тех внутренних ограничениях, которые затрудняют ее полноту.

Самое время поднять вопрос мотивационной направленности личности. Мотивационная направленность личности – это качество, которое начинает формироваться уже в раннем детстве. Это очень интересный и глубокий вопрос, в котором полезно разобраться, хотя бы в отношении себя.

Существует два типа мотивационной направленности. Мотивация на достижение успеха («достижительная мотивация») и направленность на избегание неудач («избегательная мотивация»).

Избегательная мотивация – это царство страха! Во всех его проявлениях. Как правило, есть некая «планка», которой необходимо достичь, в противном случае произойдет нечто нежелательное. Звучит это чаще всего так: «Если я не сделаю это и это – то будет (а здесь должна быть страшилка)!». Примеры разные в разной области жизни. «Если я не выучу уроки, то мне поставят двойку», «Если я получу двойку – меня накажут родители». Подумайте! Ведь для этого ребенка «тройка» - вполне достигнутая цель!!!

Кстати, не стоит думать, что избегательная мотивация удел «двоечников». Она может звучать и так: «Если я не закончу четверть на отлично, то папа не купит мне скейт». Отличие этого примера только в том, что здесь «планка повыше». Есть предположение, что именно в поле избегательной мотивации формируется зависимость от оценки. То есть такой оценки, которую можно «предъявить» контролеру.

У взрослых это тоже проявляется достаточно ярко. «Если я не выполню свои функции – меня накажут (депремируют, уволят, лишат каких-то благ)». И, наверное, сложно ожидать от человека с избегательной мотивацией чего-то сверх функций. За редким исключением, о котором – ниже.

Что же человек с достижительной мотивацией? А у него нет «верхней планки», при этом он не рискует чрезмерно, поскольку он хорошо чувствует свои возможности и способности. «Выходя на ринг» этот человек выходит побеждать, в то время как человек с избегательной мотивацией боится проиграть.

Удивительно, но и задачи такие разные люди берут на себя разные. Разные по сложности и выполнимости. Человек с достижительной мотивацией возьмет на себя задачи, которые ему по силам, и он знает, что решить их сможет. Интересны такому человеку задачи, которые чуть-чуть "с вызовом" - решаемы, реальны, и интересны, потому что чуть сложнее, чем просто решаемы - "шаг вперед". При этом, он, вероятнее всего, не возьмется за легкие задачи – потому что это скучно. Человек с достижительной мотивацией не любит «рутину», за исключением случаев, когда он знает, зачем (то есть к какой цели ведет), и сколько (по «штукам» или по времени).

А вот человек с избегательной мотивацией предпочитает «браться» за задачи либо слишком легкие (с вероятностью выполнения более 70%), либо трудные (с вероятностью выполнения менее 30%). Дело в том, что, берясь за демонстративно сложные задачи, этот человек уже готовит себе почву к отходу – всем же очевидно, что задача была практически невыполнима – какой тут спрос.… Но ведь попробовал же! Рискнул! Ай, молодца! Представляете, какой бальзам на душу счастливого обладателя подобного качества личности.… При этом надо отдать должное, самые сложные задачи часто решаются именно такими людьми. Взялся за сложную задачу, и … решил!!! Бывает же и такое ;-)!

Кстати, если хочешь оценить, в какой степени лично у тебя проявлена мотивация избегания – достижения, пришли запрос по адресу gressy@inbox.ru и я вышлю тебе тест на эту тему (бесплатно).

Может ли меняться мотивационная направленность? Я считаю, что может, но только у того, кто сам хочет ее изменить. Это я о том, что изменить мотивационную направленность у кого-то (даже самого любимого, близкого и дорогого) - невозможно! Также, впрочем, как невозможно, что кто-то (даже любимый, близкий и дорогой) изменит ее нам.

Поскольку тема нашего разговора – психология финансовой свободы – пришло время вспомнить, как связано то, о чем мы здесь говорим, с темой разговора.

ШАГ 4. В Вашем окружении, конечно же, есть люди, которые могли бы быть эталоном (даже если промежуточным) на нашем пути к «светлому будущему». То есть те люди, которые уже несколько (а может и сильно) успешнее, чем Вы.

1. Составьте список тех людей, которые могут быть для Вас примером. Назовем это «Эталон Успешности». Пусть в списке будет не меньше пяти таких сильных (на Ваш взгляд) личностей. Кстати, это могут быть Ваши знакомые, а могут быть люди, которых Вы не знаете лично, но знаете достаточно об этом человеке, чтобы говорить о его личностных качествах.

Готово?

2. Теперь выпишите по 5 самых ярких качеств каждого из них. Здесь важна последовательность! Не стоит обобщать сразу. Вспомните яркий образ каждого из этих людей – и пишите – пишите его качества. Не оценивайте эти качества по критерию «хорошее – плохое» - оно есть, значит достойно занять место в списке. Идеально – если их будет не пять, а больше. Таким образом, в списке качеств будет не менее 25 пунктов (лучше – более), некоторые из которых, конечно же, будут повторяться.

3. Структурируем список. То есть выберем те, которые повторяются чаще всего - часто - реже - завершат список единичные. В итоге у нас должен появиться список, начинающийся теми качествами, которые проявлены у всех или у многих и заканчивающийся теми, которые встречаются в нашем списке редко, а может быть вообще единичные.

4. Следующим шагом надо составить список тех людей, которые не вызывают Вашего уважения (такие тоже есть в Вашем окружении, не так ли?) и которым, на ваш взгляд, сложно (или невозможно) будет добиться своих целей.

5. По аналогии с той работой, которую уже проделали выше – выписываем качества, которые присущи этим людям и составляем структурированный список. Кстати, какое отношение к Вам имеют те негативные качества, которые заняли лидирующие позиции в списке?

6. Теперь вопрос самоанализа. Мы выбираем из наших списков те качества, которые встретились не однажды и задаем себе вопрос: «Присуще ли мне это качество?», «как оно проявляется в моей жизни?», «насколько оно необходимо?», «чем оно мешает?», если оно необходимо, но его нет, то: «как я могу его развить?» и т.д. Важно это проделать и с положительными (на наш взгляд) качествами и с отрицательными. Здесь важно помнить, что целью этой работы не является «насильно» наделить себя качествами, которых «не хватает». Эту работу делаем для осознания своих ресурсов. Любым аспектом можно управлять только в том случае, если он осознан. Качество может быть «козырем» только в случае осознанности. При чем, говорим как об осознанном наличии, так и об осознанном отсутствии.

 

Как всегда, прощаясь, желаю Приятного Приключения и Новых полезных и приятных открытий!

С наилучшими пожеланиями, до встречи, Лана Рачкова.

gressy@inbox.ru

 


В избранное