«Раннее развитие» - это совсем не обязательно
читающие ползунки. На занятиях в родительской школе «Драгоценность»
нам не раз говорили, что слишком раннее знакомство с абстрактными
символами (буквами, цифрами) может повредить развитию мозга ребенка.
А вот движение, чувства, эмоции – это то, что для малышей до трех
особенно важно. Поэтому мы для себя сделали выбор в пользу плавания,
динамической гимнастики, прогулок. Хотя конечно же мы еще и пели,
рисовали и лепили.
Предыстория.
Динамическую гимнастику придумали родители. Я ходила
на курсы к Леониду Китаеву, одному из авторов «Экологии
младенчества». Кстати, второй автор - Михаил Трунов - вел у нас
гимнастику для беременных. Леонид Китаев рассказывал нам, что
сначала они придумывали упражнения, чтобы дети развивались БЫСТРЕЕ.
Но потом поняли, что «быстрее» не самоцель, важнее, чтобы ребенок
развивался полноценно, разнообразно. Вот он опять здравый смысл.
Динамическая гимнастика и беби-йога - это
принципиально разные вещи, почему-то их иногда путают. Часто
возникает недоразумение, и родителям говорят, что это вредно делать
беби-йогу каждый день. А беби-йогу каждый день никто и не делает,
вот динамическую гимнастику не плохо бы и каждый день.
Беби-йога – это процедура расправления,
распрямления ребенка сразу, самое позднее через месяц, после родов.
Ее делает специалист и один раз раз. (Кстати, в Израиле что-то
похожее делают всем младенцам в роддоме, это не является никаким
«новым веянием», а вполне само собой разумеющаяся вещь.) Чем-то
напоминает йоговские упражнения. Вот почему после домашних родов
длину ребенка не измеряют - в этом просто нет особого смысла.
Родился одной длины, а после беби-йоги распрямился и стал длиннее.
Динамическая гимнастика – это комплекс
упражнений, которые делают родители со своим ребенком каждый день, а
лучше несколько раз в день, примерно до года-полутора (сколько
родители в состоянии выдерживать свой «груз»). Это физическое
развитие, общение с ребенком, расширение мира для ребенка. После
года – это уже развлечение.
Для нас этот вопрос не стоял. Как-то само собой
разумелось, что мы будем заниматься динамической гимнастикой. На
курсах подготовки к родам нам про нее уже рассказывали, и это нас
убедило, к тому же я видела «динамических» деток и мам, и мне это
взаимодействие понравилось.
Во
время динамической гимнастики ребенок переживает гораздо больше,
чем просто лежа в пеленках. Мы помогаем ему осваивать мир и
себя, свое тело.
Это общение, мы касаемся ребенка, двигаемся с
ним, познаем друг друга, настраиваемся друг на друга.
Ребенок лучше ориентируется в пространстве,
развивается вестибулярный аппарат.
Мышцы, связки развиваются равномерно, тем более,
что процесс можно регулировать – усиливать нужную группу
упражнений.
Когда дети подрастают и
начинают ходить, то случаются травмы, когда мама «выдергивает» руку.
У «динамических» детей такой проблемы нет, нагрузки на связки и
суставы привычные, наращиваются постепенно и легко переносятся
детками. К тому же эти дети лучше владеют своим телом, быстрее
реагируют.
Многие проблемы развития можно решать с помощью
упражнений. Хорошо, конечно, когда можно проконсультироваться со
специалистом, который посмотрит на ребенка и подскажет, на что
обратить внимание и какие упражнения добавить. Несимметричные
складочки, проблемы с суставами – все это во многом
корректируется динамической гимнастикой.
Динамическая гимнастика помогает и в периоды
колик, когда режутся зубы, когда ребенок гиперактивен или
наоборот пассивен.
Хорошее владение своим телом, заложенное в
детстве, продолжает играть свою роль и дальше. Многие родители
говорят, что «динамические» дети способнее в танцах и
аналогичных видах спорта. Моя дочка подтверждает это наблюдение,
она занимается танцами и успешно.
Динамическая гимнастика может многое, что может
детский массаж, но доступна каждому, родители легко могут ее
освоить и применять.
Сразу после рождения акушерка показала нам
простейшие движения – покачивания, потягивания. Правильные захваты,
что очень важно для безопасности, и разнообразные упражнения со
сложными забросами мы освоили позже на курсе Л. Китаева.
С чего можно начать. Взять ребенка за кисти рук,
вложив ему в ладошку большой палец. Потягивать за ручки, приподнимая
с кроватки, опускать обратно. Попробуйте взять одной рукой обе
ручки, другой рукой ножки, легко приподнять ребенка, чуть-чуть
покачать, опустить обратно.
Взять за ручки, чтобы ребенок свободно повис –
покачать вперед-назад, вправо-влево. Если малышу понравилось, он
привык к новому движению, то амплитуду покачиваний можно
увеличивать. Теперь попробуйте покрутить ребенка вокруг вертикальной
оси. Тоже можно сделать, держа ребенка за ножки. Все движения можно
выполнять держа ребенка лицом к себе, а также лицом от себя, так
упражнения можно разнообразить.
Советую
прочитать подробное описание динамической гимнастики в книге М.
Трунова, Л. Китаева «Экология младенчества». Захваты, основные
упражнения, возможные вариации изложены в этой книге очень подробно
и понятно. И, по-моему, очень хорошо заниматься в группе, всегда
можно обменяться мнениями, поучиться у других, посмотреть, как
реагируют другие дети. Мне было легче осваивать гимнастику под
руководством специалиста, а потом применять самой, так было больше
уверенности, что не навредим и все делаем правильно.
Заниматься можно в любое время. По моему опыту не
нужно сильно теоретизировать: до сна или после сна, до еды или
после, но смотреть по ребенку, он не должен быть сонным или
расстроенным, голодным, не надо заниматься «насильно». Мама и папа
лучше других поймут, что нравится, а что нет их ребенку.
Но не прекращайте упражнение по первому писку,
малышу тоже нужно приспособиться, вслушаться в новое движение, и при
первых попытках он может и повозмущаться. Ни в коем случае не
оставляем протест без внимания – успокаиваем малыша, поглаживаем,
переключаемся на другое движение, но не бросаем, не «отдергиваем
руки». Если ребенку откровенно не нравится, то лучше отложить,
попробовать еще раз попозже, начать с других движений. Слушайте
себя, слушайте ребенка.
И не надо заниматься гимнастикой с «дрожащими
руками». Если какое-то упражнение вам кажется слишком экстремальным,
значит оно не для вас. Конце концов даже мама и папа делают со своим
малышом немного разную гимнастику, каждый родитель по-своему
общается с ребенком. Кто-то ограничивается простыми покачиваниями, а
кому-то нравятся забросы. Найдите то, что подойдет вам, что
понравится ребенку. Дети 4-5 месяцев радостно смеются во время
гимнастики, а дети постарше просто уже бегают за родителями,
вытягивая ручки – «мама покачай, покрути».
«Почему именно со мной снова и
снова происходят одни и те же неприятности? Почему я опять
так поступаю? Откуда это ощущение, что я опять и опять
наступаю на те же самые «грабли», еду по накатанной колее,
из которой не в силах самостоят...