«РЕКОМЕНДАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ»
Музыкальное обеспечение семинара по холотропному дыханию.
В. Козлов, К. Тейлор, Г. Карельский.
Когда вы пользуетесь компакт-дисками и сами составляете программу холотропного
дыхания, ориентируйтесь на состояние группы. Постарайтесь использовать звуковое
сопровождение высокого качества. Лучший способ - это пользоваться хорошей звуковой
аппаратурой: проигрывателем компакт-дисков или записями, сделанными с компакт-дисков.
Для хорошего звучания в комнате среднего размера с группой из 12 человек необходимо
иметь две или четыре хороших колонки не менее чем с 12-дюймовыми (1 дюйм = 2,5
см) басовыми динамиками (min. AC-35 или S-90).
Включайте новый звуковой отрывок, полностью убирая громкость если вы работаете
на разных аудио носителях, затем постепенно увеличивайте громкость, а непосредственно
перед сменой музыкального отрывка постепенно сводите громкость "на нет". Если
вы начинаете или заканчиваете отрывок на месте, которое не является естественным
началом или концом, выбирайте места, которые звучат логически завершенными. Делайте
плавные переходы между отрывками музыки, так чтобы внимание участников не отвлекалось
от их собственных переживаний. Отрывки должны иметь некоторую последовательность
ритма, потока и инструментовки. Перерыв между кусками должен быть 2-3 секунды.
Проверьте громкость звука, слушая его из центра комнаты.
Существуют определенные требования к содержанию музыкальных произведений, используемых
в холотропной сессии.
Музыка этнических духовных традиций была опробована и проверена многими поколениями
как эффективная для стимуляции необычных состояний сознания. На каждой стадии
в сессии присутствуют отрывки этнической музыки и молитвы. Музыка, сочетающая
стабильный ритм и объединенная интересной музыкальной темой, может давать достаточно
вариаций внутри одного отрывка, чтобы служить основанием многих видов переживаний
в расширенном состоянии сознания. Только голоса или только инструменты (без ритма)
не имеют достаточно мощи, чтобы нести энергию сессии в дыхательной работе. Голоса
(хор) хороши в конце сессии. Человеческие голоса имеют приземляющий эффект и
помогают участнику вернуться к обычному сознанию. Песен с понятными английскими
для англоязычных групп, русскими - на территории СНГ словами следует избегать,
чтобы на переживание участника не влиял на смысл слов. Однако вполне приемлемы
слова на других языках, которые участники не понимают.
Следует избегать музыки, имеющей паузы или неровную громкость и ритм. Можно использовать
некоторые куски из классической музыки, пользуясь ручкой контроля громкости,
чтобы смягчать неожиданные перепады громкости. В большинстве отрывков громкость
должна быть почти однородной. Следует избегать хриплой и тяжелой музыки.
Хочется посоветовать ведущему, чтобы он ознакомился с качеством записи и содержанием
музыкальных произведений, которые он планирует использовать в сессии. Проведите
отбор музыки по вышеуказанным категориям. Пусть у вас будет по нескольку отрывков
каждого типа музыки. Пусть у вас также будет дополнительная музыка, пригодная
для завершения сессии на случай, если сессия продлится свыше ожидаемого времени.
Проверьте звуковое оборудование перед началом тренинга.
Хочется Вашему вниманию предложить примерную музыкальную структуру для сессии
холотропного дыхания.
«Эта формула полезна в качестве, ориентира, но она может и должна быть изменена
в соответствии с динамикой групповой энергии. Иногда, например, в комнате может
быть период тишины, за которым следует новая волна драматической активности.
Прекрасно, если у вас есть музыка, готовая поддержать любой вариант протекания
сессии.
Первый тип музыки - это легкая, но в тоже время побуждающая музыка, поддерживающая
ритм вдоха и выдоха. Эта музыка должна вдохновлять и поддерживать начало процесса.
Еще лучше, если это жизнерадостная музыка.
Второй тип музыки с сильным ритмом стимулирует необычные состояния сознания,
продолжительное ритмическое дыхание и мощный эмоциональный ответ. Идеальными
для этого являются различные типы этнических барабанов и некоторая музыка стиля
New Age с сильной ритмической основой.
Третий тип музыки включается, когда все участники уже находятся в необычном состоянии
сознания, и ритмическая активность сменяется драматической выразительностью.
Это мощная музыка, вызывающая эмоции, силу, борьбу и кульминацию. Обычно эта
музыка сложнее, чем два первых типа.
Четвертый тип музыки начинается после максимума активности и выразительности.
Она обладает полнотой, чувством открытости сердца и полета. Она также должна
быть достаточно сложной; чтобы поддерживать продолжение работы для тех, кто еще
ощущает неполноту.
Пятый тип музыки - это мощная и созерцательная музыка. Эта музыка играется с
того момента, когда большинство драматических проявлений закончено, и до тех
пор, пока все участники не покинут комнату. В течение этого периода может проходить
работа с телом для интеграции незавершенного материала. Таким образом, музыка
в это время должна быть достаточно мощной для того, чтобы поддерживать и борьбу
и эмоциональное отреагирование, и в то же время быть созерцательной и стимулирующей
воображение.
Часы/минуты Типы музыки
00:00 - 00:08 1. Легкая, побуждающая, помогающая дыханию музыка
00.08 - 00-20 Музыка, еще более стимулирующая дыхание
00.20 - 00:40 2. Барабанная или этническая ритмичная музыка (играет пока не
спадет ритмичное движение в комнате)
00:40 - 01:15 3. Драматическая музыка (играет, пока в комнате продолжаются
драматические переживания)
01:15 - 01:30 4. Сердечная музыка (открытость, теплота, музыка полета)
01:30 - до конца 5. Созерцательная музыка
(спокойная, но еще достаточно интенсивная музыка, которая может служить основой
для продолжения работы)»
Кайлия Тейлор
( Проконсультироваться по вопросам профессионального подбора и использования
аудио-программ можно по телефону: (095) 197 99 54 Герман Карельский serenity@mail.ru
, сайт http://karelsky.narod.ru/ )
продолжение следует