НАТАЛЬЯ НЕВОЛЬНЫХ
«МОЙ ПУТЬ: ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ИЛИ ХРИСТИАНСТВО? МУКИ ВЫБОРА, И РОЖДЕННОЕ
В НИХ...»
продолжение статьи - часть 2
...На мой взгляд, НИКАКИЕ ПРИЗНАКИ ВНЕШНЕГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НЕ ЯВЛЯЮТСЯ КРИТЕРИЕМ
ТОГО, ЧТО ЧЕЛОВЕК ИДЕТ ВЕРНЫМ ПУТЕМ К РЕАЛЬНОМУ СПАСЕНИЮ ДУШИ. Невозможно просто
сказать – это добро, это зло. Это может сказать только Бог. Наша жизнь – Его
космическая игра, (см. Грофа), а мы в ней призваны “выиграть”, преодолеть все
трудности и стать достойными детьми Господа.
Современный христианин зачастую молит Бога о земных радостях, чтобы они свидетельствовали
всему миру о том, как хорошо христианство, и тем самым отказывается от истинной
радости, не зависящей ни от чего, бездоказательной, внепричинной, надсобытийной
радости Царствия Божьего. Получается христианство ради христианства, а не ради
Царствия Божьего!
А что же происходит в современной психологии, в большинстве психотерапевтических
кабинетов? Врач радуется, когда у пациента жизнь меняется к лучшему, и берет
с него за это деньги. Критерием улучшения опять-таки служат принятые в социуме
иллюзорные представления о добре и зле. То есть, происходит игра в иллюзии без
опоры на вечные истины, отказ от вечного в пользу временного. И в этом большинство
наших современников, считающих себя христианами, ничем не отличается от психологов.
Ибо в наше время бесплатно окреститься практически невозможно, и все специальные
обряды также не бесплатны, кроме главных: исповеди и причастия. Если бы и эти
центральные обряды были платными, всякие слова о благодати в устах христиан были
бы лицемерием. Христос в нас живет бесплатно, и бесплатно прощает нас. В этом
общении с самым родным существом иллюзии мира должны быть забыты. И слава Богу,
что в устройстве Его церкви эта истина так явно отражена, что исповедоваться
и причаститься Святых Тайн можно, не имея в кармане ничего, то есть вне зависимости
от качества нашей личной иллюзии. Это служит еще одним явным свидетельством того,
что церковь не оставлена Им, что она угодна Ему. Но и тут стоят рядом служители
с коробочкой для пожертвований, что наводит на мысль: если я положу денежку,
может быть, Бог будет больше расположен ко мне?
Существует искушение для всех, приходящих в храм, обращать особое внимание на
“атмосферу в храме”, на людей, которых он встречает там. Христианин приходит
в храм К ГОСПОДУ, волю которого он и должен видеть во всем, что его окружает
в храме. У меня было много возможностей убедиться в том, что все происходящее
в храме содержит сокровенное послание для моей души, которое уразуметь иногда
бывает не так-то просто. И если, как говорят, во времена советской власти в церкви
служили ставленники КГБ, это можно прочитать не как извращение православной веры,
но как насмешку православия над КГБ, сумевшего принудить членов этого органа
молиться, кланяться Господу. Неисповедимы пути Господни, и Его космическая игра
часто исполнена поистине космического юмора (С.Гроф).
Трансперсонологи вас не окрестят, но грамотно утопят в бассейне примерно за ту
же сумму, что и в церкви. Насколько мне известно, были времена, когда именно
так и проводился обряд крещения водой у христиан. Но теперь ощутить второе рождение
как реальное избавление от смерти можно только в психотерапевтических программах
адаптации к водной среде. Пройдя эти треннинги, человек уже не сомневается в
том, что такое благодать. А для прошедшего обряд крещения слишком часто благодать
остается неощутимым, тонким предметом веры и духовного вожделения (в лучшем случае)…
При этом совершенно невозможно ощутить, какая благодать из этих двух подлинная,
а какая нет, и вообще, две это благодати, или одна и та же.
Опять-таки, только вера дает человеку опору в этой запутанной ситуации, и получает
человек по вере своей.
Если мы проверяем свою веру (хороша фраза!), - это не вера, но знание, предмет
ума, но не целостный дух нашей жизни. Если вера есть, то она абсолютна. В сущности,
вера есть направление нашей любви, той жизненной основы, без которой не бывает
живого человека. И поэтому для верующего теряет смысл вопрос о “проверке благодати
на качество”, христианин просто верит в Единую, Святую, Соборную и Апостольскую
церковь, и получает соответственно своей вере. Никто не может получить что-либо
иначе, как по своей вере.
И когда случается великое чудо обращения человека в христианскую веру, для него
уже нет никаких сомнений в том, ЧТО есть источник жизни, каков тот способ жить,
который удовлетворит все его самые насущные потребности. В таких случаях Бог
дает деньги на обряд крещения и прочие обряды, на путешествия по святым местам,
покупку икон и подходящей одежды для посещения церкви, и так далее. Иллюзия становится
прозрачной для человека, всем сердцем устремленного к Господу.
Если бы только изначальная прозрачность, прозрачность окрещенного младенца, сохранялась
во времени! (Прозрачность для греха изначальна и вечна, все прочее временно.)
Младенец вырастает, проблемы (искушения) приходят одна за другой. И мы сталкиваемся
с необходимостью борьбы за чистоту своей души. Главным орудием нашим становится
молитва. Но какая молитва? В каком состоянии? Когда? Какими словами, или не словами?
Как обращаться с Господу, чтобы благодатное пребывание в любви к Нему и ближним
было непрерывным, постоянным? И как нужно обращаться со своим вниманием? Как
воспитать в себе такую внимательность, чтобы быть уверенным в том, что тебя
не “заносит” в избыточную эмоциональность, в которой так легко обмануться,
но и бесчувственным истуканом ты не стоишь, и т.д.? Как отличить истерические
состояния от благодатного дара слез? Шизофрению от явления ангелов? Депрессию
от очистительной скорби?
Это – вопросы культуры состояний, той культуры, которую мы, христиане, призваны
стяжать. И тут оказывается, что мы, как возлюбленные дети Божьи, но не как рабы,
призваны со-работать Господу для утверждения благодати в нашей жизни. Что Господь
принимает нас, как блудных детей, отказываясь принимать нас в наемные работники.
Мы приходим к Нему после того, как оскорбили Его своим желанием жить так, как
будто Он уже умер, - но Он отказывается принять нас как рабов, Он встречает
нас, как любящий отец.… (СНОСКА. Заимствовано из “Бесед с митрополитом Антонием
Сурожским”). Господу, оказывается, не угодно водить нас за узду, как скотину
бессмысленную. Оказывается, человеку даны память, разум, воля, способность сомневаться,
выбирать, чувствовать, свободно действовать, управлять собою и обстоятельствами
своей жизни, - вот и произошло постепенное возвращение к изучению собственной
души, к психологии, медицине… Что же такое, например, православный пост, почему
молитва становится чище, когда тело лишено удовольствий? Современная нейрофизиология
очень много может рассказать о том, насколько культура состояний связана с телом,
с работой трех центров удовольствия в нашем мозгу, насколько их работа связана
с нашим питанием и т.д. Осознанное отношение к телу необходимо, если мы хотим
достичь подлинной, а не мнимой свободы от телесного. Наука может помочь предельно
точно сформировать культуру нашего отношения к телу, как к храму нашей души.
Трудно представить себе, чтобы здание храма строили не инженеры, а профаны. Чтобы
здание храма не обвалилось, его должны строить профессионалы.
продолжение следует