НАТАЛЬЯ НЕВОЛЬНЫХ
«МОЙ ПУТЬ: ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ИЛИ ХРИСТИАНСТВО? МУКИ ВЫБОРА, И РОЖДЕННОЕ
В НИХ...»
продолжение статьи - часть 3
Как мы могли бы любить ближних, не зная устройства их души, ничего не понимая
и не умея? Да, мы должны учиться, должны иметь профессию, работу, чтобы быть
со-работниками Господа. И деньги нужны, чтобы тело не умерло, и надо заработать
их, и суметь это сделать, зная психологические и экономические законы общества,
в котором мы Волею Божьей живем. Мы призваны со-работать Ему, работать во имя
любви к Нему и ближним… И грех зарыть свои таланты в землю, но необходимо использовать
их как дар Божий, и преумножать во славу Его. Нужно лечить больных, обучать их
справляться с болью, оздоровлять свой организм, правильно рожать здоровых детей...
И во всех этих делах преступно не пользоваться всем арсеналом возожностей, предоставляемых
человеку современной наукой, – а то для чего же Господь дал людям возможность
заниматься ею, как не для того, чтобы творить добро?
Если ты любишь человека, как ты можешь оставлять его болящим без помощи? Как
ты можешь позволять мужу оставаться алкоголиком, если есть возможность купить
пищевые добавки, обучить его специальной гимнастике, поддержать его психику общением
с хорошим психотерапевтом? Как можно пренебрегать законами мира, созданного Господом
для нас, не использовать возможности, которые Он дал нам, разгильдяйничать, уповая
на чудо, которое будто бы должно свершиться вне всяких материальных путей?
Вряд ли Господь создавал мир для того, чтобы нарушать его законы. С другой стороны,
кто, как не Творец, свободен в обусловленом законами мире! Мир полон бесчисленными
Его чудесами. Мы видим эти чудеса каждый день в цветах, птицах, в дыхании утреннего
ветра, в улыбке наших детей… В том, как большое количество кислорода в крови
вызывает воспоминания о внутриутробном периоде нашей жизни, “включает” сверхличностные
измерения нашей души; в том, как в сеансе холотропного дыхания в сердце материалиста
рождается “сверхестественная” животворящая вера в Бога, исчезает страх смерти,
происходит открытие иллюзорности наших привязанностей…
Христиане должны делать все, что только способны, для осуществления своей любви
к Богу и ближним. Сколько задач, какое поле деятельности! Каждому человеку даны
какие-то дары: знания, умения, интуиция и так далее…
Станиславу Грофу Господь дал удивительные возможности, которые он реализует в
бесстрашном стремлении к истине. Трансперсональная психология может помочь очень
многим людям. Имеем ли мы право отказываться от холотропного дыхания, если оно
может быстро и эффективно помочь людям преодолеть кризисные состояния, тяжелые
заболевания и т.д.? Мой личный опыт заключается в том, что сеанс холотропного
дыхания – лучший способ неформальной подготовки к исповеди: мучительное переживание
гордыни как кола, вбитого в самое сердце, переживание смерти как метафоры духовной
пустоты и отделенности от всего мира как отстутствия Божественной благодати не
позволит сомневаться в том, что же ты такое перед очами Всевышнего. В сеансе
холотропного дыхания христианские идеи становятся наиболее глубоко и полно переживаемой
реальностью… Но только при одном условии: холотропное дыхание рассматривается
не как постоянная духовная практика, а как временный процесс лечения, необходимый
для скорейшего выхода из кризиса, депрессии, болезни. Холистические технологии
ни в коем случае нельзя путать с духовными традициями, с подлинной духовной практикой,
- я слишком хорошо знаю, насколько велика опасность этой подмены в трансперсональной
и околотрансперсональной тусовке. С другой стороны, холотропное дыхание должно
рассматриваться как серьезная терапия, требующая высокого профессионализма ведущего,
а не приятное времяпровождение, оттяжка. Этот скальпель должен быть в руках
хирурга, а не вора-домушника, и не стоит делать операцию человеку, у которого
нет к тому показаний. Холотропное дыхание предназначено для людей, степень страдания
которых намного выше среднестатистической, и одновременно у них должно быть серьезное,
искреннее желание разобраться, что же с ними происходит.
В одной православной брошюре я встретила такое мнение: “Чех Станислав Гроф пытается
изгонять бесов при помощи шаманского холотропного дыхания”. Но в классическом
случае одержания у человека отсутствует какое бы то ни было желание расстаться
с “проблемой”. То есть, одержимый не поедет из Новосибирска в Москву платить
деньги, дышать, проходить через дикие боли, осознавая себя здесь и теперь. Одержимый
будет стараться всячески уклониться от самосовершенствования. Для участия в сеансе
холотропного дыхания необходимо, чтобы человек признал себя несовершенным (псалом
50, покаянный: “и грех мой предо мною есть выну”), он, собственно, и начинает
заниматься психотерапией для того, чтобы улучшить себя. От хорошей жизни никто
в психотерапию не придет, как не придет в нее и тот, кто считает свою жизнь хорошей,
как бы ужасна она ни была при этом. Не осознавший своего несовершенства не станет
выкладывать кругленькую сумму за семинар (а семинары Грофа – это весьма кругленькая
сумма), какими пряниками его не мани. Конечно, всякий несовершенный человек служит
бесам, но тот, кто стремится избавиться от этой службы – не одержимый бесами,
а страждущий в бесовском обстоянии.
Холотропное дыхание ничего не обещает пациенту: все, что с ним произойдет, зависит
только от его состояния и направления его воли. Так что Гроф бесов не гоняет,
а приглашает к глубокому самоисследованию тех, кто в этом нуждается, позволяя
интенсифицировать все процессы. И если некоторые бесы кого-то покидают, то только
в том случае, если была на то Воля Божья. Только шарлатаны от холотропа могут
обещать изгнание бесов. Можно подумать, что если бес владеет человеком, то большое
количество кислорода в крови и громкая музыка могут ему помешать! Психотерапевт-профессионал
направляет свои усилия не на борьбу с бесами, а на обучение пациента осознанному
и непривязанному отношению ко всем проблемам, призывая взглянуть на них с более
высокой точки, то есть, обучает пациента культуре состояний, которая так необходима
и в семейной жизни, и в общении с партнером по бизнесу, и (в гораздо большей
степени) в молитвенном обращении к Господу. С другой стороны, когда человек
познает себя, высветляет темные стороны своей души, разрушительные силы действительно
теряют над ним былую власть.
На меня произвела большое впечатление идея о том, что, исповедуя Господу наши
грехи, мы тем самым даем ему обещание исправиться, и впоследствии просто обязаны
приложить все усилия нашей для того, чтобы разрушить стены, отделяющие нас от
Христа. Психология призвана помочь людям как можно быстрее и эффективнее справиться
с этой задачей.
Каким же должен быть уровень профессионализма психотерапевта для того, чтобы
избежать всех страшных опасностей – неверных интерпретаций, привязанности к
методу, ложного учительства, культивирования страстности вместо преодоления ее!
Способен ли вообще человек выдержать подобную ответственность?
Человек не способен. Человек вообще ни на что не способен. Но человек все может,
когда с ним благодать Христова, когда целью всей жизни человека является утверждение
Божественной Истины и Любви, несмотря ни на какие трудности.
Современная трансперсональная психология является бесовщиной лишь вне связи с
подлинно духовной практикой гида-трансперсонолога. (СНОСКА Здесь приведу высказывание
ученика С. Грофа Владимира Майкова: “Вы просто обязаны следовать духовной традиции,
если хотите быть трансперсональными психологами”)
Много написано о том, как должно быть защищено пространство для сеансов дыхания…
Самая главная и единственная защита пространства – это несомненная принадлежность
ведущего к подлинной духовной традиции. Но вне этой связи холотропное дыхание
- действительно бесовщина.
Семинары-треннинги не могут заменить или вместить в себя духовную практику, -
они меньше по масштабу. Но трансперсональная психология, как ничто другое, может
привести пациента к осознанию необходимости в духовной практике. Современная
психотерапия, проникающая в сокровенные глубины человеческой души, может способствовать
более серьезному, осознанному подходу к духовной практике.
продолжение следует