Ошурков М.Н.
Становление шамана с позиции трансперсональной психологии
(ПРОДОЛЖЕНИЕ СТАТЬИ)
...Попробуем представить то и другое в виде таблицы.
Повтор номеров позиций соответственно "Феноменология трансперсональной сессии"
и "Феноменология шаманской болезни"
1. Мощные телесные переживания, ощущения сдавливания, удушья, растерзывания;
диссоциативно-расширенное видение: оставаясь в контакте с осязательно-кинестетическим
ощущением, индивид наблюдает за собой и происходящим вокруг со стороны.
1. Идентичные негативные ощущения в теле в сочетании с видениями злых духов,
которые расчленяют (разваривают) тело кандидата в шаманы, отделяют мясо от костей,
отрезают голову, вынимают глаза и т. д. При этом сохраняется восприятие всего
происходящего.
2. Переживание родового внутриутробного периода; симбиотическое единство с матерью;
инсайты по поводу разных событий той поры, как-либо повлиявших на послеродовую
жизнь индивида.
2. Вынянчивание, вскармливание души шамана; контакты души шамана с мифологическими
существами, которые определяют его последующую судьбу и качества как шамана.
3. Переживание схваток при открытии родового канала: пассивной охваченности телесными
ощущениями, которые индивид воспринимает как бесконечно мощные и неподвластные
его воле, он переходит к борьбе с материнским организмом за выживание; борьба
постепенно переходит в синергизм, в активные совместные действия. Соответствующая
визуальная символика активной борьбы, сражений, побед, бегства, прохождения через
узкие и опасные места (фрейдистское «зубастое влагалище») и т. д.
3. Шаман, первоначально одержимый духом, в борьбе одолевает его, и дух становится
его помощником. Как вариант: духи-мучители, растерзывающие тело шамана, собирают
его заново, наделяя новыми способностями; шаман проходит череду испытаний, ускользая
и (или) сражаясь с духами-стражами, преодолевая узкие и опасные проходы.
4. Переживания момента собственно родов: ощущение громадного облегчения, видение
света, реалистические / символи-ческие переживания перерезания пуповины.
4. Эта часть переживаний приходится, как правило, на завершение шаманской болезни,
и экстериоризирована в ритуал: мир / род / шаман-наставник принимает новорожденного
– шамана, - и перерезает его пуповину (разру-бание столпа-«пуповины» у сель-купов
при инициации шамана, перерезание нити-пуповины при обряде «теломытия» шамана-новичка
(у бурят).
5. Филогенетический опыт: отождествление с животным и (или) с коллективной душой
того или иного животного вида.
5. Превращение шамана в различных животных в ходе вынашивания (вынянчивания)
и в процессе путешествия-испытания; отождествление шамана с животным на поведенческом
уровне; ритуальное отождест-вление шамана с животным, завершающее «шаманскую
болезнь» как этап посвящения.
6. Опыт родов, перемежающийся с сексуальными ощущениями. Отождествление с плодом
и (иногда – одновременно) с роженицей (чаще, как правило у женщин, имевших опыт
родов); инсайты об истоках собственной сексуальности и природе сексу-альности
лиц противоположного пола; реалистические или символические отождествления с
наиболее ранними стадиями развития эмбриона (в ходе развития эмбрион меняет пол).
6. Сексуальный контакт с духом-покровителем шамана; изменение пола шаманской
души; последующий ритуальный транс-вертизм и транс сексуальность. Е.А. Торчинов
полагает, что причину сексуальных составля-ющих шаманской болезни следует искать
в перинатально-либидозных переживаниях14.. Нам же пред-ставляется, что наряду
с этой, может действовать и другая причина: фокусировка индиви-дуальных (в том
числе и архетипических) переживаний на отождествлении с наиболее ран-ними стадиями
формирования половых признаков у
эмбриона15