Ошурков М.Н.
Становление шамана с позиции трансперсональной психологии
(ПРОДОЛЖЕНИЕ СТАТЬИ)
...Повторимся: мы анализируем в рамках трансперсональной парадигмы не столько
феномен «шаманской болезни», сколько эпифеномен, - результат изучения и интерпретации
«шаманской болезни» этнологами и антропологами; и готовы к тому, что выводы от
применения специальной методики непосредственно к полевым материалам окажутся
отличными от тех, которые мы получим ниже.
При всем разнообразии мы можем выделить в течение шаманской болезни следующие
этапы: а) сонливость, потеря коммуникабельности; б) уход от людей, физическая
и сенсорная депривация, переходящая в интенсивные страдания, вплоть до в) полной
поглощенности мучительными внутренними переживаниями, - опыт растерзания (расчленения,
варки, перековки) грозными духами; как вариант – серия смертельно-опасных испытаний
(ловушек, преследований, борьбы), г) период вынашивания, вскармливания духами
души шамана с последующим возвращением в мир людей6.
Как необязательный, но часто встречающийся элемент, упомянем околосмертные переживания
(несчастные случаи, опасные заболевания). Иногда они оказываются «катализатором»
начала и (или) течения шаманской болезни7.
Значимость каждого из элементов и их последовательность могут значительно варьироваться.
Например, у орочей душа шамана еще до рождения выковывается верховным божеством
Хадау из железа, затем вынянчивается в каменной люльке, а потом, превращенная
в рыбу, душа будущего шамана отправляется в полное опасных испытаний путешествие,
чтобы родиться в мир людей8. У оленных эвенков Китая дело обстоит прямо противоположным
образом: путешествие в мир духов с расчленением тела будущего шамана происходит
на завершающем этапе шаманской болезни9.
Но один элемент универсален и неизменен: это физические и душевные страдания
шамана. Грамматический термин «страдательный залог» абсолютно точно описывает
ситуацию, когда будущего, как правило, не желающего шаманской доли кандидата
начинают «давить духи». К выводу о транскультурной неизбежности и необходимости
инициатических мук пришел еще М. Элиаде10. Любопытно, что абсолютную необходимость
страданий для шамана-неофита подчеркивают и шаманы-информанты11.
Однако вернемся к наиболее частому началу, инициирующему моменту «шаманской болезни»,
- резкому повышению сонливости, потере возможности сосредоточиться на повседневных
делах.
Сонливость – это первый сигнал о меняющемся соотношении в пропорциях сознательного
и бессознательного элементов человеческой психики. Сон – это врата в под- и сверхсознание;
увеличивающаяся без увеличения физических нагрузок потребность во сне говорит
о том, что эти врата пытаются распахнуть изнутри. Примечательно, что внезапный
необоримый сон – довольно частая реакция на инициации психотерапевтических трансперсональных
процессов.
Возможно, что именно сон – это первоисточник всех техник контакта с запредельными
измерениями психики12.
Затем погруженность в трансперсональный кризис углубляется так, что утрачивается
связь с обычным восприятием и обыденными аспектами личности; человек захвачен
процессом и не владеет ситуацией. Любопытно, что в точности то же самое наблюдается
и в казусных случаях, когда трансперсональный процесс, весьма схожий с шаманским,
произвольно инициируется у европейца, абсолютно чуждого каким-либо индигенным
культурам: необъяснимые болезненные соматические симптомы, мощные, неконтролируемые
движения, ощущение страха перед происходящим, синестезия13.
Мощнейшая телесная динамика в сочетании с реалистическими воспоминаниями родов
плюс столкновение с архетипами, в основном воплощенными в угрожающей, демонической
символике, страх смерти и смутное предощущение последующего возрождения, - вот
основной контекст перинатальных переживаний. Этот контекст, по нашему мнению,
полностью представлен в ходе «шаманской болезни».
продолжение следует