Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Трансперсональная психология


Информационный Канал Subscribe.Ru


С большим удовольствием хочу предложить Вам, статью моего друга и коллеги Максима
Ошуркова. Его работа по-своему уникальна и заслуживает интереса. 
Г.Карельский

Ошурков М.Н.
Становление шамана с позиции трансперсональной психологии
(на сибирском материале)
Трансперсональная парадигма дает принципиально новое и целостное понимание шаманизма
и - шире - традиционной магико-мистической практики как целостного психологического
опыта. Это предопределено в первую очередь тем, что в трансперсональной психологии
измененные состояния сознания рассматриваются не как однозначно патологические
симптомы, причину которых нужно устранить, сами же симптомы подавить, а как кризисный
этап в развитии человеческой психики. В практической психологии известно: такие
переживания, если позволить им проявиться и достичь завершения в клинически безопасном
контексте, сами по себе обладают мощным целительным потенциалом1. Подобный взгляд
позволяет снять длящуюся уже несколько десятилетий дискуссию на тему: здоров
ли шаман психически, или нет. 
Кроме того, трансперсональный подход позволяет взглянуть не только на шаманскую
болезнь, но и на все инициатические ритуалы, все обряды перехода традиционных
культур как на ситуации прямого контакта индивида (группы) с недоступными в обыденной
жизни (перинатальными и трансперсональными) слоями психики; нейтрализовать таящиеся
там негативно-разрушительные паттерны и интегрировать позитивно-креативный потенциал.
Иными словами, весь комплекс ритуалов конкретной культурной традиции выступал
в роли психотерапевтического алгоритма, интегрирующего все слои человеческой
психики2. 
Какова же картография человеческой психики с точки зрения трансперсонального
подхода? При погружении в необычные, трансовые состояния сознания (с помощью
психоактивных средств и немедикаментозными способами, с помощью дыхательных и
телесно-ориентированных психотехник) было выявлено три основных блока переживаний:
а) биографический, б) перинатальный, в) собственно трансперсональный. 
Первый, биографический, является общим для всех психологических подходов, и трансперсональную
модальность здесь выделяет разве что интенсивность и многогранность, «голографичность»
вновь переживаемых жизненных ситуаций.
«Перинатальная» область охватывает период внутриутробного существования (от полных
шести месяцев развития плода), во время родов и непосредственно после них. Именно
эта группа переживаний, будучи небывало интенсивной и на психическом, и на соматическом
уровнях, экстремально-переходной (индивид гибнет как плод и (воз) рождается в
этой жизни), становятся «точками сборки» тех паттернов, которые скрыто, неявно
из недоступных повседневному сознанию областей психики, управляют поведением
и мировосприятием личности3. Перинатальные переживания характеризуются, прежде
всего, телесно-кинестетическими ощущениями (включая ощущения изменений пропорций
тела), реалистических воспоминаний процесса родов, «фантомные» боли от перерезания
пуповины и т.д. Течение субъективного времени резко меняется.
Наконец, третий блок: трансперсональные переживания. Сюда, прежде всего, мы можем
отнести  архетипические образы, символически связанные с той или иной стадией
родов (эти образы, как правило, воспринимаются параллельно с телесно-кинестетической
перинатальной динамикой):
∙       опыт внетелесного, «стереоскопического» восприятия происходящего (индивид переживает
трансперсональный процесс, одновременно наблюдая за происходящим со стороны);
∙       интроскопическая регрессия: отождествление с более ранними стадиями развития
зародыша, с существованием на клеточном уровне, и т. д.;
∙       генетическая память (память предков, в том числе и тех, о которых индивид имел
весьма отдаленные представления или же не знал вообще);
∙       расовая и общечеловеческая память (отождествление с человеком (группой), с
которой индивид не имеет никаких кровнородственных или же культурных связей;
сюда же можно отнести категорию переживаний, которые, за отсутствием более адекватной
терминологии, можно описать как «память о прошлых воплощениях»);
∙       филогенетическая память (отождествление с животными и растениями и (или) коллективными
«душами» тех или иных растительно-животных видов);
∙       паранормальная феноменология (выход за пределы пространства и времени, ясновидение,
яснослышание, раскрытие целительского потенциала), расширение сознания до космических
масштабов: ощущение единства с Природой; симбиотическое единство с одушевленной
Вселенной; видение света (фотизм); состояние, которое знакомые с восточными психофизическими
практиками описывают как «нирвану», «самадхи», «сатори»4.
Попытаемся эту «сетку» трансперсональных координат наложить на феномен «шаманской
болезни» (на примере, в основном,  тунгусо-язычных коренных народов Сибири).
Сразу оговорим, что считаем данные обобщения предварительными, так как для такой
работы требуется специальное обследование населения по специальной методике,
что пока не осуществлено. Мы вынужденно опираемся, в основном, на «вторичные»
источники, то есть на результаты этнологических интерпретаций первичного (полевого)
материала. Помимо этого, мы учитываем, что существует проблема валидности полевых
данных, собранных в рационально-позитивистской парадигме. Исследователь подчас
неосознанно «отсеивает» факты, не находящие себе места в его описании действительности,
но помимо этого, - опять-таки, неосознанно, - побуждает к «само-редактированию»
и информанта5.

продолжение следует

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное