Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

трансперсональная психология


Служба Рассылок Subscribe.Ru

 ...продолжение

Ведущий принцип и основные положения холотропной терапии.

Метод холотропного дыхания является, в отличие от других дыхательных ИИПТ, наименее
манипулятивным, поскольку терапевт и клиент не привносят своих ожиданий и концепций
в содержание поднимающегося материала. Это является важнейшим принципом холотропного
дыхания, и обеспечивает его преимущества по сравнению с другими методами.
Внутренняя мудрость индивида выбирает  именно тот тип дыхания, то переживание,
 которое является релевантным для личности  в данный момент времени, это внутренний
радар, безупречно находящий  актуальную проблему для психики, точно находящий
эффективный способ разрешения травмирующей ситуации;
Именно доверие к внутренней мудрости, внутренне присущим человеческой психике
механизмам самоисцеления, позволяет наиболее быстро поднять и проработать самый
актуальный в настоящий момент материал бессознательного, независимо от интеллектуальных
ожиданий.
Метод холотропного дыхания включает в себя три основных этапа работы с клиентом:
1)      знакомство и подробное обсуждение проблем, личной истории, желаемой цели;
подготовка к эмпирисческому самоисследованию;
2)      сессия холотропного дыхания;
3)      многоуровневая интеграция полученного опыта.

Сессии дыхания проводятся как индивидуально, так и в групповом формате. Используется
более глубокое и частое дыхание, чем обычно, без каких-либо ограничений и специальных
рекомендаций. Вторым важным элементом, активирующим бессознательное, является
использование побуждающей музыки. Во время эмпирического самоисследования создается
психологическая атмосфера поддержки всех возникающих переживаний без интеллектуального
редактирования их содержания. Кроме того, в случае необходимости используется
работа с психосоматическими симптомами.
Структура поступенчатой интеграции полученного опыта обеспечивает эффективную
трансформацию личности клиента.
Помимо вышеупомянутого основного принципа, холотропная терапия основана на следующих
положениях:
1). Личностная проблема, дисбаланс всегда имеют глубинный психодинамический смысл,
они являются следствиями причин из личной истории клиента, причем причина и следствие
образуют некоторую целостность - целостность психической реальности (ЦПР);
2). Человеческая психика имеет необходимость  в удовлетворении такой базовой
потребности, как потребность в трансцендировании, в духовных измерениях существования;
3). Личность - уникальная мозаика дуальностей, а не идентификаций, и сохраняет
качество гомеостаза до тех пор, пока есть внутреннее соответствие между бинарными
составляющими. Личность представляет собой систему напряжений между «Я» и «не-я»;
4). Осознанное дыхание - естественный физиологический механизм для вхождения
в РСС;
5). В РСС происходит взаимодействие с проявленным материалом бессознательного
с целью его трансформации и интеграции;
6). Содержание дыхательного процесса,  независимо от того  на  каком  уровне
он  протекает (биографическом,  БПМ,  трансперсональном) всегда отражает особенность
внутреннего конфликта и пути его решения;
7). Внутренние переживания в измененных состояниях сознания могут создавать 
чувство  покоя  и завершенности на глубинном уровне;
8). Прохождение в измененном состоянии сознания целостного опыта смерти - рождения,
а также трансперсональных переживаний, как правило,  приводит к глубоким трансформациям
личности, изменяя доминирующие установки, ценностную ориентацию и мировоззрение
в целом;
9). Опыт переживания целостности психической реальности невозможно передать на
языке логики, в европейском способе мышления не существует языка,  способного
ретранслировать целостные ситуации опыта, целостные переживания. Следовательно,
в ИИПТ необходимо употреблять символический, метафорический, образный и другие
языки, которые, однако, также будут иметь свои ограничения в передаче опыта переживания
ЦПР.

Философские предпосылки использования метода холотропного дыхания

Метод холотропного дыхания был  основан,  как  указывалось выше,  Станиславом
Грофом. Слово «холотропный» буквально означает «стремящийся к целостности» (от
греч.: «holos»- целое и «trepein»- движущийся в определенном направлении, направляющийся).
 Основная философская предпосылка холотропной терапии состоит в том, что средний
человек в нашей культуре живет и действует на уровне гораздо ниже своих потенциальных
возможностей. Это обеднение объясняется тем, что человек отождествляет себя лишь
с одним из аспектов своего существа, с физическим телом или Эго. Такое ложное
отождествление ведет к не подлинному, нездоровому, и лишенному свершений образу
жизни, а также вызывает эмоциональное и психосоматические расстройства психологической
природы (Гроф С. За пределами мозга, М., Изд-во: Трансперсональный Институт,1993.).
 Возникновение беспокоящих человека симптомов, без какой - либо органической
причины может указывать на то, что он достиг критической точки, когда старый,
основанный на ложных предпосылках, способ существования в мире становится невыносимым.
Такого рода срыв может произойти в определенной ограниченной области жизни -
семейных и сексуальных отношениях, профессиональной ориентации или в отношении
каких-то определенных жизненных целей, а может охватить одновременно всю жизнь
человека. Обширность и глубина срыва приблизительно соответствуют масштабам невротических
или психотических проявлений. Возникающие кризисы могут представлять собой определенную
опасность для человека, но также создают и значительные новые возможности.
 Проявившийся симптом отражает усилие организма, стремящегося освободиться от
старого давления и травматических впечатлений и упростить свое функционирование.
Вместе с тем это одновременно и поиск собственной сущности, и тех измерений бытия,
которые связывают человека с космосом в целом, делают его соизмеримым всему сущему.
При благоприятных условиях и правильной поддержке результатом этого процесса
может быть радикальное разрешение проблем, психосоматическое излечение и эволюция
сознания. По словам С. Грофа: ...«этот процесс можно рассматривать как потенциально
благотворную, спонтанную терапевтическую активность организма, которую следует
поддерживать, а не подавлять» (Гроф С. За пределами мозга, М., Изд-во: Трансперсональный
Институт,1993.).
Такое понимание природы психопатологии составляет фундаментальное кредо холотропной
терапии. Основная цель эмпирических (т.е. основанных на собственном опыте пациента)
техник в психотерапии состоит в том, чтобы активизировать бессознательное, высвободить
энергию, связанную в эмоциональных и психосоматических симптомах, перевести статистическое
равновесие этой энергии в поток опыта. Холотропная терапия содействует активизации
бессознательного до такой степени, что это приводит к необычным состояниям сознания.
«Этот принцип сравнительно нов в западной психотерапии, хотя он в течение столетий
и даже тысячелетий использовался в шаманской и целительской практике многих народов,
в ритуалах различных экстатических сект, в древних мистериях смерти и возрождения.
В такого рода работе нередко уже на первой сессии становится ясным, что корни
психопатологии простираются значительно дальше событий раннего детства и выходят
за пределы индивидуального бессознательного». (Гроф С. За пределами мозга, М.,
Изд-во: Трансперсональный Институт,1993.) С. Гроф отмечает, что эмпирическая
психотерапевтическая работа раскрывает за традиционными биографическими корнями
симптомов глубокие связи с вне биографическими областями души, такими, как элементы
встречи с глубинами смерти и рождения, с характеристиками перинатального уровня,
с широким спектром факторов трансперсональной природы. Гроф утверждает что, узкие
«биографические» представления в отношении техник  эмпирической терапии могут
быть лишь мешающей делу смирительной рубашкой, что подлинно эффективная работа
не может быть ограничена проработкой биографических проблем, что представления
о психике, используемые в холотропной терапии, должны быть расширены за пределы
биографического уровня, за пределы индивидуального бессознательного, должны включать
перинатальные и трансперсональные уровни.
Рассмотрим теорию опыта, с которой имеет дело холотропная терапия. Прежде всего,
она признает терапевтические, трансформирующие и эволюционные возможности необычных
состояний сознания. Поскольку в этих состояниях психика человека проявляет спонтанную
целительную деятельность, холотропная терапия использует техники наведения необычных
состояний сознания. Наиболее сильная техника вызывания необычных состояний сознания
и активизирования психики - это использование психоделических препаратов. Как
уже отмечалось ранее, Гроф и другие исследователи первоначально использовали
психоделики в научных и терапевтических целях. После официального запрещения
психоделиков Гроф обратился на поиски нефармакологической техники, легко доступной
для экспериментирования всем желающим и не связанной со сложными политическими,
административными и юридическими проблемами. И вот примерно в конце 70-х годов
Станислав Гроф и его жена Кристина создали нефармакологическую технику, которую
называли холономной интеграцией или холотропной терапией. Как уже было сказано,
холотропная стратегия в терапии (в широком смысле слова) присуща многим различным
подходам, в том числе практике шаманов, лечебным процедурам примитивных племен,
ритуалам перехода, трансовым танцам бушменов, некоторым видам гипноза, психоделической
терапии, другим эмпирическим психотерапиям и различным духовным практикам. Что
же касается холотропной терапии, то Гроф понимал под этим психотерапевтические
 процедуры, соединяющие управляемое дыхание, музыку и другие формы звукотехнологии
 и целенаправленную работу с телом. Теоретическая база холотропного дыхания -
трансперсональная психология.
Холотропное дыхание сочетается с практикой гештальта, психосинтезом Ассаджиоли,
 техникой управляемого воображения и др. Форма работы в основном групповая и
при этом участники  меняются  местами  в парах:  в одном процессе они выступают
в роли дышащих (холонавтов), в другом - в роли сидящего (ситтера).
К началу 80-х годов Ст.  Гроф считался одним из ведущих лидеров  в трансперсональной
психологии. Свою расширенную картографию сознания он построил на базе исследований
с ЛСД-25.  Именно в  это время  его  эксперименты  переключились на холотропное
дыхание. Гроф обнаружил,  что интенсивное дыхание в варианте гипервентиляции
 в  сочетании  со специально подобранной музыкой и особой предварительной подготовкой
группы может вызывать те же переживания и эффекты,  как при использовании ЛСД-25,
а самое главное с  такими же терапевтическими и интегративными возможностями.
ИИПТ направлены на исследование психологических, социально-психологических  и
физиологических аспектов  феноменологии  расширенных состояний сознания,  которые
возникают при связном дыхании.  Поэтому связи дыхания с расширенными состояниями
сознания уделяется более подробное внимание. В изучении феномена влияния РСС
на психику человека есть две составляющие - физиологические и психические особенности.
Рассмотрим их подробнее.

продолжение следует...

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное