При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Коучинг: технологии достижения целей" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
...продолжение Ведущий принцип и основные положения холотропной терапии. Метод холотропного дыхания является, в отличие от других дыхательных ИИПТ, наименее манипулятивным, поскольку терапевт и клиент не привносят своих ожиданий и концепций в содержание поднимающегося материала. Это является важнейшим принципом холотропного дыхания, и обеспечивает его преимущества по сравнению с другими методами. Внутренняя мудрость индивида выбирает именно тот тип дыхания, то переживание, которое является релевантным для личности в данный момент времени, это внутренний радар, безупречно находящий актуальную проблему для психики, точно находящий эффективный способ разрешения травмирующей ситуации; Именно доверие к внутренней мудрости, внутренне присущим человеческой психике механизмам самоисцеления, позволяет наиболее быстро поднять и проработать самый актуальный в настоящий момент материал бессознательного, независимо от интеллектуальных ожиданий. Метод холотропного дыхания включает в себя три основных этапа работы с клиентом: 1) знакомство и подробное обсуждение проблем, личной истории, желаемой цели; подготовка к эмпирисческому самоисследованию; 2) сессия холотропного дыхания; 3) многоуровневая интеграция полученного опыта. Сессии дыхания проводятся как индивидуально, так и в групповом формате. Используется более глубокое и частое дыхание, чем обычно, без каких-либо ограничений и специальных рекомендаций. Вторым важным элементом, активирующим бессознательное, является использование побуждающей музыки. Во время эмпирического самоисследования создается психологическая атмосфера поддержки всех возникающих переживаний без интеллектуального редактирования их содержания. Кроме того, в случае необходимости используется работа с психосоматическими симптомами. Структура поступенчатой интеграции полученного опыта обеспечивает эффективную трансформацию личности клиента. Помимо вышеупомянутого основного принципа, холотропная терапия основана на следующих положениях: 1). Личностная проблема, дисбаланс всегда имеют глубинный психодинамический смысл, они являются следствиями причин из личной истории клиента, причем причина и следствие образуют некоторую целостность - целостность психической реальности (ЦПР); 2). Человеческая психика имеет необходимость в удовлетворении такой базовой потребности, как потребность в трансцендировании, в духовных измерениях существования; 3). Личность - уникальная мозаика дуальностей, а не идентификаций, и сохраняет качество гомеостаза до тех пор, пока есть внутреннее соответствие между бинарными составляющими. Личность представляет собой систему напряжений между «Я» и «не-я»; 4). Осознанное дыхание - естественный физиологический механизм для вхождения в РСС; 5). В РСС происходит взаимодействие с проявленным материалом бессознательного с целью его трансформации и интеграции; 6). Содержание дыхательного процесса, независимо от того на каком уровне он протекает (биографическом, БПМ, трансперсональном) всегда отражает особенность внутреннего конфликта и пути его решения; 7). Внутренние переживания в измененных состояниях сознания могут создавать чувство покоя и завершенности на глубинном уровне; 8). Прохождение в измененном состоянии сознания целостного опыта смерти - рождения, а также трансперсональных переживаний, как правило, приводит к глубоким трансформациям личности, изменяя доминирующие установки, ценностную ориентацию и мировоззрение в целом; 9). Опыт переживания целостности психической реальности невозможно передать на языке логики, в европейском способе мышления не существует языка, способного ретранслировать целостные ситуации опыта, целостные переживания. Следовательно, в ИИПТ необходимо употреблять символический, метафорический, образный и другие языки, которые, однако, также будут иметь свои ограничения в передаче опыта переживания ЦПР. Философские предпосылки использования метода холотропного дыхания Метод холотропного дыхания был основан, как указывалось выше, Станиславом Грофом. Слово «холотропный» буквально означает «стремящийся к целостности» (от греч.: «holos»- целое и «trepein»- движущийся в определенном направлении, направляющийся). Основная философская предпосылка холотропной терапии состоит в том, что средний человек в нашей культуре живет и действует на уровне гораздо ниже своих потенциальных возможностей. Это обеднение объясняется тем, что человек отождествляет себя лишь с одним из аспектов своего существа, с физическим телом или Эго. Такое ложное отождествление ведет к не подлинному, нездоровому, и лишенному свершений образу жизни, а также вызывает эмоциональное и психосоматические расстройства психологической природы (Гроф С. За пределами мозга, М., Изд-во: Трансперсональный Институт,1993.). Возникновение беспокоящих человека симптомов, без какой - либо органической причины может указывать на то, что он достиг критической точки, когда старый, основанный на ложных предпосылках, способ существования в мире становится невыносимым. Такого рода срыв может произойти в определенной ограниченной области жизни - семейных и сексуальных отношениях, профессиональной ориентации или в отношении каких-то определенных жизненных целей, а может охватить одновременно всю жизнь человека. Обширность и глубина срыва приблизительно соответствуют масштабам невротических или психотических проявлений. Возникающие кризисы могут представлять собой определенную опасность для человека, но также создают и значительные новые возможности. Проявившийся симптом отражает усилие организма, стремящегося освободиться от старого давления и травматических впечатлений и упростить свое функционирование. Вместе с тем это одновременно и поиск собственной сущности, и тех измерений бытия, которые связывают человека с космосом в целом, делают его соизмеримым всему сущему. При благоприятных условиях и правильной поддержке результатом этого процесса может быть радикальное разрешение проблем, психосоматическое излечение и эволюция сознания. По словам С. Грофа: ...«этот процесс можно рассматривать как потенциально благотворную, спонтанную терапевтическую активность организма, которую следует поддерживать, а не подавлять» (Гроф С. За пределами мозга, М., Изд-во: Трансперсональный Институт,1993.). Такое понимание природы психопатологии составляет фундаментальное кредо холотропной терапии. Основная цель эмпирических (т.е. основанных на собственном опыте пациента) техник в психотерапии состоит в том, чтобы активизировать бессознательное, высвободить энергию, связанную в эмоциональных и психосоматических симптомах, перевести статистическое равновесие этой энергии в поток опыта. Холотропная терапия содействует активизации бессознательного до такой степени, что это приводит к необычным состояниям сознания. «Этот принцип сравнительно нов в западной психотерапии, хотя он в течение столетий и даже тысячелетий использовался в шаманской и целительской практике многих народов, в ритуалах различных экстатических сект, в древних мистериях смерти и возрождения. В такого рода работе нередко уже на первой сессии становится ясным, что корни психопатологии простираются значительно дальше событий раннего детства и выходят за пределы индивидуального бессознательного». (Гроф С. За пределами мозга, М., Изд-во: Трансперсональный Институт,1993.) С. Гроф отмечает, что эмпирическая психотерапевтическая работа раскрывает за традиционными биографическими корнями симптомов глубокие связи с вне биографическими областями души, такими, как элементы встречи с глубинами смерти и рождения, с характеристиками перинатального уровня, с широким спектром факторов трансперсональной природы. Гроф утверждает что, узкие «биографические» представления в отношении техник эмпирической терапии могут быть лишь мешающей делу смирительной рубашкой, что подлинно эффективная работа не может быть ограничена проработкой биографических проблем, что представления о психике, используемые в холотропной терапии, должны быть расширены за пределы биографического уровня, за пределы индивидуального бессознательного, должны включать перинатальные и трансперсональные уровни. Рассмотрим теорию опыта, с которой имеет дело холотропная терапия. Прежде всего, она признает терапевтические, трансформирующие и эволюционные возможности необычных состояний сознания. Поскольку в этих состояниях психика человека проявляет спонтанную целительную деятельность, холотропная терапия использует техники наведения необычных состояний сознания. Наиболее сильная техника вызывания необычных состояний сознания и активизирования психики - это использование психоделических препаратов. Как уже отмечалось ранее, Гроф и другие исследователи первоначально использовали психоделики в научных и терапевтических целях. После официального запрещения психоделиков Гроф обратился на поиски нефармакологической техники, легко доступной для экспериментирования всем желающим и не связанной со сложными политическими, административными и юридическими проблемами. И вот примерно в конце 70-х годов Станислав Гроф и его жена Кристина создали нефармакологическую технику, которую называли холономной интеграцией или холотропной терапией. Как уже было сказано, холотропная стратегия в терапии (в широком смысле слова) присуща многим различным подходам, в том числе практике шаманов, лечебным процедурам примитивных племен, ритуалам перехода, трансовым танцам бушменов, некоторым видам гипноза, психоделической терапии, другим эмпирическим психотерапиям и различным духовным практикам. Что же касается холотропной терапии, то Гроф понимал под этим психотерапевтические процедуры, соединяющие управляемое дыхание, музыку и другие формы звукотехнологии и целенаправленную работу с телом. Теоретическая база холотропного дыхания - трансперсональная психология. Холотропное дыхание сочетается с практикой гештальта, психосинтезом Ассаджиоли, техникой управляемого воображения и др. Форма работы в основном групповая и при этом участники меняются местами в парах: в одном процессе они выступают в роли дышащих (холонавтов), в другом - в роли сидящего (ситтера). К началу 80-х годов Ст. Гроф считался одним из ведущих лидеров в трансперсональной психологии. Свою расширенную картографию сознания он построил на базе исследований с ЛСД-25. Именно в это время его эксперименты переключились на холотропное дыхание. Гроф обнаружил, что интенсивное дыхание в варианте гипервентиляции в сочетании со специально подобранной музыкой и особой предварительной подготовкой группы может вызывать те же переживания и эффекты, как при использовании ЛСД-25, а самое главное с такими же терапевтическими и интегративными возможностями. ИИПТ направлены на исследование психологических, социально-психологических и физиологических аспектов феноменологии расширенных состояний сознания, которые возникают при связном дыхании. Поэтому связи дыхания с расширенными состояниями сознания уделяется более подробное внимание. В изучении феномена влияния РСС на психику человека есть две составляющие - физиологические и психические особенности. Рассмотрим их подробнее. продолжение следует...
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||