Карельский Г., Козлов В., Зингерман И.
Обзор интенсивных интегративных психотехнологий. Специфика и преимущества холотропного
дыхания.
На настоящем этапе развития психотерапии название «интенсивные интегративные
психотехнологии» применяется к щирокому спектру психотехнологий, основанных на
использовании измененных состояний сознания клиента, в числе которых – трансовые,
расширенные, психоделические состояния сознания, а также состояния повышенного
осознавания, достигаемые применением методов связного дыхания. Следует отметить,
что дыхательные психотехнологии (холотропное дыхание, вайвейшн, ребефинг, Свободное
дыхание) являются наиболее естественными и экологичными методами достижения измененных
состояний сознания.
«Интегративные интенсивные психотехнологии - это открытое пространство концепций,
умозрительных моделей, процессов и навыков, пребывание в котором позволяет человеку
обрести и поддерживать целостность своей жизни».
При обзоре направления ИИПТ, были использованы работы С. Грофа, д. психол. н.
Козлова В.В., а также публикации других авторов.
Связное дыхание как основной структурный элемент ИИПТ.
Процесс связного осознанного дыхания является способом достижения РСС. «При
этом возникающее РСС является естественным физиологическим и психологическим
феноменом» (Козлов В.В. Истоки осознания: теория и практика интегративных психотехнологий/В.В.
Козлов; Междунар. акад. психолог. наук.- Мн., 1995 г.).
Расширенное состояние сознания, которое возникает в процессе связного дыхания,
качественно отличается от состояний, возникающих при глубоком гипнозе, трансе,
медитаций и других способах достижения измененных состояний сознания. РСС качественно
особое психологическое и психофизиологическое состояние, отличающееся от
сна, бодрствования, патологических нарушений сознания, нарушений сознания при
приеме алкоголя, наркотиков и психоделических препаратов. РСС обладает специфической
феноменологией (Козлов, 1992,1994), отличается аутизацией сенсорной сферы,
искажением восприятия времени, гипермнезией и некоторыми другими качественными
изменениями психических процессов.
Процесс связного дыхания как способ и средство достижения РСС обладает такими
качествами, как осознанность, контролируемость, управляемость, присутствие воли,
намерения и возможностью в любой момент времени возвращения в обычное состояние
сознания.
Исследуя процесс дыхания, можно обнаружить, что большинство людей не дышат большую
часть времени. Они делают вдох коротким глотком, задерживают дыхание перед долгим
выдохом, а затем делают еще одну длинную паузу перед следующим вдохом. Количество
времени, затраченное на вдох и выдох, оказывается меньше, чем на паузы.
Эффективным методом, поддерживающим баланс метаболизма в организме, является
связное естественное дыхание, когда между вдохом и выдохом нет разрыва: вдох
мягко перетекает в выдох, выдох во вдох, образуя единый цикл, совершенную мандалу
круга. При этом вдох делается на мышечном усилии, гибко и упруго, выдох полностью
расслаблен, вы просто отпускаете выдох, не контролируете и он делается сам собой.
Если человек поддерживает связное дыхание в течение примерно часа, он попадает
в состояние расширенного сознания, тем самым получая доступ к старым образам
и эмоциональным состояниям, подавленным в подсознании. Продолжая состояние связного
дыхания, можно достичь состояния, в котором подавление снимается, и эти образы
перестают нести негативный заряд.
Связное естественное осознанное дыхание используется в ряде психотехнологий,
которые Козлов В. В. обозначает интенсивными интегративными психотехнологиями.
К ним относятся:
∙ ребефинг,
∙ вайвейшн,
∙ холотропное дыхание,
∙ тренинг любящих взаимоотношений,
∙ Свободное Дыхание,
∙ контекстуальные тренинги.
История использования дыхательных психотехнологий.
Человечество использовало целительный потенциал необычных состояний сознания
с глубокой древности. Шаманизм насчитывает, согласно археологическим исследованиям
наскальных рисунков и мест древних захоронений, около 40000 лет. Системы медитации
Хатха-йоги, Лайя-йоги, Раджа-йоги сформировались не позднее 10 тыс. лет до
н.э. Исследования антропологов более половины мировых культур, существовавших
в течение пяти последних столетий, показали, что 90 процентов из них имели некоторые
институциализированные формы измененных состояний сознания. Необычные состояния
сознания и по сей день являются центральными для эзотерических течений канонических
религий: исихазме и многих сектантских течениях в христианстве, суфизме в
исламе, в различных йогических практиках в индуизме, школах Дзен в буддизме
и Каббале в иудаизме.
Самые древние ритуальные практики шаманизма связаны с использованием мощных дыхательных
сессий при помощи звукоформ на фоне барабанного боя. Трансовый танец, который
издревле был необходимым средством проявления чувств, мыслей, которые нелегко
было перевести в слова, является также интенсивным методом вхождения в измененные
состояния сознания, физиологически обусловленным связным естественным, «животным»
дыханием.
Специальные методы, основанные на ускорении, замедлении, остановки дыхания,
использовались в шаманизме, различных направлениях йоги (кундалини практике,
сиддха-йоге), дзэн-буддизме, ваджраяне, дзогчене, даосизме, суфизме, школах
хинаяны и махаяны, во многих других духовных практиках.
В жизни возникают обстоятельства, когда ИСС возникают спонтанно: угроза для
жизни, клиническая смерть, интенсивные сексуальные переживания, тяжелые физические
заболевания, стрессы, экстатические эмоциональные состояния, новый необычный
опыт и т.д.
Техники использования связного дыхания были заново открыты и вошли в арсенал
современной практической психологии только в 70-х годах, а их распространение
на территории СССР началось только в конце 80-х годов. В сентябре 1988 года
Советский Союз посетила Сондра Рэй, одна из ведущих ребеферов Америки, ученица
и ближайшая сподвижница Леонарда Орра. С группой ребеферов, которые приехали
вместе с ней, она провела процессы ребефинга.
Первое сообщение об использовании связного дыхания при работе с клиентами было
сделано В.В. Майковым на советско-американском симпозиуме «Проблемы человеческой
психики в норме и патологии» (Москва, сентябрь 1988 г.). Весной 1989 г. при активном
содействии Московского Всесоюзного центра психоэндокринологии Станислав Гроф
и Кристина Гроф приехали в Москву, где прочли несколько лекций по трансперсональной
психологии и провели четырехдневный семинар по холотропному дыханию для медиков-профессионалов.
В настоящее время уже невозможно отрицать, что методы, использующие измененные
состояния сознания, заняли прочное место в практике психологической и психотерапевтической
помощи в большинстве стран мира, благодаря тому, что мир в целом в последние
100-150 лет отошел в своем развитии от традиционных духовных практик. Психологическая
наука оказалась первой среди всех существующих научных дисциплин в своем обращении
к изначальному опыту, изначальной мудрости человечества, сосредоточенной в духовных
традициях, к тому опыту, который на протяжении тысячелетней истории был актуален
для выживания людей.
продолжение следует