Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

"Память. Интеллект. Успех"

  Все выпуски  

Секреты развития интеллекта в спецслужбах


Информационный Канал Subscribe.Ru

Электронная рассылка

'Секреты развития интеллекта в спецслужбах'

46-й выпуск.

   

Здравствуйте!

Надеюсь, что усвоение третьего урока идет полным ходом. Четвертый урок будет в рассылке завтра-послезавтра. А сегодня я помещу главу из нашего с Дмитрием Петуховым пособия «Психическая СамоРегуляция и Интеллект», которая скоро выйдет как продолжение курса «Память. Интеллект. Успех».

Поначалу публикация этой главы не входила в планы рассылки, так как объем рассылки все же имеет ограничения, но все же мне показалось, что если Вы будете знать истоки, предпосылки возникновения АТ и ПСР, то занятия пойдут более осмысленно и в них появятся новые краски. Итак,

«ПЯТЬ ИСТОЧНИКОВ И ПЯТЬ СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ АТ И ПСР

Вот видите, насколько ПСР и АТ богаче марксизма. Ленин писал, что у марксизма их три, то есть источника и составляющих. Правда, бед вышеозначенный марксизм принес человечеству побольше. Вот если бы все занялись АТ… Но об этом приходится только мечтать.

Если мы уж взялись за проведение исторических параллелей с марксизмом, то скажем еще, что в начале 20-го века «Призрак бродил по Европе, призрак аутотренинга…». И впрямь как призрак коммунизма.

Итак, источник первый – САМОВНУШЕНИЕ.

Применение приемов самовнушения в первую очередь связывают с работами французского аптекаря Эмиля Куэ, который называл свою систему «школой самообладания путем сознательного самовнушения».

Если говорить упрощенно, то суть этой системы заключается в том, что если человек будет себе раз 20-30 повторять какую-то установку, то она, в конце концов, начнет действовать.

Например, человеку предлагалось лечиться таким образом. Ежедневно, сидя или лежа в удобной позе, мысленно или шепотом повторять формулы самовнушений вроде «Мне становится лучше и лучше… Мое давление нормализуется…». Такие сеансы рекомендовалось проводить 3-4 раза в день, особенно перед сном, в состоянии покоя и расслабления. Общий курс лечения должен был длиться от двух месяцев до года.

В 20-е годы ХХ века метод был чрезвычайно популярен. Даже в «Саге о Форсайтах», этом эпохальном произведении Голсуорси, главный герой лечился с применением метода Куэ.

Куэ подчеркивал, что самовнушение должно осуществляться без каких-либо волевых усилий.

Внешняя простота метода породила массу шарлатанов, которые компрометировали метод.

Кроме того, упор делался на словесные формулировки, а этого было все же недостаточно. Тем не менее, метод Куэ можно смело отнести к несомненным достижениям прикладной психологии.

К заслугам Куэ следует отнести так же то, что он показал целесообразность замены негативных формул самовнушения на положительные, позитивные.. Например, «Я здоров» вместо «Я не болен».

При этих строках должны учащенно забиться сердца почитателей Наполеона Хилла и Луизы Хей, этих буревестников афирмаций.

Для тех, кто пока не слышал этого слова. Афирмация – это положительное утверждение, повторяемое многократно и позитивно воздействующее на человека. Самое главное, что это оружие вполне действенное. Вы можете начать произносить по 30 раз утром и вечером утверждение-афирмацию «С каждым днем везде и во всем мои дела идут все лучше и лучше» и примерно через недельку-другую они на самом деле пойдут получше. 

Между прочим, с помощью афирмаций Луиза Хэй избавилась от онкологического заболевания.

Так что эта составляющая АТ весьма и весьма работоспособна.

Источник второй – ХАТХА-ЙОГА и РАДЖА-ЙОГА.

Только совершенно отсталый житель глубинки (да и то мы сомневаемся, что таковой найдется) не слышал этого чарующего и наполненного романтикой слова – йога. Фантастические результаты и возможности йогов привели к тому, что ею не начинал заниматься только ленивый. Правда, сколь заметных результатов добивались далеко не все. Не такая уж и простая штука для европейского человека.

Основателем йоги считается древнеиндийский философ Патанджали и само учение насчитывает почти 3000-летнюю историю.

В основе учения йогов о влиянии на психофизические функции лежит представление об индивидуальной жизненной силе – «кундалини», центром сосредоточения которой является нижняя часть позвоночного столба.

Цель упражнений йогов – объединение кундалини с животворящей силой «праной», что наделяет человека сверхъестественными силами и способностями. К средствам, которыми этого добиваются, относятся:

- воздержание («иама»);

- культура питания, труда и отдыха («нияма»);

- позы («асана»);

- специальное дыхание («пранаяма»);

- удаление чувств («пратьяхара»);

- концентрация внимания («дхарана»);

- созерцание («дхъяна»);

- сосредоточение («самадхи»).

Первых четыре элемента относятся к физической и физиологической подготовке, а четыре последних относятся уже полностью к психической сфере.

Упражнения раджа-йоги и хатха-йоги имеют глубокий физиологический смысл. Приемы саморегуляции некоторых физиологических процессов (хатха-йога) и мощная тренировка психических функций (раджа-йога) существенно повлияли на создание Аутотренинга.

Состояние, которое часто называют «сон йога», представляет собой по сути состояние аутогипноза, при котором функции дыхания, кровообращения, обменных процессов существенно замедляются.

Нельзя не обратить внимание на дыхательную гимнастику йогов, которая не только улучшает вентиляцию легких и насыщение крови кислородом, но и приводит к самомассажу и улучшению кровоснабжения внутренних органов.

Важным моментом системы йогов является установление связи эмоционального состояния человека с тонусом мускулатуры и мимикой. Йоги развивают чрезвычайно высокую степень самовоздействия на эмоционально-вегетативную сферу.

В своей работе «Высшая ступень аутогенной тренировки и раджа-йога» Шульц подробно анализирует сходство и различие методов Аутотренинга и йогой. В частности, он указывает, что «асаны» йоги очень похожи на позы для занятий аутотренингом.

Вообще связь Аутотренинга и йоги более глубинна, нежели просто сходство упражнений и состояний или простое привлечение каких-то моментов йоги. 

И йога, и Аутотренинг подразумевают регулярные тренировки и занятия. Так не бывает, что в этих системах что-то сделал, чего-то достиг и можно прекращать занятия. Спору нет, навыки останутся, но это примерно все равно, как всходить на гору, остановиться на полдороге и так там и остаться. Тем более, что достичь можно очень высоких вершин.

Кроме того, нельзя сводить Аутотренинг и йогу к пусть и очень эффективному, но просто набору упражнений, позволяющих укрепить здоровье, избавиться от стрессов и так далее. Основная идея этих систем может быть в двух словах сформулирована как «в поисках свободы». Свободы от ограничений тела, социума, психики, духа…

В общем, Шульц применил многие достижения йоги в созданной им системе и существенно сократил путь европейцев к сокровищницам Древней Индии.

Источник третий – ГИПНОЗ.

Вот эта «составляющая» точно окутана почти мистической завесой. Гипнотизеры всегда внушали легкий ужас и смиренное почтение к их особам. Ну кто из нас не мечтал, подобно Вольфу Мессингу зайти в магазин, протянуть белый листок бумаги, набрать товара и получить сдачи как с сотки, или посмотреть этак на преподавателя, а тот, как сомнамбула, тянет руку к зачетке и ставит там «отлично».

Между тем гипноз не такой уж и таинственный метод, более того, это обычный психотерапевтический прием, и еще более скажем, что научиться гипнозу при желании не так уж и сложно.

В молодости Шульц занимался гипнотерапией в созданной им в 20-е годы амбулатории лечебного гипноза в Бреслау. Занимаясь практикой, Шульц заметил две интересные вещи:

- Когда пациенты спонтанно мысленно повторяли формулы внушений, произносимые врачом, эффективность гипнотерапии оказывалась существенно выше. Это побудило Шульца создать достаточно простые и легко запоминаемые фразы, предназначенные для самостоятельных занятий – «формул самовнушения».

- Шульц также обратил внимание на то, что гипнотизируемые испытывали ощущения тяжести и тепла. Чувство тяжести наступало вследствие расслабления мышц, а тепла – как результат расширения периферических сосудов.

Исходя из этих наблюдений, Шульц предположил, что путем сознательного расслабления мышц и самовнушения чувства тепла можно вызвать состояние, напоминающее гипнотическое.

То есть любой человек может сам себя загипнотизировать. Это положение – краеугольный камень АТ.

Источник четвертый – АКТИВНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ МЫШЕЧНОГО ТОНУСА.

Американский врач Джейкобсон установил, что при отрицательных эмоциональных реакциях всегда выявляются напряжения мускулатуры и соответствующие вегетативно-сосудистые сдвиги. На основании этого он предложил собственный терапевтический метод, который получил широкую известность в США как «метод прогрессирующей релаксации». Более того, это как-то позволило Джейкобсону утверждать, что он фактически на 10 лет раньше Шульца создал АТ.

Терапевтическое обоснование этого метода состояло в том, что произвольное расслабление мускулатуры сопровождается снижением нервно-эмоционального напряжения и оказывает успокаивающий эффект. Это послужило причиной того, что в начале тернистого пути АТ оба терапевтических приема часто объединялись.

На самом деле Джейкобсон близко подошел к АТ, но, во-первых, путь был несколько иным, а во-вторых, АТ все же несколько шире как метод.

Джейкобсон открыл, что каждому типу эмоционального отреагирования соответствует напряженное определенной группы мышц. Депрессивные состояния, к примеру, сопровождаются напряжением дыхательной мускулатуры (вспомните «перехватило дыхание»).

Впоследствии была создана «моторно-висцеральная теория эмоций Джеймса-Ланге», основное содержание которой сводилось к тому, что в чувствах нет ничего, чего не наблюдалось бы в мышечных, сосудистых и иных изменениях состояния организма. Т.е., как утверждает эта теория, мы боимся (испытываем эмоцию страха) потому, что начинаем трястись, а не наоборот. Отсюда и обратный эффект – если растянуть рот в улыбке – настроение улучшится или если принять уверенную позу, то действительно почувствуешь себя более уверенно.

Активная регуляция мышечного тонуса, предложенная Джейкобсоном, является важнейшей составляющей частью современных модификаций АТ.

Источник пятый – РАЦИОНАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ.

Рациональную психотерапию (или разъясняющую, логически обоснованную) трудно позиционировать, как некий самостоятельный метод. Это, скорее, свод общих принципов взаимоотношения врача и больного. Действительно, сложно себе представить врача, который бы в процессе лечения не разъяснял больному сущности и причин болезненного состояния, не рассказывал бы о предлагаемых путях излечения.

Основоположником рациональной психотерапии считается швейцарский невропатолог Дюбуа, который полагал, что неврозы возникают как следствие интеллекта и ошибочности суждения. В настоящее время это утверждение не могут быть приняты безоговорочно, но многие выводы, наблюдения, рекомендации Дюбуа имеют несомненную ценность. Причем Дюбуа преподносил информацию пациенту в очень образной форме, что положительно сказывалось на процессе лечения.

Дюбуа по сути противопоставил понятия «внушение» и «убеждение», а Шульц, создавая АТ, сделал их союзниками.

Основные принципы рациональной психотерапии должны входить в структуру любого метода лечения. Активная роль интеллектуального (разъясняющего) воздействия должна существенно изменяться в зависимости от применяемых методов лечения, от самого заболевания.

Между врачом и пациентом должна быть установлена атмосфера доверия и взаимной симпатии. Если этого не произошло, то лучше передать больного другому врачу.

Особую роль Дюбуа придавал внушению больному уверенности в выздоровлении, подчеркиванию и даже преувеличению любого, пусть даже самого незначительного положительного сдвига в процессе лечения и состоянии больного.

Можно сказать так, что Шульц, введя в АТ приемы рациональной психотерапии, влил некую толику критичности и разума в свою систему.

Итак, мы убедились, что АТ возник не на пустом методе, а является синтезом многих достижений науки о человеке как древних, так и относительно современных.

Внешняя простота АТ не должна вводить в заблуждение. В конце этого раздела приведем фразу, которая весьма точно отражает суть вопроса: «Простота, не прошедшая стадию сложности, является примитивом».

Аутотренинг далеко не примитивен. Хоть и прост.»

Четвертый урок выйдет завтра-послезавтра, тем более что легкость освоения упражнений далее должна улучшаться, так как Вы уже много чего знаете и умеете. При условии, конечно, что вы занимались. Если не занимались – то, как м уже писали, можете вывести уроки на печать, скрепить степлером и начать заниматься, когда появится соответствующий настрой.

После публикации четвертого урока мы постараемся этот настрой усилить.

Также напоминаем, что прием на заочный Курс «Память. Интеллект. Успех» продолжается. Причем чем больше людей запишется – тем скорее выйдут запланированные нами пособия. Напомним, что далее в курсе у нас запланированы «ПСР и Интеллект», «Форсированное овладение языком», «Программирование и повышение способностей», «Работа с текстами. Продуктивная стратегия чтения».

Удачи всем и во всем!

 Иван Полонейчик,

mailto:pobeda@anitex.by

 

Центр интеллектуальных технологий, г. Минск

http://www.pobeda.info

Развивайтесь с удовольствием!

 

 

 

 



Станьте автором рассылок на Subscribe.ru! Это просто!


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: psychology.secretintellect
Архив рассылки
Отписаться Вебом Почтой
Вспомнить пароль

В избранное