Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Практическая психология на каждый день" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
#23 Как заставить себя работать?
#23 Как заставить себя работать? 2014-12-09 15:02 Олег Сатов Запись из раздела: МозгоFAQ — вопросы и ответы Вопрос: Существуют ли какие-то приемы, чтобы побороть внутреннее сопротивление к делу, которое ты знаешь, что надо сделать, чтобы продвинуться в том, что тебе нравится? Ответ: Существует простой и совершенно однозначный ответ на этот вопрос: не делаешь, значит, не хочешь. К сожалению, глубина безысходности этого принципа такова, что никто не хочет принимать его всерьез. Есть и развернутый ответ, который давным-давно выложен на сайте: Почему не получается заставить себя работать. Но — смотрите, как интересно! — и подробного ответа тоже оказывается недостаточно. Человек читает или выслушивает объяснения, вздыхает, соглашается… а через месяц обо всем забывает и снова задает себе и всем вокруг тот же самый вопрос — как заставить себя работать? Почему так получается? Потому что предложенный ответ не соответствует действительности? Или потому, что ответ не понравился? А может, дело в том, что человека интересовал не ответ, а что-то другое? Может быть, человек хотел оставить этот вопрос неразрешимым? Ведь это так удобно — спрятаться за вопросом без ответа, вместо того, чтобы признаться себе, что ответ всегда был очевиден… просто слишком неприятен. Обратите внимание на этот механизм, он далеко не так очевиден. Цель многих вопросов, которыми задаются люди, не в том, чтобы найти настоящий ответ, а в том, чтобы спрятаться от более трудного вопроса. Причем человек на полусознательном уровне осведомлен о своей игре — то есть, он догадывается, от чего бежит, и зная это, пытается выкрутиться. Например, как в нашем случае, человек оказывается в ситуации, когда у него перед носом лежит работа, которую надо сделать и которую он умеет делать, но почему-то никак не получается начать. Для стороннего наблюдателя все очевидно — он просто не хочет делать эту работу. Но изнутри, субъективно все выглядит иначе — человеку искренне кажется, что он хочет… просто почему-то не делает. Но если ему предложить вспомнить ситуацию, когда какую-нибудь работу он действительно делал безо всяких внутренних затыков, и вспомнить свое внутреннее состояние в тот момент, то обнаружится искомая разница — в тот раз он действительно хотел, а сейчас он не «хочет», а «хочет хотеть». Эти два чувства изнутри воспринимаются совершенно по-разному, и отличить одно от другого не составляет труда. Однако здесь мы упираемся в ту же самую проблему — даже зная обо всем этом, человек с завидным непрошибаемым упорством продолжает задавать вопрос, как ему заставить себя работать. Получается, что единственно правильный ответ — «Не делаешь, значит, не хочешь» — человека не удовлетворяет, он никак не готов признать, что просто не хочет делать эту свою работу. Почему? Потому что это будет паршиво выглядеть. Быть человеком, который не хочет работать, гораздо больнее и страшнее, чем человеком, который хочет, но не может справиться с каким-то непонятными (и потому неразрешимыми!) психологическими проблемами. Впрочем, об этом тоже есть отдельная статья: Кто не хочет стать миллионером? Вероятно, здесь бы следовало задать следующий вопрос: «Если я не хочу что-то делать, то как тогда захотеть?» Но этот вопрос помимо своей абсурдности (попробуйте-ка прямо сейчас на ровном месте захотеть раздеться!) нарушает всю логику ситуации. Первоначальная проблема была в том, что человек что-то хотел, но не делал — на что и жаловался. А тут выясняется, что он, оказывается не хотел, а только прикидывался, что хочет. То есть, выполнение конкретной работы его не интересовало, дело было не в работе! И если сейчас мы переходим к вопросу «Как захотеть?» значит, нам надо окончательно признать, что целью здесь является не работа как таковая, а видимость — выглядеть человеком, который хочет работать. И если это так, если нужна именно видимость деятельного человека, то это совсем другой вопрос, который имеет очевидное и весьма остроумное решение — нужно создать видимость психологической проблемы и, изображая из себя ответственного человека, начать эту проблему решать. Проблема, естественно, надуманная и усилия для ее решения самые поверхностные, потому что внутри-то человек знает, что это все чушь и притворство. Но наружу он будет выдавать глубокое свое расстройство, в которое и сам будет искренне верить. Он будет жаловаться на свою несобранность, на то, что он никак не может побороть лень, он даже выкопает в гугле специальный термин «прокрастинация» и перечитает все статьи на эту тему. А потом придет со своим вопросом к психологу — «У меня есть работа, которую я люблю, но почему-то я ее не делаю. Все перепробовал — ничего не получается. Почему? Помогите!» И плох тот психолог, который, не понимая театральной сущности этой «проблемы», пытается всерьез в ней разобраться, веря, что человека действительно интересует ответ. Именно здесь и будут наблюдаться все эти забавные эффекты, когда человеку предлагаются ответы и решения, а он их отвергает, обесценивает или попросту саботирует, потому что ему нужно что-то другое — возможность создавать видимость работы над работой, не делая при этом самой работы. Изображать работу над собой — это тот самый компромисс, когда и реальную работу делать не хочется и признаваться себе в таком нежелании тоже не с руки. Вот так вот и начинаются хождения по кругу, а все ответы и решения отвергаются, потому что цель человека в том, чтобы сохранить «проблему», а не решить ее. Потому что, решив ее, он будет вынужден столкнуться с неприятной необходимостью работать или с такой же неприятной необходимостью признаться в своем нежелании работать. А пока проблема не решена, можно продолжать плевать в потолок и при этом не выглядеть тунеядцем… я ведь работаю на своей проблемой! Таким образом устроена, по меньшей мере, половина всех «проблем», с которыми люди обращаются к психологу — искусственное затруднение, создаваемое и поддерживаемое человеком с целью избежать более сложного и опасного столкновения. Другие вопросы и ответы: МозгоFAQ. Понравилась эта статья?
#25 Потеря вкуса жизни 2014-12-25 17:30 Олег Сатов Запись из раздела: МозгоFAQ — вопросы и ответы Вопрос: В детстве и трава была зеленее и небо выше. С каждым прожитым годом вырабатывается свой способ защиты от неприятных переживаний и с каждым годом мир теряет свои краски. Настает момент, когда понимаешь, что день похож на сотни предыдущих, что куда-то делись эмоции и что не помнишь, когда в последний раз искренне улыбался и уж тем более смеялся. Как теперь действовать, когда понимаешь, что сам завел себя в этот порочный круг, по которому все медленнее идешь в полусонном состоянии, когда не хватает эмоций и желания что-то делать, не говоря о том чтобы что-то менять? Ответ: Проблема психологических защит, которые не просто защищают, но изолируют человека от жизни действительно существует и требует внимания. Можно сказать, что это результат нарушения развития — младенческие и детские модели поведения, когда ребенок естественным образом учится подстраиваться под окружающий мир и ожидания родителей, не трансформируются с возрастом, а продолжают использоваться в качестве основной стратегии выживания. Ребенок вынужден подстраиваться, и эта нужда для него не является насилием над личностью, а представляет собой форму обучения — таким образом он знакомится с реальностью, ее законами и устройством. Но на каком-то этапе этот способ обучения должен быть замещен новым — более самостоятельным и автономным от родительского мнения. Однако во многих (если не в большинстве) случаев этого не происходит, поскольку в обществе отсутствует всякая культура психологического взросления. Напротив, социальным образцом служит семья, где дети непозволительно долго задерживаются под крылом у родителей в материальном и, важнее, психологическом смысле. Детей не готовят, не учат и не вынуждают обрывать психологическую пуповину, поэтому, даже становясь физически взрослым и самостоятельным, человек часто продолжает следовать детской модели поведения с постоянными оглядками на чужие мнения и требования общества. Будучи неподготовленным к душевной автономии, он сосредотачивает усилия не на раскрытии своей индивидуальности, а фактически на ее подавлении в угоду социальным ожиданиям — его основной задачей становится вписаться и понравиться окружающим людям и тем самым получить подтверждение тому, что в подтверждении на самом деле не нуждается, — своему праву на существование. Основной расход энергии в этом случае не работа и не личные увлечения, а поддержание и воспроизведение своей социальной роли. И именно эти усилия делают человека таким уставшим от жизни. Обратите здесь внимание, что настоящая работа — интеллектуальная или физическая — не связанная с поддержанием маски, хотя и приводит к усталости, но при этом вовсе не вызывает психологического истощения. Это приятная усталость! Она не отравляет существования, а, наоборот, обостряет чувство своего бытия. Психологическая же усталость, вызванная напряженным удержанием себя в социальном форватере, это и есть то, что делает человека утомленным от всей жизни в целом и постепенно вгоняет в депрессию. Вкус жизни, который нам знаком из детства, оказывается абсолютно недостижим, если основным нашим мотивом во взрослой жизни становится реализация социального идеала. Человек все больше и больше сил расходует на маскировку и изображение из себя приличного гражданина. Из его жизни уходит всякая игра — ему не до того, ему нужно держать марку, а не заниматься всякими «детскими» глупостями. Но именно тут он переворачивает все с ног на голову, поскольку нет ничего более наивного и детского, чем непрекращающиеся оглядки на чужие мнения и ценности. Соответственно, выход из этой западни в том, чтобы заявить свои права на эту жизнь и в самом буквальном смысле послать к черту всех, чье мнение не совпадает с вашим. Нужно рискнуть выбросить социальные костыли и встать на свои собственные ноги, даже если поначалу для этого придется опуститься на четвереньки. Птенец, остающийся в гнезде, никогда не научится летать. И нужно ли здесь объяснять, почему его жизнь скучна и безвкусна, хотя и безопасна? Предназначение птицы — взлететь. Предназначение человека — встать на свои ноги и самостоятельно определить направление своего путешествия по жизни. Другая плоскость этой проблемы, когда жизнь становится скучной и бессмысленной, — это преждевременная остановка в развитии способностей. Ребенок с младенческого до, как минимум, позднего подросткового возраста каждый день совершенствуется в каких-то своих навыках и умениях. От складывания в пирамидку больших ярких кубиков он постепенно приходит к играм и занятиям, требующим тонкой координации ума и тела. И каждый миллиметр движения в раскрытии потенциала своего человеческого организма, наполняет его жизнь радостью и открывает все новые и новые горизонты. До определенного момента ему некогда скучать, потому что с каждым днем его возможности множатся в геометрической прогрессии. Но в какой-то момент происходит сбой — ребенок останавливается в развитии, прекращает совершенствоваться в чем бы то ни было и навсегда застревает в рамках того, чему уже успел научиться. Вероятно, это связано с переключением внимания с задачи узнавания жизни, на задачу социальной адаптации. И с этого момента единственный навык, который продолжает стабильно развиваться и совершенствоваться, это навык маскировки — изображения из себя человека, вписывающегося в рамки общества и заслуживающий всеобщего одобрения. Жизнь, как таковая, перестает его интересовать или на нее не хватает времени, потому что социальное одобрение гораздо важнее для выживания в нашем обществе, чем реальные умения и знание устройства бытия. Ему начинает казаться, что он и так уже знает достаточно. Чем бы ребенок увлеченно не занимался в детстве, он это бросает, потому что наступает «взрослая» жизнь — теперь ему нужно выстраивать отношения и обеспечивать социальный тыл, а не клеить бумажные самолеты, рисовать или ковыряться в конструкторах. Внимание переключается на совершенствование социальных навыков, где умение делать красивую позу ценится куда выше, чем умение сделать что-то уникальное своими руками. Таким образом, средний ребенок останавливается в развитии на подростковом этапе и дальше уже проживает оставшуюся жизнь, лишь шлифуя то, чему успел научиться до этого момента. Учеба в школе и институте в этом смысле не дают никаких гарантий. Вспомните все те примеры ваших знакомых, которые получили красный диплом и ни одного дня не проработали по специальности, — все они остановились в развитии задолго до поступления в ВУЗ, и все, чему они научились за пять лет, это тому, как получить красный диплом. Детей (и взрослых), которые не застряли на подростковом этапе, очень немного. И с социальной точки зрения это обычно «белые вороны» — люди, которых не уважают за их продолжающийся прогресс, а наоборот, высмеивают и изолируют. Общество ориентировано на социальный фастфуд, и всякое гурманство ему очень не по душе. Однако именно этот процесс утончения навыков и непрекращающееся совершенствование вкуса, позволяет «гадким утятам» не скучать и не утрачивать радости бытия… конечно же, если только им хватает духу преодолеть долгий и мучительный этап социального неодобрения. Вероятно, здесь тоже можно ситуацию подкорректировать или даже исправить. Станьте мастером! В чем-нибудь. Хоть в чем. Выберите любое занятие, дойдите в нем до предела своих возможностей… а потом сделайте еще один шаг… и еще… и еще. Поставьте себе целью дойти до предела человеческих возможностей в этом деле. Посмотрите на восточную культуру — чем бы они не занимались, они превращают это в искусство, доводят до совершенства. Или посмотрите на тех знакомых вам людей, в которых вы видите воплощение вкуса к жизни, — вы обнаружите, что они постоянно в чем-то развиваются, и развиваются до очень тонких и сложных навыков, хотя и не обязательно уникальных. И отсюда можно перейти к третьей плоскости. Есть такая теория, что развитие человека проходит определенные стадии по аналогии с сезонами года — рождение и раннее весеннее развитие, расцвет и становление летом, принесение плодов осенью и закономерное увядание зимой. И пока человек живет и развивается в согласии с этими циклами, его жизнь полна смысла и содержания, а стоит нарушить эту цепь и жизнь утрачивает краски. Природа не делает остановок и никогда не отдыхает. Человек же все время стремится и мечтает о золотых временах, когда можно будет расслабиться, ничего не делать и просто получать удовольствие — отдохнуть от трудностей жизни. И этот священный Грааль современного человека заставляет его стремиться поскорее разделаться с делами (читай, с развитием) и перейти непосредственно к отдыху. Если не все люди, то очень и очень многие живут именно с этой позиции — сейчас нужно поработать, чтобы потом обеспечить себе отдых. То есть, сам процесс жизни — развитие и раскрытие своего потенциала — воспринимается как промежуточный этап, неприятная, но неизбежная повинность, которой нужно следовать, чтобы однажды получить шанс на отдых и вот тогда «зажить» по-настоящему. Не удивительно, что при таком отношении к жизни, каждый сегодняшний день, который проходит в ожидании счастливого и безмятежного «завтра», скучен, безвкусен и не интересен. В погоне за скорейшим наступлением «настоящей жизни» человек отказывается от истинного развития, он учится зарабатывать деньги и обеспечивать себе комфортное выживание — в современном мире для этого не нужно хватать звезды с небес — и, достигнув желанного состояния без должного развития, он лишает себя шансов принести какие-нибудь иные плоды, чем счет в банке и подпись под документами о собственности на недвижимость. Даже их дети — это не настоящие плоды, а всего лишь побочный продукт их бессмысленной скучной жизнедеятельности. Каждому жизненному этапу должны соответствовать свои цели и задачи. Очень многие разочарования в жизни связаны с нарушением цикла. Молодые люди, вчерашние еще студенты, переживают и чувствуют себя несчастными от того, что не могут себе позволить атрибуты взрослой жизни — хотят иметь все и сразу, никоим образом этого не заслужив. Взрослые люди на этапе, когда им следовало бы забыть о результате и сосредоточиться на совершенствовании своих навыков и умений, вдруг начинают капризничать, что жизнь не приносит радости — детские игры уже не трогают, а энергия, вложенная в развитие, не приносит плодов. Практически все вокруг страдают от капризного требования получить все и сразу, не желая соглашаться с правдой жизни — новый этап начинается только, когда пройден предыдущий. Соответственно, выход здесь в том, чтобы поумерить свои капризы и принять жизнь какой она есть — заниматься задачами сегодняшнего дня, развиваться, двигаться вперед, отвлечься от погони за «плодами» и от мечты о безмятежном времени, когда не нужно будет ничего делать… потому что, как только наступит это счастливое время, следующим этапом будет зима и смерть. Другие вопросы и ответы: МозгоFAQ. Понравилась эта статья?
|
В избранное | ||