Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Психология без соплей

  Все выпуски  

Ответственность за исцеление



Ответственность за исцеление
2014-11-24 10:38 Олег Сатов

Запись из раздела: Статьи о психологии


vcrfstqutzbnognz.pngПредставьте, что к 30 годам своей разгульной беззаботной жизни вы обнаружили, что ваше здоровье заметно ухудшилось — спину ломит, колени скрипят, живот отвис, постоянная усталость, беспокойный сон, котелок варит хуже, и вы больше уже не можете пьянствовать или заниматься сексом всю ночь напролет, а утром как ни в чем ни бывало пойти на работу.

Вы чувствуете, что сил стало меньше, и вам все чаще нужен допинг в виде кофе, успокоительное в виде сигарет, и горячительное в виде алкоголя. А тут еще и сердце начало прихватывать, в легких одышка, в желудке язва и хронические головные боли одолевают. И тут вы понимаете, что если так будет продолжаться, то через 10 лет вы окончательно отупеете, растолстеете и превратитесь в развалину.

И вот, осознав свою ситуацию и печальные перспективы, вы понимаете, что с этим нужно срочно что-то делать — на кону ни много ни мало ваша жизнь! Поэтому вы берете отпуск за свой счет, бросаете все дела, продаете почку квартиру и на полгода едете в Англию в созданный Британскими учеными™ безумно дорогой супер-пупер профилакторий-санаторий, где за 6 месяцев обещают полностью восстановить здоровье и тонус даже в самом запущенном случае.

Приезжаете на место, проходите через контрольно-пропускной пункт с вооруженной охраной и колючей проволокой по периметру, у вас отнимают паспорт, деньги, средства связи и весь остальной багаж, переодевают в спортивный костюм, селят в одиночную камеру и приставляют к вам личного сержанта тренера, который в течение 180 дней с утра до ночи будет заниматься исключительно вашим случаем.

Полгода день за днем вас заставляют заниматься физкультурой, плаванием, йогой, дыхательными практиками. Вы очищаете свой организм, проходите никотино-кофеино-алкогольную детоксикацию. Вас кормят исключительно здоровой и полезной пищей, от которой вас начинает тошнить уже на второй день. Ежедневно вас доводят до полного изнеможения и оставляют умирать отправляют спать, а в пять утра подъем, и все по новой.


Через две недели такого «лечения» вы пытаетесь сбежать, но вас хватают при попытке перелезть через забор. Десять последующих попыток побега так же оканчиваются ничем — вас терпеливо ловят и отправляют на очередные процедуры. И потеряв счет времени, вы достигаете полного отчаяния смирения и готовы теперь к тому, что вас никогда отсюда не отпустят, и вам предстоит погибнуть в борьбе за свое здоровье.

Но через полгода мучений, хотя вы этому уже и не верите, вас отпускают — возвращают ваши вещи, вручают билет на самолет, желают вам здоровья и заверяют, что всегда будут рады видеть вас снова. Вы креститесь локтем, недоверчиво прощаетесь и, нервно оглядываясь, не преследуют ли вас снова санитары с собаками, возвращаетесь на родину.

Кошмар закончился, но надо отдать должное мучителям — когда нервы подуспокоились, ваши душа и тело действительно чувствуют себя на десять лет моложе. Желудок не болит, сердце исправно и надежно качает кровь, живот подтянут, тело полно энергии, вы легко засыпаете и легко просыпаетесь, голова ясная, глаза блестят, и жизнь вновь кажется яркой и интересной, как в детстве. Друзья и родные вас не узнают — так вы расцвели. Все отлично, вы довольны результатом.

Но через два года беззаботного самодовольства в прежнем своем ритме и образе жизни возвращают все на круги своя — у вас снова растет живот, вы снова плохо спите, вы опять курите и сильно устаете, ваш взгляд снова погас…

Впрочем, есть все-таки шансы, что к прежнему образу жизни вы уже никогда не вернетесь. Но это только если очень-очень повезет, и полугодовое ежедневное промывание кишок пятилитровыми клизмами заставит вас пересмотреть свои взгляды на жизнь. Крайне редкий случай.

К чему это все? К тому, что есть такое большое заблуждение, что можно решить проблемы своего здоровья — физического или психологического — вручив себя в руки врача, тренера или психолога. Вы платите деньги, выделяете время, а дальше всю работу за вас делает специалист — проводит вас за ручку через все тяготы и лишения, а вы просто терпите «полгода» и потом выходите здоровеньким на волю.

В принципе, этот вариант возможен, да. Заблуждение здесь в другом — в том, насколько простым это может казаться. Чтобы привести здоровье человека в порядок, его действительно нужно выдернуть из привычного патогенного образа жизни, на долгое время поместить в терапевтическую обстановку и заставлять его там пахать до полного изнеможения. Это вполне сработает и в отношении физического организма, и в отношении психики. Но чтобы сработало, оно действительно должно происходить в такой экстремальной утрированной форме, как описано выше.

Сложность в том, что, во-первых, довольно трудно обеспечить такие жесткие условия содержания, а во-вторых, никто на самом деле на такое «лечение» не согласится — слишком уж трудно и болезненно, а всем хочется оздоровления в необременительной форме.

Но именно на такое чудесное излечение люди надеются, приходя к психологу на консультации, — «Вот он я. Поработайте со мной, а я вам за это заплачу. Обещаю делать все, что скажете!» То есть, человек занимает позицию пассивного пациента, отдающего себя в руки знающего врача. Примерно по тому же принципу, как пациент ложится на хирургическую операцию — общий наркоз, несколько часов небытия, а потом просыпаешься уже здоровым — всю работу сделал хирург. Нужна была только смелость в том, чтобы лечь на стол.

Речь о том, что большинство клиентов в очереди к психологу, видят ответственность за свое излечение именно в этом — в том, что они набрались духа обратиться к психологу. И все! Знали бы вы, как часто приходится слышать такой ответ на вопрос: «Хотите ли вы решить свою проблему? И если хотите, то что вы для этого сделали?» — «Конечно, хочу! Поэтому и обратился за помощью!»

Так вот, есть две конструктивные позиции в решении подобных проблем — либо действительно целиком и полностью отказаться от собственной воли и отдаться во власть «терапевта», либо целиком и полностью взять ответственность за лечение на себя, а «терапевта» тогда использовать только в качестве нанятого эксперта, который может поделиться опытом, но не несет никакой ответственности за «пациента».

Первый вариант возможен только в форме ухода в монастырь, где не нужно ни о чем думать, а только слушаться, — и некоторые этим вариантом успешно пользуются. Второй вариант возможен в быту, но требует болезненной и трудной смены отношения ко всей ситуации в целом — взять свое исцеление в свои руки и перестроить свой образ жизни, не имея на начальном этапе ни малейшего представления, как именно это делается.

Но где-то примерно 90 процентов тех, кто обращается за помощью, пытаются реализовать третий вариант — и в монастырь на полное промывание мозгов не уходить, и в свои руки дело не брать, а просто отдаться психологу в надежде, что он как-нибудь подкрутит нужные винтики без отрыва от производства.

Спешу вас опечалить: третьего варианта нет! Но есть нечто, что успешно под него маскируется — особый стиль психологической работы, при котором и психолога, и у пациента возникает ощущение, что они заняты полезным делом. Впрочем, это не просто ощущение — польза действительно есть, надо только понять мотивы, которые стоят за такой работой, и все встанет на места. А главный мотив тот же самый, что у большинства бегунов по утрам, — поставить себе галочку, что таким образом я забочусь о своем здоровье, такой вот я ответственный молодец! Точно так же происходит и работа с психологом — многим достаточно самого факта еженедельного посещения мозгоправа, чтобы избавиться от необходимости решать проблемы по-настоящему, но не выглядеть при этом безответственно.

А для настоящего решения потребуется одно из двух — либо монастырь, либо готовность самостоятельно — не из-под палки, а из чувства осознанной необходимости — полностью изменить свое отношение к жизни, повзрослеть, перестать надеяться, что кто-нибудь может решить наши проблемы.

И никакие деньги, заплаченные самому дорогому психологу, ситуации не изменят — либо монастырь, либо самостоятельная работа, либо дорогостоящий самообман. И психолог не может помочь ни чем иным, кроме как открыть глаза пациента на этот выбор — либо полностью отдать себя в чужие руки, либо полностью взять все в свои руки, либо продолжать успокаивать себя, что мытье рук убережет от рака, а разговоры о детстве — от безумия.

Решение любой проблемы требует полной личной ответственности за ее решение. Да, один из вариантов такой ответственности — лечь на стол хирурга. Этот вариант ничем не плох, но в случае психологических проблем, здесь нет варианта с тем, чтобы отказаться от себя на несколько часов или дней, здесь придется полностью отречься от своей личности, как минимум, на несколько лет.

Другой вариант — разобраться во всем самому и решить все свои проблемы самостоятельно. То есть, самому стать психологом для самого себя и по своему собственному разумению привести свою жизнь в порядок.

В первом случае психолог ничем помочь не может, если только речь не о самых первых шагах в изучении себя. Во втором случае психолог действительно может быть полезен, но исключительно в роли человека, который уже прошел этот путь — самостоятельно разобрался со своей жизнью и хорошо знает, что такое самостоятельная и само-ответственная психологическая работа. В этом случае он может выступить в роли проводника и советчика для человека, который идет своей дорогой и нуждается лишь в ориентирах.

То есть, в итоге у нас получается три варианта психологической работы: (1) развлекательная терапия, когда психолог и пациент просто получают удовольствие от ведения бесед на психологические темы; (2) лечебная терапия, которая снимает актуальный болевой синдром в достаточной мере, чтобы осознанно поставить пациента перед выбором — снова забыться, уйти в монастырь или взять решение проблем в свои руки; (3) учебная терапия — работа, направленная на то, чтобы научить человека самостоятельному решению своих проблем.

Первый вариант в рассмотрение не берем, как самый бестолковый, хотя и местами забавный. Он вам хорошо знаком, например, в форме чтения статей на этом сайте — весело и интересно, но, в сущности, ничего не происходит.

Второй вариант — это хорошая, классическая работа с психологом, которая, однако, не является полноценным решением проблемы, поскольку подразумевает некоторое промежуточное разделение ответственности между психологом и пациентом. Но в большинстве случаев это необходимо и неизбежено, как промежуточный этап, позволяющий человеку осознать ответственность за свою жизнь в целом и за решение своих проблем в частности.

Эта работа должна быть хорошо знакома тем, кто приходит к нам на консультации, занимается в Клубе и читает статьи более внимательно. Лечебный этап, так или иначе, проходят все, кто впервые сталкивается и знакомится с практической психологией.

Третий вариант — явление гораздо более редкое, но тоже хорошо известное. Как говорится в одной толстой мудрой книге, есть разница, между тем, чтобы накормить человека рыбой, и тем, чтобы научить ее ловить. Попытку решить эту задачу вы также обнаружите в статьях — в тех самых, которые менее внимательный читатель мог бы отнести к развлекательно-лечебному жанру.

И эта же работа происходит в более глубоких недрах нашего Клуба Любителей Рыбной Ловли, на практических семинарах, в Школе психологии и в еженедельных психологических «мастер-классах». Причем с каждым годом упор все больше делается именно на решении этой задачи — научить ловить рыбу самостоятельно, а не на том, чтобы просто накормить страждущих.

А в начале следующего года будет большой практический курс где-нибудь так на два месяца еженедельных занятий, чтобы познакомить участников с сутью самостоятельной психологической работы и научить пользоваться эффективным и полностью самодостаточным мозгокопательным инструментом, который проходит сейчас последние полевые испытания. Ждите вестей!

Ну и не упускайте возможность попасть к нам на занятия в Ярославль — там мы устроим настоящий психотерапевтический монастырь с ежедневными пятилитровыми клизмами для мозгов… только кормить будем лучше.

Понравилась эта статья?





#23 Как заставить себя работать?
2014-12-09 15:02 Олег Сатов

Запись из раздела: МозгоFAQ — вопросы и ответы


180948249.pngВопрос: Существуют ли какие-то приемы, чтобы побороть внутреннее сопротивление к делу, которое ты знаешь, что надо сделать, чтобы продвинуться в том, что тебе нравится?

Ответ: Существует простой и совершенно однозначный ответ на этот вопрос: не делаешь, значит, не хочешь. К сожалению, глубина безысходности этого принципа такова, что никто не хочет принимать его всерьез. Есть и развернутый ответ, который давным-давно выложен на сайте: Почему не получается заставить себя работать. Но — смотрите, как интересно! — и подробного ответа тоже оказывается недостаточно. Человек читает или выслушивает объяснения, вздыхает, соглашается… а через месяц обо всем забывает и снова задает себе и всем вокруг тот же самый вопрос — как заставить себя работать?

Почему так получается? Потому что предложенный ответ не соответствует действительности? Или потому, что ответ не понравился? А может, дело в том, что человека интересовал не ответ, а что-то другое? Может быть, человек хотел оставить этот вопрос неразрешимым? Ведь это так удобно — спрятаться за вопросом без ответа, вместо того, чтобы признаться себе, что ответ всегда был очевиден… просто слишком неприятен.

Обратите внимание на этот механизм, он далеко не так очевиден. Цель многих вопросов, которыми задаются люди, не в том, чтобы найти настоящий ответ, а в том, чтобы спрятаться от более трудного вопроса. Причем человек на полусознательном уровне осведомлен о своей игре — то есть, он догадывается, от чего бежит, и зная это, пытается выкрутиться.


Например, как в нашем случае, человек оказывается в ситуации, когда у него перед носом лежит работа, которую надо сделать и которую он умеет делать, но почему-то никак не получается начать. Для стороннего наблюдателя все очевидно — он просто не хочет делать эту работу. Но изнутри, субъективно все выглядит иначе — человеку искренне кажется, что он хочет… просто почему-то не делает.

Но если ему предложить вспомнить ситуацию, когда какую-нибудь работу он действительно делал безо всяких внутренних затыков, и вспомнить свое внутреннее состояние в тот момент, то обнаружится искомая разница — в тот раз он действительно хотел, а сейчас он не «хочет», а «хочет хотеть». Эти два чувства изнутри воспринимаются совершенно по-разному, и отличить одно от другого не составляет труда. Однако здесь мы упираемся в ту же самую проблему — даже зная обо всем этом, человек с завидным непрошибаемым упорством продолжает задавать вопрос, как ему заставить себя работать.

Получается, что единственно правильный ответ — «Не делаешь, значит, не хочешь» — человека не удовлетворяет, он никак не готов признать, что просто не хочет делать эту свою работу. Почему? Потому что это будет паршиво выглядеть. Быть человеком, который не хочет работать, гораздо больнее и страшнее, чем человеком, который хочет, но не может справиться с каким-то непонятными (и потому неразрешимыми!) психологическими проблемами. Впрочем, об этом тоже есть отдельная статья: Кто не хочет стать миллионером?

Вероятно, здесь бы следовало задать следующий вопрос: «Если я не хочу что-то делать, то как тогда захотеть?» Но этот вопрос помимо своей абсурдности (попробуйте-ка прямо сейчас на ровном месте захотеть раздеться!) нарушает всю логику ситуации. Первоначальная проблема была в том, что человек что-то хотел, но не делал — на что и жаловался. А тут выясняется, что он, оказывается не хотел, а только прикидывался, что хочет. То есть, выполнение конкретной работы его не интересовало, дело было не в работе! И если сейчас мы переходим к вопросу «Как захотеть?» значит, нам надо окончательно признать, что целью здесь является не работа как таковая, а видимость — выглядеть человеком, который хочет работать.

И если это так, если нужна именно видимость деятельного человека, то это совсем другой вопрос, который имеет очевидное и весьма остроумное решение — нужно создать видимость психологической проблемы и, изображая из себя ответственного человека, начать эту проблему решать. Проблема, естественно, надуманная и усилия для ее решения самые поверхностные, потому что внутри-то человек знает, что это все чушь и притворство. Но наружу он будет выдавать глубокое свое расстройство, в которое и сам будет искренне верить. Он будет жаловаться на свою несобранность, на то, что он никак не может побороть лень, он даже выкопает в гугле специальный термин «прокрастинация» и перечитает все статьи на эту тему. А потом придет со своим вопросом к психологу — «У меня есть работа, которую я люблю, но почему-то я ее не делаю. Все перепробовал — ничего не получается. Почему? Помогите!»

И плох тот психолог, который, не понимая театральной сущности этой «проблемы», пытается всерьез в ней разобраться, веря, что человека действительно интересует ответ. Именно здесь и будут наблюдаться все эти забавные эффекты, когда человеку предлагаются ответы и решения, а он их отвергает, обесценивает или попросту саботирует, потому что ему нужно что-то другое — возможность создавать видимость работы над работой, не делая при этом самой работы. Изображать работу над собой — это тот самый компромисс, когда и реальную работу делать не хочется и признаваться себе в таком нежелании тоже не с руки.

Вот так вот и начинаются хождения по кругу, а все ответы и решения отвергаются, потому что цель человека в том, чтобы сохранить «проблему», а не решить ее. Потому что, решив ее, он будет вынужден столкнуться с неприятной необходимостью работать или с такой же неприятной необходимостью признаться в своем нежелании работать. А пока проблема не решена, можно продолжать плевать в потолок и при этом не выглядеть тунеядцем… я ведь работаю на своей проблемой!

Таким образом устроена, по меньшей мере, половина всех «проблем», с которыми люди обращаются к психологу — искусственное затруднение, создаваемое и поддерживаемое человеком с целью избежать более сложного и опасного столкновения.

Другие вопросы и ответы: МозгоFAQ.

Понравилась эта статья?





В избранное