Начиная с августовских выпусков 2014 года, мы с вами выполним учебную
задачу и перелистаем официальный орган Европейской Ассоциации Психологической
Диагностики, EuropeanJournalofPsychologicalAssessment. Это журнал, который
выходит четыре раза в году, подробности о нём на сайтеwww.hogrefe.com/journals/ejpa. А затем будем
получать удовольствие, вместе перечитывая прецедентные автобиографические
тексты, чтобы поразмышлять потом над национальным складом характера и семейной
жизнью в проекте "Марьяж по-русски",http://olga.co.il/knigi/maryazh-po-russki.html.
Поскольку
журнал посвящён психометрическим методам психодиагностики, - шкалам и
опросникам, - то и статьи там о разработке новых или об адаптации переводных
опросников, проверке валидности, надёжности, репрезентативности и
статистическом обосновании результатов каждой процедуры. Это не так интересно,
скажу прямо. Гораздо любопытнее изучать библиографию к каждой статье, -
поскольку журнал имеет высокий импакт-фактор и индексируется в авторитетных
базах данных, таких как PsycINFO, Scopus, SocialandBehavioralScienceи другие, библиография обычно
на 50-100 новейших источников к каждой статье.
Выпуск
второй недели августа 2014.
СегоднямысвамилистаемEuropean Journal of Psychological Assessment, Volume 30,
No. 1, 2014
Он открывается
редакторским эссе "CommentsonItemSelectionProcedures", где MattiasZieglerрассказывает, как отбираются рукописи для
публикации и на какие слабые места эксперты обращают внимание в первую очередь.
Затемнастраницах 3-14 следуетстатья "Psychometric Properties of the
Portuguese Version of the Posttraumatic Growth Inventory Short Form Among
Divorced Adults". Целью исследования была разработка и валидизация
португальского варианта для короткой формы опросника PTGI-SF. С помощью удобной онлайн процедуры были опрошены 482
разведённых взрослых и факторным анализом была подтверждена пятифакторная структура
опросника. Все факторы показали хорошую внутреннюю согласованность и
конвергентную валидность. Только фактор "новые возможности" показал
приемлемую надёжность. Дискриминативная валидность позволила чётко различить
постравматический рост и посттравматическую психологическую адаптацию, что
позволяет использовать опросник в ситуациях переживания личностных кризисов.
Про
набор выборки по интернету существует установочный документ, оказывается, и
статьи:
Kraut, R., Olson, J., Banaji, M.,
Bruckman, A., Cohen, J., & Couper, M.
(2004). Psychological research online: Report of Board of Scientific
Affairs' Advisory Group on the conduct of research on the internet. The
American Psychologist, 59, 105-117.
Birnbaum, M. (2007). Designing internet-based
experiments. In U.-D. Reips (Ed.), The Oxford handbook of internet psychology
(pp. 391-404). New York: Oxford University Press.
О личностном
росте после пережитых стрессовых событий, судя по библиографии, писаливкниге:
Calhoun, L.G. and Tedeschi, R.G.
(2006). The foundations of posttraumatic growth: An expanded framework. In L.G.
Calhoun & R.G. Tedeschi (Eds.), Handbook of posttraumatic growth: Research
and Practice (pp. 3-23). Mahwah, NJ: Erlbaum.
и в
ряде статей, среди которых:
Cordova, M., Cunningham, L.,
Carlson, C., & Andrykovski, M. (2001) Posttraumatic growth following breast
cancer: A controlled comparison study. Health Psychology, 20, 176-185.
Davis, D., Shaver, P., &
Vernon, M. (2003). Physical, emotional, and behavioral reactions to breaking
up: The roles of gender, age, emotional involvement, and attachment style.
Personality and Social Psychology Bulletin, 29, 871-884.
Engelkemeyer, S., & Marwit,
S. (2008). Posttraumatic growth in bereaved parents. Journal of Traumatic
Stress, 21, 344-346.
Frazier, P., & Kaler, M.
(2006). Assessing the validity of self-related growth. Journal of Consulting
and Clinical Psychology, 74, 859-869.
Linley, P., & Joseph, S.
(2004). Positive change following trauma and adversity: A review. Journal of
Traumatic Stress, 17 (1), 11-21.
Park, C., Edmondson, D., Fenster,
J., & Blank, T. (2008). Meaning making and psychological adjustment
following cancer: The mediating roles of growth, life meaning, and restored
just-world beliefs. Journal of Consulting and Clinical Psychology, 76, 863-875.
Powell, S., Rosner, R., Butollo,
W., Tedeschi, R.G. & Calhoun, L.G. (2003). Posttraumatic growth after war:
A study with former refugees and displaced people in Sarajevo. Journal of
Clinical Psychology, 59 (1), 71-83.
Sawyer, A., & Ayers, S.
(2009). Posttraumatic growth in women after childbirth. Psychology and Health,
24, 457-471.
Следующая
работа, "PsychometricPropertiesofthe 44-ItemVersionofRyff'sPsychologicalWell-BeingScale" на страницах
15-21 журнала, посвящена проверке факторной валидности и надёжности краткой, 44-пунктовой,
версии опросника психологического благополучия, на выборке из 664 румынских
участников.
Далееследуетматериал "The Empirical Versus DSM-Oriented
Approach of the Child Behavior Checklist: Similarities and
Dissimilarities" настраницах
22-30. Европейские исследователи использовали данные, полученные в обследовании
7,852 детей в возрасте 5 и 6 лет. Родители детей заполняли форму опросника, а
исследователи классифицировали данные в соответствии с эмпирической
синдромальной моделью и моделью синдромов, предлагаемой американской DSM, а потом проанализировали сходства и
различия. Их и описывает статья.
Следующая
статья называется "AgreeorDisagree? Influences
on Consensus in Personality Judgments", мычитаемеёнастраницах 31-37 журнала. Она исследует суждение, на чём
основано суждение и что влияет на суждение.
Для
начала авторы напоминают, что в обыденной жизни нам приходится выносить
суждение о другом человеке, располагая минимумом информации. Если же несколько
человек выносят такое суждение вместе, то они обычно приходят к консенсусу, -
вот консенсусы исследователи и изучали. С чем, как и почему соглашаются или не
соглашаются люди, выносящие коллективное суждение о других людях.
В
эксперименте участвовали 160 студентов университета (130 из них женщины),
средний возраст 22,29 лет (SD=3,52). Студенты-психологи
получали зачётный час (credit),
не-психологи получали 5 евро в час. Каждому участнику случайным образом была
приписана позиция от 1 до 8 (по 20
участников для позиции). Затем участников разбили на группы по 5 человек внутри
каждой позиции. Они должны были вынести суждение, на основе просмотренного
видеоролика, пользуясь списком личностных черт, соответствующим принятой в
теории BigFivePersonalityTraits. Для каждой
из черт было разработано объяснение, - оно опубликовано в приложении на стр.
38-39, - и участники прочли его до того, как начали эксперимент.
Объектами
для видеосъёмки выступили 60 преподавателей. Всего было 4 набора роликов по 15
объектов в каждой. Съёмка представляла собой видеозапись урока, разбитая на интервалы.
Для эксперимента в случайном порядке отбирались два интервала из видеозаписи по
каждому учителю, один на 6 секунд, другой на 60 секунд длительностью. Так
варьировалась переменная "количество информации об объекте". Студенты
должны были письменно обосновать свои суждения, причём части из них давалась
инструкция "Преподаватели могут попросить у на обратную связь, поэтому,
пожалуйста, опишите основания для ваших выводов. Мы также можем обсудить
некоторые из ваших выводов с вами после эксперимента". Так варьировалась
переменная "ответственность".
Все
участники эксперимента дали на него своё информированное согласие.
Далее
была проведена процедура оценивания, и исследователи взялись изучать консенсус
(согласие в суждениях). Сравнивали группы участников между собой (всего 160
оценивающих) и сравнивали оценки, данные преподавателям (всего 60 оцениваемых).
Исследователи обсуждают полученные результаты и их практическое применение в
ситуациях свиданий или интервью при устройстве на работу, где данные переменные
оказывают значительное влияние на суждение.