Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Интерпретация проективных тестов


Rorschach & Psychoanalytic Diagnostics
Быть психологом


Здравствуйте, уважаемые читатели!

Выпуск третьей недели марта 2010.

© О.В. Бермант-Полякова, 2009

«Разница между консилиумом и супервизией»

О.В.: Хорошо, давайте попробую показать разницу между консилиумом и супервизией на конкретном примере.

Дано Т.П.: "Коллеги, вот такой вопрос - совсем свежий. Вчера работала с молодой девушкой (20 лет), тема - конфликты с мамой. Мама постоянно говорит ей, какая она плохая, клиентка верит в это и считает, что и другие это чувствуют, никто не видит в ней что-либо хорошее. В общем, ситуация вроде бы типичная. Одна деталь: разбирали случай, произошедший утром перед нашей консультацией, и клиентка вообще не смогла вспомнить, что конкретно ей говорила мама. Помнила свое состояние - и все. В технике "пустой стул" охотно повторяла мои слова "из роли мамы", иногда уточняя или добавляя что-то, но сама ничего сказать не могла. Как вы думаете, в чем могут быть причины такого поведения? Это психологическая защита - когда очень больно или что-то еще? Маму я немного знаю - у нее самой глубокая детская травма, сильно заниженная самооценка. Живут вместе с отцом клиентки - алкоголиком, с которым мама давно официально разведена."

Консилиум:

Лечащий врач: нарушений памяти у пациентки не наблюдается. Ни разу не забывала придти на приём. А к вам забывала приходить? Вы же материнская авторитарная фигура?

Коллега-психолог: Соглашусь, похоже на работу психологической защиты, скорее по механизму вытеснения (помнит факт, что разговор был, вытесняет неприемлемое содержание), чем по механизму диссоциации (тогда вообще ничего не помнила бы). А ваши предположения и прояснения пациентка помнит или забывает? Вы же авторитарная материнская фигура?

Коллега-арт-терапевт: Я проверил бы идею о конфликте лояльности. Если вы знакомы с мамой пациентки, она может быть амбивалентной, доверять вам или не доверять. И тогда забывание – психологическая защита против этого конфликта?

Коллега-социальный работник: пациентка дочь алкоголика, мать может быть созависимой мужу-алкоголику, а дочь – созависимой эмоционально неблагополучной матери. По вашему предположению, почему клиентка верит в то, что никто не видит в ней что-либо хорошее?

Лечащий врач: поясните, это сверхценная идея или бредовая убеждённость, которую вам не удалось поколебать никакими средствами? Может быть, забывание – это проявление психотического соскальзывания в невыносимой для пациентки ситуации угрозы?

И т.д.

Супервизия:

Супервизор: тема определена как «конфликты с мамой». А с вами пациентка пробовала конфликтовать?

(ответ)

Супервизор: ситуация названа типичной. Что вы имели в виду, когда обозначили её таким образом?

(ответ)

Супервизор: предложенная вами интервенция, когда вы «произносите вместо мамы», кажется мне очень неоднозначной. С одной стороны, вы моделируете «исправляющее переживание» и как психотерапевт, ведёте себя как достаточно хорошая мать. С другой – занимаете позицию вербально агрессивной матери. В психодинамике это acting out психотерапевта, отыгрывание патологического паттерна идентификации с агрессором. Скорее всего, на бессознательном уровне вы уловили, что именно по типу идентификации с агрессором и строятся отношения в семье пациентки.

Ответ: Тогда забывание слов матери, сказанных утром, означает нежелание идентифицироваться с агрессором.

Супервизор: конечно, ведь оно «сконтейнировано» в терапевта, и терапевт теперь выполняет необходимый ритуал словесного бичевания. Это динамика ситуации, и она не развернулась бы, не будь внутри вас своего личного агрессора. По каким поводам вы в последнее время злились на вашу пациентку, явно или неявно?

(ответ)

Супервизор: собственно, главный вопрос, над которым я хочу, чтобы вы поразмышляли, это почему вам так важно дословно знать, в какой форме было выражено оскорбление, критика или унижение. Почему терапевту оказалось недостаточно переживания, диффузного, размытого, бессловесного, неоформленного? Нет ли здесь перенесения пациенткой на вас её главного бессознательного конфликта: она не в контакте со своими переживаниями?

(ответ)

Супервизор: какими переживаниями она легко делится с вами и вам легко разделить их без того, чтобы выспросить словесную конкретику? Грусть, злость, радость, страх, сексуальное возбуждение – какие переживания табуированы, какие разрешены к со-переживанию в пространстве вашей терапии?

(ответ)

Супервизор: когда мы обсуждаем сейчас тему «конфликтов с мамой», что из происходящего в наших отношениях здесь-и-теперь кажутся вам похожими на происходящее в терапии?

(ответ)

И т.д.

Повторюсь: Супервизия - это работа другого плана, достижение стандарта качества или подгонка под профессиональный стандарт, порой болезненная. С переходом на личности для обеих сторон. Потому что не обсуждать на супервизии трансференс невозможно. Не представляю, как можно супервизировать на форуме. Искренне ваша, доктор Бермант-Полякова

О.К.: Даже Патрик Кейсмент меркнет рядом с вашим анализом, Ольга.

О.В.: Имеется в виду On Learning from the Patient? Я по-моему не раз уже писала тут в Альянсе, что сторонница интерсабджектив. "Ненавиcть и контейнирование" Патрика Кейсмента в интернете по-русски имеется, вот ссылка на лекцию http://psyjournal.ru/j3p/pap.php?id=20040205 Подходит, кстати, к теме обсуждаемого случая.

Т.П.: Доктору Бермант-Поляковой. Ольга, многократное браво! Получила самую разнообразную "пищу для размышлений"! Огромное спасибо!

О.В.: Спасибо за восторги, супервизирование - моя работа. Хотите свою супервизию, можете себе позволить её оплатить - пишите на office_dr_olga@ mail.ru

Ю.В.: Ольга Викторовна, можно попросить вас, прояснить не совсем ясный для меня отрывок: "В психодинамике это acting out психотерапевта, отыгрывание патологического паттерна идентификации с агрессором. Отыгрывание здесь - действия психотерапевта из роли матери и идентификация с ней? "

О.В.: Юрий Валерьевич, ответ Да. Только идентификация это обычно то, что САМО РАССКАЗЫВАЕТСЯ или САМО ДЕЛАЕТСЯ бессознательно. Если терапевт сознательно оскорбляет пациенку, нужно закрывать клинику и переквалифицироваться в управдомы. Психотерапевт психодинамического направления дорожит своей аналитической нейтральностью, и своё желание "поменяться ролями с матерью" или "озвучить слова матери-садистки пациентке" ухватил бы ещё на уровне reverie, своего смутного желания. Интерпретировал бы сам себе процесс и спокойненько двигались бы дальше в терапии. Но это если столик - психоаналитически ориентированный терапевт, а чай, который наливается в чашечку - вдумчивое аналитическое исследование.

Какой столик в случае, взятом мною для примера, в какую чашечку (характер и динамика пациентки) и какой чай (терапия), навсегда останется для нас загадкой ибо - остаюсь при своём мнении - форум не место супервизии.

Эссе было перепечатано в http://community.livejournal.com/rabota_psy/1232.html

С уважением,

доктор Бермант-Полякова

психолог, психотерапевт, супервизор


Наверх

В избранное