Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Интерпретация проективных тестов


Rorschach & Psychoanalytic Diagnostics
Быть психологом

Здравствуйте, уважаемые читатели!
Выпуск третьей недели февраля 2010.
Взято со страницы http://community.livejournal.com/rabota_psy/89510.html

Лоция (продолжение)

© О.В. Бермант-Полякова, 2009

Беседы в группе Training&Supervision на Одноклассниках:

Д.Л. Сонди считал, что "генотропизм" действует, свои ищут своих, и это генетика." Меня этот постулат у него зацепил, в особенности что доминантные гены себя реализуют в фенотипе, а рецессивные ищут себя в выборе партнера, профессии и т. п. Мне еще кажется что "хобби" это из серии рецессивных генов, каких-то притязаний предков даже в большей может быть степени, чем профессия

О.В. "Как ходят в житейском море, лоция для психотерапевтов".

Особенно пронзительно звучит еще один словесный образ,

принадлежащий, возможно, прп. Иоанну Дамаскину (VIII век):

Игнатий Бренчанинов, свт.:

"Странствует по водам житейского моря, стремится к вечности каждый истинный христианин. На море вещественном не может быть постоянного жилища; па нем живет одно странствование: и на море житейском нет ничего постоянного, нет ничего, что оставалось бы собственностью человека навсегда, сопутствовало ему за гроб. Одни добрые дела его и грехи его идут с ним в вечность. Нагим вступает он в земную жизнь, а выходит из нее, покинув и тело.

Кто — животныя великия, пасущиеся в необъятном пространстве житейского моря? Ни для себя, ни для кого другого не хотел бы я сходства с этими исполинами моря, у которых одна отрада: темные глубины, густо покрытые водою, куда не досягают лучи солнца: там они живут, там пребывают, выходя по временам оттуда для добычи, для поддержания своей жизни убийством многочисленных жертв. Их влажные, дикие взоры не терпят, не выносят никакого света. Под именем их Писание разумеет людей, великих по способностям, по знаниям, богатству, могуществу, но — увы! — привязанных всею душою к суете и тлению. Сердце и мысли их направлены исключительно к снисканию земного славного, земного сладостного. Они утонули, погрязли в море житейском, гоняются за одним временным, минутным, за одними призраками: преходят они, говорит Писание, стези морския. Странны эти стези! следы их исчезают вслед за проходящими по ним, и для проходящих нет впереди никакого знака стези. Таково земное преуспеяние не знает оно, чего ищет; сыскав желанное, уже как бы не имеет его; снова желает, ищет снова. Тяжел, несносен для сынов мира свет учения Христова. Бегут они от него в темные, глухие пропасти: в рассеянность, в многообразное развлечение в плотские увеселения. Там, в нравственном мраке, проводят они земную жизнь, без духовной, вечной цели. человек — тот, кто познал свое значение, свое состояние, свое назначение. —
Малыми животными моря названы люди, не одаренные особенными способностями, ненаделенные богатством, могуществом, но и в таком положении служащие суете и греху. Они не имеют средств к совершению обширных и громких злодеяний; но руководимые, увлекаемые, ослепляемые поврежденным злобою произволением своим, принимают участие в беззакониях, совершаемых животными великими, — сами совершают беззакония, соответственно силам и средствам своим. Они скитаются в житейском море бессознательно, без цели. — Змей — царь всем, сущим в водах, змий сей, егоже создал еси ругатися ему. Змеем назван падший ангел, по обилию злобы и лукавства, живущих в нем. Он действует по возможности тайно, чтоб действие, будучи малоприметным, было тем вернее, убийственнее.
В море — бесчисленное множество гадов. Что сказать о них? Уже одним наименованием сказывается все. Несчастна доля тех, которых слово Божие лишило наименования человеков, низвело к наименованию бессловесных животных: сколько несчастные те, которых оно, всесвятое Слово, Судия вселенной, запечатлело наименованием гадов? Не глубокие воды — постоянное жилище их и наслаждение, но зловонная и грязная тина, в которую приносятся разъяренною волной и в которой увязают все нечистоты, в которую приносятся и в которой истлевают трупы людей, погибших от морских злоключений, от кинжала пиратов житейского моря.

Братия мои! друзья мои! Стою с вами на берегу моря, смотрю на море, исчерченное разноцветными полосами. За морем — другое море, с горящими золотыми куполами и шпилями... Между тем в море, с горящими золотыми куполами и шпилями... Между тем в храме Божием возглашается величественная многознаменательная песнь: Житейское море, воздвизаемое зря напастей бурею, к тихому пристанищу Твоему притек, вопию Ти: возведи от тли живот мой, Многомилостиве."

Полностью здесь http://arh-gavriil.bsu.edu.ru/Resourse/IGNATI/Wcb864fd8ac3f3.htm

Невозможно, невозможно преплывающему житейское море не омочиться водами его: не должно погрязать в водах его.

Это так, ассоциативный ряд.

Работа с семьёй требует от психотерапевта определиться с мировоззрением. Это родовое сознание, жизнь для Мы, или индивидуальное сознание, жизнь для Я. И то и другое нужно обществу людей, роду людскому, как нужно сохранение и новации, - и определяться легко тому, у кого за плечами жизненный опыт, поступки и выборы, потому что судят по делам, а не по словам. Другая мировоззренческая дилемма, деятель вы или созерцатель. Тут свойство натуры, переделать себя нельзя. Так вы получаете четыре типа семейных психотерапевтов:

1) деятели симпатизирующие семье (судьбе)
2) деятели симпатизирующие индивиду (воле)
3) созерцатели симпатизирующие семье
4) созерцатели симпатизирующие индивиду
Юнг был первым, кто обратил внимание психологов на то, что жизнь человека имеет определённый водораздел, когда ценности становятся с ног на голову: первую половину жизни жил для себя, "перебесился", стал жить для семьи, или первую половину жизни жил для семьи, в угоду другим, потом "кризис середины жизни", индивидуация и стал жить для себя. Таким образом, то, к какому типу психотерапевтов вы относите себя СЕЙЧАС, говорит о том, какую половину жизни вы проживаете.
Мне нравится приведённая в Писании классификация судеб, потому что спросите: кого больше в роду,

гадов (криминальных, погибших от алкоголя и наркотиков, наложивших на себя руки, безумных людей)

мелких морских животных (обывателей, кто не живёт духовной жизнью, не задумывается над вопросами её смысла и альтруистическом и этическом)

крупных морских животных (властных, богатых, влиятельных и вместе с нем тёмных людей)

или тех, кто как корабль, плывёт по житейском морю, освещаемый светом (когда в роду идут в священники или в психологи, в лица духовного звания или духовной практики)

Достаточно очевидный расклад получается, вам не кажется? И второе высшее - психологическое, полученное "для себя", те психологи, которые не практикуют, тоже оказываются вписанными в понятный контекст родового бессознательного, они поворачивают "к добру", получая образование / проходя свою психотерапию.

Методологический ход, который Илона Евгеньевна предложила, кажется мне продуктивным: искать пролонгированную наррадигму, идею, которая переживается всю жизнь и короткие циклы, которые проживаются в определённые периоды жизни, тут конечно и свадьба и скандал и ипотека и бездетность много чего кратковременного будет. С рассказа о том, кто как из прабабушек и прадедушке умер, мне привычней начинать, - там уже есть законченность, подведённый итог, славный или бесславный, в своём дому или под забором и т.п.

Илона Евгеньевна: Обычно, чтобы понять как человек (клиент) притягивает те или другие события в свою жизнь, я ищу семейный миф. Семейный миф - это то, как семья идентифицирует свое "мы". Складывается семейный миф как раз за три-четыре поколения и становится отчетливым во времена социальных или семейных катаклизмов. Всего мифов четыре - "мы дружная семейка", достиженческий, спасательский и геройский. В каждой семье так или иначе все мотивы представлены, но один - ведущий. В том ключе, в котором мы сейчас ведем обсуждение - мне кажется пролонгированная наррадигма как раз и может служить для поддержания мифа или сохранности семьи как целого. Но опять же, мне кажется она встречается только у отдельных представителей рода. а не у всех пподряд.

О.В. У меня идея для основания проще, "к добру" или "к худу" событие, которое произошло, то есть "либидо" или "мортидо", любовь или смерть работает. Жизнь, как зебра, полосатая, это расхожее мнение, и всё же эта зебра или в гору, или под гору, такая логика будет в предлагаемом варианте рассмотрения. И скажем так, сейчас мне кажется, что правильнее разделить не на две категории, а на три, то есть "к добру", "к худу" и "точка перехода". Как всё, что мы обсуждаем здесь, это варианты. Та же ссуда или ипотека это хомут на шею, и я склонна относить их к худу. Это от невозможности заработать и скопить люди в банк идут. Не говоря уже об идее платить проценты, и о том, что несколько веков назад "обещанного три года ждут" давали деньги взаймы и ждали отдачи три года той же суммы без процентов, а если за три года должник не мог рассчитаться, то прощали долг. Или раз в 60 лет в юбилейный год все сделки по земле и имуществу обнулялись, то есть при системе, когда одна и та же замкнутая община владеет одними и теми же конкретными ценностями, стадами домами землёй мельницей - но из поколения в поколение нажитое нельзя было передать. Детям, да можно было, но не далее. Как сейчас авторские права на текст 70 лет после смерти авторадействуют, а дальше общемировое достояние, тиражируй кто хочет. родственники своё 70 лет получают.

Так же и отказ от родительского благословения, ненависть к родителям, желание отринуть семейные ценности, я склонна относить к худу. Похоже, что совершив бег по кругу, отринувшие спустя годы открывают в себе черты характера или выборы в жизни, которые делают по той же логике, что и отвергнутые когда-то в молодости родители. Я назвала бы это "злословить родителей". Есть и вариант "злословить детей", это клиника уже, мне кажется и однозначно к душевной болезни я бы это отнесла. Даже если дети причиняют огорчения, есть молитва, "Да благословит тебя Бог, мой милый мальчик, да умножит Бог потомство твоё, да сохранит тебя Господь во всех твоих путях, да управит сердце твоё, чтобы из тебя вышел добрый человек. Дай нам Бог встретиться в вечной жизни, моё доброе дитя!" И про милую девочку, само собой разумеется.

Окончание в завтрашнем выпуске рассылки.

С уважением,

доктор Бермант-Полякова

психолог, психотерапевт, супервизор


Наверх

В избранное