Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Интерпретация проективных тестов


Rorschach & Psychoanalytic Diagnostics
Быть психологом

Здравствуйте, уважаемые читатели!
Выпуск третьей недели ноября.
Продолжаю делиться с вами находками, которые прошли, на мой взгляд, проверку временем, и которые рекомендую практическим психологам взять на заметку.
Сегодня мы поговорим о детском непослушании.

Лучше, глубже и проще, чем в книге Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребёнком. Как?» об этом ещё никто не написал.

Цитируем по:
Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? 5-е издание – М.: АСТ Астрель, 2007. – 238 с.
С. 176
«Детское непослушание – это сигнал о помощи. Своим поведением он говорит нам: «Мне плохо! Помогите мне!»
Могут ли родители помочь ему? Практика показывает: вполне, но для этого нужно понять ГЛУБИННУЮ ПРИЧИНУ НЕПОСЛУШАНИЯ. Нужна сначала разгадать, какая из четырёх эмоциональных проблем мешает ему нормально существовать. Соответственно, ваши действия будут разными.
Задача понять причину, на первый взгляд, непростая. Ведь разные причины внешне проявляются одинаково. Например, плохая учёба может быть связана и с желанием привлечь внимание, и с нежеланием подчиняться чужой воле, и с попытками «отплатить» родителям, и с потерей веры в свои силы.
И всё же выявить истинную причину непослушания и плохого поведения довольно просто, хотя способ может показаться парадоксальным: РОДИТЕЛЮ НУЖНО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ НА СОБСТВЕННЫЕ ЧУВСТВА.
Посмотрите, какая эмоциональная реакция возникает у вас самих при повторном непослушании и неподчинении ребёнка. При разных причинах эта реакция разная. Вот такой удивительный факт: переживания родителей – это своеобразное зеркало скрытой эмоциональной проблемы ребёнка.
Давайте посмотрим, какие же родительские чувства соответствуют каждой из четырёх названных причин. Если ребёнок БОРЕТСЯ ЗА ВНИМАНИЕ, то и дело досаждая своим непослушанием и выходками, то у родителя возникает РАЗДРАЖЕНИЕ. Если подоплёка стойкого непослушания - ПРОТИВОСТОЯНИЕ ВОЛЕ РОДИТЕЛЯ, то у последнего возникает ГНЕВ. Если скрытая причина - МЕСТЬ, то ответное чувство у родителя - ОБИДА. Наконеч, при глубинном переживании ребёнком своего НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ родитель оказывается во власти чувства БЕЗНАДЁЖНОСТИ, а порой и ОТЧАЯНИЯ. Как видите, чувства разные, и вполне можно понять, какое именно подходит к вашему случаю».


Для студентов-психологов поясню два момента. Явление, о котором идёт речь в данном отрывке, на научном, а не научно-популярном, языке называется психологической защитой по механизму проективной идентификации. Теоретические аспекты проективной идентификации обсуждаются в соответствующей статье на сайте «Роршах и психоаналитическая диагностика» www.rorschach.ru, а практику осознания того, что было «сконтейнировано» клиентом в психодиагноста, мы отрабатывали на мастер-классе, когда разыгрывали ролевые игры по практике диагностического исследования, консультации, интервью.
Гиппенрейтер излагает в своей книге американскую тренинговую программу Томаса Гордона (тренинг общения), и пользуется соответствующей сеткой категорий. Гарбузов воспитанник Бехтеревского института и опирается на отечественную традицию. Соответственно, то, что в американском варианте называется «желание привлечь внимание», в предыдущих выпусках рассылки называлось «истероидными» реакциями и характером, «нежелание подчинаться чужой воле» в предыдущих выпусках обозначалось как «протестное поведение», «попытки отомстить родителям» по американской версии в предыдущих выпусках рассылки назывались словом «негативизм», а «потеря веры в свои силы» неуверенностью в себе, выросшей из характера, сформированного вопреки темпераменту. Таким образом, если у американцев это четыре рядоположных причины нарушений поведения у детей, то в отечественной психотерапии первые три – это проявления характера, так сказать, ветви, а четвёртая – корень проблемы трудного ребёнка.

Продолжение в следующем выпуске рассылки.

С уважением,
д-р Ольга Бермант-Полякова
Психолог, психотерапевт


Наверх

В избранное