Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Интерпретация проективных тестов


Rorschach & Psychoanalytic Diagnostics
Быть психологом

Здравствуйте, уважаемые читатели!
Выпуск второй недели ноября.
Продолжаю делиться с вами находками, которые прошли, на мой взгляд, проверку временем, и которые рекомендую практическим психологам взять на заметку.

Цитируем по:
Гарбузов В.И. Нервные дети: советы врача для матерей. – Л.: Медицина, 1990. – 176 с.
С. 38-39
«Итак, предлагаем родителям примерный перечень вопросов, объективные ответы на которые помогут составить представление о том, каковы темперамент и характер у их ребёнка.
Ребёнок настойчив, упорен, упрям, неуступчив, прямолинеен?
Его интересы устойчивы, он подолгу занимается одним делом и бурно протестует, когда его отвлекают?
Он неприхотлив, если упал – встаёт сам, помощи не ищет, не жалуется, и чем ему труднее, тем настойчивее стремится к цели?
Если всё это так, то у девочки или мальчика холерический темперамент.
Ребёнок медлителен, тугодум, молчалив, сдержан, замкнут, домосед, предпочитает игры в одиночку, всё переживает в себе, тихоня и его не видно и не слышно?
Он терпелив, обстоятелен, осмотрителен и осторожен, миролюбив и покладист?
У такого ребёнка флегматический темперамент.
Ребёнок быстр, активен, подвижен, расторопен, ориентируется и приспосабливается мнгновенно, везде чувствует себя как дома, общителен и говорлив?
Он выдумщик, спорщик, заводила, склонен к риску, азарту, всё ему интересно и всё успевает сделать?
Если ребёнок таков, он – сангвиник.
И это первое, что родители должны уяснить как можно раньше, чтобы воспитывать ребёнка, не подавляя его индивидуальность.
Ребёнок уверен в себе, самостоятелен и решителен, в нём развито чувство достоинства?
Он пользуется авторитетом у сверстников?
С ним охотно дружат и играют, он равноправен среди детей?
Тяготеет к сверстникам или к детям младше, старше себя?
Он добр, доброжелателен, отзывчив?
Ему присущи чувство стыда и совестливость?
Он понимает, что и другому может быть больно, что бабушка сегодня плохо себя чувствует?
Или ребёнок эгоистичен, демонстративен, назойлив, выскочка, стремится завладеть общим вниманием, никогда не признаёт своих ошибок и склонен во всём обвинять только других?
Ребёнок внимателен, усидчив, любознателен или отвлекаем, склонен бросать начатое дело, не доводя до конца?
Он оптимист или нытик?
Тревожен, чрезмерно раним или обидчив, мнителен?
Агрессивен или миролюбив?
Умеет постоять за себя?
Он силён, ловок или физически слаб и неуклюж?
Он умеет и знает всё, что положено знать в его возрасте?
Такова примерная схема вопросов, которые родители должны как можно раньше ставить и решать, чтобы своевременно внести коррективы в воспитание.
Если ребёнок не уверен в себе, несамостоятелен, нерешителен и у него не развито чувство достоинства – значит, в нём подавлен темперамент.
Если ребёнок неавторитетен среди сверстников, неравноправен среди них, не умеет за себя постоять, унижен – это очень серьёзно. У него нарушена адаптация. Сверстники безошибочно выявляют дефекты воспитания ребёнка, мгновенно улавливают слабости и неумение.
Если ребёнок тяготеет к более младшим детям – он задерживается в развитии, не уверен в себе или стремится к лидерству, не имея на то данных, а поэтому и играет с младшими.
Если малыш общается с более старшими, то нужно своевременно уяснить – ему скучно со сверстниками, поскольку у него опережающее умственное развитие или его привлекает озорство старших.
Если он эгоистичен, демонстративен и не признаёт своих ошибок, в нём зреют истерические черты характера. В 3 года у ребёнка уже развито чувство стыда и состарадания. И плохо, если этого нет.
И главным, стержневым вопросом, который следует выяснить у ребёнка уже в 2 года, усвоил или не усвоил он понятия «можно», «нельзя», «надо», а в 3 года «стыдно».
Перевоспитать ребёнка старше пяти лет, когда нервность или трудность характера уже сформированы – то же самое, как говорили древние мудрецы, что начинать копать колодец, когда уже мучит жажда.»

Продолжение в следующем выпуске рассылки.
С уважением,
Д-р Ольга Бермант-Полякова
Психолог, психотерапевт


Наверх

В избранное