Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Интерпретация проективных тестов


Rorschach & Psychoanalytic Diagnostics
Быть психологом

Здравствуйте, уважаемые читатели!
Выпуск четвёртой недели октября.
Продолжаю делиться с вами находками, которые прошли, на мой взгляд, проверку временем, и которые рекомендую практическим психологам взять на заметку.

Цитируем по:
Гарбузов В.И. Нервные дети: советы врача для матерей. – Л.: Медицина, 1990. – 176 с.
С. 26-27
«Третий тип неправильного воспитания – ТРЕВОЖНО-МНИТЕЛЬНОЕ – наблюдается в тех случаях, наблюдается в тех случаях, когда с рождением ребёнка одновременно возникает и неотступная тревога за него, за его здоровье и благополучие. Это антипод неприятия. Ребёнка любят, но исступлённо и потому не в радость ему и себе. Любовь превращается в страх потери того, кого любят.
Воспитание по типу тревожной мнительности нередко наблюдается в семье с единственным ребёнком, а также в семье, где растёт ослабленный или поздний ребёнок. Характерно оно и для тревожных от природы родителей, когда обычные заболевания, травмы буквально вызывают панику, аппетит ребёнка становится чрезвычайной заботой всей семьи, когда ночью встают несколько раз, чтобы поправить одеяло и «послушать, как он дышит», дотронуться до лобика - нет ли у него жара.
При тревожно-мнительном воспитании ребёнка не выпускают из квартиры, поскольку «бывают разные случаи» и «на улице злые мальчишки». Его провожают в школу и встречают, чтобы перевести через улицу, по которой ходит транспорт, и просто «на всякий случай». Естественно, что ребёнок запуган и очень рано сам становится тревожным. Теперь уже он трижды в день задаёт вопросы: «А я не заболею?», «А это не страшно?», а с 5 лет: «А я не умру?», «А вы не умрёте?»
Данная аномалия воспитания несёт в себе элемент гиперсоциальности, но не престижной, не тщеславной, а тревожной. Ребёнка рано обучают иностранному языку, музыке, тревожно следят за учёбой, чтобы обезопасить его будущее, дать ему преимущество «в борьбе за жизнь». В результате он с тревогой воспринимает естественные трудности в отношениях со сверстниками, садиковскую или школьную действительность. Ребёнок в таком случае несамостоятелен, нерешителен, робок, раним и обидчив, мучительно не уверен в себе. Постоянно сдерживаиемы, ограниченный в активности родителями, а позднее – чрезмерным самоконтролем, темперамент сангвиника и холерика подавляются, а во флегматическом обостраются тенденции к осторожности, рассудочности. Путь этих детей – в нервность, тревожность и мнительность на всю жизнь.»

Продолжение в следующем выпуске рассылки.

С уважением,
д-р Ольга Бермант-Полякова
психолог, психотерапевт


Наверх

В избранное