Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Школьные службы примирения

Re[3]: конфликт в студенческой группе

Добрый день!

Здравствуйте, Антон.

Вы писали 13 сентября 2006 г., 10:13:02:

> Добрый день!

> Добрый день всем.

> В ответ на полученное письмо:
>>Предлагаю ознакомиться с христианским взглядом на конфликт (для многих
может
> оказаться весьма необычным и интересным)
> Можно тогда попросить Вас подробнее рассказать об этом взгляде на конфликт
и
> что предлагается делать в конкретной ситуации?
Борьба с осуждением. (Из личного духовного опыта)

Осуждение... Один из самых страшнейших (и опаснейших для души) грехов.
Едва ли не самый опасный, ибо при падении в другие грехи мы можем рассчитывать
на величайшую милость Божию к нам, - Причастие, но при наличии осуждения Причастие
для нас недоступно: Господь сказал: Если имеет брат твой что-то на тя, пойди
прежде примирись с братом твоим, а потом положи дар твой на Мой алтарь. В таинстве
Причащения мы приносим Богу наш дар, - сердце наше; мы отдаем его в распоряжение
Богу и просим Самого Бога вселиться в него. А значит ввести нас в рай, в Царсвие
Небесное: Царство Божие внутри вас есть. И вот, осквернив сердце грехом осуждения,
мы изгоняем себя из рая и предаем свою бессмертную душу в погибель вечную. Посмотрите,
что говорит Спаситель: Сказавший брату своему: безумный подлежит геенне огненной!!!
За одно слово ?!! В геенну огненную?!!
Когда я стал разбираться с этой битвой, то в первую очередь меня заинтересовало
именно это место Святаго Писания. Как же так? За одно слово: не за тысячу, не
за сто, и даже не за десять, но за одно слово осуждения геенна огненная! И через
некоторое время, в подтверждение слов Господа: просящему у Меня дам и др., в
уме сложилась четкая картина ответа на этот вопрос. (Как и из каких источников
она складывается несмогу сказать; все получается само собой: приходят какие-то
мысли, воспоминания из книг, сами книги, встречаются на жизненном пути какие-то
люди, из разговора с которыми проясняются некоторые вопросы и т.д. и т.п.)
Итак, по Иосифу Афонскому, всякий человек свят, если отнять от него трех
врагов: плоть, привычку и беса. Но более того, всякому человеку все, что у него
есть, дал его Творец. Следовательно, когда мы называем кого-то безумным, то обвиняем
в этом не его (ибо он свят), а его Создателя, который дал ему все. Да, этим
мы как бы говорим: Ты не хорошо поступил не дав ему того, что я хотел бы в нем
видеть; (Или в случае зависти (одной из разновидности осуждения) так: Ты плохой
Творец, ибо не дал (не даешь) мне то-то и то-то). А поэтому не удивительно, что
осудив своего Творца, как безумца ты подвергнешься геенне огненной в будующей
жизни, а в этой лишаешься Причащения (или Причашаешься в осуждение), ибо нет
части у света с тьмою.
Думаю, уже понятно сколь страшен этот грех и какие последствия душе несет,
но теперь возникает другой вопрос: как нам быть, ведь чаще всего мы осуждаем
не раз, не два, а много раз на дню? И на этот вопрос, сдава Богу, теперь я могу
ответить. (Повторюсь: все, что здесь будет сказано не будет подтверждаемо множеством
точных цитат из Священного Писания и Св. Отцов, ибо я не задавался целью доказать
свои выводы многократно для убеждения в истинности их, но лишь изложить свой
некоторый духовный опыт, т.е. дать практическую основу для выхода из трудной
ситуации; однако и опровержения выводов, сделанных мною ни в Священном Писании,
ни в творениях Святых Отцов не нашел).
Когда мы разговаривали с моим духовным отцом иеромонахом Меркурием об
осуждении, то вот, примерно, что он мне сказал: Ты знаешь, сколь страшен этот
грех, и бесы тоже знают: для них нет ничего приятнее, чем кинуть человека в осуждение.
Это ясно. Но появляется вопрос, что делать, как бороться с этим грехом, как избавиться
от осуждения? Господь указал на такой способ: Ты уже знаешь, что приставленные
к нам Ангел-Хранитель и бес каждый день ходят отчитываться к своим хозяевам,
Богу и диаволу, соответственно. И вот представь ситуацию:
Приходит бес на отчет к диаволу. Диавол спрашивает: Что ты сегодня сделал?,
а бес отвечает: Кинул шесть помыслов осуждения. Ну и как?, спрашивает диавол.
Шесть раз осудил!, отвечает бес. И диавол конечно хвалит его за то, что еще на
шесть (не знаю каких расстояний) человек тот стал дальше от спасения.
А теперь представь, что вместо того чтобы осудить, когда подступит бесовская
волна, мы произнесем молитву: Спаси Господи и помилуй (***р. Б. <ИмяРек> или
того р. Б. ***) и святыми его молитвами помилуй мя, грешного, т.е. вместо осуждения
оградим себя молитвой, но мало того, попросим Господа защитить того р. Б., и,
плюс, смиримся перед этим человеком, нанесшим оскорбление нашему самолюбию. Тогда
в той же ситуации состоится немного другой разговор:
Приходит бес на отчет к диаволу. Диавол спрашивает: Что ты сегодня сделал?,
а бес отвечает: Кинул восемь помыслов осуждения. Ну и как?, спрашивает диавол.
Восемь раз помолился, причем и за другого тоже, отвечает бес. Диавол в ярости
кричит: Что? Ты спасаешь их!!! (Тут батюшка сделал недвухсмысленный жест рукой,
который одназначно можно было перевести как сильный удар кулаком). Бес один раз
получит по шее, второй, третий, пятый, ну, может, десятый и это ему надоест,
и он не будет больше посылать помыслы осуждения.

Вот так, просто, была изложена битва с осуждением, как я теперь знаю,
самая легкая битва.

Однако, грошь-цена была бы этому юмористическому рассказу, если бы она
не подтверждалась многократно опытом. Им то, я и попытаюсь поделиться.
Первую проверку этот метод прошел на Афонском подворье в Москве.
Однажды, будучи в Москве, мы с батюшкой (чтобы не повторяться сразу скажу:
везде, где мы бывали и что мы делали, по словам батюшки, на это была воля Божия
(что и подтверждалось тем, что Господь открывал и каких людей Он нас сподобил
встретить, сколько чудесных и удивительных случаев с нами произошло, а также
то, что хотя мы ходили без денег и документов, часто пешком, у нас не возникало
проблем с милицией и с тем, где поспать и что поесть)) мы пришли на Афонское
подворье (первый раз). Служба. Я, как всегда, стою у подсвечника, чтобы тушить
свечи (Почему это так, если заинтересует, расскажу в другом письме, - это отдельная
история не имеющая никакого отношения к теме этого письма). На подсвечнике две
свечи. Жду, когда побольше прогорят, чтобы потушить их, - это было мое любимое
дело (пока не получил ряд новых послушаний, и занятие этим делом стало грехом,
т.к. отвлекает от более важного и благословенного священником послушания). Вот,
еще чуть-чуть погорят и , и тут по
является некий субъект в черном подряснике и быстро-быстро, резко, тушит одну
из свечей. Поднялась во мне волна, но не заметил, тем более, что на подсвечнике
ждет меня еще одна свеча. Ну, еще чуть-чуть. Но снова появляется этот черный
человек, разрушающий все мои планы, и гасит ее стольже принебрежительно. Снова
поднялась волна осуждения, только с большей силой, и захотелось сказать ему что-нибудь
не очень хорошее, но в этот момент я ее заметил. Стоп, думаю, - Уж не волна-ли
это осуждения, о которой мы не давно говорили с батюшкой, Ну-ка, применю его
совет и посрамлю беса: Спаси Господи и помилуй того раба Твоего и святыми его
молитвами помилуй мя, грешного. А т.к. всегда стремился я найти правду, то еще
подумал, как мне сделать эти слова истинными для своей совести (ибо и сказаны
они были в гневе): Почему же он святой? Он в подряснике, а я нет; постоянно живет
в монастыре и выполняет послушания от Господа, а не шляется, как я по Матушке
России, - значит он избр
ан Господом на служение Ему Богу моему, а следовательно свят
. Уговорив себя подобным образом и согласившись с тем, что, в отличии от меня,
он свят, я уже спокойно и искренно повторил ту же молитву.
Служба подходит к концу. После разговора батюшки с отцом настоятелем,
несмотря на отсутствие документов, нас оставляют на подворье. Братское повечерие.
Чин прощения (каждый у каждого просит простить его, если в чем он согрешил против
брата). Но самое удивительное в том, что единственный из всей братии, кто обратился
ко мне после службы с предложением дружбы был тот самый субъект, черный человек,
который в последствии оказался одним из самых близких моих духовных братьев.

Месяц спустя, будучи уже сам дежурным по храму во время обычного воскресного
всенощного бдения (истинно всенощного: с 22-00 до 6-00), у меня сложилось следующее
продолжение духовного опыта борьбы с осуждением. Дело было так:
Ночь. В одном приходе идет служба, в другом исповедь, а в третьем ничего
не происходит. Захожу туда. Вижу лежит бомж, весь грязный, вонючий и к тому
же храпит. Моя обязанность вывести его из храма, но не люблю я этого. А здесь
еще приходит мысль: А ведь за него надо молиться его святыми молитвами, какими-же
святыми, когда от его запаха люди шарахаются и к тому же, он, во время службы,
спит. Какими же святыми молитвами? Приходит такой ответ в мыслях: Помнишь притчу
о талантах? Помню. Ты знаешь сколько у тебя талантов? Нет. А сколько у него?
Нет. Но тебе Господь многое дал? Уууу, очень многое. Значит, предположим, что
у тебя 10 талантов Хорошо. Вот ты в храме, молишься, послушания выполняешь,
Псалтирь читаешь. Это 4 таланта. А шесть где? . А вот ему господь дал 1 талант,
единственный, и хотя он спит, но он спит в храме, а не вокзале (пишу так, как
пришло), и сегодня он целый день ничего не ел, а одна женщина дала ему бул
очку, и он от чистого сердца помолился Господу: Господи! Весь день я ничего
не ел, а эта добрая женщина смилостивилась надо мной. Спаси ее Господи! И вот
он отработал этим свой талант. А теперь, смотри, если сейчас наступит конец света,
то он-то окажется в раю, а ты-то, со всей своей праведностью, в аду. И теперь
подумай, можно ли молиться за таких людей и святыми их молитвами или нет?!!.
Таков был второй урок в борьбе с осуждением.

Теперь, о третьем уроке. Как на афонском подворье, так и в Савво-Крыпетском
монастыре, не смотря на отсутствие документов, нас приняли. Однако, многие из
братий и послушников, были негативно настроены к таковому нашему подвижнечеству,
и некоторые даже осуждали нас. Мне пришлось работать вместе с одним послушником,
р. Б. Дмитрием, который, почти беспрерывно, из своих уст поливал нас грязью.
Имея приведенный выше опыт, я никак, ни одним словом не отвечал ему тем же.
Несколько дней повторяется таже картина. И вот приходит день, когда пытаясь узнать
волю Божию, я первый раз в жизни ошибаюсь, причем однозначно. Начинаю анализировать:
В чем может быть проблема: по книге Иоанна /Максимовича/, митрополита Тобольского
и Сибирского Илиотропион или Книга о согласовании человеческой и Божественной
воли такое может случиться только по двум причинам: 1. Если человек редко исповедуется
и причащается, т.е. редко чистит свое сердце: Блаженни чистии сердцем, яко тии
Бога узрят;
2. В сердце человека есть либо осуждение, либо зависть (что, как выше показано,
суть одно и тоже). Проверяю себя: Причащался недавно с чистой исповедью (т.е.
так, что бы ничего не было сокрыто от священника, из того, что помнишь и что
терзает твою совесть). Страсть осуждения знаю, язык держу, но; и тут я вспомнил,
что хотя я ни слова не сказал, но сегодня ни разу не смог встретиться с глазами
Димитрия, мы просто не могли посмотреть в глаза друг другу, т.е. осуждение есть,
но оно сокрыто в сердце (незаметно накопилось: враг уже не подступает в открытую,
но мягко, незаметно, вкладывает страсть в мое сердце). Что же делать, ведь теперь
я не смогу Причаститься не в осуждение, как же спасаться? Прибежал в келию к
батюшке и говорю, или лучше сказать, вопию: Батюшка!!! Я не могу встретиться
глазами с Дмитрием! В сердце моем поселилось осуждение! Что же делать? Ведь теперь
я не смогу причащаться!!! Может мне броситься ему в ноги, встать на колени и
сказать: Прости меня бра
т! Я осудил тебя
- Скажет: юродствуешь, спокойно ответил батюшка. Что же мне делать? Батюшка
ответил так: Пойди в свою келью и положи 10 земных поклонов пред иконой Спасителя
с молитвой: Спаси, Господи, и помилуй р. Б. Димитрия и святыми его молитвами
помилуй мя, грешного. И все?, в недоумении воскликнул я (ну на самом деле для
только-только оставившего мирскую суету и прилепившегося к глубоко верующему
человеку (каковым я был тогда, да и сейчас недалеко ушедшему) положить десять
молитв пред иконой, пусть и Спасителя; какой от этого может быть толк?
Но послушание есть послушание и эти десять поклонов в тот же вечер были
сделаны. А на утро Чудеса! Мы работаем с тем же Дмитрием, а как-будто другой
человек: Не ругается, не кричит, спокойно и уважительно разговаривает! Удивительно!
Хотя теперь я знаю, что ничего удивительного здесь нет: просто душа человека
знает, кто за нее молится и спасает ее (даже если не знает ум), а потому и человек
с этой душой оказывается как бы предрасположенным к молящемуся о нем человеку.
Таковый эффект принесли какие-то 10 поклонов! И в дальнейшем у нас установились,
ели не дружеские, то во всяком случае, добрососедские отношения.

Можно было бы и продолжить изложение следующих ступенек духовного опыта борьбы
с осуждением, но не думаю, что это нужно делать сейчас.

Борьба с осуждением. Часть II. (и, скорее всего, последняя).

Долго эта часть складывалась. Факты были, а вот точные выводы из них
сложились только сейчас (2005 г).

Итак, четвертый этап. Я учусь и живу в Спасо-Преображенском монастыре
г. Мурома. И так сложилось, что мы стали духовно очень близки с одним человеком.
А как известно Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них. Поэтому
диаволу такой союз нож в сердце, и он всячески старается его расторгнуть. Как?
Кидает помыслы осуждения то одному, то другому (друг против друга). И в итоге
разрушает союз. Это ведь только в поговорке От любви до ненависти один шаг: на
самом деле для совершения этого шага диаволу нужно подготовить в душе кого-то
из них (а лучше у обоих) плацдарм, с которого можно будет потом вести наступление
на дружбу и любовь и доводить до ненависти к собрату. Этот-то плацдарм и создается
принятием помыслов осуждения на собрата.
Так оно и получилось. Враг стал стравливать нас. Я старался защититься
от этих помыслов (и вообщем-то удавалось), а вот брат нет (не видел в этом опасности).
Тогда я попросил Бога указать способ помочь брату и сохранить нашу духовную дружбу.
Не помню уж каким образом, но пришло следующее:
Надо посрамить врага. Пока мы еще в хороших отношениях надо поступить так: вечером
встречаемся и говорим друг другу сколько помыслов осуждения кинул враг на другого,
потом складываем эти цифры и делаем келейно (с той же молитвой) столько земных
поклонов, сколько получилось в сумме помыслов от врага. И враг будет отбит.

Но этот брат очень глубоко принял, что все в монастыре должно делаться
по послушанию ( это верно но по послушанию у духоносных наставников) и обратился
с этим вопросом к отцу благочинному, а он у нас хороший батюшка, но душевный
человек. Он, к сожалению, смотрит не на волю Божию, а на то с какими чувствами
пришел к нему проситель. Иными словами, если я захочу получить благословение
на какое-либо не откровенно греховное дело, то я его получу. И наоборот, если
мне не хочется выполнять что-то или если я хочу получить отрицательный ответ,
то и это я получу. И вот к такому батюшке и обратился этот брат и получил ответ:
Не благословляю. (Когда я некоторое время спустя объяснил суть вопроса, батюшка
сказал, что был неправ, когда не благословил).
Ну а дальше. От любви до ненависти один шаг. Так нас никто и не может
примерить (точнее его, т.к. у меня на него ничего нет). Правда сейчас мы достигли
положения вооруженного нейтралитета, но на одно посслушание нас ставить нельзя
(это кончается скандалом). Хотя уверен: друг за друга жизнь отдадим не задумываясь.
Вообщем с этим деланием первый блин вышел комом.
Второй непонятно. (Тот брат посчитал что это вообще чушь. Потом напился,
неделю шатался, а потом его под конвоем усадили в московский автобус).
Но когда начали духовно сходиться с третьим братом, кстати до этого совершенно
неуравновешенным, а иногда и впадающим в бешенство [что не удивительно, учитывая
службу в армии в Дагестане, где в части было всего двое русских ], то я сразу
объявил ему о действиях врага в случаи появления духовной дружбы и о возможном
противодействии ему. Он принял этот вариант и но дням оказались примерно такие
пары действий вражеских помыслов (по дням): [4;3], [2;2], [1;1], [1;1], [0;0],
[0;0], [0;0], и т.д. Так мы побили врага и он дал спокойно подвизаться вместе.
+ У этого брата улучшились отношения с другими братьями, он стал намного
тише и уравновешеннее. Надо заметить, что сейчас он уже иеродиакон (в чем, смею
надеяться, есть и некоторая составляющая нашего взаимообщения).
Как я понимаю в венчаных семьях тоже возникают подобные проблемы, а соответственно
и решаться они могут подобным образом.

Пятый этап:

Случилось следующее. Однажды пел на клиросе. Но вот одному батюшке не
понравилось как я пою (Бывает: когда плохо молюсь, тогда и пою плохо), и он поросил
меня петь вернее. Я остановился, помолился, чтобы Господь помог, и снова запел.
Но этому батюшке вновь не понравилось, и он попросил замолчать. <Что такое? Себя
подстроил. И что вновь пою неправильно? (после таковой подстройки всегда пою
нормально) А мне кажется это вы неправино поете!>, подумал я. И надо сказать,
мне он стал неприятен (своего рода духовный смрад почувствовал).<А пойте сами,
как хотите! Посмотрим что у вас получится?!!>. Отошел. Плоховато получается.
Тем временем вечерня подходила к концу и все постепенно переходили туда, где
должен был петься акафист Свт. Николаю. Я тоже пошел туда, а по дороге подумал:
<А не осудил ли я? Вроде нет. Но на всякий случай помолюсь-ка я за этого отца
(той же молитвой)\>. Полмолился и на сердце исчезла неприязнь к этому отцу. Начинается
акафист. В сердце тишина и мир.
И вдруг снова поднимается тоже чувство, которое раньше принимал за неприязнь
к тому священнику. <Вот это да! Что же, значит я снова, кого-то осуждаю? Да нет
же. Даже мысли ни разу от слов кондака не оторвались (из всего акафиста прошел
только первый кондак). Откуда же это пришло?>. и тут начинается. Один батюшка
(с которым у меня ьыл конфликт) говорит другому батюшке: Ты неправильно поешь!
и все начинается по новой (только с другим человеком).
Отсюда я понял, что чувство неприязни, которое я испывал к этому батюшке относится
не к нему, а к бесу, но бес внушает, что этот духовный смрад принадлежит к другому
человеку.
И еще: когда во время богослужения происходят всякие непотребства: крики, ругань,
ошибки, обвинения, то всем прихожанам этого храма нужно не осуждать, и даже не
защищать себя от осуждения, но молиться за попавших в это искушение, т.к. они
в этот момент находятся под гипнозом бесов и не могут объективно воспринимать
происходящее. Поэтому для развеивания бесовских чар и отгнания бесов им необходима
помощь извне.
На этом закончилось научение от Бога о борьбе с осуждением, и, думаю, что вм
этих пяти этапах содержится вся полнота теории для борьбы с этой страстью.

2005 г. День Св. Равноап. Вел. Кн. Владимира

Господь наш Иисус Христос, Сын Божий, да спасет и помилует ВАС
и ВАШИМИ святыми молитвами да помилует мя,
окаянного.
Аминь

р. Б. Василий mailto:Vasiliy-from-Mur***@y*****.ru

   vasiliy-from-mur***@y*****.ru 2006-09-14 14:47:38 (#590193)

Визитки городов на сайте + диск

Добрый день!

Добрый день всем.

На сайте www.sprc.ru появились визитки городов, в которых существуют школьные
службы примирения.

http://www.sprc.ru/school.html -- см. ссылку "ШСП в разных городах России"

Посмотрите, если есть дополнения, корректировки -- пишите. Можно присылать фотографии.

Чуть ниже есть ссылка на тексты по ШСП.
Кроме того, мы записали диск, на котором собраны все материалы по Школьным службам
примирения (включая детский фильм). Заинтересованные -- заказывайте.

Антон Коновалов
Мои рассылки на
http://subscribe.ru/author/32494

   2006-09-13 11:30:00 (#589765)

Re[2]: конфликт в студенческой группе

Добрый день!

Добрый день всем.

В ответ на полученное письмо:
>Предлагаю ознакомиться с христианским взглядом на конфликт (для многих может
оказаться весьма необычным и интересным)
Можно тогда попросить Вас подробнее рассказать об этом взгляде на конфликт и
что предлагается делать в конкретной ситуации?

> А мне интересно узнать эффект сего метода борьбы в жизни других людей...

Видимо,я что-то недопонял: какого метода борьбы и с чем?

> р. Б. Василий

Антон Коновалов
Мои рассылки на
http://subscribe.ru/author/32494

   2006-09-13 10:11:48 (#589746)

Re: конфликт в студенческой группе

Добрый день!

Здравствуйте, fantazerka55.

Вы писали 4 сентября 2006 г., 14:44:12:

> Добрый день!

> Здравствуйте!
> А если конфликты происходят не в школе, а в студенческой группе, что делать
в
> этом случае? Ведь и среди студентов нередки случаи травли более слабого, но
здесь
> уже не побежишь жаловаться родителям или преподавателям. Как реагировать на
нападки?
> Что делать?
> С уважением, Ф.
Предлагаю ознакомиться с христианским взглядом на конфликт (для
многих может оказаться весьма необычным и интересным) А мне
интересно узнать эффект сего метода борьбы в жизни других людей...

Господь наш Иисус Христос, Сын Божий, да спасет и помилует ВАС
и ВАШИМИ святыми молитвами да помилует мя,
окаянного.
Аминь

р. Б. Василий mailto:Vasiliy-from-Mur***@y*****.ru

   vasiliy-from-mur***@y*****.ru 2006-09-12 01:44:13 (#589246)

Торжество закона в Америке

Добрый день!

Торжество и безумие карательного подхода. То, что решается между людьми за 5
минут, в <демократической> системе превращается в следующее: Американцев посадили на полгода за кражу из помойки

В Колорадо двоих американцев приговорили к шести месяцам тюремного заключения
за кражу из помойки, сообщает The Steamboat Pilot.
26 июня 24-хлетний Джиль Чарле и 27-милетний Дэвид Силлер перелезли через забор
супермаркета после его закрытия. Они подошли к мусорным контейнерам, где набрали
гнилых фруктов.

Однако когда Джиль и Дэвид перелезали обратно, их заметил прохожий, который немедленно
сообщил в полицию. В ту же ночь мужчины были арестованы по обвинению в краже.
Хозяин супермаркета, с которым связалась полиция, настоял, чтобы воров не отпускали,
пока он не проверит, все ли цело внутри торгового зала.

Вскоре хозяин выяснил, что ночные воры вовсе не проникали внутрь его магазина.
Он позвонил в участок и заявил, что нарушители виноваты лишь в проникновении
на частную территорию, что предполагает несколько дней исправительных работ.

Однако прокурор, который вел дело, заявил, что он намерен наказать воров по всей
строгости закона, чтобы подать пример другим. Просьбу хозяина магазина пощадить
cобирателей мусора обвинитель проигнорировал.

В итоге прокурор добился тюремного заключения для Джиля и Дэвида. Кроме того,
они обязаны заплатить штраф в 15 долларов хозяину супермаркета. Впрочем, требование
обвинителя заставить воров самим оплатить свое содержание в тюрьме (42 доллара
в день) судья отклонил.
(Лента.ру)


Я прикинул, что государству их заключение обойдется в 7560 долларов, на двоих
- 15000 (не считая расходов на суд, работу прокурора и пр.).

Конечно, В тюрьме они научатся добывать себе пропитание не снаружи магазина,
а изнутри него. :-)

Вы думаете, у нас такого не будет?

   2006-09-06 13:02:03 (#587519)

Re: конфликт в студенческой группе

Добрый день!

> Здравствуйте!
> А если конфликты происходят не в школе, а в студенческой группе, что делать
в этом случае? Ведь и среди студентов нередки случаи травли более слабого, но
здесь уже не побежишь жаловаться родителям или преподавателям. Как реагировать
на нападки?
> Что делать?
> С уважением, Ф.

Да, еще вдогонку.
Вы правильно заметили, что и самому человеку, которого травят, необходимо меняться.
Причем, не в смысле подстраиваться под группу, а в смысле овладевать <уверенным
поведением>. Это непросто, тем более что группе выгодно, что у нее есть <козел
отпущения>, на которого можно выливать агрессию.
Однако <непросто> не означает <невозможно>, но требует большой работы над собой.
Правда, результат на всю жизнь.

Написать про <уверенное поведение> ?

Антон

   2006-09-05 17:08:11 (#587236)

Re: конфликт в студенческой группе

Добрый день!

> Добрый день!
>
>
> Здравствуйте!
> А если конфликты происходят не в школе, а в студенческой группе, что делать
в
> этом случае? Ведь и среди студентов нередки случаи травли более слабого, но
здесь
> уже не побежишь жаловаться родителям или преподавателям. Как реагировать на
нападки?
> Что делать?
> С уважением, Ф.

Добрый день. Спасибо за письмо. Сразу скажу, что при такой общей информации я
могу дать только достаточно общий ответ. Если вы опишите ситуации подробнее
(в частности, что уже пытались сделать и ваша собственная позиция), то можно
будет отвечать конкретнее.

1. Не имеет значения, школьная группа или студенческая, поскольку примирительная
технология строится на коммуникации, доверии и осознании, а не на административном
ресурсе. (например, в Лысьве существует ШСП в училище -- к сожалению, сейчас
не помню его номер).

2. Пока не появится группа (или хотя бы один человек), готовых решать ситуацию,
а не ждущих помощи отккуда-то свыше, навряд ли удастся решить ситуацию.

3. Дальше эта группа подготавливает и проводит переговоры между всеми участниками
конфликта (либо лидерами, формирующими обеще мнение). Как правило, это все-таки
не вся круппа, а 4-8 человек, включая "отверженных". Сразу скажу, что возможны
"челночные" переговоры, когда "посредники" попеременно говорят то с одной, то
с другой стороной. Но это крайний вариант. Всеми силами надо стремиться к непосредственному
диалогу всех участников конфликта "за столом переговоров". Подчеркну, что их
ОБЯЗАТЕЛЬНО надо готовить ко встрече (как - смотри в наших материалах понаправлению
Школьные службы примирения на сайте www.sprc.ru).

4. На переговорах надо избежать обвинения, устыжения, советов, поучений и пр.
действий из арсенала администрации. Вы - посредники, помогающие сторонам договориться
и самим найти решение.

5. Единственное отличие от школы - в школе инициировать такой процесс может администрация.
Здесь это придется делать Вам, ну или обратиться к администратору училища/института,
чтобы они пришли в группу примерно с такой речью "Мы знаем, что у вас конфликты,
нам это надоело и мы собираемся принимать административное решение по этому
делу. Но в начале мы надеемся, что вы, как самостоятельные люди, сможете сами
уладить в группе конфликты путем переговоров. Мы даем вам срок в ... дней, чтобы
все разрешить миром".
Использовать ли вам личный авторитет или полагаться на выступление администраци
-- решать вам. Второй путь эффективней, но сразу могут начаться недоверие, вопросы
"кто настучал" и прочие последствия. В нашей практике мы старались административный
канал не использовать.

И еще: я веду рассылку "Разрешение конфликтов", куда пишу некоторые тексты по
поводу конфликтов и медиации. Посмотрите: http://subscribe.ru/author/32494

Антон Коновалов

   2006-09-05 14:46:22 (#587187)

конфликт в студенческой группе

Добрый день!

Здравствуйте!
А если конфликты происходят не в школе, а в студенческой группе, что делать в
этом случае? Ведь и среди студентов нередки случаи травли более слабого, но здесь
уже не побежишь жаловаться родителям или преподавателям. Как реагировать на нападки?
Что делать?
С уважением, Ф.

   2006-09-04 14:43:33 (#586837)

Re: С наступающим!

Добрый день!

Антон, добрый день.
Спасибо за письмо и поздравление. Поздравляем и Вас, и всех коллег также.
Сообщаем, что мы полуили поддержку на продолжение (развитие) работы по
созданию системы ДСП в Волгограде (проект "Школа - территория примирения").
2 источника поддержки, один из них - Посольство США. В проекте участвуют
16 - 20 школ Волгограда. Обучение педагогов будем вести на базе Института
молодежной политики и социальной работы. Подключаем и другие структуры
управления образованием. Обучение детей - своими силами (прилагаю аннотацию
проекта). Идея проекта - довольно амбициозная (надеюсь, хоть что-то из
задуманного получится). Рассчитываю на Вашу методическую и человеческую
помощь. В проекте Ваша организация указана как главный партнер и эксперт.
Заложено участие Вас или Рустема в одном - двух публичных мероприятиях. Так
что, надеюсь, увидимся и на Волгоградской земле. По срокам Вашего
участия - пока не определились. Наверное в новом 2007 году. Согласую с Вами
заранее.

Успехов всем!
Ирина Маловичко

Irina Malovichko
UNESCO Club "Dignity of the Child"
Volgograd, Russia
phone: (8442) 93 84 85
mailto: ene@v*****.ru

Original Message From: "Антон Коновалов" <konovalov_ant***@m*****.ru>
To: "psychology.reconciliation (876792)" <ene@v*****.ru>
Sent: Thursday, August 31, 2006 6:26 PM
Subject: С наступающим!

> Добрый день!
>
>
> Добрый день, друзья и коллеги. После летнего перерыва мы возвращаемся к
нашим
> дорогим братьям меньшим, то есть к детям. Думаю, многие согласятся, что
Новый
> год начинается 1 сентября, а зимой мы просто отмечаем приятный праздник
с красивым
> названием (и правильно, чего бы не отметить?).
> Поэтому, с Новым Годом вас!
>
> И столько планов, столько надежд на этот год! Хочется верить, что он
будет радостным
> и успешным. Что дети добьются многого и даже в чем-то превзойдут своих
учителей
> и родителей. Что коллеги по работе будут поддерживать и сиять творчеством
и энтузиазмом.
> Что начальник после летнего отпуска одумался, просветлел и наполнился
мудростью
> и спокойсвием. Что фининсовые вопросы не станут отвлекать нас от нашего
Дела.
>
> И что окружеющие будут гордиться знакомству с нами.
>
> :-)
>
> Мы новый год начинаем поездкой в Урай, куда нас зазвала известная,
надеюсь, многим
> здесь Светлана Болковая. Она уже несколько лет хочет создать службу
примирения,
> но пока что-то ее удерживало. И вот, наконец, плотина треснула, дала течь
и
> накренилась :-) Это означает, что в октябре намечен первый вводный
семинар ШСП
> на Урае.
>
> Кстати, хочу вас всехз поздравить с выходом на международную арену. Наша
конференция
> была показана по международному телевидению. Нам сообщили из Англии, что
видели
> сюжет о конференции и интервью с некоторыми участниками.
> Кроме того, Карнозова Людмила весной выступала на международной
конференции по
> восстановительному правосудию в Польше, и рассказывала о развивающихся у
нас
> школьных службах примирения. Это вызвало большой отклик. Типа Россия не
отстает!
> :-)
>
> Так не посрамим же честь страны, не позволим темным силам нас злобно
гнести,
> зададим им жару.
>
> Чтобы через пару лет медиаторы были столь же уважаемы как Врач или Мастер.
Чтобы
> уже на школы БЕЗ ШСП смотрели с удивлением: отстаете-с от жизни-с! И
чтобы на
> следующей конферении делегаты не поместились в актовом зале (а мы, ради
такого
> дела, и кинотеатр какой-нибудь арендуем :-) Или стадион. ).
>
> Мирите!
> Пишите!
> Творите!
>
>
> Антон Коновалов
>
> Мои рассылки на
> http://subscribe.ru/author/32494
>
>
> --
http://subscribe.ru/feedback

   2006-08-31 22:01:56 (#585837)

С наступающим!

Добрый день!

Добрый день, друзья и коллеги. После летнего перерыва мы возвращаемся к нашим
дорогим братьям меньшим, то есть к детям. Думаю, многие согласятся, что Новый
год начинается 1 сентября, а зимой мы просто отмечаем приятный праздник с красивым
названием (и правильно, чего бы не отметить?).
Поэтому, с Новым Годом вас!

И столько планов, столько надежд на этот год! Хочется верить, что он будет радостным
и успешным. Что дети добьются многого и даже в чем-то превзойдут своих учителей
и родителей. Что коллеги по работе будут поддерживать и сиять творчеством и энтузиазмом.
Что начальник после летнего отпуска одумался, просветлел и наполнился мудростью
и спокойсвием. Что фининсовые вопросы не станут отвлекать нас от нашего Дела.

И что окружеющие будут гордиться знакомству с нами.

:-)

Мы новый год начинаем поездкой в Урай, куда нас зазвала известная, надеюсь, многим
здесь Светлана Болковая. Она уже несколько лет хочет создать службу примирения,
но пока что-то ее удерживало. И вот, наконец, плотина треснула, дала течь и
накренилась :-) Это означает, что в октябре намечен первый вводный семинар ШСП
на Урае.

Кстати, хочу вас всехз поздравить с выходом на международную арену. Наша конференция
была показана по международному телевидению. Нам сообщили из Англии, что видели
сюжет о конференции и интервью с некоторыми участниками.
Кроме того, Карнозова Людмила весной выступала на международной конференции по
восстановительному правосудию в Польше, и рассказывала о развивающихся у нас
школьных службах примирения. Это вызвало большой отклик. Типа Россия не отстает!
:-)

Так не посрамим же честь страны, не позволим темным силам нас злобно гнести,
зададим им жару.

Чтобы через пару лет медиаторы были столь же уважаемы как Врач или Мастер. Чтобы
уже на школы БЕЗ ШСП смотрели с удивлением: отстаете-с от жизни-с! И чтобы на
следующей конферении делегаты не поместились в актовом зале (а мы, ради такого
дела, и кинотеатр какой-нибудь арендуем :-) Или стадион. ).

Мирите!
Пишите!
Творите!

Антон Коновалов

Мои рассылки на
http://subscribe.ru/author/32494

   2006-08-31 18:26:20 (#585747)

Состояние ведущего

Добрый день!

Всем Добрый день.
Хочется обсудить один аспект, который почему-то выпадал из программы подготовки
ведущих. Это СОСТОЯНИЕ, в котором ведущий приходит на встречу и обидчиком/жертвой.
Многие отмечали, что иногда все делаешь вроде "по науке", а результат, скажем
так: минимальный. А бывает, что вроде ведущий говорит не о том, шутит, обсуждает
посторонние вещи, а контакт и осознание у людей складываются. Понятно, что состояние
ведущего передается всем участникам встречи.
Тогда возникает вопрос: как должен ведущий готовиться к программе в смысле приведения
себя в адекватное и гармоничное состояние (если вы согласны, что должен)?
Какие техники, приемы и т.п. помогут ему на время встречи отключиться от собственных
проблем и переживаний и "включиться в процесс" ?
Напишите, у кого какие мысли на эту тему?

Антон Коновалов

   2006-05-30 20:01:52 (#555780)

Re: Материал в Учительской газете" о конференции

Добрый день!

Антон, здравствуйте, спасибо за ссылку. Статью прочитали.
Пишем заяку в Посольство США на продолжение работы ДСП в Волгограде.
Обязательно согласую заявку с Вами.
Всего доброго,
Ирина

Irina Malovichko
UNESCO Club "Dignity of the Child"
Volgograd, Russia
phone: (8442) 93 84 85
mailto: ene@v*****.ru

Original Message From: "Антон Коновалов" <konovalov_ant***@m*****.ru>
To: "psychology.reconciliation (876792)" <ene@v*****.ru>
Sent: Thursday, May 04, 2006 5:38 PM
Subject: Материал в Учительской газете" о конференции

> Добрый день!
>
>
> В "Учительской газете" выходит материал про нашу апрельскую конференцию.
>
> Его можно увидеть по адресу
> http://www.ug.ru/?action=topic&toid=1528&i_id=18
>
> Материал Светланы ЦАРЕГОРОДЦЕВОЙ, называется на мой взгляд странно:
"Служба примирения
> для тех, кому 10 На ком лежит ответственность за разрешение конфликта?".
Но
> главное, статья напечатана и на нее можно ссылаться.
>
> Антон Коновалов
>
>
> --

   2006-05-05 09:51:39 (#545468)

Re: Материал в Учительской газете" о конференции

Добрый день!

Антон, здравствуйте, спасибо за ссылку. Почитали.
Пишу заяку в Посольство США на продолжение работы. Обязательно согласую с
Вами.
Всего доброго,
Ирина
Irina Malovichko
UNESCO Club "Dignity of the Child"
Volgograd, Russia
phone: (8442) 93 84 85
mailto: ene@v*****.ru

Original Message From: "Антон Коновалов" <konovalov_ant***@m*****.ru>
To: "psychology.reconciliation (876792)" <ene@v*****.ru>
Sent: Thursday, May 04, 2006 5:38 PM
Subject: Материал в Учительской газете" о конференции

> Добрый день!
>
>
> В "Учительской газете" выходит материал про нашу апрельскую конференцию.
>
> Его можно увидеть по адресу
> http://www.ug.ru/?action=topic&toid=1528&i_id=18
>
> Материал Светланы ЦАРЕГОРОДЦЕВОЙ, называется на мой взгляд странно:
"Служба примирения
> для тех, кому 10 На ком лежит ответственность за разрешение конфликта?".
Но
> главное, статья напечатана и на нее можно ссылаться.
>
> Антон Коновалов
>
>
> --

   2006-05-04 22:29:35 (#545334)

Материал в Учительской газете" о конференции

Добрый день!

В "Учительской газете" выходит материал про нашу апрельскую конференцию.

Его можно увидеть по адресу
http://www.ug.ru/?action=topic&toid=1528&i_id=18

Материал Светланы ЦАРЕГОРОДЦЕВОЙ, называется на мой взгляд странно: "Служба примирения
для тех, кому 10 На ком лежит ответственность за разрешение конфликта?". Но
главное, статья напечатана и на нее можно ссылаться.

Антон Коновалов

   2006-05-04 17:38:40 (#545238)

Об уважении - приглашение к дискуссии

Добрый день!

Разговорились тут про уважение. Детей к старшим и старших к детям.
Кто кого должен уважать.
И сдается мне что:
1) Если перед взрослым встал вопрос, как воспитать уважение в детях, то он заходит
не с того конца. Пора ускорять работу над собой. Что есть уважение? ИМХО, это
прислушивание к идеям чаловека (потому и уважаемого человека). Что в наш век
обилия информации и разных "мнений" очень актуально -- какое мнение выделить.
(кто-то из рекламщиков сказал, что основным ресурсом нашего века является внимание
людей) Уважение - суть глубокое внимание (но не бездумное принятие, и этим отличается
от послушания).
Так за что мы можем (а не должны) уважать взрослых или наши дети могут уважать
нас? Не за прошлые славные заслуги (у кого имеются), которые достойны памяти,
но пока ене уважения, не за силу сейчас (которая в пожилом возрасте убывает),
и уж не за желание посоветовать - что по сути неправильно, поскольку ситуация
за поколение сменилась, а совет не дает возможность решить ситуацию самому спрашивающему
подростающему человечку.
А что дает? Чем же "круты" (некоторые) пожилые?
Мудростью.
Способностью указать такой взгляд на мир (и проблему. с которой приходит человек),
дать такое основание деятельности, выстроить такую парадигму которая а) более
гамонична, чем предыдущая и б) решает заявленную человеком в плотном плане проблему.
Как например, в "Путешествии в Икстлан" дон Хуан показывает Карлосу его смерть
за плечом. И у того вся картина мира сменяется, разрушается. Но создается основа
для новой.
Или ситуация Анастасии, несколькими простыми словами сменившей жизненную программу
девочки, оставшейся без матери.
Работа мастеров!
Получается, что уважать Человека можно за его способность "остановить мир". А
это высокие требования к человеку.

2) Должны ли мы уважать детей? У них-то откуда мудрость?
Думаю, мы слушаем их мение "авансом", в надежде, что гармония проснется.
(Что, к слову, накладывает на ребенка определеннуб негласную ответсвенность -
не злоупотреблять уважением и настойчиво двигаться вперед). Конечно, гармония
(мудрость) и при уважении может не проснуться, но без него мудрости проявиться
будет почти невозможно (если только вопреки).
К счастью, мудрость может раскрыться рано, тут бы не пропустить. тем более, что
порой в детях говорит гармония природы, ну или Бога).

В общем, мне предстоит до ужаса долгий путь, чтобы мой сын не только любил меня,
но и уважал.
А.

Пишите свои мысли.

   2006-04-29 03:55:50 (#543220)

Приглашение участвоватьв конкурсе на грант

Добрый день!

Новости
Информация о ШСП размещена на выставке, посвященной правам человека и защите
прав ребенка, проводимой центром "Содействие" (Валерий Абрамкин, если кто знает).
Я там встречался с "Уполномоченными по правам ребенка" из Москвы, Якутии и еще...
Идея строить деятельность ШСП вокруг "Уполномоченных..." кажется разумной (что
и делает Ирина Маловичко).
О конференции по телевидению таки сказали, в газете "1 сентября" о ШСП напечатали.

И еще предложение:
Комиссия по демократии открывает конкурс грантов.
Мы не можем подать, пока наш грант не закрыт, но предлагаем желающим подать гранты
на создание/развитие ШСП
Хотелось бы чтобы вы учли и наше участие (Центра "СПР"). Готовы помочь составить
заявку.

ФОРВАРД ПИСЬМАНаправляем вам объявление о Программе малых грантов Посольства США.
Программа малых грантов Посольства США продолжает прием заявок на финансирование
проектов, посвященных развитию общественных инициатив, поддержке третьего сектора,
укреплению гражданского общества и воспитанию толерантности. Гранты предоставляются
на конкурсной основе только общественным (негосударственным) некоммерческим организациям.
Для участия в конкурсе необходимо подать заявку до 15 июня 2006 года. Заявки
принимаются в электронной форме на русском и английском языках по адресу Moscow***@m*****.ru.

Данная программа не поддерживает проекты, предусматривающие оказание прямой помощи
и социальной поддержки различным слоям населения (например, консультации, реабилитационные,
медицинские услуги и т.д.).

С требованиями программы малых грантов и стандартной формой заявки можно ознакомиться
на сайте Посольства США по адресу: http://www.usembassy.ru/bilateral/bilateralr.php?record_id=pa_democracy.

При возникновении вопросов можно позвонить по тел.: (495) 728-5365 (Программа
малых грантов)
Пишите письма в эту рассылку по адресу psychology.reconciliation-list@subscribe.ru

Антон Коновалов

   2006-04-28 11:18:22 (#542875)

Новости: завершине конференции

Добрый день!

Новости: В Москве завершилась конференция Школьных служб примирения.
Участвовали представителия ШСП (взрослые и подростки) из Москвы, Великого Новгорода,
Петрозаводска, Перми, Лысьвы, Волгограда и Томска. В качестве гостей приехали
представители организаций из Одессы, Мурманска и Зеленограда. Открывала конференцию
представитель Департамента образования Москвы Паринова Л.С. О конференции делала
сюжет программа "Вести-Москва"
Эта первая конферения всех школьных Служб примирения в России. Мы предполагаем
расшифровать наиболее интерсные выступления. Желающие получить их - пишите
нам.
Продолжение статьи "Школьные службы примирения"В каком же случае стороны действительно
смогут удовлетворить свои потребности? По словам ребят, между участниками конфликта
должен произойти откровенный разговор, где они смогут высказать друг другу свои
претензии и переживания, а также примут решение, как разрешить ситуацию сейчас
и как сделать, чтобы она не повторялась. Но могут ли стороны сами провести такой
разговор, если их захватили эмоции и недоверие? Как сделать, чтобы их встреча
не превратилась в "стрелку" - "разборку"? Обычно затянувшийся конфликт как раз
является знаком того, что помириться самостоятельно стороны по той или иной причине
уже не могут. Поэтому нужен нейтральный посредник, ведущий встречи, который не
будет никого ни обвинять, ни защищать, а будет контролировать соблюдение правил
встречи. Всем участникам важна равная поддержка ведущего, иначе доверие и контакт
с одной из сторон будут утрачены. При этом ответственность за разрешение ситуации
передается сами
м сторонам.Опираясь на потребности сторон, мы предлагаем организацию примирительной
встречи, которая проводится по следующим правилам: &#216; не перебивать
говорящего (за этим стоит возможность каждому высказать свою позицию),&#216;
воздержаться от оскорблений (чтобы каждый чувствовал свою безопасность),&#216;
сохранять конфиденциальность,&#216; иметь возможность в любой момент
покинуть встречу или переговорить с кем-то из участников наедине,Однако стороны
не готовы сразу к проведению такой встречи. Что им мешает?1) Сильные эмоции
участников конфликта не дают им возможности объективно оценивать ситуацию;2)
Стороны относятся с предубеждением друг к другу;3) Обычно стороны не
высказывают свои истинные интересы, а прикрываются "красивыми" словами. 4)
У потерпевшего возникает стремление сильнее наказать обидчика, заставив его
тем самым почувствовать ту боль, которую он принес;5) У участников уже есть
свой способ разрешения конфликта (н
апример, силовой). Но, как правило, человек в глубине души пони
мает, что этот путь не самый эффективный. Поэтому, сначала проводится предварительная
встреча с каждой стороной конфликта индивидуально. На ней ведущий встречи, используя
специальные техники[1], создает доверительные отношения, дает возможность каждому
рассказать свою версию и объяснить причины произошедшего чтобы снять предубеждения.
Это помогает участникам сбросить негативные эмоции, притупить агрессивные чувства
(месть, ненависть и т.д.). Затем ведущий вместе с каждым участником конфликта
выясняет его потребности, а также рассматривает различные пути разрешения конфликта
и предлагает участвовать в примирительной встрече. При этом ведущий программы
не уговаривает человека, не дает советов и не устраивает расследования. Участие
в программе может быть только добровольным, то есть в случае отказа хотя бы одной
из сторон, программа не проводится.Если на предварительных встречах стороны дали
согласие, то они встречаются за столом переговоров на примирительной встрече.Первая
зада
ча примирительной встречи - наладить конструктивный диалог, в котором стороны
смогут свободно рассказать друг другу о своих переживаниях и последствиях произошедшего,
перестав видеть в сидящем напротив человеке врага. В этом случае обидчик видит
реального человека, которому он принес боль (а не абстрактный закон, который
он нарушил), а также имеет возможность объяснить причины своего поступка. С помощью
потерпевшего обидчик находит способ загладить вину, восстановить справедливость.
Жертва оценивает искренность слов обидчика, и обе стороны обсуждают возможность
примирения. Таким образом, решается вторая задача примирительной встречи - самостоятельное
разрешение сторонами ситуации и принятие на себя обидчиком ответственности за
произошедшее. Если стороны самостоятельно приняли решение и считают его справедливым,
то это является гарантией того, что их договоренности будут выполнены.Третья
задача встречи - предупреждение подобных случаев в будущем. Стороны обсуждают
причины слу
чившегося и способы нейтрализации этих причин. На этом этапе же
лательно присутствие социального работника, который предлагает помощь в социализации
подростка (восстановление утраченных навыков взаимодействия, восстановление нарушенных
социальных связей и т.д.). Достигнутые договоренности могут быть зафиксированы
в реабилитационной программе. Итак, в ходе программы примирения, состоящей из
серии предварительных встреч, примирительной встречи и реабилитационной работы,
реализуются следующие принципы: o Конфликт должен быть разрешен самими
участниками в ходе переговоров. o Основной фокус встречи - на нуждах жертвы,
возникших в результате конфликтной ситуацииo Ситуация по максимуму должна
быть разрешена самим обидчиком (а не родителями, педагогами или милицией); в
заглаживании всех последствий правонарушения и состоит ответственность обидчика.
Антон Коновалов
8-926-145-87-01

   2006-04-19 13:57:45 (#539634)

Статья о службах примирения. Часть 2

Добрый день!

Продолжаю публиковать отрывки из статьи "Школьные службы примирения". А также
напоминаю, что до конференции по Школьным службам примирения в Москве осталась
чуть больше недели!
Кстати, во втором номере журнала "Народное обраование " вышла статья Службы
примирения из Петрозаводска.
Как можно разрешить конфликтную ситуацию? Давайте рассмотрим разрешение конфликта
с точки зрения интересов всех его участников: жертвы, обидчика, окружающего их
сообщества. Для простоты возьмем ситуацию, в которой четко понятно, кто обидчик,
а кто жертва (например, кража или порча вещей, ограбление, избиение и т.п.)
Много раз общаясь с разной аудиторией мы задавали вопросы:
1.Что чувствует и в чем нуждается жертва после конфликта?
2.Что чувствует и хочет обидчик?
3.Что общество (в том числе учителя) ждет от обидчика и в чем видится разрешение
конфликта?

И вот традиционные ответы, полученные нами от взрослых и подростков:
1.Жертва испытывает состояние шока, боли, переживает "потерю себя" и стремится
разрешить ситуацию (иногда с помощью мести или прекращения контактов). Жертва
хочет высказаться, возместить свой ущерб, избежать повторения случившегося.
2.Обидчик стремится оправдаться, иногда раскаивается, но чаще обвиняет жертву,
выражает агрессию. Он хочет избежать наказания, клеймения. И ему важно разрешить
ситуацию конфиденциально.
3.Общество ждет от обидчика раскаяния, ответственного разрешения им самим этой
ситуации; хочет, чтобы подобное поведение не повторилось в будущем; ждет признания
того, что были нарушены нормы.
Посмотрев на предыдущие способы реагирования, давайте оценим, отражают ли они
потребности сторон? На наш взгляд - нет, и, в качестве альтернативы существующим
способам , школа должна овладеть новым подходом в разрешении конфликтов. Поэтому
мы и говорим о Восстановительном подходе к конфликтам в школе.
Более подробно рассмотрим его в следующем выпуске.

   2006-04-06 16:44:19 (#534776)

Статья о службах примирения. Часть 1

Добрый день!

Добрый день, уважаемые подписчики.
Чтобы у тех, кто недавно познакомился с нашей темой, появилось представление
о нашей деятельности (а у тех, кто давно работает появился повод для дискуссии
или высказывания мнения), я в течение нескольких выпусков буду публиковать отрывки
из статьи "ШСП и ее встраивание в структуру школы", изданную в журнале "Директор
школы", и которая с дополнениями, надеюсь, скоро появится в газете "Первое сентября".
Антон Коновалов
С конфликтами мы сталкивались все. Если не со своими, то друзей, близких, знакомых.
С одной стороны - конфликт дает возможность нам по-новому взглянуть на происходящее
и осознать что-то новое. А с другой, если конфликт не находит разрешения, он
может стать разрушающим, перерасти в агрессию. Школа, Alma Mater нас самих
и всего нашего окружения, во многом определяющая наш жизненный путь (да и путь
всего поколения) - социальное пространство, в котором прямо скажем, насильно
совмещены разные социальные и культурные слои, разные национальности, системы
воспитания, миропонимания. И этот сплав может дать человеку как мультикультурное
воспитание, так и разрушить его личность. Ситуации травли, подначек, издевательств,
вымогательства денег, насилия, к сожалению, присутствуют во многих школах (тщательно
скрываемые от взрослых подростковой неприязнью к "ябедам"). И скажите, будет
ли думать о чем-то светлом (или хотя бы об учебе) ребенок, который знает, что
после уроков его за
углом школы ждет "разборка"? И для ребенка отнимание у него 10 рублей не менее
значимо, чем для взрослого тысячи. Ведь вопрос не столько в деньгах, сколько
в унижении и страхе. Появившиеся в школе охранники охраняют детей от внешней
угрозы (а заодно не выпускают их на улицу), но как создать безопасную атмосферу
внутри школы? Пока безопасность обеспечивается административными мерами, а не
ответственностью самих учеников, всегда найдутся места (туалет, дорога из школы,
спортивная раздевалка и пр.), где эти меры не действуют. А теперь вопрос: какие
у школы есть способы работы с конфликтами и криминальными ситуациями? И на чем
они фокусируются?Мы опросили учителей и учеников старших классов в разных городах
России и узнали про пять способов реагирования:v Административное решение
происходит прямо в классе, в кабинете директора или на педсовете. Главная задача
администрации - найти виноватого и наказать его в качестве примера для остальных.
Часто при этом жертву обвиняют
в том, что она сама спровоцировала обидчика, после чего происхо
дит "формальное замирение", на котором учеников (иногда угрозами) принуждают
пожать руки и "помириться"[1].v Подростковые "стрелки" (прототипом которых
являются криминальные "разборки"), происходящие между ребятами за пределами школы.
Как выяснилось на нашей встрече со школьниками, взрослые часто не подозревают
о наличии "стрелок" в школе. Задача "стрелок" - демонстрация силы и выстраивание
статуса внутри подростковой группы (кто насколько быстро соберет большую команду,
кто победит в драке и т.д.). v Направление обидчика к психологу для перевоспитания.
По словам ребят, они мало понимают происходящее в кабинете психолога, а окружающие
начинают относиться к ним, как к "психам". У многих поход к психологу вызывает
недоверие и настороженность. v Попытка родителей подростков разрешить ситуацию
между собой. Родители обидчика и жертвы созваниваются или встречаются, но сильные
негативные эмоции и предубеждение сторон затрудняет разрешение конфликта. Мы
видели, что зач
астую взрослые начинают сами конфликтовать между собой, либо вместо детей берут
на себя ответственность за разрешение ситуации. v Группа старшеклассников
в рамках школьного самоуправления, которым передаются конфликтные ситуации. Вроде
бы решение передается школьникам, однако метод их работы фактически дублирует
разбирательство на педсовете, поскольку других моделей разрешения конфликта они
не знают. При этом старшеклассники, разрешая конфликт, порой ведут себя более
жестоко и бескомпромиссно, чем взрослые педагоги. Что объединяет все эти способы?
Направлены ли они на реальное разрешение конфликта (то есть восстановление
справедливости, избавление от негативных переживаний, осознание обидчиком собственных
мотивов в конфликте и переориентация на другие мотивы и т. п.) ? Представьте
эти способы: у вас возникает чувство справедливости?
[1] Как нам сказал один из учеников: "Нас привели в кабинет директора и заставили
помириться, пригрозив сообщением в милицию. Мы помирились и больше между собой
не разговариваем".
Продолжение следует...

   2006-03-31 13:30:43 (#532800)

Информацйия о конференции

Добрый день!

КОНФЕРЕНЦИЯ "ШКОЛЬНИКИ РАЗРЕШАЮТ КОНФЛИКТЫ"
Уважаемые коллеги!
Межрегиональный общественный центр "Судебно-правовая реформа" приглашает Вас
на конференцию, посвященную школьным службам примирения.

Конфликты в школе были, есть и будут. Но от того, каким способом мы будем на
них реагировать, зависит: усугубится ли они, станут "задавленными" и хроническими
или найдут свое разрешение и помогут развитию участников конфликта.
В школе на нарушителей поведения (например, подравшихся) можно накричать, можно
отправить их за родителями, к школьному психологу или "не заметить", но все эту
будут воздействия "извне".
Мы предлагаем другой путь.
В Школьных службах примирения конфликтные и мелкие криминальные ситуации разрешают
"за столом переговоров" с помощью нейтрального посредника (ученика или в сложных
случаях - учителя). Право разрешить свой конфликт и ответственность за его
решение передается самим участникам конфликта! В результате стороны избавляются
от шлейфа негативных и агрессивных чувств и сами находят способ выхода из конфликта.
При этом посредники (учащиеся, прошедшие специальную подготовку в качестве
ведущего-медиатора) получают уникальный опыт миротворческой деятельности.
Процедуры школьного посредничества развиты во многих странах мира.
В России Школьные службы примирения начали свое развитие с 2000 года в ходе
проекта нашего Центра (совместно с партнерами из Великого Новгорода и Петрозаводска,
которые внесли большой вклад в развитие этой идеи). В дальнейшем стали присоединяться
и другие города - Пермь, Лысьва, затем Волгоград и Томск.
Сейчас наш Центр проводит уже третью конференцию, на которую приедут представители
служб примирения из разных городов.

Цели конференции
1.Презентация идеи школьных служб примирения для широкого круга специалистов.
2.Обмен опытом и выделение областей новых разработок.
3.Создание условий для поддержки школьных служб примирения.
4.Развитие совместной деятельности (создание общего портала, рассылки, журнала),
и возможных партнерских проектов

ФОРМАТ КОНФЕРЕНЦИИ

1 день

Презентации Школьных служб примирения (Москва, Великий Новгород, Пермь, Волгоград,
Томск, Лысьва).
Вы сможете лично познакомиться со взрослыми и подростками, работающими в Службе
примирения, задать им вопросы, получить комментарии специалистов.

2 день

Работа секций
Перед существующими и создаваемыми службами стоит много вопросов. Наиболее актуальные
предлагается обсудить в ходе конференции на секциях:

1.Концептуальные вопросы школьных служб примирения. Примирение и воспитание.
Примирение и правозащитная деятельность. Проблемы преодоления карательного подхода.
Взаимодействие с ПДН, КДН и органами опеки. Проблемы политики выдавливания неуспешных
детей и правонарушителей.
2.Политика продвижения служб. Место служб в городской (областной) образовательной
политике. Проекты продвижения и обустройства служб. Финансово-организационная
устойчивость служб.
3.Вопросы направления случаев в службы. Возможности и границы работы служб.
Особенности ситуации и возможности детей. Где нужна помощь взрослых. Психологическое
и социальное сопровождение работы со случаями. Служба и "детское" общество. Служба
и сообщество детей и учителей в школе. Службы и "стрелки" детей. Техники работы
со "стрелками".

Обсуждение будущих совместных проектов
Можно будет наладить партнерства, а также спланировать общую деятельность:
создание общего портала, рассылки, журнала и пр.

Дата конференции:
17-18 апреля 2006 года с 10 до 17 часов
Москва
Контактный телефон 8-926-145-87-01 Коновалов Антон Юрьевич.

   2006-03-24 15:40:06 (#530620)