Статья о службах примирения. Часть 2
Добрый день!
Продолжаю публиковать отрывки из статьи "Школьные службы примирения". А также
напоминаю, что до конференции по Школьным службам примирения в Москве осталась
чуть больше недели!
Кстати, во втором номере журнала "Народное обраование " вышла статья Службы
примирения из Петрозаводска.
Как можно разрешить конфликтную ситуацию? Давайте рассмотрим разрешение конфликта
с точки зрения интересов всех его участников: жертвы, обидчика, окружающего их
сообщества. Для простоты возьмем ситуацию, в которой четко понятно, кто обидчик,
а кто жертва (например, кража или порча вещей, ограбление, избиение и т.п.)
Много раз общаясь с разной аудиторией мы задавали вопросы:
1.Что чувствует и в чем нуждается жертва после конфликта?
2.Что чувствует и хочет обидчик?
3.Что общество (в том числе учителя) ждет от обидчика и в чем видится разрешение
конфликта?
И вот традиционные ответы, полученные нами от взрослых и подростков:
1.Жертва испытывает состояние шока, боли, переживает "потерю себя" и стремится
разрешить ситуацию (иногда с помощью мести или прекращения контактов). Жертва
хочет высказаться, возместить свой ущерб, избежать повторения случившегося.
2.Обидчик стремится оправдаться, иногда раскаивается, но чаще обвиняет жертву,
выражает агрессию. Он хочет избежать наказания, клеймения. И ему важно разрешить
ситуацию конфиденциально.
3.Общество ждет от обидчика раскаяния, ответственного разрешения им самим этой
ситуации; хочет, чтобы подобное поведение не повторилось в будущем; ждет признания
того, что были нарушены нормы.
Посмотрев на предыдущие способы реагирования, давайте оценим, отражают ли они
потребности сторон? На наш взгляд - нет, и, в качестве альтернативы существующим
способам , школа должна овладеть новым подходом в разрешении конфликтов. Поэтому
мы и говорим о Восстановительном подходе к конфликтам в школе.
Более подробно рассмотрим его в следующем выпуске.