Статья о службах примирения. Часть 1
Добрый день!
Добрый день, уважаемые подписчики.
Чтобы у тех, кто недавно познакомился с нашей темой, появилось представление
о нашей деятельности (а у тех, кто давно работает появился повод для дискуссии
или высказывания мнения), я в течение нескольких выпусков буду публиковать отрывки
из статьи "ШСП и ее встраивание в структуру школы", изданную в журнале "Директор
школы", и которая с дополнениями, надеюсь, скоро появится в газете "Первое сентября".
Антон Коновалов
С конфликтами мы сталкивались все. Если не со своими, то друзей, близких, знакомых.
С одной стороны - конфликт дает возможность нам по-новому взглянуть на происходящее
и осознать что-то новое. А с другой, если конфликт не находит разрешения, он
может стать разрушающим, перерасти в агрессию. Школа, Alma Mater нас самих
и всего нашего окружения, во многом определяющая наш жизненный путь (да и путь
всего поколения) - социальное пространство, в котором прямо скажем, насильно
совмещены разные социальные и культурные слои, разные национальности, системы
воспитания, миропонимания. И этот сплав может дать человеку как мультикультурное
воспитание, так и разрушить его личность. Ситуации травли, подначек, издевательств,
вымогательства денег, насилия, к сожалению, присутствуют во многих школах (тщательно
скрываемые от взрослых подростковой неприязнью к "ябедам"). И скажите, будет
ли думать о чем-то светлом (или хотя бы об учебе) ребенок, который знает, что
после уроков его за
углом школы ждет "разборка"? И для ребенка отнимание у него 10 рублей не менее
значимо, чем для взрослого тысячи. Ведь вопрос не столько в деньгах, сколько
в унижении и страхе. Появившиеся в школе охранники охраняют детей от внешней
угрозы (а заодно не выпускают их на улицу), но как создать безопасную атмосферу
внутри школы? Пока безопасность обеспечивается административными мерами, а не
ответственностью самих учеников, всегда найдутся места (туалет, дорога из школы,
спортивная раздевалка и пр.), где эти меры не действуют. А теперь вопрос: какие
у школы есть способы работы с конфликтами и криминальными ситуациями? И на чем
они фокусируются?Мы опросили учителей и учеников старших классов в разных городах
России и узнали про пять способов реагирования:v Административное решение
происходит прямо в классе, в кабинете директора или на педсовете. Главная задача
администрации - найти виноватого и наказать его в качестве примера для остальных.
Часто при этом жертву обвиняют
в том, что она сама спровоцировала обидчика, после чего происхо
дит "формальное замирение", на котором учеников (иногда угрозами) принуждают
пожать руки и "помириться"[1].v Подростковые "стрелки" (прототипом которых
являются криминальные "разборки"), происходящие между ребятами за пределами школы.
Как выяснилось на нашей встрече со школьниками, взрослые часто не подозревают
о наличии "стрелок" в школе. Задача "стрелок" - демонстрация силы и выстраивание
статуса внутри подростковой группы (кто насколько быстро соберет большую команду,
кто победит в драке и т.д.). v Направление обидчика к психологу для перевоспитания.
По словам ребят, они мало понимают происходящее в кабинете психолога, а окружающие
начинают относиться к ним, как к "психам". У многих поход к психологу вызывает
недоверие и настороженность. v Попытка родителей подростков разрешить ситуацию
между собой. Родители обидчика и жертвы созваниваются или встречаются, но сильные
негативные эмоции и предубеждение сторон затрудняет разрешение конфликта. Мы
видели, что зач
астую взрослые начинают сами конфликтовать между собой, либо вместо детей берут
на себя ответственность за разрешение ситуации. v Группа старшеклассников
в рамках школьного самоуправления, которым передаются конфликтные ситуации. Вроде
бы решение передается школьникам, однако метод их работы фактически дублирует
разбирательство на педсовете, поскольку других моделей разрешения конфликта они
не знают. При этом старшеклассники, разрешая конфликт, порой ведут себя более
жестоко и бескомпромиссно, чем взрослые педагоги. Что объединяет все эти способы?
Направлены ли они на реальное разрешение конфликта (то есть восстановление
справедливости, избавление от негативных переживаний, осознание обидчиком собственных
мотивов в конфликте и переориентация на другие мотивы и т. п.) ? Представьте
эти способы: у вас возникает чувство справедливости?
[1] Как нам сказал один из учеников: "Нас привели в кабинет директора и заставили
помириться, пригрозив сообщением в милицию. Мы помирились и больше между собой
не разговариваем".
Продолжение следует...