Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Психологос: энциклопедия практической психологии


Дети ходят в школу, но не получают пенсию. Пенсионеры получают пенсию, но не ходят в школу. Спрашивать, что более характеризует людей - учеба в школе или получение пенсии? - неправомерно, надо уточнить, о каких людях, людях какого возраста идет речь.

Женщины рожают детей, мужчин призывают в армию. Женщин в России в армию не призывают, мужчины не рожают ни в одной стране мира. Разговаривать о людях вообще и спорить, рожают ли люди и призываются ли люди в армию - глупо. Нужно уточнить, о ком идет речь: о мужчинах или о женщинах, причем еще в какой стране...

А об эмоциях до сих пор что на уровне обыденных разговоров, что на уровне научных исследований говорят только общо: Какова природа эмоций? Что характерно для эмоций и что не характерно?

Думается, что большинство споров прекратится, если мы начнем каждый раз уточнять: о каких эмоциях мы говорим? Какую разновидность эмоций мы имеем в виду?

Содержание

[убрать]

Управляемы ли эмоции? - А какие?

Внешне неразличимые эмоции могут на самом деле иметь совершенно разную природу, отчего одна эмоция может быть управляемой, а другая - нет. Так, эмоции делятся на эмоциональные акции и реакции, а эмоциональные реакции - на оперативные и реактивные эмоциональные реакции. Эмоциональные акции - как правило, вполне управляемы, эмоциональные реакции управляемы плохо, а некоторые их разновидности (заякоренные эмоции) - практически неуправляемы. Смотри Управление эмоциями

Эмоциональные акции и реакции

Самое главное деление эмоций, это деление их на эмоциональные акции и эмоциональные реакции.

Эмоциональная акция - это эмоции, которые человек запустил сам, в той или иной степени намеренно.

Вы сидите, заняты делом. Вдруг прибегает ребенок, дарит вам конфету. Конфета, возможно, вам вовсе не нужна, но если вы любите детей, то из педагогических соображений вы, скорее всего, ему радостно улыбнетесь и от души поблагодарите. Тут радость и благодарность - ваша эмоциональная акция. Когда группа сотрудников идет поздравлять именника, тем более своего шефа, выражаемые эмоции - не реакции, а эмоциональные акции.

Эмоциональные акции отличаются от эмоциональных реакций - процессов, возникших в организме как ответ на внешнее воздействие.

Вас обрадовали - вы обрадовались. Вас испугали - вы боитесь...

Вприкидку, соотношение эмоциональных акций и реакций у развитой личности - 50/50, у массовой личности - 20/80. У творческих детей и развитых взрослых значительнная часть эмоций - это эмоциональные акции. Эмоции у шаблонных взрослых - как правило, непроизвольная и не поддающаяся контролю эмоциональная реакция организма на происходящие вокруг события. Смотри Теория социального психоанализа эмоций

Эмоциональные реакции могут быть в разной степени как врожденными, так и выученными. Как правило, эмоциональные реакции протекают как автоматизмы и ощущаются как естественные.

Оперативные и реактивные эмоциональные реакции

Эмоциональные реакции, в свою очередь, имеют разную природу. Часть эмоциональных реакций - оперативные эмоции, приобретенные и используемые человеком в связи с реальной или условной выгодой. Оперативные эмоции - либо осознанные, либо привычные реакции человека на окружающий мир, которые когда-либо были освоены для решения тех или иных жизненных задач, в которых есть реальная или условная выгода. Другая часть - реактивные эмоции, возникающие автоматически, без всякой цели и без какой-либо выгоды.

Вприкидку, соотношение оперативных и реактивных эмоций у развитой личности - 60/40, у массовой личности - 10/90.

В свою очередь, реактивные эмоции имеют три основные разновидности: рефлекторные эмоции, заякоренные эмоции и привитые эмоции. И все эти разновидности эмоции отличаются и своим происхождением, и способом запуска, и характером протекания. Естественно, и методы работы с ними также различны: привитым эмоциям можно переобучать, заякоренные эмоции можно перебить новым якорем, рефлекторные же эмоции так не корректируются...

Резюме

Грамотное исследование по поводу эмоций обычно указывает, о какой разновидности эмоций идет речь. Грамотный исследователь эмоций предпочитает не говорить об эмоциях вообще: для лучшего взаимопонимания он уточняет, о каких конкретно эмоциях он говорит в конкретном случае.


В избранное