Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скрытые резервы нашей психики


Выпуск 297

Дорогие читатели!

Как я и обещал, с этого выпуска начинаю публиковать третье издание своей азбуки.

Этот текст был в минимальной степени отредактирован издательством и поэтому 100% совпадения здесь с текстом книги нет.

Здесь будет представлен материал, имеющий прямое отношение к практике. К сожалению, рисунки и фото не отображаются в рассылках.

 

Из книги Владимир Багрунов «АЗБУКА ВЛАДЕНИЯ ГОЛОСОМ» Издательство «Композитор. Санкт-Петербург» 2010

 

НЕЙРОБРОНХИАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ  ГОЛОСА  И  ЕГО РАЗВИТИЯ  

 

ПРОСТО О СЛОЖНОМ

  Природа весьма проста;

что этому противоречит

должно быть отвергнуто “

М.В. Ломоносов

 

 

Любое познание начинается с азбуки. Не случайно ее создатели Кирилл и Мефодий более тысячи лет назад первыми семью буквами славянской азбуки - АЗ БУКИ ВЕДИ ГЛАГОЛЬ ДОБРО ЕСТЬ ЖИЗНЬ - прямо указали на то, что первые знания (навыки) должны относиться к ведению (владению) глаголем (голосом, речью) и это есть добро для жизни. Сейчас доказано, что при общении 80%  информации идет через голос, а не речь, а сам голос обладает безграничными возможностями воздействия на все функции организма. На бытовом уровне голос - это важнейший фактор успешности человека практически во всех видах деятельности. Магическая сила голоса не имеет пределов. Достаточно вспомнить значение голоса диктора Юрия Левитана во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Эталоном мощности звучания голоса всегда являлся голос  певца. Поэтому всё то, что связано с развитием голоса рассматривается на примерах выдающихся певцов, хотя механизмы управления своим голосом одинаковы у всех людей. Известно, что целесообразнее всего понять законы любого явления, в том числе и законы управления голосом, на идеальной модели. Самым выдающимся и до сих пор не превзойденным является голос великого русского певца Федора Ивановича  Шаляпина (1873-1938). Не все знают, что великий певец был самоучкой. Это-то и привлекало меня к изучению его феномена. В конце концов, мне удалось раскрыть тайну феномена Шаляпина и на основе объяснения природы этого феномена создать простую методику развития голоса, овладение которой не требует никаких предварительных знаний и навыков.   

 

1.1. ПЕРВЫЙ  СЕКРЕТ НАСТРОЙКИ ГОЛОСА:

АНАТОМИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ГОЛОСА

31

Пример поджатия живота в мире животных

Присвоение номеров  секретам настройки голоса проведено не по значимости (первый – значит главный). В нашем организме все взаимосвязано. Смысл нумерации в том, что  после теории идет практика. А практически целесообразнее  вначале включить  анатомическую, затем физиологическую, а уж потом психическую  составляющую голоса. 

 

32

В создании методики огромную роль сыграла книга Л.Д. Работнова «Основы физиологии и патологии голоса певцов» (1932).  В ней он обобщил результаты своей многолетней научно-исследовательской деятельности   в 1-м Московском медицинском институте.  Однако, книга написана таким тяжелым научным языком, что и сейчас непонятна даже специалистам и только открытие И.Грузинова помогло мне разобраться в ее хитросплетениях. Через два года после выхода книги  в расцвете творческих сил  при загадочных обстоятельствах в 55 лет Л.Д. Работнов  ушел из жизни. Вероятнее всего, умышленное отравление, так как его выводы резко расходились с общепринятым для всех музыкальных заведений положением о необходимости глубоко диафрагматического дыхания.

1.1.1.подожмите живот.  Это ключ к решению всех проблем с голосом. Этот прием связан с главным секретом бельканто – пением на малом дыхании. Суть поджатия живота в том, что оно вызывает вертикальное положение диафрагмы, что в свою очередь повышает давление в бронхиальной системе. После выполнения этого приема, вся остальная работа идет в автоматическом режиме, и вмешиваться в него не надо.

Как первый секрет соотносится со вторым (малое дыхание),  будет говориться  в следующем разделе, посвященному дыханию непосредственно.

Все  знаменитые певцы знали  секрет поджатия живота и пользовались им при пении.  Для этого они для страховки  носили  специальные  пояса, стягивающие нижнюю часть  живота и облегчающие втягивание  в себя  живота. Известно, что этими поясами  пользовались все знаменитые  оперные певцы, (Шаляпин, Карузо, Печковский, Лемешев и др.)

33рис.1 Снимок из книги Л.Д. Работнова

   Для тренировки поджатия живота Л.Д.Работнов рекомендует: «поднять обе руки к верху таким образом, чтобы пальцы каждой руки обхватывали на голове противоположный локоть; при этом происходит непроизвольное втягивание живота (умеренное), легкое втяжение подложечки, расширение грудной клетки и поднятие диафрагмы, также ощущается сокращение мышц в области поясницы.

 

Кстати,  млекопитающие при издании звуков  всегда поджимают живот.   Это легко увидеть на примере лая и воя собак, и волков, мяуканья кошек, мычания коров и др. То же самое можно сказать о младенцах во время крика и у взрослых во время сильнейшего стресса. Идеальное  поджатие своего животика демонстрирует  мой котик  Нордик (фото в начале раздела)                      

                    

Вывод: прежде, чем начинать говорить или петь подожмите живот. Повторяю, этот простой прием  можно назвать ключом методики, так как владение им открывает вход в «кладовую богатства голоса», а также к здоровью (малое дыхание).

Для выработки этого навыка существует много упражнений. Наиболее простые и эффективные упражнения  приводятся в практической части.

Кроме всего прочего, понимание сути этого приема заставляет  человека  соблюдать соответствующий режим жизни и в первую очередь питания.

 У Шаляпина был случай, когда он объелся лапшой и вынужден был отменить спектакль. При переполненном желудке не возможно поджать живот и привести  диафрагму в вертикальное положение. ”...Да, немало надо было ее отведать, чтобы диафрагма отказалась действовать”- Шаляпин (по воспоминаниям В.Г.Гайдарова).

 Следовательно, тот, кто хочет быть обладателем феноменального голоса должен  быть в хорошей физической форме.  В первую очередь надо следить за своим желудком, брюшным прессом и позвоночником. 

 

1.1.2. Откройте «второй рот». «Второй рот» - это место, где гортань соединяется с трахеей. Осведомленные в проблемах голоса вокальные педагоги,  для простоты называют это «вторым ртом». 

 

34

Рис.2  три положения открытия «второго рта»

I – идеальное открытие «второго рта»

II – хорошее открытие «второго рта»

III – плохое открытие «второго рта»

Одной из самых главных проблем восстановления природной постановки голоса человека является увеличение пространства между задней стенкой гортани и корнем языка, т.е. расширение гортани. Закрывается гортань («второй рот») при глотании, при очень широком открытии «первого рта», при произнесении согласного К и Г.   То, что мы называем  открытием “второго рта”, в науке о голосе называют “принципами расширения и эластичности” и связывают не с природой явления, а с труднопроизносимыми именами теоретиков, что приводит к путанице.

В данном случае проще и целесообразнее сравнить гортань и трахею с трубой, состоящей из двух составных трубок разных длин и диаметров. Длина одной трубы (трахеи) приблизительно в пять раз больше другой (гортани) и ненамного шире (на 20-25%). Ясно, что воздушное сообщение между трубами будет идеальным, если в месте стыка труб не будет никаких перегородок или иных препятствий. Идеальным аналогом этой конструкции является устройство блок-флейты, диаметры составных частей которой совпадают. Из трахеи звук идет помимо нашей воли, и этот звук обладает бесчисленными сокровищами, но на последнем отрезке своего пути он встречает перегородку, которой  является   корень языка. Эту перегородку мы постоянно ощущаем, произнося заднеязычные согласные К и Г. Особенности их произнесения в русском языке мешают ему быть таким же звучным, как украинский язык, в котором гласная Г звучит так же, как X с голосом, что и делает украинскую речь такой звонкой и певучей.

Мы привыкли считать, что чем шире открыт рот (челюсть), тем лучше для голоса. Однако это не так. Напротив - широкое открытие рта приводит к зажиму мышц гортани, и воздух (звук) из трахеи проходит в гортань не широким потоком, наподобие полноводной реки, а узеньким ручейком. Про такой голос и говорят, что он зажатый. Причина - в плохом взаимодействии  гортани и корня языка. Их правильное взаимодействие - половина успеха в формировании идеально звучащего голоса.

Также как при закрытой крышке рояля невозможно на нем играть, также нельзя говорить и о каких-либо дальнейших достижениях в настройке голоса, если нет необходимого соединения между гортанью и трахеей - иначе говоря, если не открыт   “второй рот” (пространство между корнем языка и стенкой гортани).

Вот этому-то и надо научиться: отключать горло от голоса, то есть сделать его только проводником. Иначе говоря, из трахеи и гортани мы должны образовать составную трубу, своего рода раструб, нижняя часть которого - источник звука, а верхняя, наподобие воронки - его проводник. Чтобы этот раструб заработал, необходимо  в первую очередь расслабить гортань и язык.  Этим самым  увеличится  пространство, соединяющее гортань и трахею и звук пойдет изнутри беспрепятственно.

 

Это два  взаимосвязанных и управляемых расширения трубы (гортани и челюсти). Ведущими является гортань и язык, а также  челюсть. Если не понимать этого, то  происходит зажим гортани и голос становится зажатым. Так оно и происходит у большинства людей. В том числе и у  большинства певцов, которые, широко открывая рот, считают, что помогают звуку выйти наружу с большим эффектом.  На самом деле все обстоит ровно наоборот. 

Теперь встает законный вопрос: существуют ли в наше время известные политики, драматические артисты или певцы, у которых гортань и трахея имеют хорошее соединение? Ответ: да, существуют, но таких - единицы. Из известных политиков можно выделить генерала Александра Лебедя, у которого голос шёл, как из трубы. Здесь имело место 100-процентное соединение. Однако мало кто знает, что это соединение - результат хирургической операции на гортани, произведенной в детстве, после того как, проявив мальчишескую отвагу, будущий генерал пострадал от взрыва и его сшивали, как выразилась его мать, “по частям”.

Прекрасное соединение чувствуется в голосе у известных в прошлом дикторов радио и телевидения - Балашова, Кириллова и, разумеется, Левитана. Из артистов театра и кино надо отметить Николая Анненкова, дожившего до 100-летнего юбилея, и его последователей: Николая Переверзева, Владимира Яхонтова, Карнович-Валуа, Евгения Евстигнеева, Иннокентия Смоктуновского, Армена Джигарханяна, Михаила Краско, Николая Караченцева, Владимира Высоцкого, Аллы Пугачевой и других представителей, как правило, московской театральной школы.

Понаблюдайте за артикуляцией известного киноактера Юрия Яковлева в кинофильмах. “Первый рот” почти полностью закрыт, но при этом, какое богатство тембров и возможность говорить в высочайшем темпе без потери четкости произношения!

Но максимальное  открытие “второго рта”, при  котором челюсть практически полностью сомкнута,  наблюдается у чревовещателей. Их тип голосообразования полностью подтверждает нашу нейробронхиальную теорию.

Из мастеров оперного пения в этом плане можно отметить, помимо Шаляпина, баритонов Маттиа Баттистини, Титта Руффо, К. Эверарди, И. Тартакова, теноров Леонида Собинова, А. Мазини, Бениамино Джильи, Марио Ланца,  Осипа Рогачевского.

Из современных певцов,  надо выделить баритона Муслима Магомаева,   сопрано Галину Ковалеву, Ирину Архипову и Хиблу Герзмаву, которым посчастливилось сохранить свой природный голос. При обучении в консерватории им чудом удалось отстоять свои позиции.

Еще раз заостряю внимание на прямой зависимости качества голоса от качества соединения гортани с трахеей (открытие “второго рта”). Сумеете добиться поставленной цели  - большая часть дальнейшего успеха обеспечена. Здесь главное - захотеть. Сказанное выше известно очень малому кругу специалистов и, на мой взгляд, является одним из главных “профессиональных секретов” людей с хорошо поставленным голосом.

По свидетельству дочерей Шаляпина, начинал свой рабочий день со своеобразными играми со своим бульдогом. Шаляпин подражал рычанию и лаю своего любимца Бульки, и тем самым тренировал открытие  гортани «второго рта».

 В течение жизни их было несколько. Один из них  запечатлен на  картине Кустодиева вместе с великим певцом.    

Итак, голос помещен в систему самонастраивающихся труб разного размера и диаметра и подобен духовому оркестру или органу.

 

Подведем итог: первый  секрет настройки голоса – это ключ к решению всех проблем с голосом. Для этого мы должны научиться поджимать живот и открывать «второй рот».

 

Практика

 

Общие принципы

 

Несколько основных понятий из фонетики (науки о звуках человеческого голоса). Тонкости фонетики знать не надо. Это только приводит к путанице и сравнимо с притчей о сороконожке. Итак, гласные – это чистый голос, и они определятся положением гортани и рта. Согласные, за исключением сонорных (м,н,л) являются шумами в большей или меньшей степени.  Согласные управляются координацией мышц языка, губ.  Все эти мышцы при речи и пении должны перейти на уровень психомоторики, т.е. на тонкий уровень управления. Здесь допустимо такое сравнение: пальцы скрипача или дровосека. Сейчас ваша артикуляционная система (губы, язык) это пальцы дровосека. В результате упражнений по предлагаемой методике, они должны стать  пальцами скрипача. Это вполне возможно, если есть на это желание.

Методику, которую вам предстоит освоить, можно сравнить со строительством дома. Вначале работа кажется монотонной (это строительство фундамента).

Фундаментом в методике является создание примарного тона. Это и будет ваш природный голос. Это центральный, наиболее удобный тон.  При переходе от речи к пению вам надо знать, что петь надо довольно долгое время без инструмента. В лучшем случае под  гитару, но ни в коем случае под фортепиано. Этот инструмент годится для  певцов не потерявших или восстановивших свой природный голос , которым никакие помехи не страшны. Это мнение великого композитора и прекрасного певца - Д.Россини. Это же советовал и М.Глинка, также прекрасный певец. Советую и для речевого и певческого голоса на распев читать  Евгения Онегина. А.С.Пушкина.     Там единый ритм и есть основания считать, что разучивание текста  наизусть оказывает могущественное влияние на все функции организма. Убедительно советую выучить наизусть, хотя бы  1-ю главу. Затем  мысленно вы  будете ее воспроизводить и это вам поможет добиться главного результата  для речи и пения:  освободить гортань. Кроме того, вы полностью овладеете культурой речи. С одним из моих учеников мы выучили 4 главы. Уже после первой главы он вывел свою фирму на первое место в своей номинации.

В этом издании книги впервые вводится этап мысленного проговаривания упражнения. При этом губы должны быть сомкнуты, а зубы разомкнуты и челюсть должна быть максимально расслаблена и отходить вниз только под силой своей тяжести. Ни в коем случае никаких искусственных усилий. Эту манеру расслабления челюсти и соответственно гортани надо культивировать и добиваться, чтобы для вас это стало естественным положением гортани.  Поясню, для чего это нужно. Одна из фундаментальных, возможно, самая главная проблема заключается в освобождении гортани от зажимов, наработанных за предыдущие годы (пальцы дровосека) Когда мы мысленно представляем какое-либо свое действие, то мышечная система в это время работает, но на уровне психомоторики (пальцы скрипача). То есть действие происходит, но незаметно. Современный термин – на тонком уровне. Еще это называют аутогенной тренировкой. Этим широко используется в спорте высших достижений. Повторюсь,  что наш легендарный Владислав Третьяк писал, что его главные тренировки происходили дома.  Лежа в постели, он представлял все возможные ситуации на хоккейной площадки и траектории полета шайбы. Гораздо ранее так работал великий Шаляпин. Прежде, чем петь, он  пропевал все  мысленно. Притом многократно (сотни, а может быть и тысячи раз).

Поэтому прежде чем выполнять упражнение, его надо мысленно проделать.

Сколько раз это зависит от целей поставленных вами. Здесь работает принцип: чем больше, тем лучше.

Запомним важнейшее правило. Прежде, чем что-то делать, надо понять для чего, с какой целью вы будете делать то-то или это. Если вы не будете понимать смысла того, что вам  предстоит  делать, то  пользы от такой работы нет. Это основной принцип  для всех наших упражнений. 

   Известен принцип великого певца: «Говорить, как петь; петь, как говорить».

Запомните капитальное правило: голос делается при  осмысленном  произношении звуков, слов, фраз и текстов с выделением  ударных гласных, а теряется голос при механическом произношении звуков,  слов, фраз и  текстов.

При пении не теряйте контроля: «пустых», бессмысленных звуков не должно быть. Такое пение наносит огромный вред, так вырабатывается привычка механического пения.

 Прямо сейчас сделайте контрольную запись голоса. Возьмите любой литературный текст на 15-25 слов  и запишите его на магнитофон, компьютер или другое записывающее устройство.  Кроме этого текста желательно записать певческую фразу или  одно длинное благозвучное слово. У меня на тренинге контрольным текстом являются первые четыре строчки Пушкинской «СКАЗКИ  О       РЫБАКЕ И РЫБКЕ»

Итак, проговариваем и записываем на диктофон:

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря.

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Затем пропеваем произвольным способом:

 У-А, А-У, У-А, А-У

 

  Это будет ваша точка отсчета.  Как часто вы будете соизмерять свои успехи  с помощью сравнения этой записи  на промежуточных этапах – дело ваше. Главное, чтобы вы сделали запись до и  после прохождения курса.

Теперь о том, сколько времени требуется на освоение навыка урока и сколько раз в день надо заниматься голосам? Каждый урок построен таким образом, чтобы весь его объем укладывался в 30-45 минут. Затем, если вы будете регулярно работать 1-2 раза в день по 15 минут, то за неделю навык урока закрепится, и можно будет переходить к следующему уроку. Освоение речевого курса займет 10-15 недель. Перевод речи в пение займет 30-40 недель. Если вы будете последовательны, то через год сможете петь и доставлять удовольствие и себе, и слушателям. В каждом упражнении, в каждый звук надо вкладывать смысл.  Н.А.Бернштейн, наш отечественный выдающийся физиолог и психолог доказал, что мозг может работать на максимуме не более 15 минут. Поэтому через  15 минут работы делайте перерыв. (Если заниматься, как некоторые музыканты или певцы часами, тренируя так называемую технику, то ничего хорошего из этого не получится. Происходит механическое усвоение материала, что лишь усиливает механическую модель звуковоспроизведения.)

 На каждое упражнение надо настраиваться, как будто вы выходите на сцену. Еще раз повторяю: заниматься надо не голосом, а переустановкой модели голоса  в психике. Была механическая модель (усилия мышц осуществляющих вдох и  выдох, напряжение гортани, больше  силы - больше звука), должна быть психоакустическая модель  (мышечные усилия только те, которые связаны с поджатием во внутрь живота, а остальное -  усилия психики).

Для того чтобы вырабатывался  новый  навык  упражнение необходимо повторить не менее  8 раз.  Фундаментальные навыки - открытие «второго рта», выработку примарного тона, интонационные упражнения, междометия желательно  практиковать, как только представиться возможность.   Например, во время ходьбы (напоминаю, что на улице в ночное и темное время года это будет для вас своеобразной охранной грамотой); при  стоянии в очередях, в транспорте, на собраниях и тому подобных случаях, можно эти упражнения делать мысленно, а также тренировать открытие  «второго рта».

Чтобы  ощутить  изменения  в голосе  вам необходимо проработать хотя бы три урока. Во время занятий руководствуйтесь принципом «Fesina lente (лат)  - Спеши медленно».

Новые (рабочие) термины и понятия

“Второй рот” - пространство между корнем языка и стенкой гортани. Цель открытия “второго рта” -  соединить трахею с гортанью и  включить грудной резонатор, иначе говоря, создать инструмент полноценный.

“Второй нос” - пространство в глубине носа, так называемые в гайморовы пазухи. Цель открытия “второго носа” - подключить головной резонатор. Это позволяет облагородить звучание “инструмента”. Для этого необходимо сосредоточить внимание в глубине носа (в гайморовых паузах). Этому может способствовать легкий, точнее легчайший вдох, как будто вы вдыхаете нежнейший запах, а также раздувание ноздрей при вдохе - прием, к которому часто обращался молодой Шаляпин. Напоминаем, что при открытии “второго рта” происходит включение грудного резонатора. При открытии “второго носа” происходит  включение   головного   резонатора.   При одновременном открытии “второго рта” и “второго носа” грудной и головной резонаторы соединяются и работают как одно целое. Поэтому качество звука целиком зависит от того, насколько вы преуспеете в овладении этими новыми для себя навыками.

«Носовая утечка»  - воздух выходит через нос, делает голос гнусавым, а также  обедняет звучание головного,  и грудного резонаторов.

 «Ротовая утечка» -  воздух выходит через рот делает голос резким, грубым, а также  обедняет звучание грудного, и головного резонаторов.

В выработке сложных навыков всегда существуют простые приемы, облегчающие их выработку и контроль.  У нас такими приемами  выступают положение рта  и положение рук.

 Запомним три дополнительных и одно основное положение  рта в сочетании с положениями рук, которые активно  участвуют  во всех упражнениях.

1.Закрытое положение рта.  Рот закрыт (губы сомкнуты, зубы разомкнуты).  Ведущая рука - на груди, другая рука (ладонь) - на голове. Для чего? Для контроля головного и грудного резонаторов. При этом положении происходит идеальное соединение грудного и головного резонаторов и вырабатывается навык отсутствия ротовой утечки.

Ведущая рука всегда на груди. Для чего? Мы должны знать, что рука, лежащая на груди выполняет важнейшую контролирующую роль в образовании голоса в грудном резонаторе, и в этом отношении она более эффективна, нежели слух. (Заметим, что Шаляпин во время пения таким приемом  контролировал свой голос).

2. Полузакрытое положение: рот полузакрыт (зубы сомкнуты, губы разомкнуты и активны, голос сквозь зубы). Ведущая рука - на груди, другая рука (ладонь) - на голове. Для чего? Для контроля головного и грудного резонаторов и тренировки открытия “второго рта”.  В этом случае голос очень близок к естественному, так как открытие губ рефлекторно помогает открытию гортани (“второму рту”).

3. С закрытым носом: нос закрыт, рот открыт. Ведущая  рука на груди, другая рука зажимает нос.

Для чего? Для контроля  грудного резонатора и носовой утечки.

 Это положение ценно еще и тем, что оно устраняет гнусавость, если таковая присутствует. Для этого надо  следить, чтобы пальцы, которые зажимают нос, совершенно не ощущали воздушного давления. Этот простой, и эффективный прием был в диковинку для логопедов, проходивших у меня тренинг в 2000 году.  

4. Основное положение: рот открыт (губы разомкнуты, зубы разомкнуты, но так, что мизинец между ними не пролезет - в речи.) В пении рот открыт  шире, чем в речи, но его открытие не должно быть максимальным, так как в этом случае происходит зажим гортани.

Для чего? Повторяем: чтобы не зажималась гортань.

 Ведущая  рука на груди, другая рука жестикулирует в соответствии с интонацией.

При широком раскрытии “первого рта” “второй рот”, как мы обращали на это внимание, закрывается.

Во всех упражнениях  надо  добиваться установления самого главного навыка для речи и пения: выходящий из вас воздух не должен ощущаться. Все делает гладкая мускулатура бронхов, мы ей не помогаем.  Должно быть ощущение, что мы не выдыхаем – это основное условие.

 

При всех положениях рта внимание сосредоточено на том, чтобы не допустить физического напряжения в первую очередь гортани. Живот поджат всегда.

Эти положения рта всегда будут присутствовать во всех упражнениях в такой последовательности: 1-е, 2-е, 3-е подготовительное положение, основное. 

1. До речевой уровень

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ФАЗА ДЛЯ ВСЕХ УПРАЖНЕНИЙ

 

 

Для достижения успеха в занятиях очень важен соответствующий психологический настрой. При выработке нового навыка необходимо отвлечься от текущих забот и желательно несколько раз мысленно произнести: "Мой голос становится благозвучным и каждым своим звуком оказывает благотворное воздействие на весь мой организм". После этого необходимо войти в состояние подтянутости в прямом и переносном смысле. В прямом смысле означает подтянуть живот вовнутрь, как это делается у военных по команде "смирно" (диафрагма становится неподвижной и не повышает давление воздуха в бронхах), в переносном смысле означает, что внимание должно быть сосредоточено на правильном выполнении упражнения. При этом все остальные мышцы (прежде всего горла) должны быть расслаблены, как при аутогенной тренировке.

 

44

Расслабить все мышцы

Дыхание легкое, поверхностное, естественное, все мышцы, в первую очередь горла и артикуляционной системы, расслаблены. Только при выполнение этих условий голос "напрямую" связывается с психикой, как у всех без исключения животных и у всех новорожденных детей, а также у взрослых людей в моменты сильнейших душевных потрясений и у отдельных очень редких счастливцев, не потерявших природную постановку голоса.

 

Для   достижения   успеха  в  занятиях  очень  важен соответствующий психологический настрой.

 При выработке нового навыка необходимо отвлечься от текущих забот и желательно несколько раз мысленно произнести:

  “Мой голос становится благозвучным и каждым своим звуком оказывает благотворное воздействие на весь мой организм”.

   После этого необходимо войти в состояние подтянутости в прямом и переносном смысле.

   В прямом смысле означает подтянуть живот вовнутрь, как это делается у военных по команде “смирно” (диафрагма становится вертикальной и  неподвижной, правило Л.Д.Работнова), в переносном смысле означает, что внимание должно быть сосредоточено на правильном    выполнении упражнения. При этом все остальные мышцы (прежде всего горла) должны быть расслаблены,    как при аутогенной тренировке. Дыхание легкое, грудное, поверхностное, естественное. Все мышцы, в первую очередь горла  и артикуляционной системы, расслаблены. Только при выполнении этих условий голос “напрямую” связывается с психикой,    как у всех без исключения животных и у всех новорожденных детей, а также у взрослых людей в моменты сильнейших    душевных     потрясений и у отдельных очень редких счастливцев, не потерявших природную постановку голоса.

На заметку: не удивляйтесь, если какой-то прием описывается второй раз, но несколько иными словами. Это делается только для пользы дела. Совершенно новые навыки с одного прочтения практически не усваиваются. Иногда надо 5-10 раз подряд прочитать  впервые встречающуюся мысль, чтобы вникнуть в  ее суть. Один крупный предприниматель мне говорил, что до 13 раз прочитывает фрагменты текстов, которые необходимо усвоить.  Шаляпин заучивал, а затем  мысленно проговаривал исполняемые тексты сотни раз.

 

 

Правила для всех упражнений

Выполнение: поджать живот, можно с помощью пояса, как это делал Шаляпин и другие выдающиеся певцы. Для чего? Поджатие живота автоматически приводит  всю дыхательную систему в идеальное положение и для самого дыхания и для развития голоса. Обращаю особое внимание на этот прием. Это самый главный  фактор вашего успеха. Далее необходимо расслабить горло, сделать скрытый зевок (по мере практики, гортань сама по себе опускается вниз 1-3 см), но при этом надо почувствовать, как корень языка отходит от стенки гортани и при этом образуется пустое пространство (дыра) -”второй рот”. И при этом челюсть разомкнута, т.е. зубы не сжаты.

 

 

Для чего?  Этот “второй рот” является своего рода рупором, и надо научиться держать его открытым, так как именно он является переходным устройством между трахеобронхиальным  деревом - источником звука - и гортанью (трахея определяет низы, два главных бронха определяют средние звуки, а мелкие бронхи ответственны за верхние звуки).

Минимальное число повторений в каждом упражнении -8

 

Урок 1.  Поджатие живота и улучшение соединения между трахеей и горлом (открытие “второго рта”)

1.1. Поджатие живота.

Цель урока – научиться поджимать живот  и научится  улучшать соединение надставной трубы (горла) с основной трубой (трахеей), иными словами, создать “инструмент”.

45

 

Самое простое и самое главное выработать навык поджимать живот  во время речи и пения.

Поджатие живота можно тренировать с помощью самых разных  упражнений. Л.Д. Работнов  рекомендует: «поднять обе руки к верху таким образом, чтобы пальцы каждой руки обхватывали на голове противоположный локоть»;

  Приведу несколько своих.  Стать на колени,  ладонями рук упирайтесь в пол, а  шею и корпус вытягивайте вверх. Подобный же эффект, если стоять на ногах, тело согнуть на 90 градусов, а руками опереться, например, о стену.  Так же, как и в предыдущем упражнении, шею и корпус вытягивайте вверх. Поза  полезна и для профилактики остеохондроза.  Наклон вперед с выпрямленной спиной. Самое, на мой взгляд, полезное. Лежа на животе, обопритесь на локти, голову положите на руки так, чтобы ладонями закрыть глаза. Это исходная поза для многих звуковых упражнений. Смысл в том, что при этом положении вы не только развиваете голос, но и своими вибрациями пронизываете весь организм. Полезно для зрения. Это усиленный вариант методики Бата (соляризация). Многие подобные упражнения вы можете сами выдумать. Главное в них – это научится поджимать живот и во время пения добиться автоматичности его удержания. Эти упражнения не лимитирую по времени и количеству, так как они имеет оздоровительный эффект и каждый сам должен устанавливать для себя удобную планку.

1.2. (Открытие “второго рта”)

Рис.1 Три положения «второго рта» 46

 

I.Идеальное открытие «второго рта»

II. Хорошее открытие «второго рта»

III. Зажим «второго рта» (при глотании, при произнесении  согласной  “К”)

 

8 упражнений: 4 в статике + 4 в динамике.

Одной из самых главных проблем восстановления природной постановки голоса человека является увеличение пространства между задней стенкой гортани и корнем языка, на что и направлен первый урок.

 

Предлагаемые четыре упражнения не только улучшают соединение гортани с трахеей, но и направлены на расширение спектра ощущений, способствуя тем самым более быстрому и прочному освоению этого важнейшего навыка.

Для того чтобы уменьшить этот зажим, а затем избавиться от него, необходимо во время выполнения всех упражнений курса держать “второй рот” (то место, где вы зеваете) открытым. Соответственно “первый рот” открыт на 1-3 см (мизинец не должен проходить сквозь зубы). Вначале полезно рукой контролировать опущение гортани через опущение кадыка.

Эти упражнения можно делать в любом положении: лежа, сидя, стоя, во время ходьбы.

Выполнение: расслабить мышцы горла, сделать скрытый зевок ,разжать зубы.  (по мере практики, гортань сама по себе опускается вниз 1-3 см), но при этом надо почувствовать, как корень языка отходит от стенки гортани и при этом образуется пустое пространство (дыра) -"второй рот". При этом под действием собственной тяжести опустится нижняя челюсть и гортань (постоянно следим за тем, чтобы кадык был опущен), корень языка отойдет от стенки гортани, расширится глотка, опустится нёбная занавеска, произойдет так называемый естественный скрытый зевок (при этом положении гортани голос является открытым, глубоким и широким). Чтобы не путаться в терминах, на будущее договоримся, что “второй рот” по определению всегда во всех упражнениях открыт и изменение в положении рта относится ко рту, понимаемому в традиционном смысле. Часто при познании чего-либо нового полезно использовать прием сравнения по противоположности (практическое применение одного из главных законов диалектики!). Противоположно открытию будет закрытие “второго рта”. Это легко почувствовать, пытаясь произнести непрерывно согласную “К”. Это не удастся сделать, так как корень языка закрывает воздушный ход из трахеи. См. рис.  Положение III. Зажим «второго рта» .Таким образом, мы легко ощущаем, что такое “второй рот” в закрытом положении. После этого легко ощутить открытие “второго рта”: на легком зевке расслабляем мышцы горла и опускаем без напряжения кадык вниз. См. рис.  Положение I. Здесь подстерегает нас опасность, заключающаяся в том, что при слишком большом усердии можно зажать гортань. Поэтому на первых порах надо все время контролировать расслабление мышц гортани. Смотри рис.2. Напоминание: после 15 мин. упражнений надо делать перерыв не менее 3-х минут.

Статика:

Упражнения 1,2,3,4 (понижение гортани, зевок в статике). Общее время выполнения упражнений  1мин.

Минимальное число повторений в каждом упражнении -8

 

 В этих упражнениях статику можно варьировать. Это может быть одна попытка длительностью в 1 мин., а может быть несколько. Но не менее 15  сек.

Упражнение 1 - рот закрыт.

Выполнение: опустить кадык (гортань), держать открытым “второй рот”.

Упражнение 2 - рот полузакрыт, зубы сомкнуты, губы разомкнуты.

Выполнение: опустить гортань (кадык), держать открытым “второй рот”.

Упражнение 3 - рот открыт, нос закрыт (пальцами).

Упражнение 4 - рот открыт, челюсти открыты на ширину не более, чем на 1-3 см., опустить кадык (гортань), “второй рот” держать открытым.

Динамика:

Упражнения 5, 6, 7, 8.

Выполнение: отличие от упражнений 1, 2, 3, 4 — в темпе выполнения. Сейчас мы делаем эти упражнения в динамике — опускаем и поднимаем гортань (кадык), т.е. открываем и закрываем “второй рот” в четырех положениях в удобном для себя темпе по 1 мин. на упражнение.

Общее время выполнения цикла из 8 упражнений - 8 мин.

(Если вы думаете о выдающихся результатах, то выполняйте эти упражнения при каждом удобном случае - находясь в транспорте, на заседаниях и тому подобных публичных мероприятиях).

Примечание: Уверен, что у всех выполняющих эти упражнения в большей или меньшей степени будет наблюдаться зевота. Это очень хорошо: гортань освобождается от спазм, в которых она пребывала до этого момента. Когда я придумал эти упражнения в мае 1994 года, то приступы зевоты у меня продолжались дня три-четыре - это происходило освобождение от зажимов, которые были наработаны в течение многолетних занятий “классическим вокалом”.

 

Дополнительное упражнение. Напоминаю, как Шаляпин начинал свой рабочий день. К нему в комнату запускали его любимца Бульку (боксер) и они играли в звуковые игры. Шаляпин рычал, а Булька ему отвечал. Шаляпин таким образом, через рычание открывал гортань (2 рот) и тренировал ее. Советую всем это упражнение. У кого есть собаки, тем добиться этого гораздо легче. А также тем, кто владеет по настоящему французским языком. У французов есть грассированное R,  также открывающее гортань.

 Урок 2.  Упражнения для выработки  примарного (природного) тона голоса (фундамент голоса).

 

  Цель: добиться, чтобы выдох со звуком шел сам по себе, без малейшего усилия со стороны любых мышц. Все делает гладкая мускулатура.

Выработанный  навык надо переносить на все звуковые упражнения, речь и пение. В этом вся суть методики.

 

Примарный тон голоса — это и есть ваш природный голос, это самый удобный звук, не требующий абсолютно никаких физических усилий. Близким аналогом этого звука является:

  непроизвольный тихий стон при недомоганиях или болезни (сил нет, и организм непроизвольно включает истинный природный голос, который является эффективной звуковой системой лечения, а также, добавим, и профилактики заболеваний);

  Вы должны знать, что настраиваем мы на этих удобных звуках главный элемент нашей звуковой машины - трахею. Она извлекает низкие звуки. Настроить трахею - это значит запустить всю остальную систему. Трахея с помощью интонации будет запускать все остальные звуки. Вот это и будет новой звуковой моделью, к которой надо стремиться.

 Без малейшего напряжения звук, идущий откуда-то из глубины, и есть ваш природный голос, или примарный тон.

Упражнения, которые вам будут предложены, несмотря на кажущуюся простоту, не являются таковыми. Для правильного их выполнения на первых порах требуется абсолютная мобилизация внимания. Именно на этом упражнении происходит возврат к правильной, природной, психоакустической модели возникновения звука человеческого голоса и владение голосом без физических усилий. От того, насколько тщательно будет усвоен это урок, зависит успех всего курса.

Контролировать естественный выдох  (отсутствие усилий при выдохе) можно закрыв одно или два уха. К этому приему можно изредка прибегать во всех упражнениях.

Каждое упражнения выполняем не менее, чем по 8 раз (для всех упражнений)

Упражнение 1. Цель: контроль всех базовых элементов развития голоса.

1. Создали орган.  «Первый рот» открыт (расстояние между зубами - на толщину мизинца),  “второй  рот”  открыт  при  выполнении  всех упражнений, и это - аксиома.

2.  Втянули живот вовнутрь (поджать живот). Это приводит диафрагму в  вертикальное положение и обеспечивает  малое дыхание.

3.  Положили ведущую  руку на грудь. Рука выполняет важнейшую контролирующую роль в образовании голоса в грудном резонаторе, и в этом отношении она более эффективна, нежели слух.

4. Ладонь левой руки поднесли ко рту. Она  контролирует выдох. Следим, чтобы не было утечки воздуха. Должна ощущаться слабая, широкая, теплая воздушная волна.

5.Легкий вдох носом «принюхиванием».  Какая-то часть воздуха идет и через рот. Не надо зацикливаться на этом. Главное - удобство и неглубокое дыхание.

 Внимание! В начале обучения очень полезно делать небольшую задержку  выдоха (5-10 секунд)

 

47

 Она делается для того, чтобы в трахее за это время повысилось воздушное давление и воздух из вас стал бы выходить под влиянием разности давлений (бронхиального и атмосферного).

Эту задержку выдоха надо делать до тех пор, пока вы не убедитесь в том, что ваш выдох идет сам по себе, т.е. под действием гладкой мускулатуры.  В этом все дело. От того, как вы преуспеете в освоении этого главного элемента методики, зависят все остальные успехи.

 

6. Задержка дыхания 5-10 секунд.

7. Отпускаем дыхание  и наблюдаем, как звук плавно без наших усилий выходит из нас.  Этот тишайший звук напоминает стон или легкое русское «ха» Субъективно мы не дышим. Если сразу тишайший звук не получается, то тогда мы пропускаем сквозь связки  легкий шум на согласной Х и гласной А и делаем это тех пор этот шумовой звук не превратится в тишайший звук.

Этот прием подведения к звуку целесообразно выполнять  на всех упражнениях.    

8. Устанавливаем   удобный  ритм дыхания по изученной схеме.

Перспектива: необходимо добиться, чтобы  упражнение 1 выполнялось абсолютно без напряжения.  В этом его глубокий смысл. Должно создаться впечатление, что вы можете его выполнять, хоть целые сутки. Если почувствовали неудобство, то это сигнал о том, что активизировалась произвольная мускулатура. Тогда надо сразу прекратить упражнение, отвлечься, расслабить мышцы и приступить снова к упражнению. Это упражнение ключ всей методики.

При признаках недомогания надо сразу начинать это упражнение. Оно будет похожим на стон. Вибрации, образующиеся при таком способе звукоизвлечения обладают целебном свойством. Об этом известно издревле. Пифагор, Парацельс считали вибрации собственного голоса главным лечебным фактором. Мой личный опыт подтверждает эту гипотезу. За последние 15 лет, более 12 часов повышенная температура и простуда не держались. 

 

Упражнение 2. Закрытое положение рта. Цель: контроль ротовой «утечки» и развитие  координации совместного звучания головного и грудного резонаторов.  

48

 

 Губы сомкнуты, зубы разомкнуты. Ведущая  рука на груди (на рисунке неточность). При этом положении, когда происходит идеальное соединение грудного и головного резонаторов, полезнее всего, чтобы одна рука была на груди, как и во всех остальных упражнениях, а вторая рука (ладонь) была на голове. Легкий вдох во “второй нос”. Через нос легко выдыхаем тишайший звук. Следим за отсутствием малейших напряжений. Время выполнения – 2-3 мин.

Минимальное число повторений в каждом упражнении -8

 

Упражнение 3. Полузакрытое положение рта.

Цель: открытие «второго рта» и контроль ротовой и носовой «утечки».  

 Губы разомкнуты на минимальное расстояние, почти касаются  друг друга. Зубы сомкнуты, Ведущая  рука на груди (на рисунке неточность).  Вторая рука (ладонь)  на голове. Внимание сосредоточено на недопущении физических напряжений и некоторой разницы в вибрационных ощущениях в груди. Легкий вдох во “второй нос”. Через нос и рот легко выдыхается тишайший звук.

Минимальное число повторений в каждом упражнении -8

 

 

 

Упражнение 4. С закрытым носом.  Цель. Контроль ротовой  «утечки».

Ведущая рука на груди, пальцы другой  руки зажимают нос. Легкий вдох через рот. Легко выдыхается тишайший звук, следим, чтобы воздух не “бил” в нос. Если была гнусавость, то очень скоро она исчезнет.

 

Упражнение 5.

 ( возврат «на круги своя» на более профессиональном уровне; выполняем упр. 1)

 

Вот этот тихий, спокойный, без малейшего напряжения звук, идущий откуда-то из глубины, и есть ваш природный голос, или примарный тон.

Минимальное число повторений в каждом упражнении -8

 

В дальнейшем мы должны научиться изменять этот тон (интонировать), произносить, используя его, отдельные слова, фразы - иными словами, научится говорить своим (природным) голосом, а затем, если есть музыкальные и актерские способности, и петь, как это делал Шаляпин, т.е. соединять речь и пение воедино.

Продолжительность урока 10-15 мин.

 

Напоминание: после 15 мин. практики  надо делать перерыв не менее 3-х минут.

 

Эти четыре  упражнения не только полезны для развития голоса, но они также расширяют чувствительность всех систем организма, делают нашу психику более тонкой и управляемой. Эти упражнения способствуют быстрому восстановлению сил, а также снимают возбуждение и напряжение со всех систем организма и могут стать прекрасным средством для восстановления здорового сна.

Они являются спасительным звуковым кругом, с которого необходимо начинать все дальнейшие звуковые действия. Это главные настройщики голоса и всех систем организма.

Через день-другой эти упражнения можно выполнять во время ходьбы. Это будет лучше любой охранной грамоты.

 

Дополнительные   упражнения 

После пробуждения несколько минут  полезно просто полежать, легко выдыхая с тихим звуком. Руки можно держать на груди и под головой и на голове, а также в тех точках тела, которые вы хотите усилить. В приложении  Голос-Доктор все подробно объяснено.

 

Полезно, как для голоса, так  и  для позвоночника следующее  упражнение:

Лежа на животе, приподнимите верхнюю часть тела и удерживайте тело на согнутых локтях, ладонями закройте глаза (локти опираются на матрас, а ладони на глазные впадины).

Это положение напоминает позу змеи из хатха-йоги.  Поскольку живот находится в прижатом положении, то ничего с ним делать не надо. Дыхание в этой позе всегда правильное, не глубокое. Сделайте легкий вдох через нос, маленькую задержку и дайте воздуху выйти со звуком. Не смущайтесь, что звук не привычный и кажется слишком  низким. Это резонируют на низах весь скелет.  Это упражнение можно делать во всех положениях рта. 

Для чего? Вырабатывается навык автоматического выдоха (включение гладкой мускулатуры), без участия произвольной мускулатуры.  Работает вся резонаторная система организма. Организм приучается к большому сильному голосу. Профилактика болезней, глаза получают полезные вибрации.  Советую сделать это упражнение привычкой.

 

Дорогие подписчики! Мне бы хотелось более точно составить представление о вашем количестве. Цифрам идущим от руководства Subsc.ru

не очень верю. Поэтому если вас не затруднит, просто зайдите хоть на одну секунду  на мой сайт  www.bagrunov.ru и по динамике цифр станет приблизительно ясна общая картина. Кстати, на сайте есть редкий материал. Это демонстрация того, как мною на мастер-классах используется музыкальный инструмент ближе всего приближающийся к природе человеческого голоса. При невероятных обстоятельствах он с сентября 2011 находится у меня и приносит огромную пользу. Посмотрите и послушайте, как все это выглядит.

 Совсем недавно я начал вести рассылку Голос - логос жизни  culture.psychology.goloslogos

  Обе рассылки посвящены голосу и взаимно дополняют  друг друга.

Будьте в Голосе! Владимир Багрунов

 

 

 

 

В избранное