Обращаюсь к вам с огромной просьбой. Что-то в интернете не в порядке. Мою рассылку «Голос-логос жизни», вероятно, получают далеко не все, кто подписан.
Я возобновляю эту рассылку и мне важно знать, получаете ли вы ее.
Если да, то я начну со следующего выпуска начну публикацию своей Азбуки владения голосом 2010.
А сейчас публикую практически никому не известный материал о М.И.Глинки.
ЗАПИСКИ
Михаила Ивановича Глинки
и переписка его с родными и друзьями.
С-Петербург, издание А.С. Суворина, 1887.
Даты жизни М. И. Глинки (1804-1857)
Выдержки из книги, связанные с певческим искусством
С. 30. Лето 1824 г. « около того же времени или несколько позже, не помню, я познакомился с итальянским певцом Belloli и начал у него учиться пению (итальянскому). Голос мой был сиплый, несколько в нос и неопределенный, т.е. ни тенор, ни баритон».
С. 52-54. 1829-1830Болезни Глинки.
С .70 Мимоза-прозвание, которое давал себе Глинка, вследствие болезненной чувствительности организма.
С.70. Наблюдения Глинки за занятиями русского певца Иванова со знаменитым учителем пения, в прошлом знаменитым оперным певцом Nozzari(1775-1832). «Г-жа Федорова придерживалась той же методы, как иNozzari, который заставлял Иванова петь речитативы Porpora, требуя от него непринужденного, мягкого и отчетливого исполнения. Когда Иванов усиливал голос, он его останавливал, говоря: «сила голоса приобретается от упражнения и времени, а раз утраченная нежность (delicatezza) навсегда погибает».
Комментарий. Русский оперный певец Иванов был направлен на стажировку в Италию. Иванов после обучения стал петь в Итальянской опере и не вернулся в Россию, вызвав гнев Николая I.
С.71«Nozzari и Fodorя обязан более всех других maestroпознаниями в пении».
Выдержки из описаний во время заболевания начавшегося в Венеции и продолжавшегося в Милане.
С.84 «От совокупного действия этих причин, мое здоровье шло все хуже и хуже, наконец, однажды я угорел так сильно, что…»(описание болезни-ВБ).
С.85 «Мучительные ощущения страха, ужаса. По прибытии в Милан припадки возобновились. Жестокие страдания продолжались около шести недель (с половины марта до конца апреля), что не знаю, как я остался в живых».
С.86 Но это чрезвычайноераздражение нервной системы подействовало не на одно только воображение:, из неопределенного и сиповатого голоса образовался у меня сильный, звонкий тенор, которым я потешал публику слишком пятнадцать лет, да и теперь еще с вспомогательными средствами, под иной час, вытяну два или три романса.
С.121 Государь Император Глинке: «мои певчие известны во всей Европе: следовательно стоят, чтобы ты занялся ими. Только прошу, чтобы они не были у тебя итальянцами».
С.122. « Я начал их учить музыке, т.е. чтению нот и исправлять интонацию, по-русски – выверить голоса ( речь идет о певчих-В.Б.).
Мой способ преподавания состоял в разборе скалы, обозначении полутонов, следственно изыскания причины повышения и понижения: впоследствии писал я на доске двухголосые короткие задачи, заставляя сперва сделать разбор, потом спеть одну, потом разобрать и спеть другую партию, потом все вместе, потом все вместе, стараясь образовать слух учеников моих и выверить их голоса».«Когдав первый раз явился я для преподавания с мелом в руке, мало нашлось охотников: большая часть певчих стояли поодаль с видом недоверчивым, и даже некоторые из них усмехались. Я, не обращая на то внимание, принялся за дело так усердно и скажу даже ловко, что после нескольких уроков все больше певчие, даже и такие, у которых были частные и казенные уроки, приходили ко мне на лекции. ( комментарий: это связано с его концентрической системой постановки голоса)
С.165 «Начал учиться рисованию, а именно пейзажей у ученика академика Солнцева. На одном из моих рисунков карандашом К.Брюлов подписал: «скопировано очень недурно».
…с. 170 «Когда мы встречались в обществах, что случалось нередко, Лист всегда просил меня спеть ему один или два моих романса. Более всего ему нравилось «В крови горит».
С.182март 1843 г. «Приехал к нам Рубини. Голос его еще в Италии 1830 г. не удовлетворял меня….отдавался в ушах более стеклянным, нежели металлическим. Образ его пения еще в Италии я называл изысканным. В1843 г. преувеличение (exegeration) дошло до нежной степени. Онпел или через чрезвычайно усиленно, или же так,
что решительно ничего не было слышно; он можно сказать, отворял только рот, а публика пела его ppp (три пиано-В.Б), что естественно льстило самолюбию слушателей и ему ревностно аплодировали».
С.184. «Зимою приехали нам Рубини, Тамбурини, Виардо-Гарсиа. Завелся итальянский театр. Виардо была превосходна, Тамбурини довольно еще хорош; Рубини пел иногда сносно, иногда голос ему изменял, что доводило его даже до слез.
« Между прочим дали DonJuanМоцарта. Все главные роли были убиты. Только Zerlina (Viardo) и Mazetto (Артемовский) прошли хорошо. DonJuan (Тамбурини) был вял и невыносимо оттягивал тему. Рубини тщился быть громодержцем и сладенькую каватину ilmiotesoro пел, как Пирата, грозя публике и потрясая правой рукой. О других умалчиваю. Я плакал от досады и тогда же возненавидел итальянских певунов и модную итальянскую музыку».
Комментарий: ситуация с голосом полностью подтверждает мою гипотезу о механизме образования голоса: не голосовые связки, а трахея порождает голос. Суть моей методики также подтвердилась здесь. Напряжения произвольной мускулатуры полностью ушли и она (произвольная мускулатура) не стала мешать гладкой мускулатуре,
что мы можем наблюдать у новорожденного.
Глинка, как бы родился заново. Затем его психика сохранила новую модель голоса, т.е.природную модель. В этом вся суть.