Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скрытые резервы нашей психики


28.08.08.
Выпуск 226

 

Из книги Орисон Свет Марден


" СТРОИТЕЛИ СУДЬБЫ ИЛИ ПУТЬ К УСПЕХУ И МОГУЩЕСТВУ"

Глава ХХVI  Каждый носит в себе свой рай

«Веселость облегчает болезнь, бедность, горе, превращает невежество в милую наивность и самое уродство делает приятным».

СИБЕЛИУС

Ян Христиан (1865-1957)

Финский композитор, создатель и глава национальной школы музыки

...Продолжить там, где за­кончили мои предшественники, создавать искусство современ­ное является не только моим правом, но и моей обязанностью.

Я. Сибелиус

 

Йоган-Юлиус-Христиан родился 8 декабря 1865 г. в Хяменлинне (шведское название Тавастехус) в Финляндии. Он был вторым из троих детей военного врача Христиана-Густа­ва Сибелиуса и Марии Шарлотты Борг. Впоследствии столь длинное имя композитора сократилось до Ян. Предками отца были крестьяне, именовавшиеся по названию своего земель­ного угодья — Сиббе. Позже они прибавили к своей фамилии, по моде того времени, звучное латинское окончание и стали Сибелиусами. Став горожанами, они заняли довольно видное общественное положение.

Рано потеряв отца, маленький Ян провел детские годы с матерью, братом и сестрой в доме бабушки. В семье все увле­кались музыкой. Сестра играла на фортепиано, брат — на виолончели. Сибелиус начал учиться сначала на рояле, а затем на скрипке. Первые сочинения были созданы им именно для домашнего ансамбля в десять лет.

В 15 лет его влечение к музыке настолько возросло, что решено было начать более серьезные занятия, выбрав в пре­подаватели руководителя местного духового оркестра Густави Левандера, давшего своему ученику не только хорошую тех­ническую подготовку, но и знания по музыкальной теории.

Свое образование Ян начал в шведской школе, но вскоре перешел в финскую. Впоследствии он свободно владел обоими языками.

В 1885 г. он поступил на юридический факультет универ­ситета в Гельсингфорсе (ныне г. Хельсинки), одновременно обучаясь в Музыкальном институте. Вскоре его успехи окон­чательно убедили родных, что настоящее призвание Сибелиу­са — музыка. В классе русского музыканта Митрофана Васи­льева, а затем венгра Германа Чиллта мастерство молодого скрипача настолько окрепло, что вскоре он был приглашен в состав институтского струнного оркестра. Активное участие в его образовании принимает Р.Фальтин, директор института М. Вегелиус, авторитетный критик и композитор К.-Т. Флодин.

Сибелиус много сочиняет, главным образом произведения в духе царящего в те годы направления национального роман­тизма. В 1888 году впервые вышел в свет его романс «Серена­да». Наиболее яркое произведение этого периода — программ­ная сюита «Флорестан».

В 1880-е годы состоялось его знакомство с Ферруччо Бузони. Последний преподавал в те годы в Музыкальном институ­те. Тогда же он подружился с семьей Ярнефельтов. Старший брат Армас — дирижер и музыкант, два других — писатель и художник, а сестра — Айно, после первых же встреч полю­бившая юного студента, стала впоследствии его женой.

Окончив Музыкальный институт в 1889 году по классу скрипки и композиции, Сибелиус получил государственную стипендию для совершенствования своего мастерства за ру­бежом.

     Двухгодичное пребывание в Германии и Австрии принес­ло много интересных впечатлений, но без существенных ре­зультатов в изучении музыкально-теоретических дисциплин. Невелики были и творческие достижения того времени.

С возвращением в Финляндию начинается карьера его как композитора и рождение финской национальной музыки. Она началась с сочинения поэмы «Куллерво» на сюжет из «Калевалы» для двух солистов, мужского хора и симфонического оркестра. Первое исполнение  сопровождалось триумфальным успехом, превратившись в крупнейшее событие культурной жизни Финляндии. Поэма прозвучала еще несколько раз, но затем крайне требовательный к себе автор запретил ее испол­нение, считая, что она нуждается в пересмотре. Лишь в 1958 го­ду поэма вернулась к публичному исполнению.

Выдвинув Сибелиуса в первые ряды деятелей финской культуры, поэма «Куллерво» сыграла большую роль и в его личной жизни. Если раньше родители нареченой Сибелиуса не решались отдать дочь за музыканта с необеспеченным об­щественным положением, то теперь их сомнения рассеялись. Летом 1892 года состоялась свадьба, и молодые уехали в Ка­релию.

Друзья помогли Сибелиусу устроиться на работу: М. Вегелиус пригласил своего воспитанника преподавать теорию ком­позиции и вести класс скрипки в Музыкальном институте, а Р. Каянус возложил на него такие же обязанности в своей ор­кестровой школе.

Много интересных впечатлений вынес Сибелиус из поезд­ки в Италию, посетив Рим, Венецию.

Творчество Сибелиуса вовсе не шло по непрерывно восхо­дящей линии. После успеха «Куллерво» были и спады, и; подъемы. Например, оркестровая пьеса «Сага» была подверг­нута серьезной критике, и автор спустя несколько лет изме­нил ее фактуру, после чего пьеса стала одним из часто испол­няемых произведений.

В начале 90-х годов появляются «Странствие в лодке» для смешанного хора, увертюра «Карелия» и сюита под тем же названием, симфонические поэмы «Весенняя песнь» и «Лесная нимфа». Он пишет музыку «Рабочего марона», одновре­менно появляются романсы, фортепианные пьесы, сонаты, хоровые сочинения, записи народных напевов.

Всемирная известность к Сибелиусу пришла с созданием сюиты «Лемминкяйнене» для симфонического оркестра, со­стоявшей из четырех частей. Однако ее постигла странная судьба. Поначалу произведение было встречено недоверчиво, неодобрительно. Началось с резких выступлений оркестра. Слушая на репетициях их пререкания с композитором, моло­дая жена Сибелиуса тихо плакала, сидя в ложе. Критики так­же встретили сюиту весьма сдержанно. Но две последние час­ти получили сразу мировое признание как образцы подлинно финского искусства. Под этим влиянием Сибелиус и вовсе исключил первые части из исполнения, они не звучали в те­чение 37 лет. Лишь в 1934 году известный финский дирижер возродил сюиту в полном объеме, исполнив все четыре части. Тяжелое разочарование постигло Сибелиуса при попытке занять место преподавателя музыкальных дисциплин в Хельсинском университете. Комиссия назвала 30-летнего Сибели­уса величайшим композитором Финляндии, но избрала не его, а Р. Каянуса.

В конце 1896 года Сибелиус впервые попробовал свои силы в области оперного творчества. Была создана одноактная опе­ра «Девушка в башне», но критики невысоко оценили ее. Не­смотря на неудачи и жизненные трудности, творчество Сибе­лиуса пробивало себе путь не только на родине, но и за рубежом. Р. Каянус исполнял его музыку в Париже, сочинения его, из­данные в Германии, вызвали интерес в Европе и США.

В это время помощь пришла совершенно неожиданно: се­нат установил Сибелиусу постоянную государственную сти­пендию.

На рубеже веков наступает расцвет творчества Сибелиуса. Это время создания одного из самых знаменитых его произ­ведений — симфонической поэмы «Финляндия» (1899) и Пер­вой симфонии (1898-1899). Много работает в эти годы над музыкой к театральным спектаклям: «Пеллеасу и Мелизанде» М. Метерлинка (1905), «Пиру Валтасара» Я. Прокопе (1906), «Белому лебедю» А. Стриндберга(1908)и др. Наиболь­шую известность получила музыка к спектаклю А. Ярнефельда «Куолема», в особенности необыкновенно пронзительный и поистине гениальный «Грустный вальс».

Весной 1904 года вместе с семьей Сибелиус переезжает из Хельсинки в небольшую усадьбу в деревне Ярвенпяя, в 30 кад от столицы, названную в честь жены «Айнола». В этой усадь­бе собирался весь цвет финской культуры.

В1906-1907 гг. композитор посетил Москву и Петербург в качестве дирижера и исполнителя собственных произведе­ний, где встречался с Н. Римским-Корсаковым и А. Глазу­новым.

В 1914 году Сибелиус предпринял концертную поездку в США, музыкальная академия Вены пригласила его в качестве профессора теории композиции, однако Сибелиус отказался, не желая покидать родину надолго.

Среди его работ — симфонические поэмы, написанные в национальном финском стиле, скрипичный концерт и семь великолепных симфоний, каждая из которых умножала сла­ву Сибелиуса.

Но с конца 20-х годов Сибелиус внезапно прекратил со­чинять музыку и в течение почти 30 лет, до самой кончины, длилось загадочное безмолвие великого музыканта. Лишь в 1939 году 74-летний музыкант выступил во главе хельсин-ского Городского оркестра, исполнившего его пьесу в связи с открытием Всемирной выставки в Нью-Йорке. Композитор никуда не выезжал из своего сельского уединения. Его час­то навещали друзья и почитатели. Наплыв гостей был так ве­лик, что родные были вынуждены ввести определенные огра­ничения.

Признание к Сибелиусу пришло при жизни, подтвердив­шееся ежегодными музыкальными фестивалями, впервые проведенными в честь его 85-летия и продолжающимися по сей день.

20 сентября 1957 года великий композитор скончался от кровоизлияния в мозг, не дожив двух месяцев до девяноста двух лет. Похоронен в саду своей любимой усадьбы.

Предстоящие  мастер-классы

Подмосковье (пансионат МИДа) (3 ступени)

25 -27 августа  Цена 1 ряд - 19000 руб. 2 ряд - 12000 руб.

29-31 августа   Цена 1 ряд - 19000 руб. 2 ряд - 12000 руб.

Преподавательский сертификат, для участников с музыкальным слухом и  прошедших подряд  2 раза три ступени.

Прошу обратить внимание на дату 29-31 августа. Ранее была опечатка 28-31 августа. (Приехать и жить можно и 28, но занятия начнутся 29.08.08. в 10.00.).

  Запись активно идет.   Контактный телефон 8-495-165 0755, 8-905-706-9285 – Антонина Федоровна 

Казахстан  (курорт «Боровое») 5-7 сентября 

 Вся информация у  Александра  bkt@mail.kz                                          

Форос – 1-7 октября

 1,2, 3 октября  занятия, 4 октября –выходной день, 5,6,7 октября занятия.

Мой опыт показывает, что наиболее эффективны занятия голосом во время ходьбы. Поэтому занятия в Форосе дадут максимальный результат и для голоса и для здоровья, поскольку  голос и здоровье взаимообуславливают друг друга.

 Дневные  занятия при подъеме к Форосскому храму и спуске (4 часа) 4-5 км. Вечерние  занятия (4 часа)  по погоде. Либо в Форосском парке (4-5 км), либо в помещении. В занятия будет включено выучивание наизусть первой главы Евгения Онегина А.С. Пушкина (развитие памяти, мышления, речи, оздоровление). Желательно взять с собой легкие раскладные сиденья (продаются для рыбаков в спортивных магазинах).  

 Цена тренинга 27000 руб. Проживание и питание отдельно.  Широкий диапазон возможностей: санаторий,  квартиры и комнаты в частном секторе, кемпинги. Количество участников 3-5 человек.

БУДЬТЕ В ГОЛОСЕ! ВЛАДИМИР БАГРУНОВ

 


В избранное