Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скрытые резервы нашей психики


14.08.08.
Выпуск 224

 

Из книги Орисон Свет Марден


" СТРОИТЕЛИ СУДЬБЫ ИЛИ ПУТЬ К УСПЕХУ И МОГУЩЕСТВУ"

Глава ХХVI  Каждый носит в себе свой рай

«Самый потерянный день – это тот, в который мы ни разу не посмеялись».

 

ГРЕЧАНИНОВ

Александр Тихонович

(1864-1956)

Русский композитор

 

 

Родился 25 октября 1864 года в Москве в купеческой се­мье. Родители были музыкальны от природы: мать пела сен­тиментальные городские романсы, отец — церковные песни. Любовь к пению передалась и сыну: он пел в гимназическом церковном хоре и даже был солистом, затем — в церкви на клиросе (в приходе был любительский хор). Скопив денег на покупку гитары, мальчик научился подбирать аккомпане­мент к романсам.

Фортепиано Саша впервые увидел в четырнадцать лет. И первой мелодией, которую он попытался подобрать, была молитва «Господи, помилуй». Это «молитвенное начало» ока­залось символическим: Гречанинову суждено было сыграть за­метную роль в создании новой церковной музыки.

Весь путь в искусство Гречанинову пришлось проходить самому, преодолевая сопротивление близких и самостоятель­но обеспечивая свое существование, поэтому ученический период у него несколько затянулся. Дойдя до 5-го класса, Гре­чанинов оставил гимназию и поступил в 1881 году в Москов­скую консерваторию, причем к поступлению подготовился самостоятельно. Консерваторию он окончил почти в двадцать девять лет; зато успел поучиться в Москве — у Танеева, Арен-ского, Сафонова, а в 1890 году перевелся в Петербургскую консерваторию и учился у Римского-Корсакова в классе ком­позиции три года — с 1890 по 1893-й, представив на экзамене кантату «Самсон».

Дебютировал Гречанинов в 1894 году^Гетрадкой из пяти романсов, самый известный из которых — «Колыбельная». После окончания консерватории Гречанинов оставался в Пе­тербурге еще два года. В этот период были написаны Первый квартет, получивший Беляевскую премию, Первая симфония, исполненная в Русских симфонических концертах под управ­лением Римского-Корсакова, и несколько очень удачных свет­ских хоров.

Однако постоянной профессиональной работы в Петербур­ге для Гречанинова не нашлось, и он решил вернуться в Моск­ву: тут у него появилась хорошая частная педагогическая практика со взрослыми и с детьми; вскоре Гречанинов начал преподавать теорию музыки в Школе сестер Гнесиных и успеш­но сотрудничал там с детским хоровым классом; руководил он также детским хором в Школе Т. Л. Беркман. Для детей Гре­чанинов сочинил массу высококачественной фортепианной и хоровой музыки, вплоть до опер.

1896 год ознаменовался началом работы над оперой « Добрыня Никитич»: почти ежедневные посещения Публичной библиотеки, советы с В. В. Стасовым относительно планов бу­дущего либретто. Гречанинов старался как можно ближе быть к былинному, оригинальному языку.

Премьера оперы «Добрыня» состоялась в московском Боль­шом театре 14 октября 1903 года, а до этого большие фраг­менты оперы были показаны в Петербурге на концертах гра­фа А. Д. Шереметьева. Опера получила благоприятный отзыв от Римского-Корсакова.

Самой яркой и значительной областью творчества Греча­нинова была церковная музыка. Очень скоро он стал ведущим автором нового направления. Тогда же Гречанинов выступил в печати со статьей «О духе церковных песнопений», которая наделала немало шума и стала своеобразным манифестом но­вой школы. К 1910 году Гречанинов, как автор церковных композиций был очень популярен в России. Летом 1902 года им была написана «Литургия св. Иоанна Златоуста», в 1912 го­ду— литургический цикл «Страстная Седмица».

Музыка Гречанинова постоянно звучала на концертах, нередко в исполнении автора. Гречанинов отличался разно­сторонними дарованиями: он сочинял быстро и в разных жан­рах, был прекрасным педагогом, дирижером хора и оркест­ра, аккомпанировал, выступал в ансамблях.

Новая опера — «Сестра Беатрис» была написана в 1909-1910 годах. В 1911 году Гречанинов представил ее в Мариинский театр, но постановка из-за цензурных соображений не осуществилась. Тогда «Сестра Беатрис» была поставлена в Опере Зимина в октябре 1912 года. Но против постановки вы­ступили московские церковные круги, усмотревшие кощун­ство в появлении Мадонны на оперной сцене. После второго представления опера была снята.

Самой яркой страницей сценического творчества Гречани­нова до 1917 года — музыка к «Снегурочке» Н. Островского. Ее очень высоко оценили Горький, Мейерхольд и музыкаль­ные критики.

Политические события февраля 1917 года взволновали композитора. Он даже написал «Гимн свободной России», текст которого сочинил совместно с К. Бальмонтом. Это был не первый опыт: еще в 1905 году Гречанинов собирал деньги в пользу семей погибших рабочих и сочинил «Похоронный марш» памяти Николая Баумана.

Но отрезвление наступило скоро. Дальше, по выражению Гречанинова, «пришли холод, голод и почти полное исчезно­вение духовной жизни». Тем не менее он продолжал работать: сочинил литургию, в 1919 году была написана Скрипичная соната, в 1920 году началась работа над Третьей симфонией, в 1923-м — над Четвертой. Гречанинов зарабатывал на жизнь преподаванием, концертами-лекциями, летом вел хоровое пение в детских колониях, даже выезжал с авторскими кон­цертами в разные города. С помощью зарубежных друзей ему удалось в 1922 году совершить путешествие в Лондон, где он получил предложение дать совместно с певицей Т. А. Макухиной несколько концертов в разных городах Европы. В октябре 1924 года в Москве отмечалось шестидесятилетие Гречанино­ва: в праздновании приняли участие известный церковный хор И.И. Юхова и детский хор школ Гнесиных и Беркман. Тогда же зарубежные друзья предложили Гречанинову еще одну концертную поездку. Больше в Россию он не вернулся, хотя сохранял советский паспорт и, заботясь об оставшихся в России близких, старался ни в чем не нарушить лояльности по отношению к советской власти. В многочисленных письмах — к друзьям и официальных, связанных с изданием его сочине­ний в России, выплатой гонорара, он объяснял невозможность вернуться, с одной стороны, слабостью здоровья и возрастом — своим и жены, семейными обстоятельствами — все дети Ма­рии Григорьевны от первого брака жили за рубежом, а с дру­гой стороны — своей невостребованностью в России как ду­ховного композитора, автора музыки гонимой церкви.

С 1925 по 1939 год композитор живет в Париже, а затем переезжает в США. В1937 году Гречанинов принял участие в конкурсе на лучшее сочинение католической мессы и пяти мотетов для смешанного хора и органа. Хотя конкурс был от­крытым, все его мотеты получили премии. Весной того же года Гречанинов дирижировал мессой в одной из католических церквей Парижа. А спустя несколько месяцев сочинение было исполнено грандиозным хором из 200 певчих в соборе Париж­ской Богоматери.

Четвертая и Пятая симфонии Гречанинова были исполне­ны Нью-Йоркским оркестром под управлением Дж. Барбиролли и Филадельфийским оркестром под управлением Л. Стоковского. Одно из своих последних крупных произведений — кантату «К победе» композитор посвятил в 1943 году побе­дам Красной армии в Великой Отечественной войне.

Александр Тихонович Гречанинов скончался 4 января 1956 года.

 

Предстоящие  мастер-классы

Подмосковье (пансионат МИДа) (3 ступени)

25 -27 августа  Цена 1 ряд - 19000 руб. 2 ряд - 12000 руб.

29-31 августа   Цена 1 ряд - 19000 руб. 2 ряд - 12000 руб.

Преподавательский сертификат, для участников с музыкальным слухом и  прошедших подряд  2 раза три ступени.

Прошу обратить внимание на дату 29-31 августа. Ранее была опечатка 28-31 августа. (Приехать и жить можно и 28, но занятия начнутся 29.08.08. в 10.00.).

 

  Запись активно идет.   Контактный телефон 8-495-165 0755, 8-905-706-9285 – Антонина Федоровна 

Казахстан  (курорт «Боровое») 5-7 сентября 

 Вся информация у  Александра  bkt@mail.kz

                                         

Форос – 1-7 октября. 1,2, 3 октября  занятия, 4 октября –выходной день, 5,6,7 октября занятия.

Мой опыт показывает, что наиболее эффективны занятия голосом во время ходьбы. Поэтому занятия в Форосе дадут максимальный результат и для голоса и для здоровья, поскольку  голос и здоровье взаимообуславливают друг друга.

 Дневные  занятия при подъеме к Форосскому храму и спуске (4 часа) 4-5 км. Вечерние  занятия (4 часа)  по погоде. Либо в Форосском парке (4-5 км), либо в помещении. В занятия будет включено выучивание наизусть первой главы Евгения Онегина А.С. Пушкина (развитие памяти, мышления, речи, оздоровление). Желательно взять с собой легкие раскладные сиденья (продаются для рыбаков в спортивных магазинах).   

 Цена тренинга 27000 руб. Проживание и питание отдельно.  Широкий диапазон возможностей: санаторий,  квартиры и комнаты в частном секторе, кемпинги. Количество участников 3-5 человек.

 

БУДЬТЕ В ГОЛОСЕ! ВЛАДИМИР БАГРУНОВ

 

 


В избранное