" СТРОИТЕЛИ СУДЬБЫ ИЛИ ПУТЬ К УСПЕХУ И МОГУЩЕСТВУ"
Глава ХХVIКаждый носит в себе свой рай
«Самый потерянный день – это тот, в который мы ни разу не посмеялись».
ГРЕЧАНИНОВ
Александр Тихонович
(1864-1956)
Русский композитор
Родился 25 октября 1864 года в Москве в купеческой семье. Родители были музыкальны от природы: мать пела сентиментальные городские романсы, отец — церковные песни. Любовь к пению передалась и сыну: он пел в гимназическом церковном хоре и даже был солистом, затем — в церкви на клиросе (в приходе был любительский хор). Скопив денег на покупку гитары, мальчик научился подбирать
аккомпанемент к романсам.
Фортепиано Саша впервые увидел в четырнадцать лет. И первой мелодией, которую он попытался подобрать, была молитва «Господи, помилуй». Это «молитвенное начало» оказалось символическим: Гречанинову суждено было сыграть заметную роль в создании новой церковной музыки.
Весь путь в искусство Гречанинову пришлось проходить самому, преодолевая сопротивление близких и самостоятельно обеспечивая свое существование, поэтому ученический период у него несколько затянулся. Дойдя до 5-го класса, Гречанинов оставил гимназию и поступил в 1881 году в Московскую консерваторию, причем к поступлению подготовился самостоятельно. Консерваторию он окончил почти в двадцать девять лет; зато успел поучиться в Москве — у
Танеева, Арен-ского, Сафонова, а в 1890 году перевелся в Петербургскую консерваторию и учился у Римского-Корсакова в классе композиции три года — с 1890 по 1893-й, представив на экзамене кантату «Самсон».
Дебютировал Гречанинов в 1894 году^Гетрадкой из пяти романсов, самый известный из которых — «Колыбельная». После окончания консерватории Гречанинов оставался в Петербурге еще два года. В этот период были написаны Первый квартет, получивший Беляевскую премию, Первая симфония, исполненная в Русских симфонических концертах под управлением Римского-Корсакова, и несколько очень удачных светских хоров.
Однако постоянной профессиональной работы в Петербурге для Гречанинова не нашлось, и он решил вернуться в Москву: тут у него появилась хорошая частная педагогическая практика со взрослыми и с детьми; вскоре Гречанинов начал преподавать теорию музыки в Школе сестер Гнесиных и успешно сотрудничал там с детским хоровым классом; руководил он также детским хором в Школе Т. Л. Беркман. Для детей Гречанинов сочинил массу высококачественной
фортепианной и хоровой музыки, вплоть до опер.
1896 год ознаменовался началом работы над оперой « Добрыня Никитич»: почти ежедневные посещения Публичной библиотеки, советы с В. В. Стасовым относительно планов будущего либретто. Гречанинов старался как можно ближе быть к былинному, оригинальному языку.
Премьера оперы «Добрыня» состоялась в московском Большом театре 14 октября 1903 года, а до этого большие фрагменты оперы были показаны в Петербурге на концертах графа А. Д. Шереметьева. Опера получила благоприятный отзыв от Римского-Корсакова.
Самой яркой и значительной областью творчества Гречанинова была церковная музыка. Очень скоро он стал ведущим автором нового направления. Тогда же Гречанинов выступил в печати со статьей «О духе церковных песнопений», которая наделала немало шума и стала своеобразным манифестом новой школы. К 1910 году Гречанинов, как автор церковных композиций был очень популярен в России. Летом
1902 года им была написана «Литургия св. Иоанна Златоуста», в 1912 году— литургический цикл «Страстная Седмица».
Музыка Гречанинова постоянно звучала на концертах, нередко в исполнении автора. Гречанинов отличался разносторонними дарованиями: он сочинял быстро и в разных жанрах, был прекрасным педагогом, дирижером хора и оркестра, аккомпанировал, выступал в ансамблях.
Новая опера — «Сестра Беатрис» была написана в 1909-1910 годах. В 1911 году Гречанинов представил ее в Мариинский театр, но постановка из-за цензурных соображений не осуществилась. Тогда «Сестра Беатрис» была поставлена в Опере Зимина в октябре 1912 года. Но против постановки выступили московские церковные круги, усмотревшие кощунство в появлении Мадонны на оперной сцене. После второго представления опера была снята.
Самой яркой страницей сценического творчества Гречанинова до 1917 года — музыка к «Снегурочке» Н. Островского. Ее очень высоко оценили Горький, Мейерхольд и музыкальные критики.
Политические события февраля 1917 года взволновали композитора. Он даже написал «Гимн свободной России», текст которого сочинил совместно с К. Бальмонтом. Это был не первый опыт: еще в 1905 году Гречанинов собирал деньги в пользу семей погибших рабочих и сочинил «Похоронный марш» памяти Николая Баумана.
Но отрезвление наступило скоро. Дальше, по выражению Гречанинова, «пришли холод, голод и почти полное исчезновение духовной жизни». Тем не менее он продолжал работать: сочинил литургию, в 1919 году была написана Скрипичная соната, в 1920 году началась работа над Третьей симфонией, в 1923-м — над Четвертой. Гречанинов зарабатывал на жизнь преподаванием, концертами-лекциями, летом вел хоровое пение в детских колониях, даже выезжал с авторскими
концертами в разные города. С помощью зарубежных друзей ему удалось в 1922 году совершить путешествие в Лондон, где он получил предложение дать совместно с певицей Т. А. Макухиной несколько концертов в разных городах Европы. В октябре 1924 года в Москве отмечалось шестидесятилетие Гречанинова: в праздновании приняли участие известный церковный хор И.И. Юхова и детский хор школ Гнесиных и Беркман. Тогда же зарубежные друзья предложили Гречанинову еще одну концертную поездку. Больше в Россию он не вернулся,
хотя сохранял советский паспорт и, заботясь об оставшихся в России близких, старался ни в чем не нарушить лояльности по отношению к советской власти. В многочисленных письмах — к друзьям и официальных, связанных с изданием его сочинений в России, выплатой гонорара, он объяснял невозможность вернуться, с одной стороны, слабостью здоровья и возрастом — своим и жены, семейными обстоятельствами — все дети Марии Григорьевны от первого брака жили за рубежом, а с другой стороны — своей невостребованностью в России
как духовного композитора, автора музыки гонимой церкви.
С 1925 по 1939 год композитор живет в Париже, а затем переезжает в США. В1937 году Гречанинов принял участие в конкурсе на лучшее сочинение католической мессы и пяти мотетов для смешанного хора и органа. Хотя конкурс был открытым, все его мотеты получили премии. Весной того же года Гречанинов дирижировал мессой в одной из католических церквей Парижа. А спустя несколько месяцев сочинение было исполнено грандиозным хором из 200 певчих в
соборе Парижской Богоматери.
Четвертая и Пятая симфонии Гречанинова были исполнены Нью-Йоркским оркестром под управлением Дж. Барбиролли и Филадельфийским оркестром под управлением Л. Стоковского. Одно из своих последних крупных произведений — кантату «К победе» композитор посвятил в 1943 году победам Красной армии в Великой Отечественной войне.
Александр Тихонович Гречанинов скончался 4 января 1956 года.
Предстоящиемастер-классы
Подмосковье (пансионат МИДа) (3 ступени)
25 -27 августаЦена 1 ряд - 19000 руб. 2 ряд - 12000 руб.
29-31августаЦена 1 ряд - 19000 руб. 2 ряд - 12000 руб.
Преподавательский сертификат, для участников с музыкальным слухом ипрошедших подряд2 раза три ступени.
Прошу обратить внимание на дату 29-31августа. Ранее была опечатка 28-31августа. (Приехать и жить можно и 28, но занятия начнутся 29.08.08. в 10.00.).
Запись активно идет.Контактный телефон 8-495-165 0755, 8-905-706-9285 – Антонина Федоровна
Форос – 1-7 октября. 1,2, 3 октябрязанятия, 4 октября –выходной день, 5,6,7 октября занятия.
Мой опыт показывает, что наиболее эффективны занятия голосом во время ходьбы. Поэтому занятия в Форосе дадут максимальный результат и для голоса и для здоровья, поскольку голос и здоровье взаимообуславливают друг друга.
Дневныезанятия при подъеме к Форосскому храму и спуске (4 часа) 4-5 км. Вечерниезанятия (4 часа)по погоде. Либо в Форосском парке (4-5 км), либо в помещении. В занятия будет включено выучивание наизусть первой главы Евгения Онегина А.С. Пушкина (развитие памяти, мышления, речи, оздоровление). Желательно взять с собой легкие раскладные сиденья (продаются для рыбаков
в спортивных магазинах).
Цена тренинга 27000 руб. Проживание и питание отдельно.Широкий диапазон возможностей: санаторий,квартиры и комнаты в частном секторе, кемпинги. Количество участников 3-5 человек.