Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скрытые резервы нашей психики


21.08.08.
Выпуск 225

Из книги Орисон Свет Марден
" СТРОИТЕЛИ СУДЬБЫ ИЛИ ПУТЬ К УСПЕХУ И МОГУЩЕСТВУ"

Глава ХХVI  Каждый носит в себе свой рай

«Весёлость божье лекарство; всякий должен бы им пользоваться».

 

ГЛАЗУНОВ

Александр

КОНСТАНТИНОВИЧ

(1865-1936)

Русский композитор, педагог

Главный характер всех сочи­нений Глазунова... — неимовер­но широкий размах, сила, вдох­новение, светлость могучего настроения, чудесная красота, роскошная фантазия, иногда юмор, элегичность, страстность, и всегда — изумительная яс­ность и свобода формы.   В. В. Стасов

 

Александр Константинович родился 20 июля 1865 года в Санкт-Петербурге в семье известного петербургского издате­ля и книготорговца. Фирма Глазуновых была одной из ста­рейших в России — существовала с конца XVIII века, а книж­ные магазины оказались среди первых в Москве и Петербурге. Отец, Константин Ильич, был умным, развитым человеком, интересовался музыкой, сам играл на скрипке и рояле. Мать, Елена Павловна, хорошая пианистка, брала уроки игры на рояле у М. М. Балакирева, а теорию музыки — у Н. А, Римского-Корсакова. Она немало содействовала музыкальному развитию маленького Саши, у которого уже в детстве прояви­лись феноменальные музыкальный слух и память.

Первоначальное образование Глазунов получил дома. В се­мье жили гувернантки — немка и француженка, обучавшие ребенка языкам. В возрасте 9 лет он начал брать уроки фор­тепианной игры у Н. Г. Холодковой. Он охотно разучивал, пьесы, разбирал новые музыкальные произведения, но недолюбливал гаммы, этюды, всевозможные упражнения, что в будущем помешало выработать хорошую пианистическую технику. Тогда же появились первые детские произведения для фортепиано, помещавшиеся на несколько строк нотного листка. Дальнейшее преподавание музыки мальчику поруче­но было Н. Н. Еленковскому — талантливому пианисту, познакомившему Глазунова с произведениями Бетховена, Баха, Шопена, Балакирева, других классиков, а также преподав­шему первые основы теории музыки.

В возрасте 12 лет его отдали в реальное училище. Он про­должает заниматься музыкой, проявляя повышенный инте­рес к новым для себя музыкальным инструментам: научился играть на скрипке и виолончели, которая стала одним из его любимых инструментов. Сильный толчок музыкальному об­разованию Глазунова дал Балакирев. По его совету Глазунов начал серьезно заниматься теорией композиции с Римским-Корсаковым. Вскоре отношения с последним перешли в дру­жеские. Римский-Корсаков наотрез отказался заниматься с Глазуновым и предложил тому обращаться только за дружескими советами и при этом ввел в свой дом, познакомил со множеством композиторов и музыкантов, среди которых осо­бое место занимали Стасов, Лядов, Бородин. Балакирев зна­комит Глазунова с Чайковским, с которым они дружили вплоть до кончины последнего.

В1881 году была написана Первая симфония. Балакирев и "Римский-Корсаков приняли самое активное участие в ее созда­нии, делая замечания, давая дельные советы, помогая оркест­ровать ее. Она была исполнена 17 марта 1882 г. в концерте Бес­платной музыкальной школы под управлением Балакирева, а летом — под управлением Римского-Корсакова и в Москве, на Всероссийской выставке, и имела большой успех.

Меценат и любитель музыки М. П. Беляев оценил талант Глазунова и устроил 27 марта 1884 г. специальный (закрытый) концерт из его сочинений под управлением Н. Римского-Кор­сакова и Г. Дютша. Этот концерт положил начало постоянно­му учреждению — «Русским симфоническим концертам», су­ществование которых Беляев обеспечил навсегда. Беляевым же изданы почти все сочинения Глазунова.

В 1883 году Глазунов поступает в Петербургский универ­ситет вольнослушателем на историко-филологический фа­культет, но в нем он пробыл недолго.

В 1884 году Беляев вместе с Глазуновым едет в Веймар на музыкальный фестиваль, посвященный Ф. Листу. Там моло­дой композитор знакомится с мэтром, и, по инициативе Ф. Ли­ста, Первая симфония Глазунова была исполнена на съезде «Всеобщего немецкого музыкального союза». Вскоре Глазунов посвятил памяти Листа оконченную уже после его смерти в 1886 году Вторую симфонию. После Веймара путешественни­ки посещают Испанию, а затем Марокко, где композитора очень заинтересовала арабская музыка, впоследствии вопло­щенная в его сочинениях.

В 1888 году Глазунов впервые предстал в качестве дири­жера в Русском симфоническом концерте. Оркестранты лю­били Глазунова и часто пользовались его мягким, уступчивым характером. Но в то же время, зная тончайший слух компо­зитора, способный уловить малейшую фальшь звучания лю­бого инструмента, музыкантам все время приходилось быть начеку.

Менее чем через год Глазунову довелось дирижировать за рубежом на Всемирной выставке в Париже.

Одна из великих заслуг Глазунова — работа над оперой «Князь Игорь» Бородина, которую тот так и не успел допи­сать при жизни. Обладая потрясающей музыкальной памя­тью, Глазунов вместе с Римским-Корсаковым воссоздали опе­ру по эскизам, мелодиям, хранившимся в памяти Глазунова, когда Бородин напевал или исполнял экспромтом на форте­пиано. Кроме оперы Глазунов записал по памяти и досочинил 1-ю и 2-ю части Третьей симфонии Бородина.

 Расцвет творчества композитора наступает в 90-х годах. В 1893годуон пишет Четвертую симфонию,в 1895-1896 гг. - Пятую и Шестую. В течение последующих трех лет он созда­ет три балета— «Раймонда», «Барышня-служанка», «Време­на года». Композитор обращается также к новому для себя жанру — вокальной лирике и пишет романсы.

В 1899 г. Глазунов был приглашен в Санкт-Петербургскую консерваторию на должность профессора класса чтения парти­тур. Параллельно он занимается широкой общественной му­зыкальной деятельностью: принимает активное участие в под­готовке издания сочинений М. И. Глинки к 100-летию со дня рождения композитора, является одним из трех распоряди­телей капитала, оставленного Беляевым для поощрения и поддержки талантливых музыкантов.

Его дача в Озерках всегда была местом встречи друзей ком­позитора и знаменитых людей. Там побывал и гениальный Ф. Шаляпин, и художник И. Репин, и скульптор П. Антоколь­ский и др.

Во время волнений учащихся в 1905 году Глазунов оставил консерваторию вместе с другими профессорами — А. Лядо­вым, Ф. Блуменфельдом и А. Вержбиловичем в знак протеста против увольнения из консерватории Римского-Корсакова. Но после того как осенью того же года были изданы Времен­ные правила по управлению консерваториями, он вместе с Римским-Корсаковым и товарищами вернулся в консервато­рию, будучи единогласно выбран художественным советом ди­ректором консерватории на три года, и в течение следующих 23 лет он неизменно переизбирался на этот пост.

В1907 г. в Санкт-Петербурге было торжественно отпразд­новано 25-летие композиторской деятельности Глазунова. Оксфордский и Кембриджский университеты возвели Глазу­нова в степень доктора музыки.

В годы революции и гражданской войны Глазунов стойко переживал разруху и холод вместе с консерваторией, ее пре­подавателями и студентами. Для них он постоянно хлопочет о помощи. Уже в 1918 году он отправляется с концертами по волжским городам, затем гастролировал на Украине, в Крыму, на Кавказе. Посетил Англию, Германию, Эстонию, Фин­ляндию. Концертная деятельность в столицах приобрела ши­рочайший размах. Просветительская деятельность проявилась в ряде статей о композиторах и музыкантах —Бетховене, Шу­берте, Шумане, Римском-Корсакове, Чайковском, Танееве.

Признание пришло к нему при жизни. В1919 году струнному квартету Петрограда было присвоено имя Глазунова. В конце 1921 года его именем назвали Малый зал консерва­тории, в котором установили бюст композитора. В следующем году ему присвоено звание Народного артиста Республики.

В1928 году Глазунов едет в Вену на Международный кон­курс памяти Ф. Шуберта в качестве члена жюри. После кон­курса он посещает Прагу, Дрезден, Лейпциг, Веймар, Эйзенах, Бонн. Но во время путешествия обострилась болезнь, и композитор был вынужден начать длительное лечение. После улучшения здоровья начались длительные гастрольные  поездки в Париж, Мадрид, Лиссабон, Америку. Его беспокоят мысли о консерватории, но они омрачались воспоминани­ями о бесконечных неурядицах, столкновениях (Глазунов категорически не принимал экспрессионистскую музыку), поэтому возвращение все время откладывалось.

В конце концов, композитор осел в Париже. Все время обострялась болезнь, и Глазунов был вынужден вести замкнутый образ жизни. Он очень долго не имел своей семьи, все время, живя с матерью. После ее смерти рядом не оказалось близкого человека. Но последние годы жизни скрашивали верная спутница Ольга Николаевна Гаврилова и ее дочь Лена. Глазу­нов удочерил девочку.

Восемь лет Глазунов прожил за границей. На вопросы корреспондентов он неизменно отвечал, что живет за границей временно. По его просьбе отпуск продлевался.

Резкое ухудшение здоровья заставило Глазунова лечь в больницу, где он умер 21 марта 1936 года. Прах его покоится на одном из парижских кладбищ.

Предстоящие  мастер-классы

Подмосковье (пансионат МИДа) (3 ступени)

25 -27 августа  Цена 1 ряд - 19000 руб. 2 ряд - 12000 руб.

29-31 августа   Цена 1 ряд - 19000 руб. 2 ряд - 12000 руб.

Преподавательский сертификат, для участников с музыкальным слухом и  прошедших подряд  2 раза три ступени.

Прошу обратить внимание на дату 29-31 августа. Ранее была опечатка 28-31 августа. (Приехать и жить можно и 28, но занятия начнутся 29.08.08. в 10.00.).

  Запись активно идет.   Контактный телефон 8-495-165 0755, 8-905-706-9285 – Антонина Федоровна 

Казахстан  (курорт «Боровое») 5-7 сентября 

 Вся информация у  Александра  bkt@mail.kz

                                         

Форос – 1-7 октября

 1,2, 3 октября  занятия, 4 октября –выходной день, 5,6,7 октября занятия.

Мой опыт показывает, что наиболее эффективны занятия голосом во время ходьбы. Поэтому занятия в Форосе дадут максимальный результат и для голоса и для здоровья, поскольку  голос и здоровье взаимообуславливают друг друга.

 Дневные  занятия при подъеме к Форосскому храму и спуске (4 часа) 4-5 км. Вечерние  занятия (4 часа)  по погоде. Либо в Форосском парке (4-5 км), либо в помещении. В занятия будет включено выучивание наизусть первой главы Евгения Онегина А.С. Пушкина (развитие памяти, мышления, речи, оздоровление). Желательно взять с собой легкие раскладные сиденья (продаются для рыбаков в спортивных магазинах).  

 Цена тренинга 27000 руб. Проживание и питание отдельно.  Широкий диапазон возможностей: санаторий,  квартиры и комнаты в частном секторе, кемпинги. Количество участников 3-5 человек.

 

 

БУДЬТЕ В ГОЛОСЕ! ВЛАДИМИР БАГРУНОВ

 

 

 


В избранное