Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скрытые резервы нашей психики


07.08.08.
Выпуск 223

 

Из книги Орисон Свет Марден


" СТРОИТЕЛИ СУДЬБЫ ИЛИ ПУТЬ К УСПЕХУ И МОГУЩЕСТВУ"

Глава ХХVI  Каждый носит в себе свой рай

«Счастье и эгоизм не могут процветать вместе на одном и том же стебле».

 

 

ШТРАУС

Рихард

(1864-1949)

Немецкий композитор

 

Последний из великого рода полнокровных   немецких музыкантов                                                                                                                                 основанного Генделем,  продолженного, Бетховеном и  Брамсом

С. Цвейг

 

 

Рихард Штраус родился 11 июня 1864 года в семье музы­канта, первого валторниста Мюнхенского придворного орке­стра. Отец будущего композитора, верный классическим ка­нонам, решительно не признавал новой музыки, в частности произведений Вагнера и Листа. В этих традициях воспиты­вал он и своего сына. Мать Рихарда происходила из семьи пивоваров Пшорров, известной во всей Баварии. В семье Штра­уса много музицировали, поощряя композиторские опыты юного Рихарда. Уже с шести лет он пробовал сочинять неслож­ные танцы, песни, сонаты. Заметны следы подражания тог­дашним кумирам — Моцарту и Бетховену.

Позже, обучаясь в мюнхенской гимназии, юноша попут­но проходит курс композиции под руководством местного дирижера Фридриха Мейера. В это время его увлекает музыка Мендельсона, Шумана, Шопена, Берлиоза. К ранним сочине­ниям Штрауса относятся струнный квартет, симфония до минор, серенада для тринадцати духовых.

Он поступает на философский факультет Мюнхенского университета, но вскоре его покидает, неудовлетворенный уровнем преподавания.

Решающую роль в профессиональном самоопределении мо­лодого Штрауса сыграло его знакомство в 1883 году с замеча­тельным дирижером и пианистом Гансом Бюловом. Именно он порекомендовал его на пост капельмейстера придворного оркестра в Мейнингене. Там функционировал знаменитый драматический театр, слывший центром новой театральной культуры. В Мейнингене Штраус получил богатую практику дирижирования, познакомился и подружился с молодым скрипачом, придворным концертмейстером Александром Риттером, родственником Вагнера. Он помог Штраусу отре­шиться от прежних вкусов, оценить достоинства современной музыки.

Путешествие в 1886 году по Италии, которое он совершил по совету Брамса, стало еще одним важным стимулом худо­жественного роста композитора. Результатом его была пер­вая программная композиция Штрауса — симфоническая фантазия «Из Италии».

Второй, зрелый период творчества открывается первой симфонической поэмой «Макбет» (1886-1888).

Конец 80-х годов был периодом насыщенной дирижерской деятельности Штрауса. После Мейнингена он руководит ор­кестрами в Мюнхене, Веймаре, сочиняет жизнерадостную «Бурлеску» для фортепиано с оркестром. Премьера фантазии «Из Италии» привлекает внимание публики. В эти же годы Штраус обращается к песенному творчеству, сочиняя ряд во­кальных миниатюр для молодой певицы Паулины де Ана, ставшей впоследствии его женой. Поездки на Вагнеровские фестивали в Байрейт, жизнь в Веймаре, где еще недавно рабо­тал Лист, изучение партитур Листа и Вагнера — все это помогло Штраусу окончательно определить свои музыкальные позиции,

Признанной вершиной штраусовской программности сле­дует считать симфоническую поэму «ДонЖуан» (1887-1889). Многие современники встретили поэму восторженно, оценив ее как одну из кульминаций в творческом наследии Штрауса. Успех «Дон Жуана» сделал имя Штрауса знаменитым. В пос­ледующие годы рождались одна за другой его прославленные симфонические поэмы. За «Дон Жуаном» последовала поэма «Смерть и просветление» (1888-1889), отразившая тогдаш­нее увлечение автора философией Шопенгауэра.

В 1892 году он путешествовал по Греции, Сицилии, Егип­ту, сохранив на всю жизнь интерес к античной культуре.

В начале 90-х годов Штраус впервые обратился к жанру оперы, на время прервав свои опыты в сфере программного сим­фонизма. В1894 году состоялась премьера первой оперы « Гунтрам», написанная на собственное либретто. Но признания опе­ра не получила. Зато создание следующего произведения — симфонической поэмы «Тиль Эйленшпигель» вновь принесло автору успех. Оно стало вторым достижением после «Дон Жу­ана». После сгущенного трагизма «Смерти и просветления» Штраус сумел передать в музыке неудержимое веселье, моти­вы юмора, насмешки, «шутку гения, достойную Бетховена».

В трех последующих поэмах Штрауса — «Заратустре» (1896), «Дон-Кихоте» (1897) и «Жизни героя» (1899) музы­кальный язык усложнился. Он обращается к философским замыслам, используя мощные звуковые средства и широко­масштабные формы, близкие одночастной симфонии.

«Жизнь героя» и «Домашняя симфония» (1902-1903) яв­ляются автобиографичными. Последняя поэма отображает семейное окружение автора, мирную повседневную жизнь («Это один день моей семьи», — сообщал Штраус о поэме).

Преддверием последующего оперного периода является многолетняя работа Штрауса в жанре лирической песни. На протяжении всей жизни Штраус создал примерно 150 песен и романсов, но лишь немногие удостоились всеобщего при­знания. Третий период творчества композитора начинается на рубеже столетий. Он поселяется в 1898 году в столице Германии, заняв пост руководителя придворного оперного театра. Расширяются его связи с выдающимися литераторами, xудожниками, режиссерами. Штраус сближается с французским писателем Роменом Ролланом, крупнейшим режиссером Максом Рейнгардтом, автрийским поэтом и драматургом Гуго фон Гофмансталем. Занимаясь общественной деятельностью Штраус возглавляет «Товарищество немецких композиторов» и «Всеобщий германский музыкальный союз». Его дирижерские выступления во многих странах Европы и США приносят ему славу одного из первых музыкантов современности. Он получает возможность выстроить для себя роскошный дом в окрестностях баварского местечка Гармиш, ставший eго постоянной резиденцией с 1908 года до конца жизни.

На протяжении предвоенного десятилетия он сочиняет для музыкального театра четыре оперы: «Саломея» (1905), «Электра» (1909), «Кавалер роз» (1911), «Ариадна на Наксосе» (1912) и балет «Легенда об Иосифе» (1914).

      Год начала Первой мировой войны — 1914-й — был годом пятидесятилетия Штрауса. Признанный во всем мире, он продолжал много работать и, несмотря на усложнившиеся условия военного времени, создал новые партитуры, подводящие итог прежним исканиям.

     Военные годы были периодом обострившихся конфликтов с монархическими кругами. Он отказался подписать шовинистический манифест группы германских интеллигентов и откровенно симпатизировал антивоенной позиции Ромена Роллана, представителя «враждебной нации». Он уединяется в Гармише, завершает партитуру «Альпийской симфонии» в 1911 году, пишет оперу «Женщина без тени» (завершена » 1918 году). Первые ее постановки в 1919 году в Вене и Дрездене  шли при участии ряда выдающихся исполнителей и вы­звали положительные отклики.

Оценка его творчества 20-40-х годов до сих пор вызывает споры. Стареющий мастер уже не мог более выступать в роли первооткрывателя новых и смелых идей. Уже в 20-е годы  былого бунтаря стали воспринимать как консерватора, новые сочинения не вызывали восторга. Это с горечью отмечал и Роллан. Сам композитор ощущал опасность академического самоповторения. Он сохраняет верность немецкой классической традиции. В числе новых работ, созданных на протяжении 1923-1942 годов, несколько шедевров привлекли внима­ние крупнейших исполнителей. Поклонники его дарования удивлялись прочности эстетических убеждений старого музыканта, сохранившего строгий иммунитет к новейшим сен­сациям и модам. Он, по словам одного французского критика, «не стыдился наслаждаться музыкой в то время как вокруг  него рушились нации, расы и государства».

На исходе Первой мировой войны резко ухудшились отношения композитора с руководством Императорского театра в Берлине. В результате многократных стычек с руководи­телем театра Штраус вынужден был покинуть пост главного дирижера. Вскоре после Ноябрьской революции 1918 года он принял приглашение австрийских властей возглавить прославленный оперный театр Вены. В Вену он переезжает в 1919 году. На протяжении следующих пяти лет развернулась его разносторонняя деятельность дирижера, композитора,  организатора музыкальной жизни. Эти годы отмечаются мно­гочисленными гастрольными поездками по странам мира (США, Аргентина, Бразилия и др.). Штраус активно участвует в организации международного музыкального фестиваля в австрийском городе Зальцбурге.

Он создает переложения и транскрипции на музыку старых мастеров, пишет балет «Шлагобер», впервые поставлен­ный в 1924 году, затем комическую оперу «Интермеццо». Трижды он обращается к античной мифологической тематике: в опере-феерии «Елена Египетская» (1928), одноактной  «буклической трагедии» «Дафна» (1938) и «веселой мифоло­гии в трех актах» «Любовь Данаи» (1940).

Кроме того, он создает реалистические комедии — лири­ческую комедию «Арабелла» (1933) и комическую оперу Молчаливая женщина» (1935). «Арабелла» стала одной из Любимых репертуарных штраусовских опер. Перед войной, по совету С. Цвейга, была написана его «сол­датская» опера «День мира».

Установление в Германии фашистского режима (1933) было тяжелым моральным испытанием для старого музыкан­та-гуманиста. Политически наивный человек, он считал себя «нейтральным» в борьбе партий и политиков. В 1933 году он был, без его согласия, назначен на пост президента «Импера­торской музыкальной камеры». Но конфликт все же состо­ялся, когда руководство Дрезденского театра попыталось снять с афиши имя Стефана Цвейга» соавтора «Молчаливой женщины». Письмо Штрауса к Цвейгу было перехвачено, Штраус снят с поста, а «Молчаливая женщина» выброшена из репертуарных списков. С этих пор гастрольные поездки композитора были запрещены, переписка контролировалась гестапо.

В годы войны престарелый композитор, подавленный лич­ными невзгодами и приближающейся национальной катаст­рофой, пытается найти успокоение в последних творческих трудах, обращенных к далекому прошлому. В самый разгар войны, в 1942 году, в Мюнхене была поставлена опера «Кап­риччио». В последние месяцы войны композитор был ошелом­лен потерями, понесенными германской культурой: разруше­ны оперные театры, дом Гете, Дрезден, Веймар; в нацистских лагерях погибли сотни тысяч людей. Эти тягостные настрое­ния воплотились в оркестровом этюде «Метаморфозы» для двадцати трех струнных инструментов.

Последние четыре послевоенных года, проведенные компо­зитором отчасти в Швейцарии, отчасти в своей резиденции, были отмечены творческой активностью и последними выступ­лениями за дирижерским пультом. Умер Р. Штраус в Гармише 8 сентября 1949 года, на восемьдесят шестом году жизни.

 

О НАСУЩНОМ

Как ранее сообщалось в одном из выпусков моей методикой заинтересовался врач-остеопат из Австралии Борис Голембо. Недавно он прислал следующее письмо, которое просил опубликовать на сайте и в рассылках.

 

Пойте на здоровье

(Лечебное воздействие примарного тона)

 

В 2007 году я впервые познакомился с системой развития природного голоса, разработанной Владимиром Багруновым. После начального занятия с Кириллом Плешаковым-Качалиным я продолжил самостоятельные тренировки и занятия по компьютерному курсу Багрунова. Я полагаю, что этот курс и  книга незаменимы для тех, кто не может посещать занятий, и позволяют освоить начальную ступень этой системы. Естественно, заочное обучение не может заменить практических занятий с преподавателем. В мае 2008 года я прошел 3-дневный мастер-класс, который проводил Владимир Багрунов. Курс был очень насыщенный, практический и позволил мне перейти на следующую ступень работы с голосом.

 

Как врача-остеопата, меня интересовала возможность использования примарного тона в лечебных целях. Оказалось, что система Багрунова не только дает улучшение качества голоса, его силы и насыщенности, но также позволяет быстро и эффективно воздействовать на состояние вегетативной нервной системы (ВНС).

 

ВНС регулирует работу сердца, легких, и других систем организма. Она состоит из  двух подсистем: симпатической (СНС), ответственной за процессы возбуждения, и парасимпатической (ПНС), которая вызывает реакцию торможения и расслабления.

Возбуждение СНС приводит к активизации организма во время физических и психических нагрузок, во время стресса и ситуаций типа “Бежать или бороться”.

Активизация ПНС способствует расслаблению, восстановлению затраченных организмом ресурсов.

 

Преобладание одной из систем в течении долгого времени может привести к развитию функциональных, а затем и органических нарушений. Поэтому так важно поддерживать равновесие между активностью СНС и ПНС. В значительной степени лечебный эффект остеопатического и кайропрактического лечения, лечения иглами, медитации, занятия йогой, тай-чи и чи гун связан с восстановлением баланса ВНС.

 

Для объективного контроля состояния активности ВНС можно использовать показатели изменчивости частоты сердечных сокращений (ИЧСС), Heart Rate Variability: изменение длительности интервала (времени) между сердечными сокращениями, т.е. изменения частоты пульса относительно его средней частоты. В покое средняя частота пульса равна 60 ударам в минуту, т.е. между двумя сокращениями сердца проходит в среднем 1 сек. В действительности этот промежуток времени постоянно меняется - он может быть равен, например, 0.5 сек или 1.5 сек. Скорость изменения этого промежутка, и соответственно, частоту с которой этот промежуток, или частота сердечных сокращений меняется, ИЧСС можно измерять с помощью датчиков пульса.

 

Оказалось, что ИЧСС и диапазон в котором меняется частота пульса отражает состояние ВНС, активность двух ее отделов - симпатического (активизация) и парасимпатического (расслабление).

При измерении сердечного ритма в течении нескольких минут может быть опеределен т.н. частотный спектр ИЧСС (эти вычисления проводятся автоматически). Выявляются следующие диапазоны частот:

         Высокая частота: 0.15-0.4 гц (колебаний в сек.) – характерна для состояния расслабления (преобладание ПНС).

         Средняя частота: 0.05-0.15 гц - характерна для состояния баланса (когерентности) между ПНС и СНС.

        Низкая частота: 0.01-0.05 гц - преобладание СНС, повышенная активность, состояние стресса, беспокойства. Стойкое уменьшение ИЧСС наблюдается при гипертонии, ишемической болезни сердца, пред и пост инфарктных состояниях, при диабете, опухолях, кровотечениях.

Оказалось, что примарный тон, в сочетании с расслаблением и концентрацией на вибрации в области груди/сердца в течении 1-2 минут вызывают стойкое восстановление баланса между СНС и ПНС, т.н. состояние когерентности. Спектр ИЧСС при этом составляет в среднем 0.1 гц, что является оптимальным значением для восстановления ресурсов организма.

В то же время во время медитации во многих случаях наблюдается лишь преобладание ПНС, т.е. релаксация (высокие значения спектра ИЧСС), но не состояние баланса ВНС.

 

Таким образом голосовой тренинг с использованием примарного тона даже на самой начальной стадии занятий позволяет очень быстро достичь  состояния, оптимального для функционального восстановления всех систем организма. Возможно этим неспецифическим воздействием и объясняется лечебный эффект голосового тренинга.

 

В заключении, привожу методику занятия:

1. Исходное положение.

Занятие проводится в положении сидя или лежа на спине. В положении стоя можно заниматься развитием голоса, однако достичь и поддерживать желаемое состояния баланса вегетативной нервной системы (ВНС) значительно сложнее.

В положении лежа можно подложить под колени подушку для расслабления поясницы.

В положении сидя спина должна быть прямой, поясница расслаблена. Если во время занятий сидя ссутулиться, нарушится свободное дыхание и упражнение не даст желаемого результата.

Проверить расслабление мышц лица, плеч и грудной клетки (для этого можно напрячь соответствующие мышцы, расслабить их и почувствовать разницу).

 

2. Сделать несколько свободных дыханий, каждый раз немного удлиняя выдох, но без усилия- не должно появляться ощущения нехватки воздуха или напряжения.

 

3. Начать пение примарного тона, сохраняя расслабление мышц лица и туловища.

 

4. Сосредоточиться на вибрации примарного тона в области сердца.

Во время вдоха можно представить, что воздух идет через область сердца; во время выдоха-ощущать вибрации примарного тона в области сердца.

 

Для усиления эффекта можно использовать визуализацию, например, представить себя на природе - в лесу, у озера, реки. Однако визуализация не должна отвлекать от основного упражнения.

 

Для начинающих, даже с опытом медитации, я рекомендую проводить основное занятие в течении 5 - 10 минут. При большей длительности концентрация внимания, как правило, падает, и баланс ВНС более не поддерживается (это не относится к голосовому тренингу, который может проводится длительное время)

 

При использовании датчика пульса можно наблюдать изменения спектра ИЧСС: примерно через минуту после начала тренировки спектр ИЧСС в среднем составляет 0.1 гц, что является оптимальным значением для восстановления ресурсов организма.

 

Для измерения частотного спектра ИЧСС и объективного контроля во время тренировок могут быть использованы компьютерные системы с датчиками пульса, или автономные персональные приборы биологической обратной связи с измерением ИЧСС. В своей практике я использую компьютерную систему emWave PC (Stress Relief System) фирмы HeartMath.

Мои пациенты  пользуются персональными автономными приборами (на основе микропроцессорной технологии) emWave Personal Stress Reliever этой же фирмы. И компьютерная и автономная системы являются системами т.н. биологической обратной связи и позволяют объективно и в реальном времени наблюдать изменения ИЧСС.

 

Вы можете заказать эти приборы на сайте компании, www.heartmath.com.au и получить такую же скидку, как мои пациенты. Для этого укажите “golembo” в графе “Comments” (комментарии).

 

Др. Борис Голембо, Остеопат

Мельбурн, Австралия

 

 

 

Предстоящие  мастер-классы

Подмосковье (пансионат МИДа) (3 ступени)

25 -27 августа  Цена 1 ряд - 19000 руб. 2 ряд - 12000 руб.

29-31 августа   Цена 1 ряд - 19000 руб. 2 ряд - 12000 руб.

Преподавательский сертификат, для участников с музыкальным слухом и  прошедших подряд  2 раза три ступени.

Прошу обратить внимание на дату 29-31 августа. Ранее была опечатка 28-31 августа. (Приехать и жить можно и 28, но занятия начнутся 29.08.08. в 10.00.).

 

  Запись активно идет.   Контактный телефон 8-495-165 0755, 8-905-706-9285 – Антонина Федоровна 

 

 

Казахстан  (курорт «Боровое») 5-7 сентября 

 Вся информация у  Александра  bkt@mail.kz

                                         

Форос – 1-7 октября. 1,2, 3 октября  занятия, 4 октября –выходной день, 5,6,7 октября занятия.

 Дневные  занятия при подъеме к Форосскому храму и спуске (4 часа) Вечерние  занятия (4 часа)  по погоде. Либо в Форосском парке, либо в помещении. В занятия будет включено выучивание наизусть первой главы Евгения Онегина А.С. Пушкина (развитие памяти, мышления, речи, оздоровление).

 Цена тренинга 27000 руб. Проживание и питание отдельно.  Широкий диапазон возможностей: санаторий,  квартиры и комнаты в частном секторе, кемпинги. Количество участников 3-5 человек.

 

 

БУДЬТЕ В ГОЛОСЕ! ВЛАДИМИР БАГРУНОВ

 

 


В избранное