Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скрытые резервы нашей психики


Информационный Канал Subscribe.Ru

СКРЫТЫЕ РЕЗЕРВЫ НАШЕЙ ПСИХИКИ.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА .

проект
www.bagratid.com
Ведущий
Багрунов В.П.

31 декабря 2004
Дорогие подписчики, читатели и коллеги!
От всей души поздравляю Вас с наступающим Новым 2005 годом!
Желаю Вам в Новом году всего самого наилучшего!
Будьте в Голосе!!!
В этом выпуске я попытаюсь подвести творческие итоги этого года и наметить планы на не столь отдаленное будущее.
Выпуск 71
«Тот богаче всех, кто доволен самым малым, ибо довольство есть природное богатство»- Сократ.
Из книги Орисон Свет Марден
«СТРОИТЕЛИ СУДЬБЫ ИЛИ ПУТЬ К УСПЕХУ И МОГУЩЕСТВУ»

В. Н.Шерстов
МЕНТАЛИТЕТ РУССКОГО НАРОДА И ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ТВОРЧЕСТВА


РАЗДЕЛ III
О ЖЕНСКОМ ОБРАЗЕ РОССИИ

ГЛАВА 1. МЕНТАЛИТЕТ РУССКОГО НАРОДА
В СВЕТЕ ЖЕНСКИХ НАЧАЛ

1.1. Взгляд в XXI век с точки зрения гендерных исследований
Существует разделение людей по расовым, этническим, национальным признакам, по религиозным, политическим убеждениям и т.д., но издревле существует деление человечества по половым признакам на мужскую и женскую половины. Причем в самой характеристике различий полов изначально заложена некая дискриминация женской сути, так как, противопоставляя мужские и женские начала, женщин называют слабой половиной человечества, а мужчин — сильной. Идея противоположности мужских и женских начал встречается в мифах и традициях всех известных обществ и народов. Но жесточайший патриархат (засилие мужских начал) достиг своего апогея в XX веке. Усиление патриархальных тенденций во многом спровоцировал научно-технический прогресс. В этой вульгарной гонке технократизма разорвалась связующая нить интеллектуального развития человечества с чувствами, эмоциями, рассогласовав как мир мужчин, так и мир женщин.
В XX веке феминизм активно противостоит засилию мужских начал, стремится уравновесить в правах женщин с мужчинами. И как всегда мы не знаем меры в отстаивании своих прав. То полное доминирование мужчины в обществе, семье, то другая крайность: начиная с 1970-х годов либеральный феминизм сменился более радикальным, требующим упразднения разделения людей на мужчин и женщин — «гендерным феминизмом». Опираясь на марксистскую идеологию, феминисты настаивают на ликвидации не только экономических классов, но и полов как классов. Они убеждены, что человеческая природа — податливый материал и что социум может лепить из детей все что угодно. То есть феминистическая идеология основывается на первичности социальных факторов по отношению к биологическим. Эти шараханья ни к чему хорошему не приводят.
Ведь мы не можем определить даже элементарных вещей — что продуктивнее: совместное или раздельное обучение мальчиков и девочек. Одни говорят, что совместное обучение отрицательно сказывается на детской психике, так как делает половую ориентацию смешанной, т. е. феминизирует мужскую суть и омужествляет женскую. Другие считают, что подростки должны учиться вместе, так как это воспитывает толерантность (терпимость друг другу).
Мы сетуем на то, что взрослые (бабушки, дедушки, родители) изначально предвзято относятся к ребенку женского или мужского пола. Это стереотипное отношение к воспитанию детей калечит их души. Но, с другой стороны, существующие половые и тендерные различия мальчиков и девочек диктуют нам правила поведения, более того, ребенок сам спонтанно навязывает нам правила игры, проявляя свою суть. И не стереотипы и ложная социализация, а диалог с детьми, творческое взаимопроникновение помогут решить проблему. Умение встать на позицию другого, наш эмпатический, созерцательный принцип, построенный на резонансе сердец, способны вывести проблему гармонизации полов из тупика.
Все нюансы взаимодействия взрослый < > ребенок (учителя и ученики, родители и дети) спрогнозировать, просчитать просто невозможно. Только творческая педагогика с ее обратной связью, будучи вариативной, оживляя и одухотворяя взаимоотношения учитель < > ученик, не позволяет им становиться формальными, шаблонными и стереотипными. Несмотря на специфику учебного процесса (совместное или раздельное обучение, половая принадлежность учителей, приоритет патриархального или ультрафеминистического воспитания и др.), общей тенденцией станет утверждение гармонии мужских и женских начал. В творческом общении и у детей и у взрослых в полной мере будет выявляться женственность и мужественность, и тогда гармония мужских и женских начал приобретет огромный созидательный потенциал.
Главы, касающиеся женского образа России, андрогинии, биархата (Инь и Ян), вообще взаимодействия и взаимоотношений мужского и женского начал, были написаны несколько лет назад. Отрадно то, что в последние годы XX столетия возрос интерес к этой проблеме.
Сейчас за рубежом и у нас в России существуют институты, научно-исследовательские центры гендерных исследований, где различные научные проблемы, особенно гуманитарной, социокультурной направленности, рассматриваются с точки зрения синтеза и антагонизма мужских и женских начал. На эту тему защищаются диссертации, проводятся круглые столы, конференции, пишутся статьи, об этом постоянно говорится по телевидению.
В последнее время принято четко разграничивать конституциональные и социокультурные аспекты в различении мужских и женских начал, связывая их с понятиями пола и гендера.
В английском языке для обозначения пола человека употребляется два слова — sex и gender. Sex обозначает пол человека как сексуально-биологическую характеристику, gender — пол как систему полоролевых отношений.
Пол — это совокупность анатомо-физиологичееких особенностей организма, заданных от рождения. Гендер указывает на социальный статус и социально-психологические характеристики личности. Таким образом, если пол имеет отношение к физическим, телесным различиям между мужчиной и женщиной, то гендер затрагивает их психологические, социальные и культурные особенности.
Итак, гендер — социальный, психологический пол личности, который во многом соответствует русскому слову «род» (мужской, женский). Термин «гендер» впервые был использован американским психологом Ф. Стеллером в статье «Пол и гендер». Тендерный подход предполагает взгляд на культуру, общество, жизнеустройство с точки зрения мужских и женских начал, с его помощью можно прогнозировать будущие сценарии социального развития общества, вообще человечества.
С нашей точки зрения, с помощью гендерных исследований мы сможем определить не только каким образом в будущем столетии распределятся социальные роли мужчин и женщин, но и — что значительно важнее — как синтез мужских и женских начал (андрогиния) повлияет на общественные тенденции, развитие и разрушение политических и экономических структур, рассредоточение капиталов, выдвижение экологических программ, синтез наук, развитие гуманитарных сфер и т. д. Огромна роль взаимоотношения полов в искусстве. Мы считаем, что произойдет значительная трансформация в единении мужских и женских (Ян и Инь) психологических качеств, так как доминирование мужских начал на грани веков приобрело катастрофический характер — составляет 90 %. Спасение человечества в гармоничном синтезе Ян и Инь. В этом смысле можно сказать, что андрогиния (от лат. andros — мужской, gynes — женский) спасет мир.
Дисгармония мужских и женских начал привела в XX веке к по¬давлению культуры цивилизацией, так как цивилизация — это приоритет мужских начал, а культура несет в себе женские начала.
Рассмотрим одно из главных противоречий между полами, существующее в общественном сознании, — проблему неравенства полов. То, что в творчестве, науке, в интеллектуальном развитии женщины (слабая половина человечества) значительно уступают сильной половине, подтверждают статистические данные (из 1000 выдающихся исторических фигур только 29 женщин!). Более того, тестирование старшеклассников на определение математических способностей подтверждает большую математическую одаренность мальчиков!
С одной стороны, эти примеры только доказывают то, что в условиях жесточайшего патриархата мужчины имели фору в сотни, а то и тысячи лет для занятий наукой, искусством, политикой и т. д. Женщина всегда была отодвинута на второй план. А стереотипы, прививаемые с детства (в выборе игрушек, установках родителей, бессознательном восприятии перевернутого мира) в 90% случаев утверждали приоритеты мужских начал.
Но, с другой стороны, биологический пол определяется генетической структурой. Каждая клетка человеческого тела четко может быть определена как мужская или женская. Наличие Y-хромосомы свидетельствует о том, что ребенок — мальчик, а ее отсутствие — что ребенок является девочкой. В выборе профессионального пути у девочек и мальчиков существуют свои врожденные предпочтения. Известно, что у одаренных детей другое соотношение мужских и женских гормонов, чем у «обыкновенных»1 См.: Чудиновскип В. Э., Юркевич В. С. Одаренность: дар или испытание. М., 1990. С. 75.
Определенная среда, сфера деятельности в большей или меньшей мере способствуют выявлению мужских или женских начал. Не зря некоторые родители стремятся к тому, чтобы их чадо взяли в армию, чтобы там он стал «настоящие, мужчиной». Сфера искусства воспитывает в большей степени женские качества. Постоянные перевоплощения, рождение плода творчества способствуют этому. Хотя все сказанное не надо воспринимать однозначно.
Мозг наших детей также запрограммирован на то, чтобы быть мужским или женским; различие в функциональной асимметрии полушарий мужского и женского мозга говорит об этом же. Но еще более убедительны недавние сенсационные исследования американских ученых. «Почему преобладают мужчины среди физиков, математиков или, к примеру, автогонщиков? Ученые из Медицинского института Джона Хопкинса (США) Годфрей Пирлсон и его коллеги нашли отличия в строении мозга человека, связанные с полом. Речь идет об участке коры больших полушарий мозга под названием нижняя височная доля. Сканирование с применением новейшей компьютерной программы показало, что ее размер у мужчин больше, чем у женщин. Кроме того, в мужском мозге она асимметрична: в левом полушарии больше, чем в правом, а у женщин все наоборот — несколько больше в правом, хотя и не в такой степени. Нижняя височная доля — структура, возникшая в эволюции относительно недавно, поэтому особенно развита у человека по сравнению с животными. Полагают, что она имеет большое значение для обработки зрительной и тактильной информации и для внимания (курсив мой. — В. Ш.). Известно, что эта часть мозга была особенно велика у Альберта Эйнштейна, но оказалось, что и у других выдающихся физиков и математиков она больше, чем у обычных людей. Роль правой и левой долей неодинакова. "Правая височная доля, — говорит Пирлсон, — вероятно, связана с пространственной памятью и с чувствами, в том время как левая обеспечивает оценку быстроты движения, времени, способность воображаемого вращения трехмерных фигур"»2 НГ-НАУКА; Ежемес. прил. к «НГ». 2000. № I (27), 19 янв.
Выводы из исследований американских ученых о строении височной доли:
1. Ссылка на А. Эйнштейна для нас представляет большой интерес. В разд. II (гл. 5) мы касались этой проблемы. С детства Эйнштейн стремился к внелогическому (образному, ассоциативному) мышлению. Его полемика с Эдисоном, в которой он отстаивал то, что многознание даже вредно творцу, а также постоянная тяга окрашивать физические, математические идеи в художественные, музыкальные тона — говорят как раз о стремлении гения к гармонии интеллекта (мужских проявлений) и «акта сердца» (женских проявлений). Здесь есть еще один интереснейший нюанс. Можно предположить, что Эйнштейн, обладая могучим интеллектом, считал воображение, т. е. внелогическую составляющую своего мышления, важнее знаний потому, что не хотел «перелиться» в сферу интеллектуала, предпочитая оставаться в «категории» творческой личности. Об этом мы много говорили ранее. Таким образом, только синтез мужских и женских начал генерирует идеи. Мужская и женская суть в «любовном слиянии» рождает в нас плод творчества. И между ними нет никакого антагонизма. А если и есть в этом нескончаемом диалоге конфликт, то он созидающий. Новое время, новые подходы требуют, чтобы половые различия не гасили друг друга, не боролись за место под солнцем, а взаимодополняли, взаимораскрывали друг друга. России с ее женским ликом присущ тотальный раскол как внутри каждого из начал, так и между ними, как в половом, так и в гендерном смысле.
2. Женские начала в силу патриархальных традиций не развивались должным образом в интеллектуальном направлении, и, возможно, их потенциал женской половине человечества еще предстоит использовать.
3. Действительно, в силу генетических предрасположенностей мужская суть имеет бoльшие возможности для интеллектуального развития, но творчество невозможно без второй половины (женской), без ее уникальной способности к творческому оплодотворению и вынашиванию плода творчества.
И в заключение примирим Запад с Востоком, как мы постоянно поступали на страницах нашей книги. Еще раз повторим, что Инь и Ян — взаимопротивоположности единого целого, постоянно переходящие друг в друга силы.
Зная мужское, но следуя женскому,
Так становишься единым потоком.
Что становится единым потоком,
Неотделимо от добродетели.
Дао Дэ Цзин

Маленький комментарий.
Не могу равнодушно пройти мимо материала этого выпуска. Мужское и женское начало. Эта тема, уверен в этом, привлекает внимание каждого человека по определению. От понимания сути этой проблемы во многом зависит судьба человека. Мне несказанно повезло, что первой моей научной страстью, которая определила всю дальнейшую жизнь, явилась проблема психических различий полов. Занимаясь ею, мне удалось уберечь себя от многих опасностей связанных с непониманием проблемы пола, но выработать тот эволюционный стиль мышления, который в дальнейшем помог в решении проблемы голоса. Рамки или, как это принято сейчас говорить формат рассылки не позволяет по каждому выдвигаемому тезису приводить подробные доказательства, хотя они и существуют. В этом случае данный выпуск был бы объемом с книгу на 9-10 печатных листов. Поэтому ограничусь в основном выводами.
Начну с постановки важнейшего для каждого человека вопроса, над которым мало кто задумывается. Речь идет о том, что такое знать и понимать и как вообще добывается знание? Большинство считают, что процесс познания обеспечивается мышлением. На этом моменте спотыкаются очень многие, начиная от школьников и кончая академиками. Это, так называемое, головное знание принесло, приносит, и будет еще приносить такой вред, который не поддается никаким подсчетам. Вывод: знание нам даются в первую очередь через чувства, а затем уже закрепляются в мышлении. Это справедливо по отношению к любой области знания, в том числе и по отношению к развитию голоса.
Что такое знать и понимать попытаюсь показать на собственном опыте по отношению к рассматриваемой нами проблемы мужского и женского начала.
В апреле 1965 года в журнале «Наука и жизнь» вышла статья В.А.Геодакяна «Два пола, зачем и почему?». В мае эту статью я прочел и она, как для меня это сейчас совершенно очевидно, где-то очень глубоко отложилась и сыграла в моей жизни судьбоносную роль. Поясню. Осенью этого же года мы психологи - второкурсники проходили практику по детской психологии в детском саду. Наш курс состоял из одной группы в 20 человек. Было предложено 4-5 тем, в том числе и тема по двигательной активности. Эта тема привлекла только меня и еще одну студентку, переведшуюся из педагогического института другого города. Кроме 2-х секундомеров, никакого инструментария у нас не было.
Увидел, что у детей в качестве игрушек есть пирамидки, обручи и мячи. Кто не знает, что такое пирамидки, напомню, что это стержень, прикрепленный к круглому основанию, на которые нанизываются разного размера деревянные колечки.
Итак, в качестве первого теста дети должны были как можно быстрее нанизывать колечки на стержень, а затем попадать мячом в обруч, удерживаемый экспериментатором наподобие баскетбольного кольца. Ясно, что в первом случае регистрировалась точность, во втором - скорость движений. Это два главных параметра двигательной активности.
И вот, когда я стал откладывать эти результаты по осям, X и Y, и увидел, что результаты девочек группируются в центральной зоне (средние значения), а у мальчиков много отклонений от центральных значений, то вспомнил о статье В.А.Геодакяна. Его эволюционная концепция подтверждалась на этом, казалось бы, примитивном, материале. Тогда я расширил эксперимент и на третьем курсе провел аналогичные опыты на взрослых. Вышел на руководство только что созданной лаборатории при кафедре физического воспитания и спорта и проделал то же самое на студентах 1-2 курсов. Картина повторилась. Теория подтверждалась. На третьем курсе мне удалось познакомиться с сотрудниками лаборатории распознавания образов матмеха. Они решали похожие проблемы по многомерным объектам. Тогда я добавил количество признаков на одного испытуемого до 6. Эти эксперименты я провел в пионерлагере завода «Большевик», где проработал две смены: воспитателем в июле и физруком в августе. Картина подтвердилась. Тогда, чтобы доказать, что полученная закономерность обусловлена генетически, а не воспитанием, мне на последнем курсе, через руководительниц моей работы (проф.Нина Александровна Тих и доцент Юлия Георгиевна Трошихина- мать и дочь) удалось попасть в лабораторию генетики высшей нервной деятельности института физиологии им.И.П. Павлова АН СССР. Там с разрешения руководства лаборатории мне дали переписать архив лаборатории за 30 лет работы по выработке условных рефлексов у самцов и самок крыс различных генетических линий. Гипотеза опять подтвердилась. Приблизительный подсчет показывает, что стоимость этих материалов не менее 500 тыс. долларов. Вот такой материал составил мою дипломную работу. Замечу, что как только я понял с какой проблемой я имею дело, то при первой же возможности перешел на заочное и посещал самые важные и интересные курсы у себя на психфаке, биолого-почвенном и философском факультетах. Материально я тоже был в большом выигрыше: обычная стипендия (без троек) была 45 рублей, повышенная (отличники) 60 рублей. Ради них надо было не только просиживать штаны на разных «измах», но и во многом терять свое Я. В это трудно поверить, но я получал в универе 75рублей за то, что один раз в четверо суток отмечал в журнале показания счетчика горячей воды в одном из общежитий. На это у меня уходило не более 10-15минут. В университете это была самая «халявная» работа, на которую волею судеб мне удалось устроиться и которая кормила меня вплоть до окончания университета.
Итак, подведу итоги этой четырехлетней работы. К общим итогам отношу выводы о том, что игнорирование природных особенностей полов ведет к самоуничтожению общества. Об этом еще заявили ученые в самом начале эмансипационных движений. Это самоуничтожение начинается с совместного обучения в школах. Жизненные циклы мальчиков и девочек различны и поэтому совместное обучение катастрофично для обоих полов.
Двигательная сфера полов развивается по разным законам. Движения женщин идут от периферии к себе (центрипетальные движения, движения самозащиты), у мужчин от себя к периферии (центрифугальные движения, движения нападения). Посмотрите как застегиваются пуговицы на одежде женщин и мужчин и вам станет ясно, о чем идет речь. Отсюда кардинальнейший вывод: все виды спорта, где требуются движения от себя (удары, броски, толчки, поднятие тяжестей и т.п.), а также вообще все профессии и виды деятельности, требующие длительного напряжения, как физического, так и интеллектуального разрушительны для женского организма. Восточная традиция оберегает женщину, а западная – разрушает ее. Поэтому через пару сотен лет, как это еще предрекали философы в начале эмансипации, западная цивилизация закончит свое существование.
Разумеется, в дипломной работе я лишь намекнул обо всем этом, а посвятил ее особенностям двигательной сферы мужского и женского пола. Доказал, большую видовую вариабельность движений у мужского пола. Попросту говоря, показал, что среди мужского пола больше отклонений. Косвенно обосновал известную статистику, что среди мужчин больше гениев (отклонения в одну сторону) и больше идиотов (отклонения в другую сторону). Это и есть так называемая видовая изменчивость. Работа имела сильный резонанс, что послужило тому, что меня без аспирантуры сразу взял к себе в лабораторию инженерной психологии Сергей Нерсесович Сафарян.
Есть еще и индивидуальная изменчивость. В ней, относительно пола, все обстоит наоборот. Эту закономерность (о том, что она выше у женского пола) я познал на собственном опыте и весьма болезненно. Слава богу, что все обошлось без эксцессов. (Подобные ситуации иногда заканчиваются трагически для молодых ребят). На втором курсе я влюбился в девушку-однокурсницу, с которой проходили практику в детском саду. Всегда и всюду мы были вместе. Мне, моим университетским друзьям, да и преподавателям казалось, что все должно было бы окончиться свадьбой. Через полгода я решил, что настал момент для решительного объяснения. Она жила в Петергофском общежитии, где она и назначила встречу. Как сейчас вспоминаю эти минуты. Не дав мне открыть рта, она сказала, что в городе, из которого она приехала у нее есть друг детства, который ее ждет. Поэтому просит не рассчитывать на нее. Услышав все это, я вышел от нее в полубессознательном состоянии. Такой потери контроля над собой больше никогда у меня не было. Возможно, что если б шла в этот момент электричка, я бы мог угодить под нее. Прошло менее полугода, и она через свою близкую подругу по курсу несколько раз попыталась восстановить наши отношения. Но для меня это уже было невозможно.
В дальнейшем на 5-м курсе она вышла замуж, но не за друга детства, а за студента-заочника, который так и не сумел окончить университет. Как потом оказалось, этот брак не был счастливым, она развелась и с ребенком уехала в свой родной город к другу детства.
Этот личный опыт был бесценен для меня. Он позволил мне, глубоко прочувствовать природу женщины, что в дальнейшем помогало и помогает в жизни в целом. В научном плане это то же меня продвинуло. Вскоре я узнал, что на биологическом уровне эта закономерность была зафиксирована во время блокады в Ленинграде профессором Павлом Григорьевичем Светловым, с которым мне удалось лично пообщаться. В эвакуации в Казани он проделал опыты на выживание у животных разных видов и подтвердил виденное им в Ленинграде: при одном и том же пайке выживаемость женщин оказалось большей, чем мужчин. Это говорит о том, природа озабочена в большей сохранности женщин и поэтому признаки у мужчин и женщин имеют разную генетическую обусловленность. У мужчин более сильна генетическая, а у женщин паратипическая (средовая, приспособительная) компонента. Сосредоточив внимание на этом феномене, я показал в кандидатской диссертации, что индивидуальная изменчивость, приспособляемость психики существенно выше у женского пола.
Далее, в свете этой закономерности проанализировал многие произведения художественной литературы. Все выдающиеся писатели и поэты не прошли мимо неё. Поскольку в это же время я занимался пением, то вспомнил первую фразу песенки Герцога из оперы Верди «Риголетто». Напомню ее и ее дословный перевод с итальянского. “La donna e mobile, qual piumo al vente: мutа d,accente e di pensiero. «Женщина подвижна, как перышко на ветру. Изменяется в движениях и мыслях». Художественный перевод хорошо известен. «Сердце красавиц склонно к измене и к перемене, как ветер мая».
Кандидатскую диссертацию «Половые различия в видовой и индивидуальной изменчивости в психике человека», мне долго не давали защитить. Слишком революционной она тогда казалась. Только после третьей предзащиты в июне 1981 года, когда я убрал материал на крысах, 17 октября этого же года мне удалось защитить эту диссертацию. Думаю, что защитился по той причине, что мой 12-и летний прессинг не выдержали сами оппоненты. К тому же они не знали, что в это время я занимался пением и самосовершенствованием. Сейчас я благодарю судьбу, что так все и вышло. Проблема слишком широка, чтобы общество сделало из нее практические выводы. А вот в проблеме голоса, которая в результате всего вышла у меня на первое место, напротив, много конкретики (простых и понятных каждому советов).
Вот основные результаты диссертации, опубликованные в автореферате.

Результаты работы позволяют выдвинуть гипотезу о различной генетической обусловленности психики мужского и женского пола, в связи, с чем в семейном и дошкольном воспитании, в школе, в вузе, в профотборе и производственном обучении, в труде и спорте необходимо учитывать природные склонности в большей степени мальчиков и юношей и не препятствовать саморазвертыванию этих склонностей.
У девушек усвоение и формирование необходимых качеств будут более успешными, если перечисленные институты создадут им благоприятные условии (постоянный контроль, различные виды поощрений), с учетом более высокой степени тренируемости, обучаемости женщин.

ВЫВОДЫ.
Экспериментальное изучение половых различий в видовой и индивидуальной изменчивости сенсомоторных и интеллектуальных функций свойств и состояний личности выявило:
1. Видовая изменчивость сенсомоторных и интеллектуальных функций выше у мужчин, а индивидуальная изменчивость этих же функций, а также состояний личности — у женщин.
2. У мужчин чаще, чем у женщин, встречаются высшие и низшие результаты в сенсомоторике и интеллектуальной активности. Мужчинами лучше решаются новые сенсомоторные и интеллектуальные задачи. При тренировке й стереотипизации происходят нивелировка полового дипсихиэма указанных функций.
3. Сенсомоторная и интеллектуальная активность женщин больше поддается изменениям при обучении и тренировке, в силу чего в деятельности, требующей развития стереотипных профессиональных навыков, лучших результатов достигают женщины.
4. Выявлено преимущество подхода к проблеме половых различий по динамическим характеристикам признаков (видовая и индивидуальная изменчивость), в отличие от дихотомичных подходов, ориентирующихся лишь на средние величины признака и их корреляции. В выдвигаемом в работе динамическом подходе обнаруживаются общие тенденции различий полов, а при дихотомичных подходах — лишь наличие или отсутствие этих различий.
5. Выявленные в работе закономерности позволяют учитывать разнообразные половые различия людей в практической работе психолога.

Ясно, что увлечение пением в этот период помогло выдержать это 12-летнее испытание. Казалось бы, после защиты меня сразу уволят. Мол, нет ставки для кандидата наук.
Но о моей работе знали в Минвузе, так как сразу же после присуждения степени на факультет была спущена пятилетняя тема по соотношению типологических и видовых различий в психике человека. Таким образом, я избежал увольнения, к которому меня постоянно подталкивали. Даже нашли для меня ставку старшего научного сотрудника в Военно-медицинской академии. Но свобода творчества была для меня неизмеримо дороже. За 6 лет до защиты кандидатской я опубликовал материал доказывающий, что типологические различия существенно перевешивают половые. Собственно я и хотел сделать работу, в которой предполагалось воедино соединить оба фактора. Подобного подхода тогда не было и в помине, да и сейчас, пожалуй, нет. Об этом говорит хотя бы тот материал, который приводится в данном выпуске. Деление по дихотомии, в данном случае на мужское и женское начало, не то чтобы неправильно, а слишком общо и поэтому малоинформативно. В пятилетней теме, которую под меня спустил Минвуз, мною была предложена новая типология человека, где у меня фигурируют 8 архитипов (не архетипов, т.е. древности, как у К.Юнга, а именно «архитипов» т.е. по принципу старшинства). Эту работу с большими препятствиями мне удалось отправить в Москву, так как на факультете из-за революционности ее не хотели пропустить, и только вмешательство проректора по науке Владимира Николаевича Красильникова позволило поставить точку на этом конфликте. Мне это стоило перевода со старшего научного сотрудника просто в научные сотрудники.
Об этом подробно так пишу по многим причинам. Во-первых, знать о своих мужских и женских корнях важно каждому человеку. Главным практическим выводом из этих исследований считаю, то, что мною названо основными результатами, которые помещены выше (перед выводами).
Свой психотип выявить сложнее. Самый простой и эффективный способ - это пробы всего и вся в детстве. Что хорошо получается, на том и специализироваться, не забывая о развитии общих способностей (гармоничность развития).
Во-вторых, хочу показать, что все то, что было накоплено в результате этих научных изысканий сработало на проблему голоса. Это произошло в тот момент, когда я обнаружил факт звучания трахеи у только что погибших воинов на Бородино. Предлагаемую теорию и основанную на ней методику развития голоса я считаю своим высшим достижением. Сейчас я смело утверждаю, что наш голос является органом наподобие зрения, слуха, но с гораздо большими следствиями, так как голос не только информационная функция индивида, но и регулирующая все процессы жизнедеятельности. Голос – это логос жизни. Первые буквы азбуки Кирилла и Мефодия дают прямую подсказку. Аз Буки Веди Глаголь Добро Есть Жизнь. (Ведать азбукой голоса есть добро для жизни).
Главный мой вывод: голос – информационная функция вида и индивида и поэтому развивать голос необходимо, основываясь на его информационной сущности, как это делал Шаляпин, а не энергетической, как это делается до сих пор. Замечу, что непонимание истинной природы голоса связано, во многом с тем, что до сих пор науки о голосе как таковой нет. Есть 1.логопедия, 2.фониатрия, 3.фонология, 4 психоакустика, 5.вокальная педагогика, 6.центры речи, 7.центры пения. Как в притче о семи няньках. Считаю, что давно пора провести широкую международную научно-практическую конференцию не с рассуждениями о голосе, а с практическими результатами и реальными показами возможностей предлагаемых методов. В наступающем году предлагаю специалистам по голосу, в том числе вокальным и речевым педагогам встретиться для практического обсуждения этой животрепещущей проблемы. Это можно было бы сделать в Москве или в Санкт-Петербурге. Готов взять на себя организацию этого мероприятия.

О прошедших тренингах
Тренинг в Египте (Хургада, 6 км от пос.Сафага, отель Safaga Menavill)

В тренинге участвовало 4 человека. Двое новичков, москвичка Лариса и житель Литвы Владимир, в прошлом наш соотечественник составили речевую группу, двое – москвичи певческую. Антон – недавно прошел речевую ступень, а Ульяна, будучи преподавателем по речевой ступени, захотела поучиться петь. Лариса приобретала недельную путевку и поэтому прошла половину тренинга (12 часов). Утром 15.12.04. она отбыла в Москву и тогда участник из речевой группы был присоединен к певческой группе, о чем ни он, ни я не пожалели.
Несколько слов об отеле и погоде. Отель был последним курортным местом по побережью Красного моря. Напомню, Хургада является точкой отсчета, а далее плюс – минус километр вдоль моря располагаются отели. В прошлый декабрь отель Golden Five располагался в 30 км от Хургады. Это был большой пятизвездочный отель, вмещающий 4-5 тыс. человек. Более 90% туристов были из России. Стоимость двухместного номера на 11 ночей (завтрак, ужин) была 470 долларов. В этот раз отель был 4-х звездный, приблизительно на 1000 человек, с той же стоимостью, с меньшими услугами, но что любопытно, с очень малым процентов наших соотечественников. В основном там жили немцы и поляки. Россиян было, на мой взгляд, процентов 30.
Малая величина отеля – несомненный плюс для отдыха. Нет толчеи и очередей в ресторане. На пляже спокойно. Нет ощущения города, которое преследовало меня в предыдущие две поездки (в мае - Шарм эль- Шейх).
Итак, по порядку. Прибыли днем 7 декабря. Отвезли на микроавтобусе. Это приятнее, чем в огромном автобусе, как это было ранее. Утром 8-го встреча с нашим гидом. Выкупили двухдневные путевки в Каир и в Александрию. Тренинг проводился по три часа с каждой группой. С 15.30 до 18.30. и с 20.00. до 23.00. Первый тренинговый день был 8-го декабря. Второй и третий день были посвящены поездке в Каир и в Александрию. Днем были на Пирамидах, делали видео и фотосъемки. К вечеру отвезли в маленький отель, примечательным свойством которого является его расположение. В вечернее время из его окон можно видеть освещенную Пирамиду Хеопса. Всех устроили в одноместных номерах. Однако было не до отдыха, так как через час нас ожидал корабль и небольшое 2-х часовое путешествие по Нилу, во время которого мы должны были отужинать и посмотреть небольшую концертную программу.
О выступлении в этом ресторане я писал в предыдущем выпуске. Однако уверен, что не все его получили, так как у меня сбои при отправлении этого выпуска. Поэтому на всякий случай повторюсь.
«Сейчас отмечу, что тренинг был удачным. Впервые пел в ресторанах (без микрофона). Было 7 выступлений. Первое за ужином в плавучем рестороне в Каире. Это было двухчасовое мероприятие. Корабль плыл по Нилу туда - обратно и за это время во время ужина давался представление, в которое входило несколько увеселительных жанров. В паузу мой менеджер Антон договорился о моем импровизированном выступлении и мы тут же настроили компьютер и колонки, не требующие электричества. За столами были в основном японцы. Они отмечали день рождения одной дамы. Мне удалось спеть три романса. "Глядя на луч пурпурного заката", "Выхожу один я на дорогу", "Однозвучно гремит колокольчик". Публика принимала мое пение с восторгом. Но тут же, раньше условленного времени появились музыканты и пение на этом окончилось.
Далее мои выступления продолжались в ресторане отеля, в котором мы жили. Первое выступление было без предупреждения на колонках худшего качества, как в Каире. Спел два романса и русскую народную песню " Ой, да не вечер!" Был очень горячий прием и начальство разрешило выступать с хорошими колонками требующих подключения к розетке. 10-и метровый шнур был очень кстати. Подсказали, в какое время всего больше народу. Дважды пел в чайхане, что рядом с рестораном. Там выступал местный певец под фонограммы. Пел он ужасным голосом в микрофон. Я в эти два вечера заполнял его получасовые паузы. В первый раз спел то, что называют русским шансоном. Во второй раз через пару дней пел танцевальную музыку. Финальным аккордом в последний вечер за ужином было исполнение популярных современных трех песен. В последней "Зеленоглазое такси" Михаила Боярского "О-о-о-о"подпевал весь зал. Во все эти вечера слышал в свой адрес самые лестные эпитеты и от разноплеменной публики и от служащих отеля. Хозяин отеля даже вручил медаль, которая, по мнению некоторых моих почитателей очень похожа на золотую. Все выступления отсняты на цифровое видео. Предполагается, что в дальнейшем фрагменты этих выступлений войдут в учебный материал, который будет приложением ко второму расширенному варианту самоучителя.

По поводу отзывов. Все они положительные, но куда-то задевались.
Поэтому перехожу к московскому тренингу 24-26.12.04.
В тренинге участвовало 6 человек, причем двое из зарубежья, ближнего и дальнего. Из Казахстана (Алма-Ата) был М. М., из Германии (Дюссельдорф) О.Н.И. Остальные участники – москвичи.
Тренинг прошел очень хорошо. В конце тренинга Антон Мирошниченко вел видеозапись. По окончанию тренинга все участники получили более полутора тысяч песен вместе с плеером для их воспроизведения.
Вот отзывы участников.
Я, О. Николай И., паспортные данные, окончил 3-х дневные курсы распетой речи в кол.20 часов у руководителя психоакустической школы «Багратид». Считаю, что в моем голосе произошли следующие изменения:
а) первое и, как мне кажется самое главное: мне удалось ощутить эффект паузы в моей речи, т.е. много и быстро сразу не обязательно адекватно воспринимается
б)тембр голоса стал богаче
в) с удивлением узнал, что могу говорить и, что интересно, петь басом. Это поражает.
Трудно сразу дать объективную оценку самому себе. Изменения есть, они очевидны. Сформулировать их так вот сразу нелегко. Но они действительно есть.
26.12.2004 подпись
Я, М.Елена В, паспортные данные, окончила 3-х дневные курсы распетой речи в кол.20 часов у руководителя психоакустической школы «Багратид». Считаю, что в моем голосе произошли следующие изменения:
1.Четкость увеличилась
2. «Контрастность»
3.Скорость говорения уменьшилась.
После второго занятия смогла спеть любимую песню «Калитка» так, что понравилось. Это счастие! Спасибо!
26.12.2004 подпись

Я, М. Мади А., паспортные данные, окончил 3-х дневные курсы распетой речи в кол.20 часов у руководителя психоакустической школы «Багратид». Считаю, что в моем голосе произошли следующие изменения:
-Голос стал глубже
- Я прочувствовал свою трахею, убедился, что она звучит
- Я открыл еще один путь развития, который к тому же доставляет удовольствие
26.12.2004 подпись
Я,А.Мисиду М. паспортные данные, окончила
3-х дневные курсы распетой речи в кол.20 часов у руководителя психоакустической школы «Багратид». Считаю, что в моем голосе произошли следующие изменения:
Мой голос не устает, я стала лучше, вернее свой организм понимать, осмелилась петь.
Мне доставило удовольствие заниматься с учителем. Намерена посетить следующий его тренинг. Спасибо Владимир Павлович!
26.12.2004 подпись

Я, Ц.Дмитрий А., паспортные данные, окончил 3-х дневные курсы распетой речи в кол.20 часов у руководителя психоакустической школы «Багратид». Считаю, что в моем голосе произошли следующие изменения:
Несмотря на то, что я уже проходил данный курс у Владимира Павловича заочно по телефону, после очного тренинга заметны существенные изменения в голосе: голос стал более объемным, интонация более выразительной, речь более уверенной. Можно сделать вывод, что для развития голоса необходимы постоянные тренировки, пение.
26.12.2004 подпись

Я, С.Игорь А., паспортные данные, окончил 3-х дневные курсы распетой речи в кол.20 часов у руководителя психоакустической школы «Багратид». Считаю, что в моем голосе произошли следующие изменения:
- плавная речь (раньше была быстрой порвывистой)
- глубже и сильнее голос
- в голосе добавилось интонаций и мягкости
-голос стал ниже
- в голосе добавилось содержания и силы
+ Получены техники для дальнейшего контроля и развития акустической системы организма.
Спасибо, отличный курс! Пожелание: в первый и второй день, когда идут длительные проговаривания, прерываться каждые полчаса минут на пять разминки. Чтобы вернуть внимание и тонус. Утомляет долгое сидение.
Всего наилучшего создателю и его школе.
26.12.2004 подпись .

Будьте в Голосе!
Владимир Багрунов


й


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: psychology.psycho
Отписаться

В избранное