Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скрытые резервы нашей психики


Информационный Канал Subscribe.Ru

СКРЫТЫЕ РЕЗЕРВЫ НАШЕЙ ПСИХИКИ.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА .

проект
www.bagratid.com
Ведущий
Багрунов В.П.

 

 

21 декабря 2004
Выпуск 70


ЋНет богатств выше здоровья телесного и радостей выше радостей духовныхЛ Глава XII ЋБогатство в бережливостиЛ. Из книги Орисон Свет Марден
ЋСТРОИТЕЛИ СУДЬБЫ ИЛИ ПУТЬ К УСПЕХУ И МОГУЩЕСТВУ

В. Н.Шерстов
МЕНТАЛИТЕТ РУССКОГО НАРОДА И ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ТВОРЧЕСТВА


ГЛАВА 7. РОССИЙСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ И КРЕАТИВНОСТЬ РУССКОГО НАРОДА

7.3. Творчество, интеллигенция и власть
Мы часто наивно полагаем, что человек может быть одновременно швец, жнец и на дуде игрец. Философ В. С. Библер писал, что Ћнельзя сразу требовать: ты будь одновременно и критик, и созидатель, формулируй только конструктивные предложения (такая "трамвайная логика": о себе скажи, а сам что собой представляешь, что сам делаешь?). Необходимы и "изобретатели", но необходимы и люди, которые в первую очередь критикуют, которые видят недостатки, а предложить своего не могут. Тогда будет полифония, о которой мы говорим, которую сегодня провозглашаем и тут же заглушаем требованием, чтобы каждый был всем: не только говори, но и делай. Но вот для нас, философов, слово вообще и есть дело. Это мы, к сожалению, забываем, а это сегодня крайне важно в структуре нашей демократииЛ5 Библер В. С. О сути диалогизма. Диалог и коммуникация — философские проблемы II Вопр. философии. 1989. Й 7. С. 5.
ЋИтак, "генератору идей" для полноценного творчества нужен "критик" — делает вывод В. П. Карцев. —Им обоим нужен "эрудит". "Генератор", "критик", "эрудит" — это научно-социальные роли... Во взаимодействии ролей мы видим осуществление великого принципа научной кооперацииЛ6 Карцев В. /7. Чтобы изобрести, нужно выслушать возражения... и исЌпользовать их // Изобретатель и рационализатор. 1979. Й 2. С. 14-15.
Р. Оппенгеймер, отец американской атомной бомбы, интеллигентный, тонкий, ранимый человек, вместе с творцами его же типа (генераторами идей), без единения с военными, являющимися пробойной силой, не подверженными шатаниям и сомнениям, не добились бы таких впечатляющих результатов.
Любопытна в этом смысле организаторская роль С. П. Королева в интерпретации Б. В. Раушенбаха, который считает, что Королев не был великим ученым, инженером, более того, Раушеибах считает его средним ученым и инженером. Но, по его мнению, Королев был великим полководцем, обладающим свойством объединять, ставить задачи, идти напролом, когда, казалось бы, надо в обход. При этом он обладал великим даром принимать правильное решение при минимуме информации о неизведанном деле. Королев как бы синтезироЌвал работу генераторов идей, исполнителей, военных, властей и т. д. Таким образом, коллектив работает творчески, если он сформирован на основе ролевой дополнительности. Этот принцип был экспериментально проверен с помощью Р-групп (ролевых групп) в России и за рубежом. Его необходимо соблюдать в любой профессиональной деятельности, в том числе политике, государственной деятельноЌсти, где огромна роль отлаженной команды, члены которой дополняют друг друга.
В России во взаимодействии
общество
народ <--------------> власть
интеллигенция

интеллектуалы
интеллигенция <--------------> Власть
исполнители
профессионалы
в свете всего сказанного существуют интересные закономерности.
Автор предлагает рассмотреть некоторые проблемы общества, интеллигенции, властей с точки зрения диалога, творческого взаиЌмодействия, считая данные субъекты частью единого процесса, где их роли являются как отрицательными, так и положительными.
Для этого мы определим субъекты нашего исследования с точки зрения психологии творчества, установим их социальные роли:
Творцы — генераторы идей (невротический тип с точки зрения профессора К. Домбровского, Канада), изобретатели новых идей, неконформны, плохо адаптируются, все подвергают сомнению, конфликтны, обладают повышенной возбудимостью нервной системы, что положительно для творчества, но отрицательно для жизни в обществе, они не уверены в себе, мнительны, ЋтонкокожиЛ.
Творцы-борцы (в терминологии автора; психопатический тип с точки зрения профессора К. Домбровского) — волевые, страстные натуры, трибуны, наделенные общественным темпераментом, организаторскими способностями, способностью к действию, они узкоориентированы, играют важные социальные роли, отличные руководитеЌли, исполнители. Профессор Домбровский так характеризует творЌцов психопатического типа: ЋСтруктура личности психопата интегрируется на примитивном уровне инстинктов, и этому уровню подЌинены способности, которые, впрочем, могут быть значительнымиЛ7 Домбровский К. Признак одаренности или просто болезнь: Диалоги продолжаются. М„ 19К9. С. 163.
Другими словами, творцы-борцы, оперирующие особым творчесЌким материалом — людьми, личности более ЋтолстокожиеЛ. Они обЌадают более сильной нервной системой, поэтому социально адаптивны, стойки, отличаются повышенной выживаемостью. Хочу заметить, что уже в самой характеристике психотипов творцов заложена их диаметрально противоположная направленность, их неприятие друг друга, конфликт. Вот почему их контакты должны быть скорректированны, самортизированны обществом, интеллектуалами, гармоничными личностями.
По моему мнению, огромная роль в наведении мостов между творцами разных типов отведена интеллектуалам.
Интеллектуалы — трансляторы идей, знаний, анализаторы, критические оценщики, эрудиты — Ћходячие энциклопедииЛ, систематизаторы. Они выступают в роли ЋпереводчиковЛ с языка творцов —генераторов идей на язык творцов-борцов, и наоборот, в этом смысле они являются одной из главных созидающих сил в формировании гражданского общества, общественных институтов, общественного мнения.
Безусловно, в реальной жизни все эти психотипы причудливо пеЌреплетены; безусловно, для общественного благополучия, стабильЌности общества предпочтительней целостные, гармоничные творческие личности. Но, как говорится, что имеем, то и имеем...
Целостная личность в этом случае выполняет, образно говоря, сверхЌзадачу. Находясь над процессом, видя дальше и глубже, она более способствует гармонизации общества, чем чистые интеллектуалы.
Таким образом, диалог творцов разных типов, их интеграция, синтез — требование времени. В определенном смысле можно скаЌзать, что творцы-борцы несут в себе больше активных мужских начал, а творцы — генераторы идей (инфантилы) — пассивные, женские начала.
Не противостояние, а выступление одной командой, неким тандемом, — такой сценарий взаимодействия, безусловно, предпочтительней.
ГАРМОНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА
невротический тип личности
творцы-инфаптилы, интеллектуалы, эрудиты,критики психопатический тип личности


генераторы идей творцы-борцы, политики

исполнители,
профессионалы

рождение идей
организация, реализация идей

Это системное взаимодействие более стабильно, оно является диалого-самоорганизующейся системой.

Взаимодействие интеллигенция <> власть, рассмотренное выше, проливает свет на бесплодность повального бросания интеллигенции во власть несколько лет назад.
Выскажу предположение: если бы перестройка, реформирование начались не с полной ломки всех систем (экономической, политической, ценностных ориентаций), если бы был сделан упор на нравственные духовно-душевные устои, а не только экономические (частную собственность, рынок), то интеллигенция осталась бы в диалоге с влаЌстями, не была бы сбита с толку (впрочем, как и сами власти), выброшена вместе с народом за борт. Осуществился бы эволюционный путь постепенной модернизации, без слома Ћвсего и всехЛ. Впрочем, не надо думать, что власти находятся сейчас в выгодном положении. Падение ЋповодырейЛ будет еще сокрушительней, но позднее по времени (когЌда их деяния или злодеяния свершатся). Власть, правители — это передний редут на политическом, экономическом, материальном, обыЌденном уровне. Они принимают первый удар на себя, они ответственны за все, происходящее в обществе, государстве. Интеллигенция (элита) — нравственный авангард, она добровольно приняла на себя ношу ответственности. И если ЋвластьдержащийЛ может скинуть свою ношу, то истинному интеллигенту с разбуженной душой совестно, невозможно это сделать.
Еще одно разрушающее противоречие России — постоянное шараханье из стороны в сторону, отсутствие преемственности, последовательности, несоблюдение традиций, превалирование Иванов, не помнящих родства. Руководители разных рангов противостоят друг другу, главная их задача — действовать вопреки. Практика утвержЌдения своего ЋяЛ с помощью унижения, отрицания другого пышно проЌцветает.
Парадоксально, но факт: в наше время ни об одном руководителе, царе, генсеке не говорится добрых слов. Если на высшем уровне (фиЌлософия, психология и т. д.) мы уже поняли, что плевать в прошлое — это значит плевать в себя, то на обыденном уровне, в политическом противостоянии вседозволенность Ћправит баломЛ.
Интеллигенция ЋпреуспеваетЛ в этом постыдном деле. В нашем раздрае и бедламе творцы — генераторы идей и творцы-борцы, реализаторы, организаторы смешались в кучу, и в этой куче-мале, перевернутом мире их достоинства — критичность, ирония, тонкокожесть одних и прямолинейность, узконаправленность, толстокожесть других — превращены в свою противоположность, в навешивание ярлыков друг на друга, базарную психологию недостойных людей, все и всех смешивающих с грязью.
Считаю, что противостояние творцов невротического и психопатического типов не только противоестественно, но и вредно. Генераторам идей нечего делить с творцами-борцами; более того, их дополнительность — залог прогресса человеческого сообщества. Важно чтобы общество корректировало их деяния. Задача в том, чтобы обЌщество, общественные институты, общественное мнение не позволяли никому шарахаться из стороны в сторону, создавали стабильность, традиции.
ЋНашим обществом правит административная бюрократия и профессиональные политики; массовое внушение служит источником мотивации больше производить и больше потреблять, и это становится самоцелью. Вся деятельность подчинена экономике, средства стали целью; человек превратился в автомат в хорошо одетый, накормленный, но без какого-либо интереса к тому, что составляет чисто человеческое качество и функцию. Если человек хочет иметь способность любить, он должен занять в обществе главенствующую позицию. Но он должен обслуживать экономический механизм, а экономика — егоЛ8 Фромм Э. Искусство любить. М., 1994. С. 226-227.
Собственно, это предупреждение великого философа и психолога нам, россиянам. Фромм предостерегает, а мы, как истинные креатины, Ћвсе должны пропустить через себяЛ... но какой ценой.
Да, это данность нашего несовершенного мира, верно подмеченная Э. Фроммом. Подтверждением чему является высказывание У. Черчилля, что человечество ничего лучшего, чем современная демократия, пока не придумало.
Издержки развития человека, этого Ћвзбунтовавшегося дитяЛ, виЌдимо, наиболее процветают в вечно детской русской душе. В России, как на экспериментальном полигоне, отрабатываются, проверяются разные сценарии развития человечества, здесь уж мы точно Ћвпереди планеты всейЛ.
Идеи, высказанные выше, ни в коей мере не оправдывают творящихся на просторах России вакханалий. Абсурдность не знает границ, ведь ни в чем не повинные простые люди, а также цвет нации, ее элита (интеллигенция) не имеют не только возможностей для плодоЌтворной деятельности, творчества, но и просто средств к существоЌванию... Это очевидно, не требует никаких комментариев, продление этого абсурдистского шоу приведет к нашей гибели.

7.4. Интеллигенция и проблемы конформизма

Конформизм в большей степени — это проблема людей, не опреЌделившихся, не нашедших себя, в том числе интеллигенции. Самодостаточной личности, даже если она находится во власти или близко к ней, он касается в меньшей мере.
Конформизм является одним из следствий огромного достоинства российских креативов и интеллектуалов, превращающегося парадоксальнейшим образом в нашу национальную беду. Я уже не раз говорил об этом, но в другом контексте. Главным достоинством российского творца является способность проникать в мир Другого — некое эмпатическое понимание (созерцание, интуиция), правополушарное проявление. Но в нашем бедламе, расколе, противоречиях это достоЌинство — вначале эмоционально-чувственно (акт сердца — И. Ильин) воспринимать явления, мир вокруг нас, а затем уже рационально, прагматично осмыслять их — превращается в некий капкан, западню. Проникая в мир Другого, стремясь вжиться в него, мы попадаем в лапы тотальной зависимости (здесь и Ћты мне, я тебеЛ, и круговая порука и т. д.) и, главное — теряем свободу, что для творца архиопасно. Клубок тотальной зависимости — жестокая форма конформизма — катится по просторам России. Сейчас эта ЋзаразаЛ трансмутировала, но от этого стала еще опаснее.
Понимание, солидарность, умение быть компромиссным, т. е. ЋсдаватьЛ часть своих интересов во благо других и таким образом находить согласие, важнее конформизма. Все вышеупомянутое, а также толерантность (терпимость) к мнению других, их вере, взглядам, способность от разномнений прийти к диалогу, умение быть Ћэхом друг другаЛ возЌвышают человека, тогда как конформизм ведет к потере человеком своЌбоды вне его воли, созидания, желания. Это использование наивности, глупости, доверчивости, невежественности человека или, наоборот, гибкости, пластичности его души в случае с творцом —генератором идей, который часто вне сферы своей деятельности — профан. Так, креатив в рамках своей профессии все пропускает через себя, ничему и никому не доверяя, не веря словам, но в других сферах человеческой деятельности, других проявлениях подвержен конформистским воздействиям.
Вообще российский человек с его Ћвечным детствомЛ души, с наивностью мечтателя, испытывавший на себе постоянное давление пресса авторитарного конформизма, качнулся от тотального к посттотальному конформизму и в полной мере испытал на себе ярмо конЌформизма всех мастей. От тотальной идеологизации, штампа, станЌдарта единомыслия советского времени бросились в другую крайность — тотальную деидеологизацию. Ложно понятая свобода привела к вседозволенности, а здесь выяснилось, что конформизм имеет и другое лицо — он, как оборотень, принял еще более зловещие формы. Все-таки ЋсклеиваниеЛ людей, человеческого сообщества с помощью конформизма —дурное склеивание, от него надо бежать, как от чумы. Для России конформизм нового образца опасен вдвойне; наша советская несвобода, наш деформированный мир с незавершенным коллективизмом, брошенный в вульгарный индивидуализм, сыграли с людьми злую шутку. Растерянность людей, в том числе интеллигенЌции, огромна. Они потеряли иммунитет к старым правилам игры и не знают новых правил. А конформизм новой волны очень коварен, вообще пластичность человеческой психики — это палка о двух концах. Около 40 лет назад профессор С. Аш (США) провел следующий эксперимент. Группа испытуемых от 3 до 9 человек определяла длину линий, изображенных на листах. Подвох заключался в том, что все, кроме испытуемого, были, образно говоря, ЋдезинформаторамиЛ, они давали Ћложные показанияЛ. И когда мнение испытуемого сталкивалось с единодушным мнением большинства, многие присоединялись к неправильному мнению. Человек терял себя, он извинялся, говоря, что с ним что-то случилось, что-то произошло с глазами, т. е. происходила перестройка сознания...
Вот он, путь манипулирования людьми, их сознанием. Более того, чтобы как-то жить в согласии с собой в дальнейшем, чтобы оправдать Ћмонолитное единствоЛ, человек выстраивает для себя и окружающих некое обоснование своего соглашательства, подчинения. Эта ложная концепция еще больше разрушает внутренний мир человека. Как показало время, человечество изобретает все новые изощренные формы конформизации, манипулирования людьми, их мнениями. Известно воздействие Ћ25-го кадраЛ в кино и на телевидении, который, минуя сознание человека, проникает в подсознание. С одной стороны, это активизация возможностей человека, раскрытие его резервов, а с другой стороны, это беспрепятственное, неконтролируемое внедрение информации в человека, что с успехом используется в рекламе, изучении иностранных языков, избирательных кампаниях, других сферах человеческой деятельности.
Возможности манипулирования человеком, его мнением все расширяются. ЋРаскруткиЛ претендентов разных уровней в избирательных кампаниях подтверждают это. Практика избирательных кампаний показывает, что технологии, построенные на выделении достоинств претендентов, затушевывании недостатков, учитывающие менталитет народа, его предрасположенности и многое другое, т. е. навязывающие мнения исподволь, обладают неограниченными возможностями, и они все расширяются. Средства массовой информации, особенно телевиЌдение, в этом смысле — огромная воздействующая сила.
Таким образом, конформизм нового образца не менее опасен, чем тотальный конформизм. Это колоссальная разрушающая сила, превращающая личность в аморфную особь. Поэтому на рубеже двух тысячелетий резонанс согласия свободных людей, их спонтанный диалог взаимного очищения, активизация всех нравственных сил человеческого сообщества, направленных на экологию души и духа человека, а не конформизм избавят нас от конфронтации, конфликтов, войны всех против всех.
Все большее омассовление, люмпенизация человеческого сообщеЌства (не только в России), снижение ценностных ориентиров показывают, что не конформизм интеллигенции, а, наоборот, борение души и духа самодостаточных личностей способно возродить, преобразить нас.
7.5. ЋПоэт в России больше, чем поэт!Л

В наше безвременье такие личности, как В. П. Астафьев, В. Г. Распутин, В. И. Белов, Б. Л. Васильев, В. В. Быков, А. И. Солженицын, В. Т. Спиваков, Д. С. Лихачев, Б. В. Раушенбах, братья Михалковы, Ф. А. Искандер и многие другие, — нравственные ЋочистителиЛ обЌщества. Я сознательно не разделяю демократов и народных патриоЌтов — писателей, поэтов, ученых разных взглядов и политических ориентации. Когда все ориентиры сбиты, все проваливается, катится в тартарары, самодостаточные личности любой сферы деятельности, способные к нравственной, духовной поддержке растерзанных росЌсийских душ и сплочению общества, нужны как воздух.
Кумирами россиян, особенно молодежи, являются ЋкудесникиЛ телевидения. Да, нужны такие, как Якубович, Пельш, Угольников,.Демидов; нужны сатирики, с их доходчивостью, широтой палитры воздействия очистительного юмора, особенно талантливые — Жванецкий, Задорнов, Петросян, Хазанов, Евдокимов и др. Думаю, по-настоящему они не оценены. Выступая как бы от имени народа, они своей критикой, юмором помогают ему выживать, очищаться. Это некая психологическая реабилитация, снятие стресса, помогающие человеку жить в нашем абсурдном мире.
И все же властителями дум в России всегда были писатели и поэты — Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Толстой. Достоевский, Чехов... ЋПоэт в России больше, чем поэт!Л (Е. Евтушенко), Эта констатация роли поэта имеет глубинные российские корни, отражая менталитет, суть России.
Благодаря своему провидческому дару поэт раскрывал духовно-душевные тайны народа, психологизм его внутреннего мира. Душа, эмоционально-чувственное являлись теми струнами, которыми пользовались русские творцы, проникая во внутренний мир россиян и вовлекая разум, дух, нравственность в созидание целостной, гармонической личности русского человека,
И сейчас необходимо развязать руки истинным мыслителям, поЌнимающим русскую душу, нужны контакты от сердца к сердцу, глаза в глаза. Все здоровое, талантливое должно быть брошено на исправление изъянов, на преображение наших душ.
В наше время, наряду с нравственным исправлением общества, пророки должны воспитывать в массах чувство ответственности, профессионализма (начиная от культуры труда, поведения, кончая дуЌховным преображением). Но главное — учить диалогу, терпимости (толерантности), умению услышать другого, компромиссам — выстраиванию согласия из разномнений. Необходимо консолидировать духовное борение (напор), которое парадоксально существует не как противостояние, а как диалог.
Эти проблемы не только российские, но и общечеловеческие, Не человеческие качества, нравственные, духовные ориентиры прельщают сейчас омассовляюшееся человеческое общество, публичного вниЌмания усредненного человека удостаиваются не мудрый писатель, философ, а кинозвезды, ведущие телепередач, бизнесмены, политики. Они несут идеалы общества, им подражают. Вот такой перевернутый мир, и он особенно опасен для России, ее будущего.
Вот оно, поле деятельности не для ЋинтеллигенщиныЛ, а для исЌтинной интеллигенции.

ГЛАВА 8. ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЗДАНИЕ
ОБРАЗА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО
В ДУШЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

8.1. Диалог традиций и новаторства в творчестве:
традиционная и креативная педагогики

На стыке тысячелетий происходит переоценка ценностей, выдвигаются иные приоритеты. Министр культуры России М. Е. Швыдкой так определил эти приоритеты: ЋОдна из острейших проблем России— проблема творчески ориентированных кадров... мы должны формировать новую творческую личность, которая будет способна творчески воспринимать нынешние жизненные реалииЛ1 Швыдкой М. Е. Театральный монолог министра Швыдкого // РосЌсийская газета. 2001, 28 марта.
Таким образом, проблемы творчества, то, чем автор занимается уже несколько десятилетий, превратились в актуальнейшую проблему нашего врЌмени.
Министерство образования в последние годы трубит о новых педагогических разработках, неких биоадекватных методиках, избавляющих, с одной стороны, от муштры, формализма, серости и однообразия, с другой стороны — от засилья логического мышления. Все делается для создания в классе непосредственного доверительного общения. Эта раскованность (ученик может понюхать цветок, что-то съесть, позвонить по мобильному телефону и т. д.) очень продуктивна: разрушаются межличностные барьеры, создается единение, взаимопроникновение. Разработчики таким образом интерпретируют свою позицию: перегрузки левополушарного мышления, обрушившиеся на учеников, запредельные, и чтобы, образно говоря, не прыгать на одной ноге, от чего быстро устаешь, необходим диалог левого и правого полушарий мозга человека. При этом желательно сделать акцент на ассоциативное, образное, а не логическое мышление.
Ребенок живет в параллельном мире со взрослыми: в мире образов, в состоянии иго-ры (власти солнца), и нужен плавный переход в логико-понятийную (интеллектуальную) сферу. Лошадь — образная сфера — должна остаться впереди телеги логического мышления. И так на всю жизнь,
В годы перестройки чохом, подражая Западу, педагогика в РосЌсии была перелицована в образование. Возникли так называемые образовательные учреждения. Школу — лестницу восхождения к душе и духу человека, храм созидания внутреннего мира ребенка — назвали формально и ходульно — учреждением, в одночасье разрушив пеЌдагогику. Но главное — исказили глубинную суть образования как, в первую очередь, постижения образа окружающего нас мира, ведушего к созиданию образа человеческого. Ведь педагогика — это триединство: воспитание — образование — обучение. Образование как образ действия, образ мышления, образ жизни является синтезатором, той доминантой, которая объединяет воспитание с обучением, т. е. образ обладает уникальным свойством, как форма отражения объекта в сознании человека он двуедин. ЋНа чувственной ступени познания образами являются ощущения, восприятия, представления, а на уровне мышления — понятия, суждения, умозаключения, концепции, теорииЛ2 Философский словарь. М., 1989. С. 432. 238
Эта двуединая основа образа является чудодейственной созидающей силой, гармонизирующей внутренний мир наших учеников, сохраняющей единство эмоционально-чувственного и интеллектуального, причем Ћобразы создает (генерирует) правое полушарие, а отбирает левоеЛ (П. Симонов). Именно благодаря асимметрии мозга и возможно творчество.
Превращая свое творчество в образ жизни, служа ему, созидая и творя, мы образуем самих себя. Это касается всех сфер человеческой жизнедеятельности, в том числе и религии, и искусства. Искусство — некий идеальный, виртуальный мир, созданный воображением одухотворенпого человека для самоочищения, для уравновешивания зла добром (Б. Окуджава). Учитывая, что художественный образ — это способ и форма освоения действительности в искусстве, характеризующаяся неразделенным единством чувств и смысловых моментов, его воздействие на нас также целостно и гармонично.
Одним из парадоксов современной педагогики является то, что часто из талантливых учеников получаются средние специалисты, а из средних — хорошие.
Во-первых, талантливый ученик может быть одарен интеллектуально, а может — творчески. Отсюда и подходы к его развитию, стаЌновлению должны быть совершенно различными.
Во-вторых, чем талантливей человек, тем он более индивидуален, тем менее он вписывается в эталонный средний уровень методических установок, взглядов, тем труднее педагогу и ученику. А со средним учеником все значительно проще...
Отчасти эти проблемы были рассмотрены мной в работе ЋДиалогика творчестваЛ 3. Шерстое В. И Диалогика творчества // Вопросы вокального образования: Тез. докл. Чебоксары, 1993. С. 21-24.
Креативная личность смотрит в будущее. Мысли, проблемы, представления такой личности не шаблонны, у нее собственный взгляд на все. Если человек нестандартен, он поступает и действует также нестандартно. Докапывается до истины, а не растекается, не распыляется в приблизительности, неясности, подобно среднему человеку, который, не видя, не понимая сути, поступает, действует и мыслит формально.
На уровне обыденного сознания творческая личность может быть мягкой, инфантильной и т. д., но если дело касается доминанты творчества, то художник превращается в бескомпромиссного льва, отстаивающего плод своего труда. В этом смысле креативная личность неконформна. Это одна из основополагающих черт творческой личности. Будучи способной к суждениям без рефлексии, креативная личность ЋчуетЛ правду. Ей трудно навязать чуждое мнение, сбить с толку.
Теперь рассмотрим проблему с точки зрения традиций и новаторЌства (профессионализма — креативности), связи прошлого — настоящего — будущего.


Творческость (креативность) Будущее Новаторство

Настоящее

Высокий профессионализм
Будущее
Прошлое 1 Традиция

Используем классификацию академика Л. Мандельштама: 1-й род понимания — это способность быстро усваивать знания, умения, навыки и убедительно оперировать ими; 2-й род понимания — это когда личность на основе усвоенной ею информации способна решить дальнейшие творческие задачи.
1-й род понимания требует многое принимать на веру, так как это передача опыта прошлого в настоящее (традиция, профессионализм), но в этой вере заложена и мина замедленного действия: не пропуская в полной мере информацию через себя, сам процесс передачи мы осуЌществляем как все, усредненно, и сразу попадаем в лапы схематизма, формальности. В лучшем случае таким образом мы способны воспиЌтать интеллектуальных, знающих, обучаемых, но не творческих личностей. Как только мы индивидуализируем процесс познания, деятельности, понимания, как бы сливаясь с ним, появляется личностная доминанта в решении различных проблем, и мы сразу перескаЌкиваем на 2-й род, становимся творцами. Это — уровень креативности.
Таким образом, лучшие из ЋпервоуровневыхЛ — интеллектуально одаренные, лучшие из ЋвтороуровневыхЛ — творчески одаренные. Принимая многое на веру, с одной стороны, ЋпервоуровневыеЛ имеют возможность быстро схватывать и усваивать. Таким личностям чаще всего все дается легко, им присуща Ћшкольная одаренностьЛ, но при этом нет собственного подхода, ЋсамостиЛ.
Противоречие процесса обучения состоит в том, что, присваивая чужой опыт и перерабатывая его в свой, ты должен отречься от себя, чтобы легче усвоить предполагаемую чужую логику, чужой, найденный другим способ деятельности, но чем больше ты отрекаЌешься от себя, тем больше конформируешься, становишься шаблонЌным, теряешь ЋсамостьЛ, ЋфирменностьЛ в подходах к решению проблем.

Поэтому профессия педагога по своей сути консервативна. Образование — это передача опыта, знаний, его главная цель — обучение, передача традиций (прошлое — настоящее).
Если интеллектуальная одаренность — это чаще всего способность к адаптации, то для творческой одаренности обычные нормы, обычные законы адаптации не годятся. Неконформность, трудность приспособления свойственны креативным личностям, они ершисты, противоречивы, непредсказуемы.
Очевидно, что творческая и интеллектуальная одаренность в большей мере определяются природными особенностями, чем воспитанием.
По данным П. Торранса, подлинно творческих людей не более 2-5 %. Но воспитание, социальные факторы поддержки, а также создаЌние условий для выявления креативности, понимание сути такой личЌности способствуют ее реализации и защите от деформации.
Бельгийский психолог Ж. Ньюттен описывает эксперимент, проведенный с группой детей 4-5 лет в замечательной комнате, заполненной разнообразными непонятными машинами и устройствами. Оказавшись в такой необыкновенной комнате, дети проявляли себя
по-разному:
1. Одни, хватая экспериментатора за рукав, просияй объяснить, как это называется, как это действует, как с этим играть.
2. Другие, их было меньше, ни о чем не спрашивая, начинали круЌтить ручки у непонятных игрушек и т. д.
По Фромму, понимание первого рода репродуктивно, другой выступает здесь в роли поводыря. Понимание второго рода продуктивЌно, созидательно. При этом как бы минуется 1-й уровень. Он не нужен, часто мешает. Это понимание без рефлексии, требующее самостоятельности. Другой — коллега, оппонент. Посредник чаще не нуЌжен (он может только запутать). Имеет место собственный спонтанный поиск. Деликатный диалого-синергетический подход, ненасильственная педагогика — основа развития креативной личности.
Есть еще одна интересная взаимосвязь творческой и интеллектуальной одаренностей. Уровень умственного развития творческой личности несколько выше среднего. Так, человек с IQ (коэффициентом интеллекта), допустим, в 130 единиц может быть более творческим, чем человек с IQ в 160 единиц. По когда интеллект очень высок (к примеру, IQ— 180 единиц), то возникает, как и в случае с интеллектом, в 130 единиц может быть более творческим, чем человек с IQ в 160 единиц. По когда интеллект очень высок (к примеру, IQ — 180 единиц), то возникает, как и в случае с интеллектом ниже среднего, препятствие к нормальному развитию творческих способностей. Переход в более высокую Ћвесовую категориюЛ формирует когорту интеллектуалов, ориентированных на бучение и энциклопедичность знаний.
Удел интеллектуалов в основном — перенос опыта прошлого, идей прошлых поколений (плодородной почвы) в настоящее. Их глубокие знания, скрупулезность, бережное отношение к прошлому во многом определяют дальнейшее развитие общества.
Творческая же личность устремлена в будущее. Креативная педаЌгогика носит, таким образом, более метафизический, бессознательный, интуитивный характер. Традиция Ћвесть из прошлогоЛ во многом берется спонтанно из коллективного бессознательного (К. Юнг). Хотя, безусловно, важен диалог с традиционной педагогикой, дающей объективные знания, умения, навыки, методологию и т. д.
Важна ЋдополнительностьЛ креативов и интеллектуалов. Им не жить друг без друга на уровне прошлого — настоящего — будущего. Интеллектуалы направляют и корректируют креативов, а в будущем они — реализаторы новых идей, так как их удел -— воплощение, материализация созданного творческой личностью.


8.2. Образование в России:
прошлое, настоящее, будущее


Культуру, искусство, образование также необходимо рассматривать в контексте развития России, в контактах ее с другими мирами, не противопоставляя социализм постсоциализму. Более широкий подход — исследование многовековой связи с Западом, в первую очередь, с греко-римской культурой, не говоря уже о глубокой взаимосвязи с Византией, вообще с Востоком — позволяет на многое взглянуть другими глазами.
Конец XVII века и XVIII век прошли в России под влиянием немецкой культуры. Была внедрена немецкая система образования, хотя основоположника дидактики Яна Амоса Коменского, чешского мыслителя, гуманиста, разработавшего единую школьную систему, можно скорее назвать славяно-немецким идеологом. Его материалистический сенсуализм, связанный с дидактикой, в некотором роде представляет синтез славянских и немецких начал.
Думаю, что это вело к единению чувственно-образного (спонтанности, интуиции, со-зерцательности) с логикой, так необходимой русскому человеку, единению славянского и немецкого. Да, безусловно, были и перегибы, вульгаризация, усреднение, огрубление (палочЌная дисциплина, формализм, шаблонность и т. д.). Но Россия перемолола, пропустила через себя все немецкое и французское и создала свое неповторимое — уникальную систему образования.
Основы этой школы выдержали испытание временем, в годы жесточайшего сталинского диктата она не только выстояла, но и дала прекрасные плоды. Именно немецкая ветвь (дисциплина, порядок, системность) сыграла здесь решающую роль.
Наше время постсоциализма показывает, что без строгости, последовательности в жизни вообще и особенно в воспитании молодежи, подрастающего поколения не обойтись. Ложно понятая свобода несвободного народа привела к вседозволенности.
XIX век прошел под большим влиянием французской культуры, образования. Уже во время Отечественной войны 1812 года пленные французы свободно общались на французском языке с русскими офиЌцерами. Хотя надо отметить: немецкие и французские влияния переплетались, были их приливы и отливы. Существовали периоды, например, когда считалось дурным тоном стажироваться в ЋлегкомысленнойЛ Франции. Часто подчеркивался нигилизм французов и в пример ставилась добропорядочная Англия и т. д.
Было негативное отношение славянофилов ко всему иностранноЌму, вспомним отрицательное отношение Н. Данилевского (европейничанье — болезнь русской жизни), В. Стасова и многих других, грибоедовское высказывание о французике из Бордо, который собирался в Россию со страхом и слезами, а Ћприехал и нашел, что ласкам нет конца, ни звука русского, ни русского лица не встретил, посмотришь вечерком — он чувствует себя здесь маленьким царьком. Такой же толк у дам, такие же наряды... он рад, а мы не радыЛ.
Но была и устремленность к европейским ценностям западников. Эта извечная русская проблема — столкновение славянофилов и западников, существующая уже несколько веков, заявляет о себе и в конце XX века.
В дореволюционной России, вписаной в мировое сообщество, находившейся в свободном общении с миром, наблюдалась интересная закономерность: талантливые молодые люди от науки чаще всего отправлялись на обучение, стажировку в Германию, Швецию, Голландию, Англию. Молодые же таланты от искусства, культуры держали путь во Францию, Италию, Испанию. Художники, писатели, музыканты, певцы именно там завершали свое образование. Это ли не доказательство спонтанного стремления души и духа России к тождествепному, идентичному и, одновременно, свободного общения с проЌтивоположным началами — диалог с противоположным.
В 1918 году во время Гражданской войны Ленин основал 30 наЌучных институтов. В 30-е годы, когда в Россию приехали представители фонда Рокфеллера, помогающего развитию науки в слаборазвитых странах, они были удивлены и констатировали, что наЌуку в России финансируют лучше, чем в Западной Европе, К этим сведениям, касающимся советского времени, мы вновь обращаемся для того, чтобы, связав дореволюционное прошлое России с советскими временами, понять настоящее. Как его понимать?! Какие могут быть концепции в образовании, культуре, здравоохранении, какая может быть стратегия, когда Ћспасают утопающегоЛ, ликвидируют ЧП?
Зачем в современных условиях изобретать велосипед? Да, в обучении необходим вариативный метод, чтобы любой ребенок, художественно одаренный и имеющий математические способности, мог развивать свой талант.
На первой ступени нужны некие современные словесные школы, дающие обще гуманитарное образование, развивающие образное мышление, не отягощающие восприятие ребенка рационализмом и прагматизмом и не разрывающие его целостный мир знаниями. Да, это трудно, но можно знания, умения, навыки одевать в одежды образности, ассоциативности посредством игры.
Далее нужна вторая ступень, ее прообраз — арифметическая школа, но и здесь, особенно для российских школ, чрезвычайно важен игровой, образный подход.
И, наконец, высшая школа. Она должна быть трехступенчатой: 1. Гуманитарная ступень, ЋподчищающаяЛ изъяны школьного обучения, дающая общее образование, навыки организационной работы и повышающая культуру молодого человека. Желательно, чтобы через эту ступень высшей школы проходили все выпускники школ. 2. Вторая ступень, очень важная для России, — подготовка высококлассных узких специалистов, досконально знающих свое дело, имеюших экономические и юридические знания, необходимые в рамках конкретной специализации,
3. Третья ступень — воспитание творцов и интеллектуалов, предполагающее теснейшую связь учебных центров с научно-исследовательскими институтами.
Поспешенность, которую демонстрирует осуществляемая реформа образования, вызывает желание воскликнуть: ЋЛучше ничего не делать, чем делать таким образом!Л
Реформа образования, на которую нужны годы, чтобы осмыслить пройденное, сто раз отмерить и лишь потом отрезать, действовать по принципу ЋНе навреди!Л, не должна быть слишком радикальной — можно наломать дров. Нужно, чтобы консерватизм, а не ЋпетушиЌныеЛ, ЋкавалерийскиеЛ наскоки, присутствовал в реформах и руководителей государства, и преобразователей образования.

Итоги тренинга в Египте


Подробно о них в следующем выпуске.
Сейчас отмечу, что тренинг был удачным. Впервые пел в ресторанах (без микрофона). Публику принимала мое пение с восторгом. Самые лестные эпитеты слышал
в свой адрес и от разноплеменной публики и от служащих отеля. Хозяин
отеля даже вручил медаль, которая, по мнению некоторых моих почитателей очень похожа на золотую. Все выступления отсняты на цифровое видео. Предполагается, что в дальнейшем фрагменты этих выступлений войдут в учебный материал, который будет приложением ко второму расширенному варианту самоучителя.

О насущном
Тренинг в Москве 24-26.12.04. точно состоится. Народ собрался, билеты куплены.

Будьте в Голосе!
Владимир Багрунов


почтовый ящик проекта: voice@bagratid.com

архив рассылки: http://www.subscribe.ru/archive/psychology.psycho/


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: psychology.psycho
Отписаться

В избранное