Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скрытые резервы нашей психики


Информационный Канал Subscribe.Ru

СКРЫТЫЕ РЕЗЕРВЫ НАШЕЙ ПСИХИКИ.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА .

проект
www.bagratid.com
Ведущий
Багрунов В.П.

 

 

Это вторая рассылка.

Получил первую и ужаснулся. Столько в ней всяких ляпов.Откуда все повылазило. Это и буква К,и всякие другое. Исправляю и заново посылаю и обращаюсь к читателям с просьбой прояснить и подсказать как рационально в Дринвивере обработать вордовский текст. Вроде бы сейчас можно даже обойтись без html, о чем пишут на subscribe.ru?

Воспользовался моментом и на свежую голову добавил материал о пении в Египте.

21 декабря 2004
Выпуск 70


" Нет богатств выше здоровья телесного и радостей выше радостей духовных" Глава XII "Богатство в бережливости". Из книги Орисон Свет Марден
" СТРОИТЕЛИ СУДЬБЫ ИЛИ ПУТЬ К УСПЕХУ И МОГУЩЕСТВУ"

В. Н.Шерстов
МЕНТАЛИТЕТ РУССКОГО НАРОДА И ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ТВОРЧЕСТВА


ГЛАВА 7. РОССИЙСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ И КРЕАТИВНОСТЬ РУССКОГО НАРОДА

7.3. Творчество, интеллигенция и власть
Мы часто наивно полагаем, что человек может быть одновременно швец, жнец и на дуде игрец. Философ В. С. Библер писал, что "нельзя сразу требовать: ты будь одновременно и критик, и созидатель, формулируй только конструктивные предложения (такая "трамвайная логика": о себе скажи, а сам что собой представляешь, что сам делаешь?). Необходимы и "изобретатели", но необходимы и люди, которые в первую очередь критикуют, которые видят недостатки, а предложить своего не могут. Тогда будет полифония, о которой мы говорим, которую сегодня провозглашаем и тут же заглушаем требованием, чтобы каждый был всем: не только говори, но и делай. Но вот для нас, философов, слово вообще и есть дело. Это мы, к сожалению, забываем, а это сегодня крайне важно в структуре нашей демократии"5 Библер В. С. О сути диалогизма. Диалог и коммуникация — философские проблемы II Вопр. философии. 1989. Й 7. С. 5.
" Итак, "генератору идей" для полноценного творчества нужен "критик" — делает вывод В. П. Карцев. —Им обоим нужен "эрудит". "Генератор", "критик", "эрудит" — это научно-социальные роли... Во взаимодействии ролей мы видим осуществление великого принципа научной кооперации"6 Карцев В. /7. Чтобы изобрести, нужно выслушать возражения... и использовать их // Изобретатель и рационализатор. 1979. №2. С. 14-15.
Р. Оппенгеймер, отец американской атомной бомбы, интеллигентный, тонкий, ранимый человек, вместе с творцами его же типа (генераторами идей), без единения с военными, являющимися пробойной силой, не подверженными шатаниям и сомнениям, не добились бы таких впечатляющих результатов.
Любопытна в этом смысле организаторская роль С. П. Королева в интерпретации Б. В. Раушенбаха, который считает, что Королев не был великим ученым, инженером, более того, Раушеибах считает его средним ученым и инженером. Но, по его мнению, Королев был великим полководцем, обладающим свойством объединять, ставить задачи, идти напролом, когда, казалось бы, надо в обход. При этом он обладал великим даром принимать правильное решение при минимуме информации о неизведанном деле. Королев как бы синтезировал работу генераторов идей, исполнителей, военных, властей и т. д. Таким образом, коллектив работает творчески, если он сформирован на основе ролевой дополнительности. Этот принцип был экспериментально проверен с помощью Р-групп (ролевых групп) в России и за рубежом. Его необходимо соблюдать в любой профессиональной деятельности, в том числе политике, государственной деятельности, где огромна роль отлаженной команды, члены которой дополняют друг друга.
В России во взаимодействии
общество
народ <--------------> власть
интеллигенция

интеллектуалы
интеллигенция <--------------> Власть
исполнители
профессионалы
в свете всего сказанного существуют интересные закономерности.
Автор предлагает рассмотреть некоторые проблемы общества, интеллигенции, властей с точки зрения диалога, творческого взаимодействия, считая данные субъекты частью единого процесса, где их роли являются как отрицательными, так и положительными.
Для этого мы определим субъекты нашего исследования с точки зрения психологии творчества, установим их социальные роли:
Творцы — генераторы идей (невротический тип с точки зрения профессора К. Домбровского, Канада), изобретатели новых идей, неконформны, плохо адаптируются, все подвергают сомнению, конфликтны, обладают повышенной возбудимостью нервной системы, что положительно для творчества, но отрицательно для жизни в обществе, они не уверены в себе, мнительны, тонкокожи".
Творцы-борцы (в терминологии автора; психопатический тип с точки зрения профессора К. Домбровского) — волевые, страстные натуры, трибуны, наделенные общественным темпераментом, организаторскими способностями, способностью к действию, они узкоориентированы, играют важные социальные роли, отличные руководители, исполнители. Профессор Домбровский так характеризует творЌцов психопатического типа: "Структура личности психопата интегрируется на примитивном уровне инстинктов, и этому уровню подинены способности, которые, впрочем, могут быть значительными"7 Домбровский К. Признак одаренности или просто болезнь: Диалоги продолжаются. М„ 1989. С. 163.
Другими словами, творцы-борцы, оперирующие особым творчесЌким материалом — людьми, личности более "толстокожие". Они обладают более сильной нервной системой, поэтому социально адаптивны, стойки, отличаются повышенной выживаемостью. Хочу заметить, что уже в самой характеристике психотипов творцов заложена их диаметрально противоположная направленность, их неприятие друг друга, конфликт. Вот почему их контакты должны быть скорректированны, самортизированны обществом, интеллектуалами, гармоничными личностями.
По моему мнению, огромная роль в наведении мостов между творцами разных типов отведена интеллектуалам.
Интеллектуалы — трансляторы идей, знаний, анализаторы, критические оценщики, эрудиты — "ходячие энциклопедии", систематизаторы. Они выступают в роли "переводчиков" с языка творцов —генераторов идей на язык творцов-борцов, и наоборот, в этом смысле они являются одной из главных созидающих сил в формировании гражданского общества, общественных институтов, общественного мнения.
Безусловно, в реальной жизни все эти психотипы причудливо переплетены; безусловно, для общественного благополучия, стабильности общества предпочтительней целостные, гармоничные творческие личности. Но, как говорится, что имеем, то и имеем...
Целостная личность в этом случае выполняет, образно говоря, сверхзадачу. Находясь над процессом, видя дальше и глубже, она более способствует гармонизации общества, чем чистые интеллектуалы.
Таким образом, диалог творцов разных типов, их интеграция, синтез — требование времени. В определенном смысле можно сказать, что творцы-борцы несут в себе больше активных мужских начал, а творцы — генераторы идей (инфантилы) — пассивные, женские начала.
Не противостояние, а выступление одной командой, неким тандемом, — такой сценарий взаимодействия, безусловно, предпочтительней.
ГАРМОНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА (В книге расположение материала иное, чем здесь. Расположить так, как это нужно я не смог. Не смог также ввести в рамки, то что сделал жирным и с наклоном).Как это в книге поясню словами.

Идут три колонки. Обозначаю цифрами
1.невротический тип личности
2.интеллектуалы, эрудиты,критики

3.психопатический тип личности

Под ними,также мое обозначение принятое в математической логике.


1.1.творцы-инфантилы,генераторы(в рамке)1.2. Стрелка на обе стороны что означает взаимовоздействие.3.1.идей творцы-борцы, политики(в рамке)

1.2рождение идей
2.2исполнители, профессионалы3.2.организация, реализация идей

Это системное взаимодействие более стабильно, оно является диалого-самоорганизующейся системой.

Взаимодействие интеллигенция <> власть, рассмотренное выше, проливает свет на бесплодность повального бросания интеллигенции во власть несколько лет назад.
Выскажу предположение: если бы перестройка, реформирование начались не с полной ломки всех систем (экономической, политической, ценностных ориентаций), если бы был сделан упор на нравственные духовно-душевные устои, а не только экономические (частную собственность, рынок), то интеллигенция осталась бы в диалоге с властями, не была бы сбита с толку (впрочем, как и сами власти), выброшена вместе с народом за борт. Осуществился бы эволюционный путь постепенной модернизации, без слома "всего и всех". Впрочем, не надо думать, что власти находятся сейчас в выгодном положении. Падение "поводырей" будет еще сокрушительней, но позднее по времени (когда их деяния или злодеяния свершатся). Власть, правители — это передний редут на политическом, экономическом, материальном, обыденном уровне. Они принимают первый удар на себя, они ответственны за все, происходящее в обществе, государстве. Интеллигенция (элита) — нравственный авангард, она добровольно приняла на себя ношу ответственности. И если "властьдержащий"может скинуть свою ношу, то истинному интеллигенту с разбуженной душой совестно, невозможно это сделать.
Еще одно разрушающее противоречие России — постоянное шараханье из стороны в сторону, отсутствие преемственности, последовательности, несоблюдение традиций, превалирование Иванов, не помнящих родства. Руководители разных рангов противостоят друг другу, главная их задача — действовать вопреки. Практика утверждения своего "я" с помощью унижения, отрицания другого пышно процветает.
Парадоксально, но факт: в наше время ни об одном руководителе, царе, генсеке не говорится добрых слов. Если на высшем уровне (философия, психология и т. д.) мы уже поняли, что плевать в прошлое — это значит плевать в себя, то на обыденном уровне, в политическом противостоянии вседозволенность "правит балом".
Интеллигенция "преуспевает" в этом постыдном деле. В нашем раздрае и бедламе творцы — генераторы идей и творцы-борцы, реализаторы, организаторы смешались в кучу, и в этой куче-мале, перевернутом мире их достоинства — критичность, ирония, тонкокожесть одних и прямолинейность, узконаправленность, толстокожесть других — превращены в свою противоположность, в навешивание ярлыков друг на друга, базарную психологию недостойных людей, все и всех смешивающих с грязью.
Считаю, что противостояние творцов невротического и психопатического типов не только противоестественно, но и вредно. Генераторам идей нечего делить с творцами-борцами; более того, их дополнительность — залог прогресса человеческого сообщества. Важно чтобы общество корректировало их деяния. Задача в том, чтобы обЌщество, общественные институты, общественное мнение не позволяли никому шарахаться из стороны в сторону, создавали стабильность, традиции.
" Нашим обществом правит административная бюрократия и профессиональные политики; массовое внушение служит источником мотивации больше производить и больше потреблять, и это становится самоцелью. Вся деятельность подчинена экономике, средства стали целью; человек превратился в автомат в хорошо одетый, накормленный, но без какого-либо интереса к тому, что составляет чисто человеческое качество и функцию. Если человек хочет иметь способность любить, он должен занять в обществе главенствующую позицию. Но он должен обслуживать экономический механизм, а экономика — его"8 Фромм Э. Искусство любить. М., 1994. С. 226-227.
Собственно, это предупреждение великого философа и психолога нам, россиянам. Фромм предостерегает, а мы, как истинные креатины, "все должны пропустить через себя"... но какой ценой.
Да, это данность нашего несовершенного мира, верно подмеченная Э. Фроммом. Подтверждением чему является высказывание У. Черчилля, что человечество ничего лучшего, чем современная демократия, пока не придумало.
Издержки развития человека, этого "взбунтовавшегося дитя", видимо, наиболее процветают в вечно детской русской душе. В России, как на экспериментальном полигоне, отрабатываются, проверяются разные сценарии развития человечества, здесь уж мы точно "впереди планеты всей".
Идеи, высказанные выше, ни в коей мере не оправдывают творящихся на просторах России вакханалий. Абсурдность не знает границ, ведь ни в чем не повинные простые люди, а также цвет нации, ее элита (интеллигенция) не имеют не только возможностей для плодотворной деятельности, творчества, но и просто средств к существованию... Это очевидно, не требует никаких комментариев, продление этого абсурдистского шоу приведет к нашей гибели.

7.4. Интеллигенция и проблемы конформизма

Конформизм в большей степени — это проблема людей, не определившихся, не нашедших себя, в том числе интеллигенции. Самодостаточной личности, даже если она находится во власти или близко к ней, он касается в меньшей мере.
Конформизм является одним из следствий огромного достоинства российских креативов и интеллектуалов, превращающегося парадоксальнейшим образом в нашу национальную беду. Я уже не раз говорил об этом, но в другом контексте. Главным достоинством российского творца является способность проникать в мир Другого — некое эмпатическое понимание (созерцание, интуиция), правополушарное проявление. Но в нашем бедламе, расколе, противоречиях это достоинство — вначале эмоционально-чувственно (акт сердца — И. Ильин) воспринимать явления, мир вокруг нас, а затем уже рационально, прагматично осмыслять их — превращается в некий капкан, западню. Проникая в мир Другого, стремясь вжиться в него, мы попадаем в лапы тотальной зависимости (здесь и "ты мне, я тебе", и круговая порука и т. д.) и, главное — теряем свободу, что для творца архиопасно. Клубок тотальной зависимости — жестокая форма конформизма — катится по просторам России. Сейчас эта "зараза" трансмутировала, но от этого стала еще опаснее.
Понимание, солидарность, умение быть компромиссным, т. е. "сдавать" часть своих интересов во благо других и таким образом находить согласие, важнее конформизма. Все вышеупомянутое, а также толерантность (терпимость) к мнению других, их вере, взглядам, способность от разномнений прийти к диалогу, умение быть "эхом друг друга" возвышают человека, тогда как конформизм ведет к потере человеком свободы вне его воли, созидания, желания. Это использование наивности, глупости, доверчивости, невежественности человека или, наоборот, гибкости, пластичности его души в случае с творцом —генератором идей, который часто вне сферы своей деятельности — профан. Так, креатив в рамках своей профессии все пропускает через себя, ничему и никому не доверяя, не веря словам, но в других сферах человеческой деятельности, других проявлениях подвержен конформистским воздействиям.
Вообще российский человек с его "вечным детством" души, с наивностью мечтателя, испытывавший на себе постоянное давление пресса авторитарного конформизма, качнулся от тотального к посттотальному конформизму и в полной мере испытал на себе ярмо конЌформизма всех мастей. От тотальной идеологизации, штампа, стандарта единомыслия советского времени бросились в другую крайность — тотальную деидеологизацию. Ложно понятая свобода привела к вседозволенности, а здесь выяснилось, что конформизм имеет и другое лицо — он, как оборотень, принял еще более зловещие формы. Все-таки "склеивание" людей, человеческого сообщества с помощью конформизма —дурное склеивание, от него надо бежать, как от чумы. Для России конформизм нового образца опасен вдвойне; наша советская несвобода, наш деформированный мир с незавершенным коллективизмом, брошенный в вульгарный индивидуализм, сыграли с людьми злую шутку. Растерянность людей, в том числе интеллигенЌции, огромна. Они потеряли иммунитет к старым правилам игры и не знают новых правил. А конформизм новой волны очень коварен, вообще пластичность человеческой психики — это палка о двух концах. Около 40 лет назад профессор С. Аш (США) провел следующий эксперимент. Группа испытуемых от 3 до 9 человек определяла длину линий, изображенных на листах. Подвох заключался в том, что все, кроме испытуемого, были, образно говоря, "дезинформаторами", они давали "ложные показания". И когда мнение испытуемого сталкивалось с единодушным мнением большинства, многие присоединялись к неправильному мнению. Человек терял себя, он извинялся, говоря, что с ним что-то случилось, что-то произошло с глазами, т. е. происходила перестройка сознания...
Вот он, путь манипулирования людьми, их сознанием. Более того, чтобы как-то жить в согласии с собой в дальнейшем, чтобы оправдать "монолитное единство", человек выстраивает для себя и окружающих некое обоснование своего соглашательства, подчинения. Эта ложная концепция еще больше разрушает внутренний мир человека. Как показало время, человечество изобретает все новые изощренные формы конформизации, манипулирования людьми, их мнениями. Известно воздействие "25-го кадра" в кино и на телевидении, который, минуя сознание человека, проникает в подсознание. С одной стороны, это активизация возможностей человека, раскрытие его резервов, а с другой стороны, это беспрепятственное, неконтролируемое внедрение информации в человека, что с успехом используется в рекламе, изучении иностранных языков, избирательных кампаниях, других сферах человеческой деятельности.
Возможности манипулирования человеком, его мнением все расширяются. "Раскрутки"претендентов разных уровней в избирательных кампаниях подтверждают это. Практика избирательных кампаний показывает, что технологии, построенные на выделении достоинств претендентов, затушевывании недостатков, учитывающие менталитет народа, его предрасположенности и многое другое, т. е. навязывающие мнения исподволь, обладают неограниченными возможностями, и они все расширяются. Средства массовой информации, особенно телевидение, в этом смысле — огромная воздействующая сила.
Таким образом, конформизм нового образца не менее опасен, чем тотальный конформизм. Это колоссальная разрушающая сила, превращающая личность в аморфную особь. Поэтому на рубеже двух тысячелетий резонанс согласия свободных людей, их спонтанный диалог взаимного очищения, активизация всех нравственных сил человеческого сообщества, направленных на экологию души и духа человека, а не конформизм избавят нас от конфронтации, конфликтов, войны всех против всех.
Все большее омассовление, люмпенизация человеческого сообщеЌства (не только в России), снижение ценностных ориентиров показывают, что не конформизм интеллигенции, а, наоборот, борение души и духа самодостаточных личностей способно возродить, преобразить нас.
7.5. "Поэт в России больше, чем поэт!"

В наше безвременье такие личности, как В. П. Астафьев, В. Г. Распутин, В. И. Белов, Б. Л. Васильев, В. В. Быков, А. И. Солженицын, В. Т. Спиваков, Д. С. Лихачев, Б. В. Раушенбах, братья Михалковы, Ф. А. Искандер и многие другие, — нравственные "очистители" общества. Я сознательно не разделяю демократов и народных патриотов — писателей, поэтов, ученых разных взглядов и политических ориентации. Когда все ориентиры сбиты, все проваливается, катится в тартарары, самодостаточные личности любой сферы деятельности, способные к нравственной, духовной поддержке растерзанных российских душ и сплочению общества, нужны как воздух.
Кумирами россиян, особенно молодежи, являются "кудесники" телевидения. Да, нужны такие, как Якубович, Пельш, Угольников,.Демидов; нужны сатирики, с их доходчивостью, широтой палитры воздействия очистительного юмора, особенно талантливые — Жванецкий, Задорнов, Петросян, Хазанов, Евдокимов и др. Думаю, по-настоящему они не оценены. Выступая как бы от имени народа, они своей критикой, юмором помогают ему выживать, очищаться. Это некая психологическая реабилитация, снятие стресса, помогающие человеку жить в нашем абсурдном мире.
И все же властителями дум в России всегда были писатели и поэты — Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Толстой. Достоевский, Чехов... "Поэт в России больше, чем поэт!" (Е. Евтушенко), Эта констатация роли поэта имеет глубинные российские корни, отражая менталитет, суть России.
Благодаря своему провидческому дару поэт раскрывал духовно-душевные тайны народа, психологизм его внутреннего мира. Душа, эмоционально-чувственное являлись теми струнами, которыми пользовались русские творцы, проникая во внутренний мир россиян и вовлекая разум, дух, нравственность в созидание целостной, гармонической личности русского человека,
И сейчас необходимо развязать руки истинным мыслителям, понимающим русскую душу, нужны контакты от сердца к сердцу, глаза в глаза. Все здоровое, талантливое должно быть брошено на исправление изъянов, на преображение наших душ.
В наше время, наряду с нравственным исправлением общества, пророки должны воспитывать в массах чувство ответственности, профессионализма (начиная от культуры труда, поведения, кончая духовным преображением). Но главное — учить диалогу, терпимости (толерантности), умению услышать другого, компромиссам — выстраиванию согласия из разномнений. Необходимо консолидировать духовное борение (напор), которое парадоксально существует не как противостояние, а как диалог.
Эти проблемы не только российские, но и общечеловеческие, Не человеческие качества, нравственные, духовные ориентиры прельщают сейчас омассовляюшееся человеческое общество, публичного вниЌмания усредненного человека удостаиваются не мудрый писатель, философ, а кинозвезды, ведущие телепередач, бизнесмены, политики. Они несут идеалы общества, им подражают. Вот такой перевернутый мир, и он особенно опасен для России, ее будущего.
Вот оно, поле деятельности не для "интеллигенщины", а для исЌтинной интеллигенции.

ГЛАВА 8. ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЗДАНИЕ
ОБРАЗА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО
В ДУШЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

8.1. Диалог традиций и новаторства в творчестве:
традиционная и креативная педагогики

На стыке тысячелетий происходит переоценка ценностей, выдвигаются иные приоритеты. Министр культуры России М. Е. Швыдкой так определил эти приоритеты: "Одна из острейших проблем России— проблема творчески ориентированных кадров... мы должны формировать новую творческую личность, которая будет способна творчески воспринимать нынешние жизненные реалии"1 Швыдкой М. Е. Театральный монолог министра Швыдкого // Российская газета. 2001, 28 марта.
Таким образом, проблемы творчества, то, чем автор занимается уже несколько десятилетий, превратились в актуальнейшую проблему нашего времени.
Министерство образования в последние годы трубит о новых педагогических разработках, неких биоадекватных методиках, избавляющих, с одной стороны, от муштры, формализма, серости и однообразия, с другой стороны — от засилья логического мышления. Все делается для создания в классе непосредственного доверительного общения. Эта раскованность (ученик может понюхать цветок, что-то съесть, позвонить по мобильному телефону и т. д.) очень продуктивна: разрушаются межличностные барьеры, создается единение, взаимопроникновение. Разработчики таким образом интерпретируют свою позицию: перегрузки левополушарного мышления, обрушившиеся на учеников, запредельные, и чтобы, образно говоря, не прыгать на одной ноге, от чего быстро устаешь, необходим диалог левого и правого полушарий мозга человека. При этом желательно сделать акцент на ассоциативное, образное, а не логическое мышление.
Ребенок живет в параллельном мире со взрослыми: в мире образов, в состоянии иго-ры (власти солнца), и нужен плавный переход в логико-понятийную (интеллектуальную) сферу. Лошадь — образная сфера — должна остаться впереди телеги логического мышления. И так на всю жизнь,
В годы перестройки чохом, подражая Западу, педагогика в России была перелицована в образование. Возникли так называемые образовательные учреждения. Школу — лестницу восхождения к душе и духу человека, храм созидания внутреннего мира ребенка — назвали формально и ходульно — учреждением, в одночасье разрушив педагогику. Но главное — исказили глубинную суть образования как, в первую очередь, постижения образа окружающего нас мира, ведушего к созиданию образа человеческого. Ведь педагогика — это триединство: воспитание — образование — обучение. Образование как образ действия, образ мышления, образ жизни является синтезатором, той доминантой, которая объединяет воспитание с обучением, т. е. образ обладает уникальным свойством, как форма отражения объекта в сознании человека он двуедин. На чувственной ступени познания образами являются ощущения, восприятия, представления, а на уровне мышления — понятия, суждения, умозаключения, концепции, теории 2 Философский словарь. М., 1989. С. 432. 238
Эта двуединая основа образа является чудодейственной созидающей силой, гармонизирующей внутренний мир наших учеников, сохраняющей единство эмоционально-чувственного и интеллектуального, причем "образы создает (генерирует) правое полушарие, а отбирает левое" (П. Симонов). Именно благодаря асимметрии мозга и возможно творчество.
Превращая свое творчество в образ жизни, служа ему, созидая и творя, мы образуем самих себя. Это касается всех сфер человеческой жизнедеятельности, в том числе и религии, и искусства. Искусство — некий идеальный, виртуальный мир, созданный воображением одухотворенпого человека для самоочищения, для уравновешивания зла добром (Б. Окуджава). Учитывая, что художественный образ — это способ и форма освоения действительности в искусстве, характеризующаяся неразделенным единством чувств и смысловых моментов, его воздействие на нас также целостно и гармонично.
Одним из парадоксов современной педагогики является то, что часто из талантливых учеников получаются средние специалисты, а из средних — хорошие.
Во-первых, талантливый ученик может быть одарен интеллектуально, а может — творчески. Отсюда и подходы к его развитию, стаЌновлению должны быть совершенно различными.
Во-вторых, чем талантливей человек, тем он более индивидуален, тем менее он вписывается в эталонный средний уровень методических установок, взглядов, тем труднее педагогу и ученику. А со средним учеником все значительно проще...
Отчасти эти проблемы были рассмотрены мной в работе "Диалогика творчества" 3. Шерстое В. И Диалогика творчества // Вопросы вокального образования: Тез. докл. Чебоксары, 1993. С. 21-24.
Креативная личность смотрит в будущее. Мысли, проблемы, представления такой личности не шаблонны, у нее собственный взгляд на все. Если человек нестандартен, он поступает и действует также нестандартно. Докапывается до истины, а не растекается, не распыляется в приблизительности, неясности, подобно среднему человеку, который, не видя, не понимая сути, поступает, действует и мыслит формально.
На уровне обыденного сознания творческая личность может быть мягкой, инфантильной и т. д., но если дело касается доминанты творчества, то художник превращается в бескомпромиссного льва, отстаивающего плод своего труда. В этом смысле креативная личность неконформна. Это одна из основополагающих черт творческой личности. Будучи способной к суждениям без рефлексии, креативная личность "чует"правду. Ей трудно навязать чуждое мнение, сбить с толку.
Теперь рассмотрим проблему с точки зрения традиций и новаторЌства (профессионализма — креативности), связи прошлого — настоящего — будущего.

(здесь также возникли непреодолимые для меня трудености. Идут три колонки.Их обозначаю также, как и в первом случае цифровкой


1.Творческость (креативность)2. Будущее 3.Новаторство

2.1.Настоящее ( 2. и 2.1. находятся в фигурных скобках и стрелка обоюдоострая от 2. к 2.1. идет вертикально.)

1.2.Высокий профессионализм
2.3.Прошлое ( 2.3.находятся в фигурных скобках и стрелка обоюдоострая от 2.3 к 2.2. идет вертикально.) 3.1.Традиция

Используем классификацию академика Л. Мандельштама: 1-й род понимания — это способность быстро усваивать знания, умения, навыки и убедительно оперировать ими; 2-й род понимания — это когда личность на основе усвоенной ею информации способна решить дальнейшие творческие задачи.
1-й род понимания требует многое принимать на веру, так как это передача опыта прошлого в настоящее (традиция, профессионализм), но в этой вере заложена и мина замедленного действия: не пропуская в полной мере информацию через себя, сам процесс передачи мы осуществляем как все, усредненно, и сразу попадаем в лапы схематизма, формальности. В лучшем случае таким образом мы способны воспитать интеллектуальных, знающих, обучаемых, но не творческих личностей. Как только мы индивидуализируем процесс познания, деятельности, понимания, как бы сливаясь с ним, появляется личностная доминанта в решении различных проблем, и мы сразу перескакиваем на 2-й род, становимся творцами. Это — уровень креативности.
Таким образом, лучшие из "первоуровневых" — интеллектуально одаренные, лучшие из "второуровневых" — творчески одаренные. Принимая многое на веру, с одной стороны, "первоуровневые" имеют возможность быстро схватывать и усваивать. Таким личностям чаще всего все дается легко, им присуща "школьная одаренность", но при этом нет собственного подхода, "самости".
Противоречие процесса обучения состоит в том, что, присваивая чужой опыт и перерабатывая его в свой, ты должен отречься от себя, чтобы легче усвоить предполагаемую чужую логику, чужой, найденный другим способ деятельности, но чем больше ты отрекаешься от себя, тем больше конформируешься, становишься шаблонным, теряешь "самость", "фирменность" в подходах к решению проблем.

Поэтому профессия педагога по своей сути консервативна. Образование — это передача опыта, знаний, его главная цель — обучение, передача традиций (прошлое — настоящее).
Если интеллектуальная одаренность — это чаще всего способность к адаптации, то для творческой одаренности обычные нормы, обычные законы адаптации не годятся. Неконформность, трудность приспособления свойственны креативным личностям, они ершисты, противоречивы, непредсказуемы.
Очевидно, что творческая и интеллектуальная одаренность в большей мере определяются природными особенностями, чем воспитанием.
По данным П. Торранса, подлинно творческих людей не более 2-5 %. Но воспитание, социальные факторы поддержки, а также создание условий для выявления креативности, понимание сути такой личности способствуют ее реализации и защите от деформации.
Бельгийский психолог Ж. Ньюттен описывает эксперимент, проведенный с группой детей 4-5 лет в замечательной комнате, заполненной разнообразными непонятными машинами и устройствами. Оказавшись в такой необыкновенной комнате, дети проявляли себя
по-разному:
1. Одни, хватая экспериментатора за рукав, просияй объяснить, как это называется, как это действует, как с этим играть.
2. Другие, их было меньше, ни о чем не спрашивая, начинали крутить ручки у непонятных игрушек и т. д.
По Фромму, понимание первого рода репродуктивно, другой выступает здесь в роли поводыря. Понимание второго рода продуктивно, созидательно. При этом как бы минуется 1-й уровень. Он не нужен, часто мешает. Это понимание без рефлексии, требующее самостоятельности. Другой — коллега, оппонент. Посредник чаще не нужен (он может только запутать). Имеет место собственный спонтанный поиск. Деликатный диалого-синергетический подход, ненасильственная педагогика — основа развития креативной личности.
Есть еще одна интересная взаимосвязь творческой и интеллектуальной одаренностей. Уровень умственного развития творческой личности несколько выше среднего. Так, человек с IQ (коэффициентом интеллекта), допустим, в 130 единиц может быть более творческим, чем человек с IQ в 160 единиц. По когда интеллект очень высок (к примеру, IQ— 180 единиц), то возникает, как и в случае с интеллектом, в 130 единиц может быть более творческим, чем человек с IQ в 160 единиц. По когда интеллект очень высок (к примеру, IQ — 180 единиц), то возникает, как и в случае с интеллектом ниже среднего, препятствие к нормальному развитию творческих способностей. Переход в более высокую "весовую категорию" формирует когорту интеллектуалов, ориентированных на бучение и энциклопедичность знаний.
Удел интеллектуалов в основном — перенос опыта прошлого, идей прошлых поколений (плодородной почвы) в настоящее. Их глубокие знания, скрупулезность, бережное отношение к прошлому во многом определяют дальнейшее развитие общества.
Творческая же личность устремлена в будущее. Креативная педагогика носит, таким образом, более метафизический, бессознательный, интуитивный характер. Традиция "весть из прошлого" во многом берется спонтанно из коллективного бессознательного (К. Юнг). Хотя, безусловно, важен диалог с традиционной педагогикой, дающей объективные знания, умения, навыки, методологию и т. д.
Важна "дополнительность" креативов и интеллектуалов. Им не жить друг без друга на уровне прошлого — настоящего — будущего. Интеллектуалы направляют и корректируют креативов, а в будущем они — реализаторы новых идей, так как их удел -— воплощение, материализация созданного творческой личностью.


8.2. Образование в России:
прошлое, настоящее, будущее


Культуру, искусство, образование также необходимо рассматривать в контексте развития России, в контактах ее с другими мирами, не противопоставляя социализм постсоциализму. Более широкий подход — исследование многовековой связи с Западом, в первую очередь, с греко-римской культурой, не говоря уже о глубокой взаимосвязи с Византией, вообще с Востоком — позволяет на многое взглянуть другими глазами.
Конец XVII века и XVIII век прошли в России под влиянием немецкой культуры. Была внедрена немецкая система образования, хотя основоположника дидактики Яна Амоса Коменского, чешского мыслителя, гуманиста, разработавшего единую школьную систему, можно скорее назвать славяно-немецким идеологом. Его материалистический сенсуализм, связанный с дидактикой, в некотором роде представляет синтез славянских и немецких начал.
Думаю, что это вело к единению чувственно-образного (спонтанности, интуиции, со-зерцательности) с логикой, так необходимой русскому человеку, единению славянского и немецкого. Да, безусловно, были и перегибы, вульгаризация, усреднение, огрубление (палочЌная дисциплина, формализм, шаблонность и т. д.). Но Россия перемолола, пропустила через себя все немецкое и французское и создала свое неповторимое — уникальную систему образования.
Основы этой школы выдержали испытание временем, в годы жесточайшего сталинского диктата она не только выстояла, но и дала прекрасные плоды. Именно немецкая ветвь (дисциплина, порядок, системность) сыграла здесь решающую роль.
Наше время постсоциализма показывает, что без строгости, последовательности в жизни вообще и особенно в воспитании молодежи, подрастающего поколения не обойтись. Ложно понятая свобода несвободного народа привела к вседозволенности.
XIX век прошел под большим влиянием французской культуры, образования. Уже во время Отечественной войны 1812 года пленные французы свободно общались на французском языке с русскими офицерами. Хотя надо отметить: немецкие и французские влияния переплетались, были их приливы и отливы. Существовали периоды, например, когда считалось дурным тоном стажироваться в "легкомысленной" Франции. Часто подчеркивался нигилизм французов и в пример ставилась добропорядочная Англия и т. д.
Было негативное отношение славянофилов ко всему иностранному, вспомним отрицательное отношение Н. Данилевского (европейничанье — болезнь русской жизни), В. Стасова и многих других, грибоедовское высказывание о французике из Бордо, который собирался в Россию со страхом и слезами, а "приехал и нашел, что ласкам нет конца, ни звука русского, ни русского лица не встретил, посмотришь вечерком — он чувствует себя здесь маленьким царьком. Такой же толк у дам, такие же наряды... он рад, а мы не рады".
Но была и устремленность к европейским ценностям западников. Эта извечная русская проблема — столкновение славянофилов и западников, существующая уже несколько веков, заявляет о себе и в конце XX века.
В дореволюционной России, вписаной в мировое сообщество, находившейся в свободном общении с миром, наблюдалась интересная закономерность: талантливые молодые люди от науки чаще всего отправлялись на обучение, стажировку в Германию, Швецию, Голландию, Англию. Молодые же таланты от искусства, культуры держали путь во Францию, Италию, Испанию. Художники, писатели, музыканты, певцы именно там завершали свое образование. Это ли не доказательство спонтанного стремления души и духа России к тождествепному, идентичному и, одновременно, свободного общения с противоположным началами — диалог с противоположным.
В 1918 году во время Гражданской войны Ленин основал 30 научных институтов. В 30-е годы, когда в Россию приехали представители фонда Рокфеллера, помогающего развитию науки в слаборазвитых странах, они были удивлены и констатировали, что науку в России финансируют лучше, чем в Западной Европе. К этим сведениям, касающимся советского времени, мы вновь обращаемся для того, чтобы, связав дореволюционное прошлое России с советскими временами, понять настоящее. Как его понимать?! Какие могут быть концепции в образовании, культуре, здравоохранении, какая может быть стратегия, когда "спасают утопающего", ликвидируют ЧП?
Зачем в современных условиях изобретать велосипед? Да, в обучении необходим вариативный метод, чтобы любой ребенок, художественно одаренный и имеющий математические способности, мог развивать свой талант.
На первой ступени нужны некие современные словесные школы, дающие обще гуманитарное образование, развивающие образное мышление, не отягощающие восприятие ребенка рационализмом и прагматизмом и не разрывающие его целостный мир знаниями. Да, это трудно, но можно знания, умения, навыки одевать в одежды образности, ассоциативности посредством игры.
Далее нужна вторая ступень, ее прообраз — арифметическая школа, но и здесь, особенно для российских школ, чрезвычайно важен игровой, образный подход.
И, наконец, высшая школа. Она должна быть трехступенчатой: 1. Гуманитарная ступень, "подчищающая" изъяны школьного обучения, дающая общее образование, навыки организационной работы и повышающая культуру молодого человека. Желательно, чтобы через эту ступень высшей школы проходили все выпускники школ. 2. Вторая ступень, очень важная для России, — подготовка высококлассных узких специалистов, досконально знающих свое дело, имеюших экономические и юридические знания, необходимые в рамках конкретной специализации,
3. Третья ступень — воспитание творцов и интеллектуалов, предполагающее теснейшую связь учебных центров с научно-исследовательскими институтами.
Поспешенность, которую демонстрирует осуществляемая реформа образования, вызывает желание воскликнуть: "Лучше ничего не делать, чем делать таким образом!"
Реформа образования, на которую нужны годы, чтобы осмыслить пройденное, сто раз отмерить и лишь потом отрезать, действовать по принципу "Не навреди!", не должна быть слишком радикальной — можно наломать дров. Нужно, чтобы консерватизм, а не "петушиные", "кавалерийские"наскоки, присутствовал в реформах и руководителей государства, и преобразователей образования.

Итоги тренинга в Египте


Подробно о них в следующем выпуске.
Сейчас отмечу, что тренинг был удачным. Впервые пел в ресторанах (без микрофона). Было 7 выступлений. Первое за ужином в плавучем рестороне в Каире. Это было двухчасовое мероприятие. Корабль плыл по Нилу туда - обратно и за это время во время ужина давался представление, в которое входило несколько увесилительных жанров. В паузу мой менеджер Антон договорился о моем импровизированном выступлении и мы тут же настроили компьютер и колонки не требующие электричества. За столами были в основном японцы. Они отмечали день рождения одной дамы. Мне удалось спеть три романса. "Глядя на луч пурпурного заката", "Выхожу один я на дорогу", "Однозвучно гремит колокольчик".Публику принимала мое пение с восторгом. Но тут же, раньше условленного времени появились музыканты и пение на этом окончилось.

Далее мои выступления продолжались в ресторане отеля, в котором мы жили. Первое выступление было без предупреждения на колонках худшего качества, как в Каире. Спел два романса и русскую народную песню " Ой, да не вечер!" Был очень горячий прием и начальство разрешило выступать с хорошими колонками требующих подкючения к разетке. 10-и метровый шнур был очень кстати. Подсказали в какое время всего больше народу. Дважды пел в чайхане, что рядом с рестораном. Там выступал местный певец под фонограммы. Пел он ужасным голосом в микрофон. Я в эти два вечера заполнял его получасовые паузы. В первый раз спел то, что называют русским шансоном. Во второй раз через пару дней пел танцевальную музыкую. Финальным аккордом в последний вечер за ужином было исполнение популярных современных трех песен. В последней "Зеленоглазое такси" Михаила Боярского "О-о-о-о"подпевал весь зал. Во все эти вечера слышал в свой адрес самые лестные эпитеты и от разноплеменной публики и от служащих отеля. Хозяин
отеля даже вручил медаль, которая, по мнению некоторых моих почитателей очень похожа на золотую. Все выступления отсняты на цифровое видео. Предполагается, что в дальнейшем фрагменты этих выступлений войдут в учебный материал, который будет приложением ко второму расширенному варианту самоучителя.

О насущном
Тренинг в Москве 24-26.12.04. точно состоится. Начало презентации в 12.00.Народ собрался, билеты куплены.Тел.(095) 350-3090.

Будьте в Голосе!
Владимир Багрунов


й


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: psychology.psycho
Отписаться

В избранное