Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скрытые резервы нашей психики


Информационный Канал Subscribe.Ru

СКРЫТЫЕ РЕЗЕРВЫ НАШЕЙ ПСИХИКИ.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА .

проект
www.bagratid.com
Ведущий
Багрунов В.П.

25 октября 2004 Выпуск 63
«Помните, что главное в жизни – это не делать что-нибудь, а сделаться чем нибудь; прекраснейший и прочнейший плод самой деятельности состоит в выработке характера ».
Глава XI «Высочайшая вещь на свете» из книги Орисон Свет Марден
«СТРОИТЕЛИ СУДЬБЫ ИЛИ ПУТЬ К УСПЕХУ И МОГУЩЕСТВУ


В. Н.Шерстов
МЕНТАЛИТЕТ РУССКОГО НАРОДА И ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ТВОРЧЕСТВА
Продолжение
3.4. Творческая медитация или само-настрой на грани сна и яви
За долгие годы мной выработан метод погружения в свой внут¬ренний мир в утренние часы, когда человек еще находится в некото¬ром переходном состоянии между сном и явью. Вначале, учась в ин¬ституте, я как бы внутренним взором прокручивал выводы формул, теорем, законов; затем в период обучения в консерватории, во время исполнительской и педагогической деятельности этот процесс про¬должался на уровне художественно-образного. Некая кинолента ви¬дений, представлений пролетала, углубляясь и совершенствуясь в процессе утренней спонтанной медитации.
На мой взгляд, чрезвычайно важно то, что этот процесс происхо¬дит как замкнутый цикл, чередой пролетают идеи прошедшего дня, трансформированные сном (во сне), не нарушенные суетой, забота¬ми следующего дня. Важно, что еще не открыты глаза, т. е, мы еще находимся в некотором переходном состоянии. При этом сохраняет¬ся уникальная возможность как бы «педалировать» свое состояние: более погружаться в сон (дрему) или в явь (просыпаться). Это варьи¬рование можно продолжать от получаса до одного часа в зависимос¬ти от значимости процессов, решаемых задач, до тех пор пока опять же спонтанно не вскакиваешь с постели, с тем чтобы зафиксировать на бумаге виденное, слышанное, представляемое — озарившее тебя.
Таким образом, человек как бы «выкачивает» информацию из глубин своего бессознательного. Кроме того, такой аутотренинг (ме¬дитация) обуздывает «блудливость», неуправляемость наших утрен¬них мыслей и чувств.
Если не избавиться от блуждающих беспорядочно мыслей и чувств, то у человека через некоторое время начинает болеть голова. А если профессия, творчество требуют размышлять, сопоставлять, представ¬лять, воображать? Это огромная проблема современного общества. Ме¬дитация и мой метод, в частности, решают эту насущную проблему.
В последние годы, став свободным художником, занимаясь науч¬ными изысканиями, уйдя, таким образом, насколько это возможно, от суеты жизни, я начал использовать этот вид медитации более ос¬мысленно, углубленно. Убежден, что ее естественность, природность, замкнутость цикла «бодрствование — сон — просыпание» — ведь уловлена грань между сном и явью — способствуют некоему твор¬ческому преображению личности. Очень важна спонтанность этих процессов. Спонтанность — потому что «педалирование» в сон или в явь происходит само собой, само-регулируется непроизвольно, по внутреннему позыву. Спонтанность заключается и в том, что иногда не рождается ничего, иногда — рождается что-то незначительное, а иногда — значительное... Мы просто стимулируем коэффициент по¬лезного действия творческих процессов. Огромное значение здесь име¬ет само-настрой, внутреннее средоточие.
Достоинством метода утренней медитации является то, что меди¬тирующий приводит в порядок свой внутренний мир не формально, сосредотачиваясь по какой-либо общей методике, а благодаря погру¬жению в глубины своего творческого «я». Это принципиально но¬вый подход, как бы само-лечение через собственное любимое дело; думаю, что одновременно таким образом быстрее происходит пости¬жение дела, возникает любовь к своему детищу. Это состояние выра¬щивания, выпестовывания своего плода творчества и одновременно со-настройка внутреннего мира творца этим плодом.
И еще один важный момент. Чаще всего творческая личность нестандартна, это штучный товар, и своеобразие внутреннего мира, пси¬хики определяет индивидуальность творца. У многих творческий акт — это изживание невроза. Исходя из этого, творческим личностям необходимо применять всевозможные психотренинги очень осторожно. Поэтому, на мой взгляд, для них данный метод медитации: преображение, со-настройка, само-очищение из глубин собственно¬го творческого «я» — предпочтительней. Дальнейшее погружение в себя на протяжении дня, некое отключение выполняет функцию ре¬лаксации (отдыха) и приведения себя в порядок.
Уникальность метода состоит в том, что в одной фазе мы повер¬нуты в бессознательное (Царство Матерей) творящего, божественно¬го, ведь во сне душа как бы отдана Богу, а в другой фазе открывается путь в реальный мир, через полудрему к яви.
Первая фаза — это черпание творческих импульсов из бездн бес¬сознательного. Точнее цикл можно обозначить так: сон — полудрема — явь.
Вторая фаза — это со-настройка (подстройка), очищение внут¬реннего пространства личности со-резонансно космическому (творя¬щему, божественному).
Важное уточнение. Восточная медитация, затрагивающая высшие, глубинные проявления творящей личности, не безобидна для психики европейца, даже опасна. Учитывая и этот аспект, можно утверждать, что наш синтетический метод исходит из самой человеческой сути.
Мы предлагаем комплексный метод, некое триединство:
1. Обращение к религии, вера в Бога (присутствие в человеческом существовании божественного мерила, моление, посты и т. д.).
2. Творческий путь — психотренинг, близкий к медитации, в твор¬ческом процессе (сосредоточение, глубокое погружение, полная отдача, вдохновение, суггестия, экстаз и т. д.).
3. Спонтанный диалог — это светский путь, являющийся в боль¬шей степени «тренажером» со-зерцания (вхождения в мир Другого и выхода из него), это одухотворение партнеров по диалогу; в самом вживании в мир Другого много таинств психотренинга, т. е. медитационно-созерцательного.
Вот как бы три пути самосовершенствования, личности, и начи¬нается оно с внутреннего мира человека. Эти пути взаимопереплета¬ются, взаимодополняются. Второй, творческий, путь частично впле¬тен в сакральное (веру), ведь в первую очередь необходимо творение себя, но частично находится в мире светского, спонтанный диалог постоянно подпитывает творчество, а творчество как серединный путь все синтезирует, объединяет.
В восточной философии постижение кого-то, чего-то происходит через отождествление, умение стать этим кем-то, чем-то. Например, художник, желающий изобразить предмет (объект), должен стать этим предметом (слиться с ним в единое целое) путем сосредоточения, долгого со-зерцания. Это, собственно, эквивалентно нашему вживанию, перевоплощению в мир Другого.
«Христианский Запад рассматривает человека как полностью за¬висящего от милости Божьей или, по крайней мере, oт церкви как единственного и санкционированного Богом земного инструмента спасения. Восток же упорно настаивает на том, что сам человек и есть исключительная причина своего самосовершенствования, — ибо верит в самоспасение».16 Юнг К. О психологии восточных религий и философий. М. 1994.
Учитывая глобальный тупик России начала XXI века, понимая, что в такой ситуации одно православие не сможет вытянуть нас из «помойной ямы», российский человек должен внимательней всмотреться в жизнеустройство Востока, познать, понять его парадоксальную тайну. Затем попытаться заняться самосовершенствованием своего внутреннего мира, вначале поверхностно (экстравертно), а постепенно все более погружаясь в него (интровертно). Другого пути нет.

Маленький комментарий.
Вышеприведенный материал настолько важен, что ему посвящен отдельный выпуск.
Около года назад по одному из телевизионных каналов прошла передача посвященная творческой природе сна. Оказывается, во время сна мозг творит и притом гораздо эффективней, чем в бодрствующем состоянии. Всем хорошо известно «Ньютоново яблоко», «Менделеевская таблица». Кстати, завтра в университете, в Менделеевском центре открытие ежегодных Ананьевских чтений, на которых, надеюсь увидеть бывших выпускников психфака. Для тех, кто не знает, кто такой Борис Герасимович Ананьев, хочу сообщить, что это основатель ленинградской психологической школы, ученый и организатор науки. Мне посчастливилось не только слышать его лекции, но и общаться с ним. Раньше я не понимал магии его воздействия на всех окружающих. Теперь твердо убежден, что этой магией был его великолепнейший голос. При своих внешних маловыразительных данных: рост в районе 1м 60 см и вес не более 60 кг, он брал исключительно голосом. У него, как я теперь понимаю, было прекрасное открытие гортани, «второго рта», что позволяло звуку наполнять любое помещение без всяких физических усилий, а также он обладал очень действенной на слушателей интонацией. В ней была удивительная основательность, не допускающая сомнений у слушателя. Мне пришлось однажды быть свидетелем того, как эта интонация сразу разрешила вялотекущую конфликтную ситуацию на факультете. Поскольку это касалось и меня, то я очень все хорошо помню и даже вижу внутренним зрением все происходившее зимой 1971 года. Этот пример очень поучительный и поэтому я о нем и говорю. На факультете были две структуры, занимающиеся одинаковой научной тематикой, но не подконтрольные друг другу. Это кафедра инженерной психологии и лаборатория с таким же названием. Кафедра хотела подмять под себя лабораторию, которая жила исключительно на хоздоговорные деньги. Это ей никак не удавалось и тогда этот вопрос руководство кафедры вынесло на заседание Ученого совета. Руководитель лаборатории Сергей Нерсесович Сафарян, за два года до этого, вопреки всему взявший меня на ставку мнс попросил меня прийти на это заседание.
Позицию кафедры озвучил доцент Ганзен. Логика выступления была такова: все хорошо организованные системы построены по вертикальному, иерархическому принципу и поэтому лаборатория должна войти в состав кафедры. Выступление изобиловало многими, казалось бы, непогрешимыми примерами. Затем еще было несколько выступлений сотрудников кафедры и все в том же духе. Сафарян в ответ что-то невнятно не помню что, промямлил. Сотрудники лаборатории из-за боязни преследования со стороны зав. кафедрой А.А.Крылова не сказали ни слова. В результате у всех сложилось впечатление, что после всех этих выступлений нам всем придется пойти в подчинение кафедры с непонятными перспективами. С заключительным словом выступил Б.Г.Ананьев. Он с многозначительным видом и интонацией в голосе сказал, что высшее творение природы человеческий мозг, его правое и левое полушария функционируют не по вертикальному, а горизонтальному, взаимодополняющему типу регулирования. Поэтому кафедре надо стремиться найти общий язык с лабораторией, а не стремиться, ее себе подчинить. Была сказана всего одна эта фраза, но то, как она была сказана, сразу прекратило дискуссию на этот счет. Для меня же это заседание было судьбоносным. Поскольку к тому времени я считался самым перспективным молодым ученым в лаборатории, то заговорщики с кафедры через своих людей в лаборатории стали мутить воду, пытаясь спровоцировать меня на всякого рода мелких придирках, опоздания, неразборчивая подпись в журнале местных командировок и т.д. Все эти стрессы в результате вывели меня на певческий путь. Я бы сказал, что пение в то время спасло меня. Вот что такое сила голоса и аргументации.


Наш гений А.С.Пушкин также отметил роль сна и душевного покоя для своего творчества.
Первая глава Евгения Онегина заканчивается строфами, характеризующими природу творческого процесса.

LV

Я был рожден для жизни мирной,
Для деревенской тишины:
В глуши звучнее голос лирный,
Живее творческие сны.
Досугам посвятясь невинным,
Брожу над озером пустынным,
И far niente * мой закон.
Я каждым утром пробужден
Для сладкой неги и свободы:
Читаю мало, долго сплю,

Летучей славы не ловлю.
Не так ли я в былые годы
Провел в бездействии, в тени
Мои счастливейшие дни?
*Безделье (итал.).

LVI

Цветы, любовь, деревня, праздник
Поля! я предан вам душой.
Всегда я рад заметить разность
Между Онегиным и мной.
Чтобы насмешливый читатель
Или какой-нибудь издатель
Замысловатой клеветы,
Сличая здесь мои черты,
Не повторял потом безбожно,
Что намарал я свой портрет,
Как Байрон, гордости поэт,
Как будто нам уж невозможно
Писать поэмы о другом,
Как только о себе самом.

LVII

Замечу кстати: все поэты —
Любви мечтательной друзья.
Бывало, милые предметы
Мне снились, и душа моя
Их образ тайный сохранила;
Их после муза оживила:
Так я, беспечен, воспевал
И деву гор, мой идеал,
И пленниц берегов Салгира.
Теперь от вас, мои друзья,
Вопрос нередко слышу я:

«О ком твоя вздыхает лира?
Кому, в толпе ревнивых дев,
Ты посвятил ее напев?
LVIII

Чей взор, волнуя вдохновенье,
Умильной лаской наградил
Твое задумчивое пенье?
Кого твой стих боготворил?»
И, други, никого, ей-богу!
Любви безумную тревогу
Я безотрадно испытал.
Блажен, кто с нею сочетал
Горячку рифм: он тем удвоил
Поэзии священный бред,
Петрарке шествуя вослед,
А муки сердца успокоил,
Поймал и славу между тем;
Но я, любя, был глуп и нем.

LIX

Прошла любовь, явилась муза,
И прояснился темный ум.
Свободен, вновь ищу союза
Волшебных звуков, чувств и дум;
Пишу, и сердце не тоскует,
Перо, забывшись, не рисует
Близ неоконченных стихов
Ни женских ножек, ни голов;
Погасший пепел уж не вспыхнет,
Я всё грушу; но слёз уж нет,
И скоро, скоро бури след
В душе моей совсем утихнет:
Тогда-то я начну писать
Поэму песен в двадцать пять.

LX

Я думал уж о форме плана
И как героя назову;
Покамест моего романа
Я кончил первую главу;
Пересмотрел всё это строго:
Противоречий очень много,
Но их исправить не хочу.
Цензуре долг свой заплачу
И журналистам на съеденье
Плоды трудов моих отдам.
Иди же к невским берегам,
Новорожденное творенье,
И заслужи мне славы дань:
Кривые толки, шум и брань!

О НАСУЩНОМ

Нижеследующая информация опубликована 08.10.04. в рассылке от одного из самых успешных тренеров России, Радислава Гандапаса.
ПРАВО ГОЛОСА
Не раз, отвечая на вопросы подписчиков рассылки, я рекомендовал сайт, книгу и тренинги уникального специалиста, разработчика революционной методики настройки голоса из Санкт-Петербурга Владимира Багрунова. Десятки писем с благодарностью за эту рекомендацию убеждали мне в том, что я поступил правильно. 5-6 ноября Академия Ораторского Мастерства проводит в Москве тренинг Владимира Багрунова "Три секрета настройки голоса".
Маленький комментарий.
Идея творческого содружества с Радиславом Гандапасом начала реально воплощаться в жизнь. В самом деле, для человека, выступающего перед аудиторией, действует незыблемое правило, которое в свое время сформулировал самый выдающийся трагик 20 века Сальвини "Голос, голос и еще раз голос!"
Для меня такое сотрудничество – это снятие тяжкого груза связанного с организацией тренингов.Ближайший тренинг состоится 29-31 октября.

Начало презентации в 29.10.04. в 12.00.

Напоминаю контактный телефон в Москве (095) 350-3090. Подробности о проведении этого тренинга на моем сайте www.bagratid.com

Будьте в Голосе!
Владимир Багрунов


почтовый ящик проекта: voice@bagratid.com

архив рассылки: http://www.subscribe.ru/archive/psychology.psycho/


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: psychology.psycho
Отписаться

В избранное