Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скрытые резервы нашей психики


Информационный Канал Subscribe.Ru

СКРЫТЫЕ РЕЗЕРВЫ НАШЕЙ ПСИХИКИ.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА .

проект
www.bagratid.com
Ведущий
Багрунов В.П.

19октября 2004
«Характер – это сила. Вся суть в том, чтобы быть человеком, иметь высокие стремления, благородные цели, быть серьезно готовым пострадать, как поборник добра и правды».
Глава XI «Высочайшая вещь на свете». книги Орисон Свет Марден
«СТРОИТЕЛИ СУДЬБЫ ИЛИ ПУТЬ К УСПЕХУ И МОГУЩЕСТВУ

Этот день для каждого культурного человека – великая дата.
В 19 октября 1811 года 12-и летний Саша Пушкин поступил в Лицей, который оказался идеальной питательной средой взрастившей гения. За 6 лет пребывания в нем он стал автором 130 стихотворений, большинство из которых были тут же опубликованы. Царскосельский Лицей – это педагогическая гордость России. После его упразднения ничего подобного в педагогической практике нашей страны не повторилось. Главный урок Лицея – это умный подход государства к преподавательским кадрам. Тогда понимали и претворяли в жизнь тезис, что учитель – это призвание, что это созидатель души, а не самая низкооплачиваемая профессия, как это у нас сложилось, в советское время.
Недавно по радио слышал полемику вокруг проблемы образования. До сих пор у нас не хотят понять, что главная задача педагогики – это не напичкать ребенка знаниями, а создать среду, которая благоприятствовала бы его самосовершенствованию, выработке правильного стиля мышления. Под этим я понимаю, прежде всего, выработку навыков работы над самим собой. Наилучшим способом для выработки этих навыков является обучение детей шахматам. Мне повезло, что я прошел в детстве эту школу и теперь всем родителям, с которыми приходится общаться, втолковываю эту очевидную истину. Так, четыре года назад я приобщил своих двух двоюродных племянников к шахматам и теперь они не только прекрасно учатся в школе, но и преуспевают в шахматах. Особенно удачно играет младший, Антон. Летом он ездил на первенство России, а две недели назад в первенстве Петербурга среди мальчиков до 10 лет он выполнил норму 1 разряда. Его двенадцатилетний брат Леша имеет пока только 2-й разряд, но зато отличается в математике. Но главное не в этих шахматных успехах. Видно невооруженным глазом, что мальчики развиваются в верном направлении. К сожалению, только в Калмыкии существует детский шахматный всеобуч: шахматы там – обязательный школьный предмет. Это, на мой взгляд, самый эффективный способ саморазвития личности ребенка и притом самый дешевый. Замечу, что в Голландии и Исландии шахматы уже несколько десятилетий назад получили прописку в школе.
В связи с Лицейской годовщиной хочу поделиться последними новациями в плане выучивания наизусть Евгения Онегина. 10 октября, находясь на берегу Финского залива, когда я солнце исчезало в легкой дымке облаков, в эти чудные минуты, я заканчивал учить наизусть последнюю строфу первой главы. Несколькими днями раньше я провел пару дней на даче, где постоянно в последние годы с песиком и двумя котами живет отчим. Ему 87 лет и его стали мучить сновидения. Когда я ему рассказал об опыте его ровесницы, Натальи Сергеевны (мать моего друга и моя духовная мать), которая с детских лет знала наизусть сказки Пушкина, а после Евгения Онегина и которая, несмотря на тяжелейшие испытания блокадой и после военным лихолетьем, тем не менее, практически не болеет до сих пор. Эти разговоры так впечатлили его, что он решил последовать ее примеру. Во вторую ночь не было кошмарных сновидений, так как их заменили Пушкинские мотивы (он точно не помнил, что конкретно) и это была самая лучшая его ночь за долгое время. Сейчас он тоже начал учить наизусть Евгения Онегина. Опишу свои ощущения после выучивания первой главы. Произошел необычный подъем в самочувствии. Как будто бы был преодолен большой рубеж. Уверен, что это способствовало нахождению существенных усилений в методике развития голоса, о которых сообщу во втором издании самоучителя. Благодаря этому, в голосе произошел огромный скачок. Воистину: «Пушкин – это наше все!»

В. Н.Шерстов
МЕНТАЛИТЕТ РУССКОГО НАРОДА И ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ТВОРЧЕСТВА
Продолжение


ГЛАВА 3. ДИАЛОГ СОЗНАТЕЛЬНОГО И БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В ТВОРЧЕСТВЕ
3.1. Сверхчувственное восприятие, биоритмы рождения
и резонанс согласия

Выход в новую эру — эру Водолея — знаменуется со-гласием, лю¬бовью, творчеством. Высший разум на грани двух тысячелетий уже предопределил эти процессы. Переход человечества в новое качество проявляется:
1) в открытости общества, глобальном взаимопроникновении на основе со-гласия (эмпатического понимания — созерцания — вживаемости — со-настройки — со-резонанса — отклика);
2) в преображении людей и рождении нового поколения.
За последнее время число людей с повышенными сверхчувствительными возможностями возросло вдвое: сегодня такими способностями обладает один человек на 50 тысяч населения, в то время как несколько лет назад они имелись у одного на каждые 100 тысяч. Таким образом, человечество выходит на новый качественный уровень. Рождается новое поколение людей, сверхчувствительное восприятие которых проявляется все сильнее (их особенно много в России). Тво¬рящий космос пытается подхватить нас, падающих в бездну с «костылей» научно-технического прогресса.
...И вновь мы восхищаемся феноменом творящего космоса, из¬вестного издревле: взаимодействие Я > Другой, поиск единомышленников, родственных душ, — механизм которого открыт недавно. Он определяет зависимость творческого потенциала двух индивидуумов, взаимодействующих в творческом процессе, от их биоритмов рождения (совместимых, несовместимых, нейтральных). Выяснилось, что двое, имеющие совместимость по биоритмам рождения, даже простую работу осуществляют творчески. А феномен заключается в том, что «у совместимых (по биоритмам рождения) лиц в диадах (парах) сердечная деятельность находится в достаточно сильной согласованности, которая существенно увеличивается во время совместной работы, что обеспечивает лучшее их взаимодействие, чем у лиц, биоритмически несовместимых. Выполнение общей задачи у последних характеризуется низкой результативностью, высоким психоэмоциональным напряжением и несогласованностью сердечной деятельности (корреляция во время работы доходит лишь до уровня покоя, по¬казанного у биоритмически совместимых испытуемых).
Что же заставляет "стучать в унисон" сердца людей, рожденных с благоприятным сдвигом фаз биоритмов, на каком физическом и физиологическом механизме основана эта синхронизация?
Когда военный строй шагает в ногу, каждый из солдат видит, слышит общий ритм и сознательно подстраивает под него свой шаг (по механизму обратной связи). Но ведь ритма сердца (своего, а тем более чужого) человек не чувствует и не умеет управлять им сознательно. Можно предположить, что такая энергоинформационная прямая и обратная связь устанавливается между взаимодействующими индивидами на подсознательном уровне (на уровне центров, регулирующих, в частности, работу сердца) и опосредуется неким биополевым субстратом. Возможен и другой подход к объяснению полученного феномена — на уровне надсознания, то есть тех космических факторов, которые синхронизируют биоритмы рождения людей и, возможно, определяют степень синхронности быстрых физиологических ритмов. Эти рассуждения вновь подводят нас к идее резонансных механизмов оптимальной самоорганизации биосистемы, которые проявляются не только на уровне взаимодействия физиологических функций и организма в целом с окружающей средой, но также в антропокосмических и межличностных связях»1. 1 Гуськов В.. Устинов О., Урываея Ю. Биоритмы рождения и резонанс согласия // Наука и религия. 1991. № 12. С. 10-12.

Эти идеи были высказаны В. И. Вернадским, А. Л. Чижевским, А. Н. Меделяновским и другими учеными, но они только подтверждают то, что было известно древним: жизнь на Земле протекает под воздействием Солнца, Луны и других небесных тел; мир един, взаимосвязан и является живым организмом (Посидоний, пифагоризм, Платон).

3.2. Творцы о роли бессознательного в со-настройке с творящим космосом
Конец XX века окончательно посрамил нас, возгордившихся не¬умельцев, вообразивших себя «мерой всех вещей», «венцом природы», варварски нарушивших гармонию, разорвав тем самым целостный мир. (Ряд открытий можно воспринимать не как заслуги человечества, а как напоминание Высшего Разума, его подсказки нам, пачкунам-расхитителям. Тем более, что каждое новое открытие подтверждает сказанное Сократом — одним из самых чтимых мудрецов человечества: «Единственно, что я знаю — это то, что я ничего не знаю...»)
Расскажем о менее известных таких подсказках, не упоминая клас¬сические примеры — откровения Ньютона, Наполеона, Гайдна и др.
Известно, что высшие проявления творческих процессов не осознаются, не контролируются сознанием и волей человека. Армянский композитор А. Тертерян говорил: «В момент творчества у меня как бы выключается внешнее восприятие и напряженно работают глубинные пласты мозга. В момент творчества музыка "является" как бы в готовом виде, — я слышу ее впервые так, как может присниться сон, со своим началом, развитием и концом, т. е. всю — целиком. Если нет мастерства — сон так и остается видением, которое никогда не будет осуществлено»2. Тертерян Р. Авет Тертерян. Ереван, 1989. С. 180-181.

Исследователь человеческой рефлексии В. А. Лефевр, нашедший как бы случайно, с помощью математического моделирования, ход, позволивший впоследствии сделать большие открытия в науке, считает: «...какая-то неведомая сила решила привнести эту модель со степенными функциями в мир и избрала меня своим агентом... Мне как бы был подброшен аппарат, который удалось затем так эффективно использовать»3. Цит. по: Кузнецова И. Н. Непостижимая эффективность математи¬ки в исследованиях человеческой рефлексии: (Интервью с В. А. Лефевром) // Вопр. философии. 1990. № 7. С. 53.
«Я бы мог очень долго рассказывать о ремесленной стороне своего труда, — признавался всемирно известный кинорежиссер Федерико Феллини, — но обычно это никого не интересует. Меня предпочитают допрашивать о "вдохновении", о "значении", о "смысле" образов, как будто я сам в этом что-то понимаю»4. Цит. по: Симонов П. В. Мозг-творец // Вестн. РАН. 1996. Т. 66, № 2 (февр.) С. 137
Тот же В. Лефевр, с точки зрения психолога, так высказывается о феномене творчества: «Я не могу вложить в своих кукол того, что называется свободой выбора, и я не уверен, что нам когда-нибудь удастся это сделать, ибо мы не знаем сегодня, в какой степени ограничено наше знание о себе»5 Лефевр В. От психофизики к моделированию души // Вопр. философии. 1990. № 7. С. 29.

Еще более пессимистичен П. В. Симонов: «...я хотел бы напомнить о колоссальном разрыве между чрезвычайной сложностью феномена творчества и ограниченностью знаний о деятельности человеческого мозга»6.
6 Симонов П. В. Мозг-творец. С. 135.
Умение совершать тонкие и дифференцированные действия — это умение созерцать, приникать в мир Другого, живого и неживого; это целостно-интуитивное вживание вплоть до эмпатического слияния с Другим, превращение отношений из субъектно-объектных в субъектно-субъектные, т. е. оживление, одухотворение творческого процесса (возникновение со-гласия — аnаrе — любви). Без любви невозможно глубинное общение, проникновение, понимание, бескорыстие. Аврелий Августин говорил, что «мы познаем настолько, насколько любим». Так происходит слияние. Другой (человек, инструментарий, машина и т. д.) становится продолжением творца, и таким образом возникает чудо творчества.
Любовь мастера к плоду своего творчества проявляется в том, что, к примеру, столяр, слесарь любовно поглаживают искусно выполнен¬ную деталь; землепашец трепетно разминает в руках землю, зерно...
Патриотизм и высокое мастерство — альфа и омега любой идеологии. Высшее мастерство — это нечто от Бога, и это не метафора, так как возникший резонанс со-гласия с космическим разумом — венец творчества. Летчик или водитель высокого класса в экстремальной ситуации совершает тонкие, дифференцированные действия, которые невозможно объяснить или проанализировать, и такие действия не по силам пилоту или водителю среднего уровня. Это творческое, вдохновенное состояние, выход за пределы обыденного сознания (трансцедентность), в определенном смысле — состояние сверхчувственного восприятия. Часто это состояние ощущает исполнитель на сцене, он чует, что находится как бы в другом измерении, такое со¬стояние близко к спонтанности ребенка, находящегося в состоянии игры. Это также мир сверхчувственного.

3.3. Феномен творческой медитации

Подведем черту еще под одной актуальнейшей проблемой—творческой медитацией. Свою убежденность в том, что высшие творческие проявления - это единение западного созерцания с восточным медитационно-созерцательным, что творческий, вдохновенный, перевоплощенческий процесс носит медитационно-созерцательный характер я доказывал в разд. II (п. 3.4; 5.4; 6.2) и других разделах книги. Более того, реабилитацией, гармонизацией нашего внутреннего мира, возвращением к истокам с помощью медитации — а вариантов ее множество, от аутотренинга до наполненностью ею всех религий, — занимаются все большее количество людей.
В последние годы появился ряд исследований, наблюдений, практических наработок в этом направлении, затронуть которые я посчитал необходимым, так как они проливают свет на многие мои идеи. «Задачи медитации не только терапевтические, но и в значительной степени духовные. Техника пришла из опыта мистиков. Здесь опять приходится обсуждать проблему культуры. Надо воспитывать культурного человека, готовить его, ставить человека как ставят голос, ставят на крыло. Как это делали в пифагорийских школах. Инициировать»7. Налимов В. В поисках иных смыслов. М., 1993. С. 82.
В творческом процессе открытие - это всегда озарение. Необхо¬димо быть внутренне готовым, настроенным на то, чтобы высшие силы смогли на струнах нашей души и духа исполнить свою
мелодию. Медитация помогает нам стать таким настроенным (резонансным) инструментом.
«Настроение и обучение ума, как настроение и обучение тела у атлетов, является одной из главных задач всех форм медитации», -говорит практический психолог Лешан, один из пионеров изучения медитации.
Проявления медитации, чаще всего связанной с религиозными обрядами, культами, с незапамятных времен существовали в африканской, азиатской, американской, европейской культурах, в том числе и в русской.
Духовные практики, в сравнении с наукой, внесли значительно больший вклад в становление, развитие и изучение медитационных процессов.
Первым ученым, который употребил термин "медитация" в наше время, был русский философ профессор А. Пятигорский, занимавшийся философией буддизма. В его трактовке термин «медитация» вошел в Большую советскую энциклопедию и другие словари.
«Медитация (лат. meditatio, от meditor - размышляю, обдумываю), умственное действие, направленное на приведение психики человека к состоянию углубленной сосредоточенности, оказывающемуся, таким образом, и результатом, и объективной характеристикой медитации. В психологическом аспекте медитация предполагает устранение крайних эмоциональных проявлений, и значит, понижение реактивности. Соматическое состояние медитирующего характеризуется при этом расслабленностью, а его умонастроение - приподнятостью и некоторой отрешенностью (от внешних объектов и отдельных внутренних переживаний).
В разных медитативных практиках (культовых, религиозно-философских, психотерапевтических, дидактико-пропедевтических и т.п.) вызывание и протекание медитации, как правило, связаны с определенной последовательностью умственных актов, складывающихся в естественный процесс. Поэтому почти во всех языках обозначение медитации семантически связано с понятиями "ум" и "думание" одновременно - как природных способностей человека, не зависящих от его сознательного намерения (санскр. Dhyana, рус. "думанье", др.-греч. medomai - "размышляю", англ. musing - "дремотное мечтание"
и т.п.).
Методики медитации различаются наборами технических приемов и последовательностью ступеней достижения уравновешенности ума и нереактивности психики. Особое развитие и конкретную тематическую направленность медитация получила в индийской и буддийской йоге (как одно из основных средств достижения религиозного освобождения), в античном "философском экстазе" платоников и неоплатоников (причем у первых она выступала как необходимая предпосылка теоретического мышления, в частности математического), в православном "умном делании" ("Логос-медитация", или '"Иисусова молитва"), в "экзерцициях" (духовных упражнениях) иезуитов, в учении о "пути" мусульман-суфиев, а также в некоторых школах современного психоанализа (К. Г. Юнг), ставящих целью интеграцию личности»8.
Пятигорский А. М. Медитация //БСЭ. 3-е изд. М., 1974. Т. 15. С. 562.
Попытаемся выделить некоторые общие черты, характеризующие динамику сознания медитирующего человека. Вначале его сознание находится в нормальном бодром состоянии — идет привычный поток мыслей, идей, чувств. С точки зрения нейрофизиологии, учитывая то, что «мозг человека насчитывает более 10 миллиардов нервных клеток, во время бодрствования каждая нервная клетка "пульсирует" в своем ритме. При наложении отдельных ритмов друг на друга на электроэнцефалограмме образуются волны высокой частоты и малой амплитуды. Их называют бета-волны (курсив мой. —В. Ш.)». 9.Быковская Г. Нейрофизиология медитации // Здесь и сейчас. 1998. 2. С. 11-12.
По мере сосредоточения сознания происходит переключение на более тонкий и менее активный уровень мыслительного процесса. С этого момента словесно-логическое мышление, определяемое деятельностью левого полушария, постепенно затухает, блекнет и, наоборот, активизируется невербальное, образное мышление, связанное с деятельностью правого полушария.
Нейрофизиология это объясняет следующим образом. При снижении уровня активности мозга «большие группы нервных клеток начинают "колебаться" более синхронно (резонансно. —В. Ш.). Это тоже отражается на энцефалограмме — в виде волн низкой частоты и большой амплитуды: альфа-волны (12-8 Гц) и тета-волны (7-4 Гц) (курсив мой. — В. Ш.)»10. Там же.
Постепенно медитируюший погружается в состояние внутреннего покоя при кристально чистом сознании. Наступает состояние «ясного сознания», когда пропадает ощущение времени, и это длится несколько мгновений, после чего мыслительный процесс спонтанно возобновляется.
От нормального, обыденного состояния сознания медитационное состояние отличают: повышенная активность образного мышления; значительное расширение границ нормального сознания; обострен¬ное восприятие; повышенная ясность самосознания.
«В медитационном состоянии сознание не конкретно - это состояние сознательного покоя (курсивной. —В Ш.). <...> В этом состоянии рабочие функции организма, как правило, сильно снижаются. В дыхании наблюдаются непроизвольные паузы. Достигается высокая степень гармонизации деятельности левого и правого полушарий мозга, существенно повышается приток крови к передним областям мозга, отмечаются и другие изменения в кровообращении.
Результаты исследований медитационного процесса свидетельствуют, что преднамеренное расширение сознания оказывает весьма благоприятное физиологическое и психологическое воздействие, стимулирует развитие интеллектуально-творческого потенциала личности <...> осваиваются глубоко лежащие слои разума, которые обладают большим интеллектуальным и творческим зарядом, чем обыденное сознание. Немалую роль играет и то, что чувства безграничности счастья и покоя, которые овладевают вами во время медитации, постепенно становятся частью вашей повседневной практики, обыденного сознания»11. Андреев О. Что такое медитация //Наука и религия. 1994. №5. С. 44. 141
Рассмотрим теперь дальнейшее развитие медитационного процесса с точки зрения нейрофизиологии: «При медитации главную роль играет парасимпатическая нервная система (здесь и далее курсив мой. — В. Ш.) (парасимпатическая нервная система — часть вегетативной нервной системы, включающая нервные клетки продолговатого мозга, среднего мозга и крестцового отдела спинного мозга. Парасимпатическая нервная система вместе с симпатической участвуют в регуляции деятельности всех внутренних органов и желез) — она отвечает за расслабление организма. Когда мозг снижает свою активность (расслабляется), восстанавливается равновесие между правым и левым полушариями. Устанавливается также гармоническая связь между корой мозга и его стволом, который регулирует процессы бодрствования: "собирает" практически все нервные сигналы и, прежде чем позволить импульсам пробиться к коре мозга, "фильтрует" их.
Во время медитации, когда поток внешних сигналов минимален "открывается шлюз", и множество внутренних сигналов устремляются к коре головного мозга - увеличивается поток информации из подсознания в сознание.
Во время медитации увеличивается выработка эндорфинов: эти вещества помогают коре головного мозга еще больше расслабиться и погрузиться в тета-волны. Возможно, именно с выработкой эндорфинов отчасти связано то чувство радости от медитации, которое знакомо всем ее приверженцам»12 БыковскаяГ. Нейрофизиология медитации. С. 11-12 142

Нечто подобное, видимо, происходит и в состоянии катарсиса, так как очищение души через потрясение, этическое совершенствование, эстетическое наслаждение, когда «душа изумляется своему глубокому созвучию с собой» (К. Ясперс), сопровождается высшим наслаждением, безудержной радостью.
Аналогичные процессы, свойственные медитации, происходят при засыпании: бета-ритм сменяется альфа-волнами, а через несколько минут — тета-волнами. Возникает состояние дремоты, когда уже не бодрствуешь, но еще не спишь. В такой момент нередко приходят ответы на интересующие вопросы. От медитации это состояние отличается рассеянным вниманием (неосознанностью) и очень малой продолжительностью.
Видимо, те же процессы происходят и при просыпании — в состоянии между сном и явью (см. разд. II, п. 3.4), равновесное состояние между левым и правым полушариями позволяет «выкачивать» из бездны бессознательного творческую информацию, так как «бдительность» сознания усыплена. А, как мы уже отмечали ранее, равновесное (резонансное) состояние полушарий мозга необыкновенно продуктивно. Оно многократно усиливает творческий потенциал личности. Но здесь необходимо сделать одно важное добавление.
Бессознательное — это питательная среда сознания. На подсознательном, неосознанном уровне мыслительной деятельности выполняется лишь черновая работа. Нельзя говорить, что подсознание «выше» или «умнее» сознания, поскольку оно способно привести нас к истине, там, где сознание бессильно. Просто они дополняют друг друга. И роль сознания также огромна, так как проверка, отбор, объективизация информации осуществляются под контролем сознания.
Высшее предназначение медитации состоит в гармонизации взаимодействия сознательного - бессознательного (левого полушария -правого полушария), когда во взаимодополнительности, во взаимопроникновении они как бы выращивают (созидают) друг друга. Более того, в творческом процессе в диаде (паре) сознательное -бессознательное идет постоянная смена позиций, на передний план выдвигается то бессознательное, то сознательное. Таким образом, негативное отношение может быть только к косным, примитивным, нетворческим проявлениям сознания. Во всех других случаях сознательное и бессознательное — равноправные члены мыслительных творческих процессов.
Существует два пути в достижении эффекта медитации. Первый —традиционный (созерцание, уединенное размышление и т. д.), второй — с применением химических (часто растительных) препаратов для достижения аналогичных состояний: использование психоделиков (наркотиков). ЛСД-терапия, разработанная Дж. Лилли и С.Грофом, в настоящее время запрещена в Америке. «Сейчас С. Гроф использует особую технику медитации (она называется гипервентиляция), которая составляет только часть его концепции холотропной терапии»13 Налимов В В поисках иных смыслов.. С.72-73.
(Холотропная терапия - альтернативный вариант глубинной психологии, направленный на восстановление целостности; от греч. holos - цельный.) Специально разработанная процедура включает контролируемое дыхание (гипервентиляцию), музыку и различные формы использования звука, а также фокусированную работу с телом. «Медитация — это состояние, не выразимое в словах, мало совместимое с реальной жизнью, для большинства людей — недостижимое, является путеводной звездой, землей обетованной для тех, кто одержим духовным поиском. Пастернаковское — "дойти до самой сути"; мистическое, религиозное — слиться в молитвенном экстазе с божеством; философское — познать абсолютную истину. В йоге это состояние зовется самадхи, в дзен-буддизме — сатори, в мистике -— озарение, в религии — откровение, в философии — знание истины, в художественном творчестве —вдохновение. Есть много имей для этого состояния, но оно собственно одно — состояние медитирующего
сознания»14. Князев В. Понятие медитации в духовных исканиях Востока и России // Культуры в диалоге. Екатеринбург, 1994. С. 138.

«Известно, что человек движется по жизни в ритмической смене трех последовательных фаз: бодрствования, "медленного" сна и сна "парадоксального". Медитация же получила статус особой четвертой фазы нейрофизиологической активности: при ее наступлении совмещаются три основных режима работы мозга. Значит, медитация включает в себя созерцание и действование, бодрствование и сновидчество, бездумность и мышление; она характеризуется двойственностью психического состояния и двойным — внешним и внутренним потоком времени.
М. Чехов рекомендовал рассматривать все театральное искусство "исключительно как медитацию", подразумевая, что медитация есть предельное сосредоточение себя в объекте размышления и познание его "изнутри" путем переноса в предмет внимания-осознания, а пред¬мет профессионального внимания актера один - творимый им образ. Момент медитационного незаинтересованного восприятия наиболее актуален, когда речь идет об активизации бессознательного, психи¬ческой природе актерского феномена "контроля со стороны" при раздвоении сознания на Я и Не-Я, возникающего вследствие пере¬воплощения, а также - о внеличном характере сценических чувств, изменении свойств психофизического аппарата исполнителя»15. Силантьева П.. Клименко Ю. Актер и его ALTER EGO. M., С. 237.
В педагогическом процессе, особенно в педагогике искусства, медитационные проявления носят еще более глубинный, многоаспектный характер. Наши диалого-синергетические принципы взаимодействия учитель - ученик — это хитросплетения монолога, диалога и медитационно-созерцательного.
Взаимодействие происходит на межличностном уровне —«я», на уровне образном (перевоплощенческом) — «не-я». Но еще на более высоком уровне, например, в вокальном искусстве, происходит со-настройка (с помощью педагога) голоса и души ученика.
Низовой уровень, уровень обучения, осуществляется с помощью монолога между учителем и учеником. Более высокий уровень — это уровень диалога, который является важнейшим инструментом взаимопонимания, взаимопроникновения, созидания единения учитель- ученик, возникновения между ними обратной связи.
При высших творческих проявлениях происходит отключение диалога с внешним миром, устранение нескончаемого диалога с самим собой, человек сосредоточивается в самом себе - своем внутреннем пространстве, чтобы в углубленном покое покинуть привычные пределы слов, мыслей, чувств и пережить, узнать на собственном опыте то, что иначе непостижимо. Такое осуществимо только в медитационно-созерцательном состоянии, на уровне глубинной творческой педагогики.

Маленький коментарий. По поводу вреда холотропного дыхания я однажды в одном из выпусков говорил. Теперь два слова о Михаиле Чехове. Его система была очень близка системе Шаляпина. Когда же он попал к Станиславскому, то тот своим "Не верю" довел его до сумашедшего дома, где М.Чехов и закончил свои дни.

О НАСУЩНОМ

Нижеследующая информация опубликована 08.10.04. в рассылке от одного из самых успешных тренеров России, Радислава Гандапаса.
ПРАВО ГОЛОСА
Не раз, отвечая на вопросы подписчиков рассылки, я рекомендовал сайт, книгу и тренинги уникального специалиста, разработчика революционной методики настройки голоса из Санкт-Петербурга Владимира Багрунова. Десятки писем с благодарностью за эту рекомендацию убеждали мне в том, что я поступил правильно. 5-6 ноября Академия Ораторского Мастерства проводит в Москве тренинг Владимира Багрунова «Три секрета настройки голоса».
Маленький комментарий.
Идея творческого содружества с Радиславом Гандапасом начала реально воплощаться в жизнь. В самом деле, для человека, выступающего перед аудиторией, действует незыблемое правило, которое в свое время сформулировал самый выдающийся трагик 20 века Сальвини «Голос, голос и еще раз голос!»
Для меня такое сотрудничество – это снятие тяжкого груза связанного с организацией тренингов. Дело даже не в усилиях, а в той неопределенности, с которой постоянно сталкиваешься. Типичный пример, относительно ближайшего тренинга 15-17 октября. Всем потенциальным участникам было объявлено, что необходимо за 10 дней до начала тренинга внести предоплату в 25 евро. Чтобы как-то простимулировать это обычное в таких вопросах дело (все таки ехать на авось – мало приятно), я пошел на 5% скидку со стоимости участия в тренинге. На 7 октября предоплату сделал только один человек. В таких случаях я обычно переношу тренинг на две -три недели, но в данном случае хотел идти на риск только по той причине, что не хотелось подводить жителя Германии, который в прошлый раз не успел оформить визу и хочел попасть на мой тренинг в эти дни.

Как выяснилось незадолго до намеченной даты, житель из Германии не подтвердил накануне свое участие, поэтому тренинг перенесен на 29-31 октября.

Напоминаю контактный телефон в Москве (095) 350-3090. Подробности о проведении этого тренинга на моем сайте www.bagratid.com

Будьте в Голосе!
Владимир Багрунов

почтовый ящик проекта: voice@bagratid.com

архив рассылки: http://www.subscribe.ru/archive/psychology.psycho/


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: psychology.psycho
Отписаться

В избранное