Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скрытые резервы нашей психики


Информационный Канал Subscribe.Ru

СКРЫТЫЕ РЕЗЕРВЫ НАШЕЙ ПСИХИКИ.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА.

Проект
www.bagratid.com
Ведущий
Багрунов В.П.

02.10.04. Выпуск 59

«Та жизнь, влияние которой может быть измерено людскою мерою на деньги и хлеб, не стоит оценки».
Глава XI «Высочайшая вещь на свете». Из книги Орисон Свет Марден
«СТРОИТЕЛИ СУДЬБЫ ИЛИ ПУТЬ К УСПЕХУ И МОГУЩЕСТВУ»


В. Н.Шерстов
МЕНТАЛИТЕТ РУССКОГО НАРОДА И ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ТВОРЧЕСТВА
Продолжение

1.2. Значение веры в преображении внутреннего мира человека
Молитва — это всегда единение с Всевышним, переход в другое состояние, отличное от обыденного. Молитва гармонизирует системы организма—дыхательную, кровеносную. Все,жизненные процессы пронизаны медитационно-созерцательным. То, что Всевышний все видит и знает, что Он в любой момент может помиловать и покарать, что мы, смертные, находимся под наблюдением Его ока, когда вся жизнь пронизана общением с божественным, — все это творит, ображает человека. Недавно современная русская певица Т. Петрова рассказывала, как бабушка ей говорила в детстве: «Веди себя хорошо, ведь Господь все видит и накажет», на что девочка отвечала- «Если я спрячусь в сундук, Он не увидит?» Я сам в детстве под влиянием набожной бабушки, когда готовился к выступлениям на сцене (пение на концертах, участие в олимпиадах школьников и т. д.), просил помощи у Бога, т. е. в ответственную минуту мне нужна была поддержка. Жизнь под сенью Христа и Богородицы в христианстве, Будды — в буддизме, Мухаммеда — в исламе и т. д., т. е. религиозная вера в высшее — это огромный, наверное, самый действенный способ вспахивания, культивации, преображения мира человека на всех уровнях. Жизнь под сенью божественного, когда все соизмеряется с Ним, Всевышним, ведь Он и вокруг нас и в пас, — это постоянный диалог, ведущий к неустанным усилиям души, к преображению. Когда семья, окружение человека, общество — все находятся под этой сеныо, их любые поступки, мысли, чувства соизмеряются с высшими идеалами, всех объединяет всеобъемлющая любовь к божественному. В самом упрощенном виде медитация — это отстранение от мира, самоуглубление, отключение левополушарного мышления и погружение (воспарение) в глубины бессознательного (правополушарного). Это некая профилактика, реабилитация мира человека, который в несуразностях реальной жизни постоянно растрачивается, расбалансировывается.
Происходит как бы подпитка человека, возвращение его к своим истокам. Сути человека (его душе) естественней найти со-настройку (единый ритм) с правым полушарием — это природная, генетическая связь, а леаополушарное мышление — это итог эволюции, развития человека. Поиск таким путем внутренних резервов, подпитка позволяют установить более сложную взаимосвязь души с диалогизируемыми, со-резонантными левым и правым полушариями мозга человека. Провокации жизни постоянно рассогласовывают этот диалог, не давая покоя душе — она терзается, мается, стремясь со-настроить полушария. Откинуть левополушарное мышление мы не можем — от него во многом зависит прогресс человечества, его дальнейшая эволюция, поэтому наше развитие возможно только как более сложное системное взаимодействие: душа (сердечие) + ум (синтез левого + правого полушарий) - разум (дух).
Здесь и активное со-зерцание человека вовне и вовнутрь себя, мера божественного совершенствует моральный, нравственный мир верующего. Если среда, аура не невежественна, не вульгарна (когда карой Божьей не пугают, как пугают ребенка милиционером), когда исповедующий чист душой (не зря ведь говорят: «Какой поп, такой и приход»), мир человека не искажается, его сознание, нравственность, суть гармоничны и целостны. Находясь в такой атмосфере, человек постоянно возносится в высшие сферы сознания, отрываясь от обыденности, его мир становится самотворящим, он испытывает состояние душевного подъема (вдохновения). Это творение своей виртуальной реальности. Верующий находится в глубинном и многомерном мире созидания себя. С другой стороны, в этом состоянии много покорности, отрешенности от мирского, внутреннего средоточия, терпимости. Это есть во всех религиях: например, слово «ислам» в переводе с арабского означает «покорность», а в иудейской религии и, что очень интересно, в даосизме всегда подчеркивалась важность правильной (праведной) жизни. В иудаистской традиции это «галахи», в даосизме — «Дао». Вот еще одна взаимосвязь Востока с Западом!
Мерилом жизни, каждого «пустяка» в восточных религиях является не правильная мысль, а правильное действие, ведущее к преображению мира верующего. Во всем этом проявляется и высшее творчество, и глубинное медитационно-созерцательное. Ребенок, растущий на этой плодородной почве, во многом защищен, он остается в другом (своем) мире.
Мир религии и детский мир во многом близки — в них царят одухотворение, спонтанность (ненасилие). Огромен воображенческий «обертон»: мир реальный одухотворяется нереальным, Бог присутствует и Его нет в реальности. Он в нас и Он вне нас, Он —нечто, совершенствующее нас, со-настраивающее, со-очищающее, одухотворяющее. И чем человек талантливее, глубже, тоньше, тем более мир его души неповторим, самобытен, нестандартен.

1.3. Творящий космос: принцип и модель взаимодействия микро- и макрокосмоса
XXI век — эра Водолея (объединения-согласия). Истина проверяется любовью и единством, а не защитой и разделенностью...
«Центр каждого человеческого существа расположен в "пещере сердца". Сердце есть орган познания, тогда как органом духовной любви является дыхание духа, "пневма", нерасторжимо связанная с самой сутью жизни»
17 Бенуа Л. Ээотеризм II Наука и религия. 1993. № 8. С. 32. . («Греческое "пневма" — дыхание, дуновение, дух, в стоицизме — жизненная сила, отождествляемая с Логосом — первоогнем; космическое дыхание, дух; в христианстве — святой дух, третье лицо Троицы»
18 Советский энциклопедический словарь. М., 1989.)

Объединению-со-гласию предшествует симпатия — преддверие любви, аnarе — со-гласие, которое обязательно для взаимопроникновения, эмпатического понимания, ведь эмпатия — всеобъемлющая любовь. Вот взгляд на симпатию— преддверие любви в космическом масштабе:
«Симпатия космическая — термин древнегреческой философии, означающий со-чувствие, общность чувств, соответствие предметов или явлений, их взаимодействие, соучастие одного в происходящем с другим. Например, тело со-участвует в движении души (Аристотель), а земные явления зависят от влияний Солнца и Луны (Посидоний). Представление о симпатии космической связано со взглядом на мир как единый живой организм (милетская школа, пифагоризм, «Тилий» Платона). Термин впервые встречается в стоицизме, где характеризует динамическую взаимосвязь и взаимозависимость целого и частей каждого тела, а также всеобъемлющего тела — мира. Физической основой симпатии космической является состоящее из огня и воздуха дыхание (пневма), распространяющееся одновременно к центру и периферии тела. Дыхание полностью пронизывает весь мир и, связывая все в одно непрерывное целое, создает Симпатию космическую, обеспечивающую достоверность предсказаниям за счет параллелизма и взаимозависимости разнородных явлений (курсив мой. — В. Ш.)» 19 Философский энциклопедический слоаарь. М., 1989. С. 582
Если тело — храм души, а душа — храм духа, то со-настройка этого единого сосуда, его самоочищение происходит посредством дыхания духа. Дыхание является синтезирующим, преобразующим началом мира человека. Огромную роль в «самотворении» человека отводят дыханию мировые религии. Между телесным дыханием и божественным дыханием космоса существует реальная связь, которая осуществляется через чакру сердца.
Ритмическое дыхание является основой многих упражнений хатха-йоги. «Сущность ритмического дыхания — при дыхании согласовать ритм дыхания с ритмом колебания организма. Это позволяет входить в гармонию с ритмами Космоса и вследствие этого усваивать прану» 20. Иванов Ю. Йога и психотренинг. Путь к космическому сознанию. М., 1991. С. 97
Явления резонанса многомерны, они пронизывают все процессы микро- и макромира. Именно они являются двигателями творчества. Они — венец эволюционных (самоорганизующихся) процессов. И все '\ это издревле использовали религии.
Еще один феномен, связанный с взаимодействием сердечной и дыхательной деятельности, недавно открыла наука:
«Центральные механизмы регуляции двух важнейших функций — кровообращения и дыхания — тесно связаны... Анализ импульсов активности нейронов продолговатого мозга, где находятся оба центра, выявил, что в ряде случаев один и тот же нейрон участвует одновременно в регуляции ритмов сердца и дыхания. <...>
Одновременная регистрация работы дыхательной мышцы — диафрагмы, ритма сердца и активности нейрона продолговатого мозга убедила ученых в том, что сигналы-команды к сердцу идут из соответствующих регулирующих центров головного мозга: при выдохе нейрон работает в ритме сердца, при вдохе деятельность нейрона перестраивается на дыхательный ритм. Таким образом, одна и та же клетка участвует в регуляции и сердцебиений, и дыхания. При синхронизации обоих ритмов активность нейронов резко возрастает (курсив мой. — В.Ш.)»21" Покровский В. Где рождается ритм сердца //Наука и жизнь. 1991. № 5. С. 62-64.
Это констатация того, что религии в полной мере используют
многие века: «...слова молитв, механически повторяемых без участия... сердца, будут бездушной механикой...
Молитва "в духе и истине" есть молитва сердечная, исходящая из "престола человеческого сознания", из его сердца, но не из его ума... Наполнение сердца Владыкою совершалось ... при помощи дыхания... при дыхании воздух проникал до сердца, при вдыхании мысленно предполагается, что Владыка входит в легкие, а при выдыхании Он мысленно направляется в сердце.
Посредством такого ритмического вдыхания и выдыхания, производимого в течение некоторого времени в определенном месте, производилось наполнение сердца Владыкою. Сердечно же умственная молитва требовала низведения своего ума в сердце. Нужно молиться через сердце, умом, сведенным в сердце»22 Клизовский А. Основы миропонимания новой эпохи. Рига, 1992. Т. 2. С. 161.
Все это было известно подвижникам первых веков христианства. «"...Вообрази свое сердце, наведи глаза свои, как Бог смотрел на него сквозь грудь, и как можно живее представь его, а ушами-то внимательно слушай, как оно бьется и ударяет раз за разом. Когда к сему приспособишься, то и начинай к каждому удару сердца, смотря в него, приноравливать молитвенные слова. Таким образом, с первым ударом сердца скажи или подумай — "Господи", со вторым — "Исусе", с третьим — "Христосе", с четвертым — "помилуй" и с пятым — "мя" и повторяй сие многократно... Потом как к сему попривыкнешь, то начинай вводить и изводить всю Иисусову молитву в сердце вместе с дыханием, как учат отцы, то есть, втягивая в себя воздух, скажи, вообрази: "Господи Иисусе Христе", а испуская из себя: "помилуй мя!". Занимайся сим почаще и побольше и ты в скором времени почувствуешь тонкую и приятную боль в сердце, потом будет веяться в нем теплота и растеплевание".
"Но при сем, — предупреждает "Добротолюбие", — всемерно остерегайся от представлений в уме и влияющих каких-либо видов. Не принимай во все никаких воображений, ибо святые отцы крепко заповедуют при внутренней молитве сохранить безвидие, дабы не попасть в прелесть".
Как видим, только в состоянии ясного сознания и чистого безмолвия может начаться преображение внутреннего мира, а значит, всего человека. "Когда рассеются облака, воздух показывается чистым: когда же солнцем правды Иисусом Христом рассеются страстные мечтания, тогда обыкновенно в сердце рождаются световидные и звездовидные помышления по причине просвещения Иисусом Христом воздуха сердечного"»23" Андреев О. Программа «Четвертое измерение»: Что такое медитация // Наука и религия. 1994. № 5. С. 44.
Эзотеризм, православие (добротолюбие), другие религии, древняя и современная наука, йога, искусство, все виды творчества и многое другое говорят о тесной взаимосвязи дыхательной и сердечной деятельности человека: когда они согласованы — человек един, целостен. Многие идеи автора, наблюдения, исследование взаимосвязей созерцания и медитационно-созерцателъного, идей резонанса, проблем человеческого дыхания подтверждают вышеизложенное.
Вздыхающего человека отличает то, что его дыхание наполнено эмоционально-чувственным переживанием. Оно естественно и, главное, оказывает целостное, преобразующее действие на человека. Вздыхающий человек объединяет дыхание — духовность — вдохновенность — одухотворенность. Поэтому мы вправе сказать, что бездуховен тот, кто не может быть вздыхающим, у такого человека нет связи с космическим дыханием, его дыхание ущербно, не способно одухотворить, вдохновить, лишено тонких энергий, вибраций, импульсов.
Установлено, что древний человек обладал мифологическим, правополушарным мышлением. Чистилищем его внутреннего мира была религия, она же была со-настройщиком храма тела — души — духа, т. е. микрокосмоса с макрокосмосом. На этом автор настаивает.
Развитие человечества ложным путем (научно-технический прогресс — это левый уклон и догматизация религий) постепенно осквернило сосуд (тело—душа — дух), расстроило его, произошла разбалансировка внутреннего мира человека. Таким образом, укрепление левополушарного мышления привело к рассогласованности взаимодействия левого и правого полушарий мозга человека.
Низведение созерцания к нулю к середине XX столетия, «выпячивание» объективизации в ущерб субъективизации привели к катастрофическому перекосу мира человека (перекосило, как в кривом зеркале).
Созерцание было связующим звеном между сознанием и бессознательным. Угасание созерцательности привело к отрыву корневого, генетического, бессознательного. Таким образом, научно-технический прогресс стал схоластичным, не наполненным соком жизни, лишенным связи с прошлым. Так разорвалась связь времен.
И в завершение надо сказать следующее. У наших предков, о чем мы уже много говорили, существовала тесная взаимосвязь правого полушария мозга (ведь левое полушарие было еще плохо развито) с сердечной и дыхательной деятельностью. Поэтому ритмы организма стабильно согласовывались с космическими ритмами. Человек жил в согласии с природой, миром. Когда началась тотальная «гонка» научно-технического прогресса, вместо того, чтобы бережно подключать левополушарное мышление к уже отлаженной, стабильной системе, человек, наоборот, в нарушение всякого здравого смысла начал неудержимо эксплуатировать левополушарное мышление, нарушив взаимосвязь с корнями, бессознательным, космическим резонансом. Так человек сам себя «выбросил на обочину».

1.4. Душа — центр человеческого существа
Душа человека субстанциональна, вездесуща. Выскажем гипотезу о ее сущности на основе данных современной науки и наших умозаключений.
Безусловно, правильно то, что тело — храм души, а душа — храм духа. Душа — центр человеческого существа, и когда мы говорим о сердце, на самом деле мы подразумеваем душу человека. Сердце, душа первыми откликаются на различные жизненные ситуации, это касается и дыхания (например: «душа ушла в пятки», «знать, забилось сердечко в тревоге», «екнуло сердце», «в зобу дыханье сперло», «затаив дыхание» и т. д.). Все это говорит о том, что самосовершенствование души, работа души изнутри, осуществляется с помощью дыхательной и кровеносной систем. Мы отмечали ранее, что центры дыхания и кровообращения находятся в продолговатом мозге человека (они часто взаимосвязаны), нейрон в одной фазе работает на дыхание, в другой — на кровообращение. Любой тренаж, дыхательная гимнастика, дыхательная тренировка (сосредоточение, молитва, аутотренинг, йога и т. д.) являются приведением в порядок внутреннего мира человека, в первую очередь его души. Связь души с внешним миром осуществляется экстравертно, через слуховой и зрительный центры, ведь большую часть информации мы воспринимаем визуально. Думается, что слуховое и зрительное воздействие на душу, как позитивное (музыка), так и негативное (шумы), мало изучено. Но так как у большинства людей слуховой и зрительные центры расположены в правом полушарии, душа напрямую связана с ним и находится в оппозиции к левому полушарию. Именно левополушарный уклон деформирует душу человека, мешает созиданию вертикали: тело — душа — дух. Диалог полушарий, их синхронизация, сорезонанс «по душе» душе. Душа целостного человека находит покой, она расцветает.
Расстроенность внутреннего мира человека, особенно русского, ведет к потере шестого чувства (интуиции). Душа теряет способность к со-зерцанию, эмпатии, а значит, становится одномерной, грубой. Человек остается на примитивном уровне, он не способен к душевно-духовным взлетам.
Неуправляемый научно-технический прогресс, нарушение равновесия в микро- и макромире, насильственность и разрушительность в отношении к себе и природе привели человечество к многочисленным катастрофам. Жажда наживы, гедонизм, потеря меры, здравого смысла и мудрости, занявшие место целесообразности, стремления к самоочищению на уровне тела, души, духа, вызывают саморазрушение человека. Для окружающего мира, природы человека важно не насыщение (пересыщение), а очищение.
Таким образом, экологическая катастрофа, стремление к материальной выгоде ведут к еще большей катастрофе. Все более загрязняющаяся среда бумерангом бьет по человеку.
«Природа проявила большую заботу о поддержании чистоты во внутренней среде человека. Наш организм состоит главным образом из воды (75%)... Соблюсти чистоту среды обитания клеток, оказывается, важнее, чем их накормить. Во всяком случае, доставляет питание только одна сосудистая система — кровеносная, а отходы убирают две — кровеносная и лимфатическая.... при остановке сердца кровеносные сосуды самостоятельно сокращаются, пытаясь гнать кровь, всего несколько минут.
Дренажная и транспортная деятельность лимфатических сосудов сохраняется больше часа.
Такое соотношение — еще одно весомое доказательство заложенного эволюцией приоритета чистоты внутренней среды организма»24 Левин Ю. М. Экологическая мина внутри нас // Вести. РАН. 1966 т.66,№2 С.143.
Так что приоритетнее? Задачи экономического развития или решение экологических проблем? Природа высказалась давно и однозначно—второе!!
Мировые религии с их постами, стремлением к умеренности, довольствием малым, что свойственно, кстати, мудрецам и творческим людям, также призывают к очищению тела, души, духа. В здоровом теле — здоровый дух и наоборот. Если тело — храм души, а душа — храм духа, то этот храм не должен быть осквернен разной нечистью на любом уровне, иначе перекрывается путь к культуре, нравственности, душевно-духовному развитию человека. Самоочищение — главное предназначение человека.
Вот он — диалог светского и сакрального. Здесь смыкается устремленность к высшим идеалам в творчестве и религии. В творчестве — сублимация (возгонка, возвышение), т. е. переключение энергий с социально неприемлемых (низших, низменных) на социально и культурно приемлемые (высшие и возвышенные).
В религии — это устремленность к гармонии, божественному, через очищение, со-настройку, со-резонанс обыденного сознания с высшими идеалами.
Йоговская система построена на комплексной системе очищений и явлении резонанса (со-настройка, со-гласование вибраций), предполагающей экологическое очищение храма (сосуда) «тело—душа — дух» и настройку его на высшие идеалы.
Катарсис — духовное очищение, эстетическая экология. По Аристотелю, это очищение (экология) при помощи «страха и сострадания». А у Фрейда катарсис — это экология души, один из методов психотерапии.
Ну и главный феномен творящего космоса — это механизмы фрустраций и сублимаций: преображение скверны, нечисти, всего темного в человеке в нечто возвышенное, прекрасное, духовное — это действительно чудо из чудес, высшее проявление творящего космоса, его чудодейственной экологизации и со-настройки, стыковки микро- и макрокосмосов.

Маленький комментарий.
По поводу дыхания. Я уже в рассылках и самоучителе писал о роли дыхания для развития голоса. Здесь вкратце отмечу, влезать в эту тончайшую систему с помощью искусственных вдохов и выдохов – смерти подобно. Безвременно умерли такие великие великие певцы, как Таманьо(40лет), де Муро (42)года, Карузо (46 лет). Все они были приверженцами глубокого диафрагмального дыхания. Это вершина пирамиды. А сколько смертей в ее основании, никто не считал. Предполагаю, что это цифры со многими нулями. Автор ВЛГД (методики волевой ликвидации глубокого дыхания), В.П.Бутейко в молодые годы сам чуть не умер по этой причине. Распрощавшись с жизнью, он напоследок решил провести на самом себе эксперимент, который и спас его. Он увидел, что самописцы, регистрирующие его внутренние функции, зашкаливают при глубоком дыхании и ведут себя нормально при малом, поверхностном дыхании. В дальнейшем он не только оздоровил самого себя, но и создал ясную теорию и методику борьбы с главным злом здоровья человека – глубоким дыханием. Вылечил со своими учениками с помощью своей простой методики десятки тысяч человек. Доказал, что 95% заболеваний человека от глубокого дыхания. Но его теорию широкая практическая медицина в обозримом будущем не примет по экономическим соображениям. Примерно тоже самое обстоит с моей методикой развития голоса. В том виде, в каком существуют вокальные педагоги, (Шаляпин называл их механическими учителями) они не только не нужны, но они наносят огромный вред не только голосу ученика, но и его здоровью. В музыкальных заведениях делались попытки записывать голоса поступающих до обучения и после их окончания, но эти попытки резко пресекались. И понятно почему. Чтобы известная в среде студентов поговорка: «Приходим поем, как соловьи – уходим, чирикаем, как воробьи», не подтверждалась документально. Проще все списать на профнепригодность. А профнепригодны, как раз педагоги, а не ученики.
К слову сказать, механицизм в педагогике – главная беда не только в вокале.
В спорте, в футболе в частности, это явление также широко распространено. В ранних рассылках я сообщал о своей работе с Питерским футбольным тренером Виталием Лебедевым. Два года назад он принял команду третьей футбольной лиги «Локомотив-Санкт-Петербург», которая еле-еле плелась в конце турнирной таблицы. Была собрана новая команда, основу которой составили студенты разных вузов, избежавшие в юном возрасте муштру футбольных школ. В прошлом году они заняли второе место, а в этом году, несмотря на еще большие потуги всяких «футбольных жучков» засудить их, создать невыносимые условия проживания на выезде и прочее и прочее, и, тем не менее, команда с отрывом в пять очков стала чемпионом и вышла во вторую лигу. Главное, что мы привили ребятам, так это работу над собой, самосовершенствованием, сделали игру не тяжким трудом, а творческим процессом.

Положение о тренингах в Москве

Тренинги в Москве будут проводиться по мере набора группы.
Это четыре типа тренинга:
1Речь – первая ступень ( Голос и успех.Распетая речь). Два дня речь, один - пение (20 час.)

2.Пение – первая ступень (Петь, как говорить). Три дня пение (20 час.)

3."Голос Клеопатры и Дон Жуана" (искусство обольщения голосом, не более 6 человек). Три дня (20 час.)
Эти тренинги проводятся в пятницу, субботу, воскресение. Занятия с 12.00.до 20.00.

4. Речевой однодневный тренинг (Скорая помощь) (8 час.) День и начало занятий определяется в рабочем порядке.
Стоимость 1,2,3 тренингов 2000 евро .Цена 4 тренинга 1000 евро. Количество участников от 2 до 16 человек (За исключением "Голоса Клеопатры и Дон Жуана"-6чел.). Индивидуальная цена равна результату деления цены тренинга на число участников.
Предоплата 25 евро в рублях по курсу центробанка либо в центр "Разумный путь", либо мне на счет в сбербанке не позднее, чем за неделю до начала тренинга.

Участники сделавшие предоплату не позднее, чем за неделю до начала тренинга получают 5% скидку.


Ближайший тренинг ( Голос и успех.Распетая речь) 15-17 октября. Запись в Москве (095) 350-3090.

Судя по всему индивидуальная цена этого тренинга будет в районе 200-250 евро.

Декабрьский тренинг в Египте


В декабре планируется проведение тренингов (речевого и певческого) в Египте (Хургада). Дата будет установлена по согласованию у участниками.
В течение полугода (декабрь 2003 и май 2004 гг.) мне довелось проводить речевые тренинги в Шарме и Хургаде. Сравнение в пользу Хургады по многим параметрам (пляж, а не камни; условия проживания, питание и обслуживание).
В этот раз будут две группы: речевая и певческая. Речевая для новичков, певческая – для тех, кто прошел речевую ступень.
Стоимость путевки 9-10 дней вместе с тренингом будет в районе 800 евро. Количество участников в каждой из групп, не более 8 человек. 24 часовой курс. Занятия будут по три часа в день. Заявки посылать мне по эл.почте voice@bagratid.com

Будьте в Голосе! Владимир Багрунов.

 

 

 


Почтовый ящик проекта: voice@bagratid.com
Архив рассылки http://www.subscribe.ru/archive/psychology.psycho/



http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: psychology.psycho
Отписаться

В избранное