Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скрытые резервы нашей психики


Информационный Канал Subscribe.Ru

СКРЫТЫЕ РЕЗЕРВЫ НАШЕЙ ПСИХИКИ.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА .

проект
www.bagratid.com
Ведущий
Багрунов В.П.

 

10.10.04. Выпуск 61
«То, что не делает никакого шума и не заявляет никаких притязаний – в действительности быть может, и есть самое сильное».
Глава XI «Высочайшая вещь на свете» из книги Орисон Свет Марден
«СТРОИТЕЛИ СУДЬБЫ ИЛИ ПУТЬ К УСПЕХУ И МОГУЩЕСТВУ»

В. Н.Шерстов
МЕНТАЛИТЕТ РУССКОГО НАРОДА И ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ТВОРЧЕСТВА
Продолжение

ГЛАВА 2. ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА КАК ДИАЛОГ ПОЛУШАРИЙ МОЗГА ЧЕЛОВЕКА
2.1. Функциональная асимметрия полушарий мозга человека и проблема творчества
Рассмотрим теперь проблемы творчества с точки зрения функциональной асимметрии полушарий мозга (ФАПМ) человека.
Каждое из полушарий отвечает за свою сферу деятельности. В этом состоит функциональная асимметрия полушарий головного мозга. Левое полушарие воспринимает и перерабатывает логическую информацию. Правое — ведает целостными, континуальными, художественно-образными представлениями о мире. И только при соединении этих двух информации возникает истинное представление о воспринимаемой действительноти. Чем глубже и многомернее каждая из выдаваемых информации, тем гармоничнее их взаимодействие и тем личность более талантлива, самобытна, с большими духовными потенциями. Крен в левополушарное мышление ведет к рационализму, прагматизму, потере целостного восприятия, личность становится неполноценной. Чаще всего крен в левополушарное мышление имеют узкие специалисты, люди науки, чиновники, прагматики.
Крен в право полушарное мышление также ущербен. Возникает художественный тип мышления, при котором человек воспринимает все целостно, художественно-образно, он не умеет анализировать, просчитывать, дискретно подходить к решению различных проблем. Такая личность тоже неполноценна. Она пытается все решить глобально, целостно и, естественно, как и в первом случае, совершает ошибку. Такая личность не способна оценить реалии современного мира, витает в облаках. У русского человека наблюдаются перекосы в основном в правополушарное мышление.
Мы предлагаем целостные, диалого-синергетические принципы, с помошыо которых можно «реабилитировать» духовно-душевные изъяны, перекосы в личностных проявлениях:
1. Крен в левополушарное мышление можно ликвидировать за счет духовно-душевного «тренажирования», развития переживания, сопереживания, перенесения себя в мир другого. Мы, как бы самосозидая личность, разиваем ее художественно-образно.
2. При перекосах в правополушарное мышление следует развивать логику, рационализм и т. д. Вступая в системное взаимодействие, подсистемы поворачиваются друг к другу той гранью, которая необходима, чтобы происходили позитивные сдвиги. Здесь больше доминирует рефлексивная составляющая.
В том и другом случае идет работа души в двух направлениях: а) целостно-эмпатическом и б) рефлексивном.
Умение встать на позицию другого, а также восточный диалог, положенный в основу наших принципов, способны гармонизировать личность.
Важнейшим достоинством системного подхода является то, что он автоматически вводит подсистемы «Учитель» и «Ученик» в творческое состояние, возникает духовно-душевное единение на основе: а) признания Я — Другой; б) создания единого смыслового поля (родства душ); в) духовно-душевного сближения.
Учитель и ученик поворачиваются друг к другу гранями сотворчества, сорезонирования, созвучия; ни педагог, ни ученик в такой ситуации не могут быть стереотипными, одномерными. Синергизм системы не позволит. Педагог с каждым студентом вынужден быть другим. Это — путь к творчеству.
Более того, система позволяет и личностям со средними способностями безболезненно вписаться в мир, природу, полноценно жить в настоящем, создать личностную доминанту, найти себя, гармонизировав диалог левого и правого полушарий головного мозга.
Креативам, обладающим от природы личностным ядром, главное не помешать, так как именно креативной личности свойственны большие перекосы в левое или правополушарное мышление. Креативы редко бывают гармоничными личностями (Эйнштейн, Каспаров и т. д.). Именно в этом случае наша система незаменима1. См.: Шерстов В. Н. Целостные, диалого-синергетическис принци¬пы как универсальная система самосозидания и саморазвития личности // Вопросы вокального образования: Тез. докл. М., 1994. С. 20
Существуют два способа познания, два типа мышления: аналитическое мышление левого полушария, которое связывают с западным техницизмом, и интуитивное мышление правого полушария, отождествляемое с восточным мистицизмом. В частности, Ф. Орнстайн в книге «Психология сознания» подчеркивает, что превалирование языкового и логического мышления в цивилизациях Запада приводит к игнорированию способностей правого полушария, которое лучше реализуется в культурах Востока. На наш взгляд, все, связанное с медитационно-созерцательным, более гармонично, диалогично с точки зрения функциональной ассиметрии.
Сведений по функциональной асимметрии полушарий головного мозга человека столь много, что мы упомянем только о некоторых, имеющих непосредственное отношение к рассматриваемой теме.
Существует много характеристик левого и правого полушарий, вот одна из них:
«...рассудочный —интуитивный
интеллектуальный — чувственный
абстрактный — конкретный
аналитичный — обобщенный
рациональный — метафизический
исторический — вневременный.
Левый ряд — это характеристика левого полушария, его способа познания и воздействия на окружающий мир. Он превалирует в современной западной цивилизации, о чем говорит, в частности, бесконечное дробление наук, их крайняя специализация и в конечном счете утрата целостного.
Правый ряд — характеристики функций правого полушария с его целостным восприятием... »2. Спрингер С Дейг Г. Левый мозг, правый мозг. М., 1983. С.
«Что же касается диалога полушарий, возможного на основе их функциональной асимметрии, то именно различие в их деятельности, различие в их специализации является, как считает современная наука, условием дальнейшей эволюции мозга, и если до последнего времени биологическая эволюция считалась законченной, то открытие диалога полушарий позволило ученым сделать вывод, что структурно физиологические механизмы развития мозга далеко не исчерпаны и эволюция продолжается»3 Самохвалова В. И. Сознание как диалогическое отношение // М. М. Бахтин как философ. М., 1992. С. 196-197.
Таким образом, функциональная асимметрия (специализация) в деятельности полушарий и все более углубляющийся их диалог — основа гармонизации личности. Нужно сделать еще одно дополнение. В любой сфере деятельности задействованы оба полушария, но в каждый данный момент основным является только какое-либо одно, второе в этот момент не задействовано. Процесс решения сложных задач имеет полициклический характер. Чувственная информация сперва оценивается как образ правым полушарием, затем логически обрабатывается левым и т. д. Избыточная образность информации угнетающе действует на способность человека логически мыслить, усиленная вербализация подавляет образное восприятие. Правое полушарие «видит» события мрачными, угнетающими, левое — неадекватно ситуации — легкими, веселыми, смешными.
«Благодаря взаимодействию передних отделов левого и правого полушарий у творческих личностей возникает "диалог двух голосов — фантазирующего и критического". При этом осуществляется осознанный логический отбор гипотез для их последующей проверки практикой. Значит, функциональная асимметрия двух полушарий мозга, в сущности, служит наиболее приемлемой нейробиологической основой взаимодействия осознаваемых и неосознаваемых компонентов творческого процесса»4Симонов П. В. Мозг-творец // Вестн. РАН. 1996. Т. 66, № 2. С. 139.
Вот еще несколько характеристик функциональной асимметрии полушарий мозга:
«Левое полушарие управляет речью, счетом, письмом, логическими, словесными рассуждениями, иными словами, вербально-понятийным мышлением, но эта закономерность несколько видоизменяется У право- и леворуких, мужчин и женщин. Правое обладает музыкальным слухом, зрительными образами, пространственными формами, структурами и отношениями, образным мышлением, конкретным
пространственно-образным мышлением», — так считает В. С. Ротенберг5. Цит. по: Шумилин А. Г. Проблемы теории творчества. М., 1989. С. 118-119.
Д. Т. Майер писал, что левому полушарию присущ «вербальный, символический, абстрактный, временной, числовой, логический, линейный способы обработки информации. Правому — невербальный, синтетический, конкретный, аналоговый, невременной, нерациональный, пространственный, интуитивный и холистический способы»
«Образы правого полушария — доказывает Дж. К. Гауэн в статье «Роль образов правого полушария в творчестве», — это инструмент, с помощью которого в процессе инкубации осуществляется творческое мышление. Возниконовению образов-моделей, активизации работы правого полушария способствует снижение сенсорного входа и прекращение внутренней речи, что ведет к снижению активности левого полушария... Инкубация есть мыслительный аналог процесса беременности, в ходе которого оплодотворенное яйцо превращается в ребенка. Инкубация — это метаморфоза, в ходе которой образы правого полушария служат тем инструментом, с помощью которого рождается творческая мысль» 7 Там же. С. 115.
Сделаем еще несколько уточнений о взаимосвязи теории творчества с функциональной асимметрией полушарий мозга человека:
1. Существуют энциклопедически образованные интеллектуалы, лево- и правополушарные, рационального и художественно-образ¬ного (гуманитарного) склада.
2. Существуют творческие личности:
а) левополушарные, их взгляды носят технократический характер — это «тактические» творцы (креативы);
б) правополушарные, генераторы идей, они являют собой основной потенциал творцов — это «стратегические» творцы (креативы).
А все остальные, «замешанные» в разных пропорциях, занимают свое определенное место среди обозначенных типов личностей.
«Правое и левое полушария различно «вписаны» в координату времени. Деятельность правого преимущественно связана с опорой на события, имевшие место в прошлом. Левое же полушарие ориентируется на будущее и вовлекается в деятельность каждый раз, когда требуется анализ новой ситуации и поиск оптимальных для нее решений»8 Симонов П. В. Мозг-творец. С. 138.
Приведем в качестве примера эксперимент с поиском чего-то неизвестного и труднопрогнозируемого. «Испытуемым демонстрировали картинки с двойным изображением: одно из них — легко узнаваемое, второе — замаскированное. После опознания каждого из них необходимо было нажать на кнопку. При этом производилось картирование коэффициентов взаимосвязей электрических процессов различных областей коры. И что же? До момента предъявления картинки зоны наибольших связей располагались в области левого (лобного) полюса и в правой центральной области. В момент опознания первого изображения, через 2 с после появления картинки, резко повысились взаимосвязи в лобных отделах. За 8-7с перед нажатием на кнопку, сообщающем об опознании второго скрытого изображения, произошло резкое увеличение взаимосвязей в первой лобной области. Позднее этот пик исчезает, и за 2-1 с перед нажатием на кнопку карта становится похожей на фон. Высокая активность лобной, затылочной и теменной областей правого полушария была зарегистрирована у лиц с наиболее продуктивными ответами при решении задач, требующих развитого воображения»9. Там же.
Не зря Эйнштейн говорил, что воображение важнее знаний. «Овладение воображением, наверное, было первым актом транценденции. Человек стал таким, какой он есть, с того момента, когда у него появилось воображение. Воображение — это путь к творчеству, путь к раскрытию смысла».10 Налимов В.В. Спонтанность сознания М.,1989 С.210
Но человечество пошло ложным путем, попавшись, как рыбешка на блестящую наживку (научно-технический прогресс). Началась раз-балансировка человека и общества. Хотя возможна и другая трактовка этой проблемы: мировое со-обшество обречено в своем развитии на левый уклон (интеллектуализацию), поэтому закономерно стремление к правому уклону (чувствам, эмоциям). В этом смысле будущее человечества — это мир чувств и эмоций (П. Анохин), т. е. уравновешивание левого полушария правым, их диалогизация, синхронизация, резонанс со-гласия левого и правого полушарий мозга человека. Левый уклон как бы задан инерцией научно-технического прогресса, а вот правый требует духовно-душевных усилий, творения, преображения себя.
Таким образом, интеллектуализация — это естественный эволюционный процесс развития, но только в гармонии с душой и духом мы сохраним способность к творчеству, не превратимся в механических бездушных биороботов, разрушающих себя и окружающий мир.
Интересен взгляд на интеллектуальную и креативную (творческую) одаренность Ф. Хайека. Так, в своем автобиографическом эссе «Два склада ума» он выделяет мыслителей двух типов — «мастера — зна¬тока своего предмета» (master of subject) и «головоломщика» (puzzler),
«"Мастер" плодовит и способен удерживать в своей памяти великое множество фактов, он прекрасный систематизатор и интерпретатор чужих идей, красноречивый оратор, превосходный популяризатор, удачливый педагог. "Головоломщик" более сосредоточен и не столь блестящ, разработки других ученых не обогащают запас его знаний, а скорее перестраивают систему его видения, его мышление носит по преимуществу невербальный характер и подчас ему с трудом дается выражение собственных теорий, нередко он к своему удивлению обнаруживает, что отдельные выдвинутые им идеи вытекают по существу из некоего общего взгляда на мир»11 Капелюшников Р. Н. «Дорога к рабству» и «Дорога к свободе»: по¬лемика Ф. А. Хайека с тоталитаризмом // Вопр. философии. 1990. №10. С. 102-103.
Хайек причисляет себя к «головоломщикам».
2.2. Функциональная асимметрия полушарий мозга человека и типы личности
Мы уже отмечали, что правое полушарие видит, оценивает ситуацию в темных тонах, левое же — в светлых. Поэтому негативную информацию левополушарные личности видят в более светлых тонах, чем правополушарные. Кроме того, существует парадокс: люди искусства, художники, поэты в большей степени, чем, допустим, люди науки, требуют восторгов, похвал, «поглаживаний». Но правополутарные творцы вынуждены еще и сами себя постоянно подпитывать, поэтому «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» — не бахвальство, а самоутверждение не только Пушкина, но и Горация («Exegi monumenrum»), и Державина («Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный»). Правополушарные творцы часто подвержены депрессиям, психическим расстройствам, они ранимы, обидчивы, как дети, им постоянно нужно подкрепление, подтверждение своей правоты. Этим, а не самонадеянностью и самовлюбленностью, объясняются суеверия артистов, музыкантов и особенно певцов, так как их творчество еще более зыбко, сиюминутно. В сценическом творчестве наблюдается парадоксальное совмещение: творцам надо творить и со-наблюдать одновременно, что осуществить архисложно. Отсюда их чудачества, нестандартность поведения, как следствие — неуверенность в результатах своих творческих намерений.
Если левополушарные личности разряжают неблагоприятную обстановку, то правополушарные нагнетают ее, усугубляя эмоциональными всплесками, преувеличениями, часто делая из мухи слона. Правополушарные барахтаются в обыденной жизни и являются истинными творцами в высших проявлениях. В России пророками всегда были поэты.
Люди художественного плана более экстравертны, мыслительного— интровертны. Чаще всего ведущим у экстраверта является правое полушарие, а у интроверта — левое. И что любопытно: это сказывается и на внешнем облике человека. У экстравертов, как правило, более развитыми являются левая половина лица и левый глаз, у интровертов — правая и правый глаз. Хотя это неопределяющие характеристики. Сколько угодно можно назвать экстравертов с безупречной логикой и интровертов с ярким образным мышлением. Определяющим для экстраверта является его направленность вовне, на объект, а интроверт ориентируется на свою оценку предмета или события, а не на объект как таковой, т. е. он направлен вовнутрь себя. Экстраверту М. Ростроповичу, несмотря на мировую славу, необходимы восторги почитателей, окружение учеников и т. д., интроверту Б. Раушенбаху, также творческой личности, все это не столь нужно.


О НАСУЩНОМ

Нижеследующая информация опубликована 08.10.04. в рассылке от одного из самых успешных тренеров России, Радислава Гандапаса.

ПРАВО ГОЛОСА

Не раз, отвечая на вопросы подписчиков рассылки, я рекомендовал сайт, книгу и тренинги уникального специалиста, разработчика революционной методики настройки голоса из Санкт-Петербурга Владимира Багрунова. Десятки писем с благодарностью за эту рекомендацию убеждали мне в том, что я поступил правильно. 5-6 ноября Академия Ораторского Мастерства проводит в Москве тренинг Владимира Багрунова «Три секрета настройки голоса».
Маленький комментарий.
Идея творческого содружества с Радиславом Гандапасом начала реально воплощаться в жизнь. В самом деле, для человека, выступающего перед аудиторией, действует незыблемое правило, которое в свое время сформулировал самый выдающийся трагик 20 века Сальвини «Голос, голос и еще раз голос!»
Для меня такое сотрудничество – это снятие тяжкого груза связанного с организацией тренингов. Дело даже не в усилиях, а в той неопределенности, с которой постоянно сталкиваешься. Типичный пример, относительно ближайшего тренинга 15-17 октября. Всем потенциальным участникам было объявлено, что необходимо за 10 дней до начала тренинга внести предоплату в 25 евро. Чтобы как-то простимулировать это обычное в таких вопросах дело (все таки ехать на авось – мало приятно), я пошел на 5% скидку со стоимости участия в тренинге. На 7 октября предоплату сделал только один человек. В таких случаях я обычно переношу тренинг на две -три недели, но в данном случае иду на риск только по той причине, что не хочется подводить жителя Германии, который в прошлый раз не успел оформить визу и хочет попасть на мой тренинг в эти дни.
Напоминаю контактный телефон в Москве (095) 350-3090. Подробности о проведении этого тренинга на моем сайте www.bagratid.com

Будьте в Голосе!
Владимир Багрунов

почтовый ящик проекта: voice@bagratid.com

архив рассылки: http://www.subscribe.ru/archive/psychology.psycho/


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: psychology.psycho
Отписаться

В избранное