Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скрытые резервы нашей психики


Информационный Канал Subscribe.Ru

СКРЫТЫЕ РЕЗЕРВЫ НАШЕЙ ПСИХИКИ.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА.

Проект
www.bagratid.com
Ведущий
Багрунов В.П.

 

20.09.04. Выпуск 58

«Ни к кому со злобою, ко всем с милостью».
Глава XI «Высочайшая вещь на свете». Из книги Орисон Свет Марден
«СТРОИТЕЛИ СУДЬБЫ ИЛИ ПУТЬ К УСПЕХУ И МОГУЩЕСТВУ»

Продолжение книги В. Н.Шерстова
МЕНТАЛИТЕТ РУССКОГО НАРОДА И ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ТВОРЧЕСТВА будет в следующем выпуске. Этот «по горячим следам».
Этот выпуск начинаю со статьи, которую я давно подготовил для одного из выпусков, но которая каким то образом запропастилась и нашлась в связи с моей работой над вторым изданием самоучителя. Прошу обратить внимание на первое ее название.

АиФ-Петербург»№7, 2002 с.14
КАЖДОМУ ИЗ НАС НЕОБХОДИМО НАЙТИ СВОЙ ИСТИННЫЙ ГОЛОС

ЦЕЛЕБНЫЕ ЗВУКИ КОЛОКОЛА

В середине беседы профессор Гнездилов предложил мне подняться на колокольню. Оказалось, что на чердаке – звонница. На балке висят семь больших колоколов. «Если хотите, можете позвонить...» Я попробовал звучание каждого колокола. Звук одного из них был мне приятнее, и я ударил еще несколько раз подряд.
— Издревле было известно:
через колокол мы обращаемся к высшим сферам, к Богу, а через свист — к низшим. Поэтому, кстати. Соловей — именно разбойник, а в восточных единоборствах свистом сбивают с ног. Высокие звуки выводят психику из равновесия — если вы, например, возьмете очень высокий тон, из глаз невольно брызнут слезы. А низкие звуки колокола психику стабилизируют, — объяснил Андрей ГНЕЗДИЛОВ, врач-психотерапевт хосписа № 1 Приморского района, профессор Психоневрологического института им. Бехтерева. — В библиотеке одного монастыря я обнаружил старинную книгу без обложки. И там прочитал поучение старца ученику, что когда покинешь сей мир, попадешь в сферу, где ты не будешь понимать, где ты, что с тобой происходит и кто ты. Тогда вспомни или услышь колокольный звон! Доверься ему, как если бы звук колокола был конем, и он вынесет тебя за пределы твоих мытарств...
Видите, какая сила дана колоколу — служить звуковым маяком для заблудившихся душ, мостом отсюда к более высоким сферам. И я решил попробовать колокола для лечения хронических болей у пациентов. Предложил больным самим выбрать звучание колокола, с какой силой бить, с каким ритмом, интервалами. Треть из них говорили о том, что звук колокола снимает боли. У другой трети пациентов боли не снимались, но они могли спокойно уснуть. Это тоже положительный эффект, потому что во сне они не страдают. Лишь у трети больных звук колокола вызывал негативную реакцию.
— С чего началось ваше увлечение колоколами?
— Вы знаете, что в сталинские времена колокола и звоны были запрещены? Репрессировали и звонарей, и тех, кто лил колокола, даже валдайские колокольчики. Многие храмы | были взорваны. А я собирал колокола в комиссионках — из-за их красоты. И даже стал членом Ассоциации колокольного искусства России.

— Можно ли говорить о каких-то общих рекомендациях: как, когда и по сколько «принимать» целебные звуки колокола?

— Нет, все индивидуально, все проверяется экспериментально. Даже один человек в разном настроении выберет разные звуки. Есть наука софрология, которая утверждает: каждый орган у нас настроен на определенный тон. Есть музыка успокаивающая и возбуждающая. Скажем, некоторые звуки современных ансамблей могут вызвать горловый спазм и даже судорожный припадок! А с помощью колокола я снимал спазмы у больных снимал боль, тревогу, погружал их в сновидения. Когда наш организм расстроен, звук коло кола может его настроить. И этот верный тон, как первая скрипка, может вытянуть весь «оркестр». Мы как будто получаем звуковой оберег, который защищает наше личностное пространство. — Звонари исполняют на колоколах сложные мелодии, «плетут фигуры». А в лечении тоже так?

— В лечении важна тональность. Если правильно подобрал звук, то сложность мелодии не нужна. Из индуистской традиции известно, что у человека семь чакр (особых вегетативных центров), расположенных по позвоночнику от копчика до темени. И этим чакрам соответствуют семь нот: до, ре, ми и т.д. снизу вверх. Можно подобрать чистые звуки колоколов, настроенные на сердечную чакру (анахату) или на горловую (вишудху). Больные люди деструктурированы - мнениями, тревогами, ожиданиями, страхами. Искусственные сумасшедшие ритмы города изматывают нас. Вот почему мы рвемся на природу, где ритмы естественные волны, ветер, движение деревьев, облаков, солнечных зайчиков, теней. Удары колокола тоже ориентированы на естественные ритмы биения человеческого сердца, дыхания.
— Хорошо, а как быть тем, у кого дома нет звонницы? Где найти нужные звуки?
— Чтобы разыскать верный звуковой тон для себя, кроме колоколов можно использовать била, — Андрей Владимирович поднял тяжелую бронзовую пластину на веревке и ударил по ней — послышался низкий густой звук, который долго висел в комнате. — А можно взять обычную серебряную или мельхиоровую ложку.
Столовую мельхиоровую ложку он протянул мне. В каждую руку я взял концы ниток, на которых ложка висела. И заткнул уши свободными пальцами. Андрей Владимирович легонько ударил по ложке. Мою голову как бы изнутри заполнил низкий звук. Когда я приоткрыл уши, звук пропал, а заткнул — звук снова появился. Гнездилов взял небольшой колокол и стал обводить пальцем по ободу. Никаких ударов - а воздух загудел.
— Тот же эффект можно получить, если проводить пальцем по влажному стакану. Или можете использовать звон хрустальных бокалов. Главное — найти нужный именно вам звук, чтобы уйти из гнетущей или раздражающей ситуации. Любопытно, что этот «лечебный» тон совпадает со звуком вашего настоящего голоса. Чаще всего мы не знаем своего голоса — словно все время подражаем кому-то. И так же, как ставят голос певцам, каждому из нас необходимо найти свой истинный голос.
— А зачем вам домашняя колокольня?
— Сам звоню, но не часто. Старые звонари говорят: когда звонишь, надо знать, к кому ты обращаешься и зачем. Ведь ты нарушаешь молчание мира, и твой посыл должен иметь смысл. Так же, как нельзя на огне лампады греть чайник, невозможно затрагивать высшие сферы бездумно.
Евгений ГОЛУБЕВ

Нечто созвучное с данной статьей имело место 16 сентября 2004г. во время моего выступления на факультете психологии Санкт-Петербургского университета. Напомню, что это была лекция-концерт.
Не задолго до выступления меня осенило: что, если замерить состояние слушателей до и после моего выступления с помощью методики, которая когда-то меня неоднократно выручала. Речь идет о следующем.
Американскими психологами во главе с Ч.Спилбергером в 70-е годы был разработан тест, состоящий из 20 вопросов, которые с высокой точностью и надежностью измеряют состояние тревожности в данный момент, а также свойство тревожности, как свойство личности. За 5 лет до московской олимпиады, которая прошла в 1980 году, ленинградский психолог, старший научный сотрудник Ленинградского научно-исследовательский института физической культуры
Юрий Львович Ханин провел большую работу по переводу и адаптации этого вопросника с целью подготовки наших спортсменов к олимпиаде. Зимой 1975 года Ю.Л.Ханин выступал по поводу этой методики с докладом у нас на факультете психологии и мне он доверил провести сбор материала на музыкантах. Это делалось для того, чтобы частично соответствовать американскому стандарту. Американцы с целью получения надежных нормативов обследовали более полумиллиона граждан всех профессиональных групп.
Вот сама анкета. Каждый вопрос имеет 4 ответа 1.Вовсе нет 2.Пожалуй так 3.Верно 4.Совершенно верно

Ленинградский научно-исследовательский институт физической
культуры
ШКАЛА САМООЦЕНКИ
(Ч. Д. Спилбергер, Ю. Л. Ханин) Фамилия___________________________Дата___________________________
Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных
ниже предложений .и зачеркните соответствующую
цифру справа в зависимости от того, КАК ВЫ
СЕБЯ ЧУВСТВУЕТЕ в ДАННЫЙ МОМЕНТ.
Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку
правильных или неправильных ответов нет.
1. Я спокоен ...............
2. Мне ничто не угрожает............
3. Я нахожусь в напряжении...........
4. Я испытываю сожаление............
5. Я чувствую себя свободно...........
6. Я расстроен...............
7. Меня волнуют возможные неудачи.........
8. Я чувствую себя отдохнувшим..........
9. Я встревожен..............
10. Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения.....
11. Я уверен в себе..............
12. Я нервничаю...............
13. Я не нахожу себе места............
14. Я взвинчен...............
15. Я не чувствую скованности, напряженности.......
16. Я доволен...............
17. Я озабочен...............
18. Я слишком возбужден и мне не по себе........
19. Мне радостно.......
20. Мне приятно ........


С этой методикой я работал с музыкантами первого состава симфонического оркестра Ленинградской филармонии, когда ею руководил Мстислав Мравинский, а также со студентами фортепианного факультета Ленинградской консерватории.
Попутно замечу, что приход Мравинского на репетицию вызывал паническую реакцию у всех музыкантов. Я это сам несколько раз наблюдал. Маститые музыканты, когда раздавался возглас «Идет!», напоминали напроказивших учеников, которые бросаются в рассыпную при возгласе «Училка!». Запомнился один музыкант, набравший максимальное количество баллов-80. Этот балл соответствует градации 70-80 - «Требуется госпитализация». Заодно сообщу о других градациях. 45 баллов норма. 45-60 – высокое напряжение. 35 – зона комфорта. 36-45 – рабочее напряжение. 25-35 высокое расслабление. 20-25 – неадекватная оценка (завышенная самооценка своего состояния). В консерватории во время этих тестирований я познакомился с будущим своим концертмейстером Ришардом Сварцевичем, которого я посвятил в тайны творческого метода Шаляпина.
Тогда он был студентом 1 курса. Система Шаляпина адаптированная к пианистическому искусству помогла ему быть в то время лучшим пианистом консерватории. По окончанию ее он был распределен преподавателем в Новгородское музыкальное училище. Там он так всех покорил своим искусством, что специально для него руководство города купило рояль Стейнвэйн за 30 тыс. долларов. Летом для туристов он давал концерты на открытой эстраде. Добавлю, что его успеху в музыке способствовали регулярные занятия рисунком и живописью (по Шаляпину). Его картины без его заверенной бумажки, что это он нарисовал, а не какой-то знаменитый художник, не пропускала таможня. Это данные до 1986 года. Дальнейшая его судьба мне не известна. Знаю только, что в Новгороде (теперь Великом) он не работает.
В начальные годы перестройки, когда я бывал в командировке в Москве, с этой методикой я сидел на Арбате и за 2-3 рубля тестировал всех желающих. За пару дней зарабатывал до 100 рублей. Эту методику я приспособил для полевых условий. Ни ручек, ни карандашей не надо было. Напротив каждого ответа проделывалось 4 маленьких отверстия, в которые испытуемый втыкал спички. На обратной стороне стояли соответствующие цифры от 1 до 4, и их сложение давала через полминуты искомый результат. До сих пор помню злобное ворчание одного мужчины, который каждый раз, проходя мимо меня, высказывал своей подруге возмущение: «Вот до чего дошли: на спичках делают деньги». Это было в Судаке (Крым) во время моей командировки в конце августа 1988 года.
Итак, предварительный опыт был и не маленький. В июне 1998 этот вопросник я применил при занятиях с кандидатами в государственную Думу. Оказалось, что после часового занятия (занятия шли по часу 8 дней подряд) состояние тревожности существенно уменьшалось. И вот спустя 6 лет я снова вспомнил об этом методе и применил его. Поскольку на мою лекцию-концерт пришли в основном студенты-психологи, точнее студентки (сейчас более 80% студентов – это девушки), то объяснять, что от них требуется, долго не пришлось. Они заполнили анкеты до моего выступления, эти анкеты были собраны; а затем эта же процедура последовала после моего выступления. Всего ДО и ПОСЛЕ выступления было заполнено 25 анкет. Выступление включало в себя беседу о голосе минут на 30-35. Далее, я спел под компьютерные фонограммы 3 бардовские песни и 2 иностранные (на французском из репертуара Джо Дассена – E' si tu n'existe pa и на английском House of the Rising Sun). Это был простой эстрадно-бытовой уровень, которым может овладеть любой имеющий музыкальный слух.
Затем я продемонстрировал уровень оперного пения итальянских композиторов 17 века (АМАRILLI – Каччини, и PIETA, SIGNORE… - Страделла.) Оба произведения являются образцами пения бельканто.
Затем были спеты 2 романса Чайковского: «Средь шумного бала», «Растворил я окно», романс Рахманинова «Здесь хорошо». В заключении были исполнены народные песни: русская - «Ах, ты душечка» и украинская - ЧОРНII БРОВИ, КАРII ОЧI
Вот полученные результаты: до выступления средняя величина состояния тревожности была 40 баллов, после выступления 31 балл. Из 25 человек у 9 изменений практически не было. Но у 16 человек изменения были значимые, а у нескольких человек очень значимые. Затем я попросил желающих письменно высказать свое мнение о моем выступлении.
Чувствовалась некоторая спешка и поэтому все было написано на «скорую руку».
«Я очень рад, что услышал ваше выступление и хочу пожелать вам быть дальше таким же отличным певцом. Спасибо!» Подпись.

«Спасибо Вам большое, у меня после работы было такое унылое настроение, а от ваших слов стало даже весело. То, что вы пели по-французски я ничего не поняла, и было не много смешно, а про черные брови мне понравилось. Очень даже». Подпись.

«Спасибо большое за ваше выступление и за лекцию. Я постараюсь использовать полученную информацию в своей жизни. Желаю вам успехов в ваших исследованиях. Спасибо». Подпись.

«Спасибо Вам большое! Мне очень понравилось особенно оперное пение.
Очень приятно, что есть такие люди, которые делают что-то для других бескорыстно. После вашего выступления у меня в душе осталось теплое, радостное чувство. Спасибо». Подпись.

«Мне было очень приятно поучаствовать в новом. Но так как мы не привыкли к такой атмосфере и обстановке, особенно восприятию информации, очень сложно слушать.
Мне понравилось то, что вы не обращаете внимание на окружающий мир, у вас нет комплекса «боязни сцены», вы можете выразить свою индивидуальность во всех гранях. Спасибо, очень!». Подпись.

«Мне очень понравилось ваше выступление. Когда я шла сюда, настроение у меня было, мягко говоря, нехорошее. Но когда я услышала ваше выступление, мне мгновенно стало лучше. Моя душа как-будто воспарила. Я вообще очень люблю классическую музыку и Окуджаву, так что когда вы это стали петь, мне стало так приятно, так хорошо. Мое настроение улучшилось, и за это спасибо Вам. Прошу прощения за свои ошибки в пунктуации, потому что они есть». Подпись.

«Я не жалею, о том, что пришла сюда. Мне очень понравилось. Звучала прекрасная музыка. Музыка была так великолепна, что хотелось плакать. Безусловно, я восхищалась голосом, Вашим голосом. Было такое ощущение, что поют каждый раз разные люди, но нет - это был голос одного человека». Подпись.

Положение о тренингах в Москве
Тренинги в Москве будут проводиться по мере набора группы.
Это пять типов тренинга:
1.ЋРаспетая речьЛ (Говорить, как петь). Два дня речь, один –пение (20 час.)

2.Пение – первая ступень (Петь, как говорить). Три дня пение (20 час.)

3.Голос Клеопатры и Дон Жуана (искусство обольщения голосом, не более 6 человек). Три дня (20 час.)
Эти тренинги проводятся в пятницу, субботу, воскресение. Занятия с 12.00.до 20.00.

4. Речевой однодневный тренинг (Скорая помощь) (8 час.) День и начало занятий определяется в рабочем порядке.
Стоимость 1,2,3 тренингов 2000 евро. Количество участников от 2 до 16 человек (За исключением ЋГолоса КлеопатрыЛ-6чел.). Индивидуальная цена равна результату деления 2000 евро на число участников.

Цена 4тренинга 1000 евро.
Предоплата 25 евро в рублях по курсу центробанка либо в центр ЋРазумный путьЛ, либо мне на счет в сбербанке.
Ближайший тренинг 15-17 октября. Запись в Москве (095) 350-3090.

Будьте в Голосе! Владимир Багрунов.

 

 

 


Почтовый ящик проекта: voice@bagratid.com
Архив рассылки http://www.subscribe.ru/archive/psychology.psycho/



http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: psychology.psycho
Отписаться

В избранное