Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скрытые резервы нашей психики


Информационный Канал Subscribe.Ru

СКРЫТЫЕ РЕЗЕРВЫ НАШЕЙ ПСИХИКИ.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА.

Проект
www.bagratid.com
Ведущий
Багрунов В.П.


 

05.09.04. Выпуск 56

«Лучше не существовать вообще, чем не быть благородным» - Теннисон
Глава XI «Высочайшая вещь на свете». Из книги Орисон Свет Марден
«СТРОИТЕЛИ СУДЬБЫ ИЛИ ПУТЬ К УСПЕХУ И МОГУЩЕСТВУ»


В связи с трауром по основным каналам телевидения ряд передач был изменен и поэтому никто не знал, что по РТР после ВЕСТЕЙ с 14.20 в течение более часа впервые демонстрировался документальный фильм, если мне не изменяет память, «Проклятие Тамерлана».
Заставка фильма была интригующей: далекая древность и вдруг Сталин, кадры Сталинградской битвы.
Вот самое краткое содержание. Ученых всего мира давно интересовала тайна погребения Тамерлана. О самом Тамерлане, в частности, говорилось, что при нем находился кудесник, который мог творить любые чудеса. Так, якобы, в решающей битве с монголами он произнес заклятие, и их армия вдруг повернула вспять и затем была уничтожена. Сталин очень интересовался личностью Тамерлана и именно по его указанию, и были предприняты поиски его захоронения, о которых пойдет речь. Наши ученые нашли это место в Самарканде. Во время одного короткого перерыва (перекура) при завершении двухмесячных работ кинооператор с восточной фамилией, которую я не запомнил, обратил внимание на трех старцев, пивших чай. Они говорили, что тревожить прах Тамерлана великий грех, что это приведет к войне, и ссылались при этом на древнюю книгу на фарси, которая была при них. По его просьбе они ему показали тот фрагмент книги, в котором было это заклятие.
Молодой кинооператор рассказал о заклятии своему непосредственному начальнику. Далее эта весть была сообщена комиссии и дошла до первого секретаря Узбекистана, который побоялся доложить об этом Сталину. При извлечении хорошо сохранившегося скелета Тамерлана произошло несколько необъяснимых явлений, которые побудили некоторых участников
раскопок потребовать их прекращения. Тем не менее, к 20 июня 1941 года дело было доведено до конца. А через два дня …началась Война. В дальнейшем работа по реставрации внешнего облика Тамерлана была продолжена в Москве академиком Герасимовым. Молодой кинооператор ушел на фронт и оказался на московском фронте. Наши войска с большими потерями отступали. Чудесный случай помог ему встретиться с маршалом Жуковым, который обо всем этом доложил Сталину. По одной из легенд прах Тамерлана поднимали в небо на самолете и это, якобы способствовало успешным военным действиям под Москвой. Известно, что Сталин выделил 1миллион рублей на повторное захоронение мощей Тамерлана в том месте, откуда его извлекли. С большими почестями это произошло… за два дня до победы в Сталинградской битве. Вот такие невероятные совпадения. Верить этому всему или нет? Авторы фильма на этот вопрос не дают ответа.

Второе событие 5 сентября для меня очень знаменательно. Ровно 20 лет назад в Ленинградском университете произошла моя встреча с главным тренером «Зенита» Павлом Федоровичем Садыриным, куда он вместе с командой приезжал на встречу со студентами и преподавателями. Подробнее об этом сообщено в 5 выпуске этой рассылки, а также в моей книге «Азбука владения голосом для болельщика».

Результаты 20-часового тренинга 27-29 августа в Москве.

Участвовало 5 человек. В третий, певческий день одна участница не смогла по эл.почте. 3 сентября. Этот отзыв идет первым.
Перед написанием отзывов я попросил участников написать устали ли они от пения: С 15.30 до 16.30 был перерыв на обед, а в остальное время (с 12 до 19.30.) почти без перерыва пели. Это более 6 часов! Мало какой оперный певец смог бы это сделать.

Отзывы

Я, С. Дарья Константиновна (через четыре дня после двух дней тренинга) считаю, что в моем голосе произошли следующие изменения:
∙ Появилось больше вариаций собственного имиджа.
∙ Благодаря новому голосу у меня появились новые возможности самопрезентации. Особенно с незнакомыми людьми.
∙ С родственниками и друзьями я говорю по-прежнему, как раньше.
Пока не привыкла. Но на переговорах очень помогает.
∙ Новый голос дает возможность чувствовать себя намного более уверенно с любым собеседником.


Я, С. Ольга Васильевна считаю, что в моем голосе произошли следующие изменения:
∙ Голос звучит более свободно
∙ Слова произносятся плавнее, не так отрывисто, как до занятий
∙ Увеличилась сила голоса
∙ После шести часов пения в последний день занятий связки не саднят, усталости нет.
∙ По собственным ощущениям при произношении: говорить приятнее, голос дает больше удовольствия. Число. Подпись. СПАСИБО, УЧИТЕЛЬ!

Я, И. Алексей Анатольевич, считаю, что в моем голосе произошли следующие изменения:
∙ Появилась интонация
∙ Появился свободный звук
∙ Замедлился темп речи
∙ После шести часов пения караоке (распетая речь) голос не устал
Число. Подпись
Я, С. Надежда Константиновна считаю, что в моем голосе произошли следующие изменения:
1. Голос стал более звонкий
2. ……………более сильный
3. Речь изменилась – слова выговариваются четче, речь интонировалась, стала менее торопливой
4.Расширился диапазон голоса (хорошо слышно на записи)
5.Голос после шести часов распетой речи практически не устал.
6.Изменился тембр голоса, появились «глубокие звуки»

Число. Подпись

Я, Ц. Ульяна считаю, что в моем голосе произошли следующие изменения:
∙ Голос стал звонче
∙ Появился объем
∙ Интонация появилась
∙ После шести часов распетой речи горло не устало. Число. Подпись
Число. Подпись


В. Н.Шерстов
МЕНТАЛИТЕТ РУССКОГО НАРОДА И ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ТВОРЧЕСТВА
Продолжение

ГЛАВА 4. ПРОТИВОСТОЯНИЕ ДВУХ СИСТЕМ (РОССИЯ — ЗАПАД)
4.1. В. Лефевр о двух этических системах

Исследования В. Лефевра, посвященные человеческой рефлексии, двум этическим системам (советской и американской), феномену золотого сечения и константе бинарного выбора, на наш взгляд, являются ярким подтверждением многих наших умозаключений. Более того, синтез наших взглядов с идеями Лефевра породил некоторые любопытные выводы.
Все, что касается рефлексивной психологии, математического моделирования, математических выкладок рассматриваемых идей, можно найти в статьях В. Лефевра, Ю. трейдера, М. Розова и интервью с В. Лефевром, опубликованных в журнале «Вопросы философии» (1990. №7. С. 25-58). Мы попытаемся прокомментировать основные идеи Лефевра.
По Лефевру, рефлексия — это направленность человеческой души на самое себя. Традиционно рефлексия определялась как сознательное отслеживание и анализ собственной мысли. У В. Лефевра рефлексия — самоанализ, взгляд на себя со стороны, оценка субъектом себя — работает автоматически, как встроенный в психику человека «рефлексивный компьютер», т, е. оценка субъектом себя, восприятие этой оценки как негативной или позитивной осуществляется без усилий сознания, «Человек раньше, чем действовать, рефлектирует по поводу имеющихся у него стимулов и оценивает их позитивно или негативно»1. 1 Розов М. А. От зерен фасоли к зернам истины // Вопр. философии. 1990. № 7. С. 42.
Таким образом, с одной стороны, «рефлексия — это конкретный механизм или "автомат" выбора в бинарных ситуациях, безразличный к содержанию того, что именно выбирается. С другой стороны, речь идет о способности человека постигать свой внутренний мир и строить картину своих состояний. Человек, например, не только видит звезду, но и знает, что он ее видит. Такое понимание нацеливает на содержательный анализ, и было бы странно в этом случае сводить видение себя к простой оценке в двоичной системе. Скорее всего, речь идет о разных явлениях, одно из которых можно называть дескриптивной рефлексией (дескрипция — описание, языковая конструкция, заменяющая собственное или нарицательное имя предмета. —В. Ш.), а другое — механизмом рефлексивного выбора»2. Розов М. А. От зерен фасоли к зернам истины. С. 49-50.
Результаты исследования двух этических систем (советской и американской) находятся во многом в русле наших идей, выявления закономерностей, определяющих особенности российского менталитета в сравнении с другими народами.
«Мы полагаем, что первая этическая система доминирует в американской культуре, вторая — в Советском Союзе. Эта гипотеза подтверждается многочисленными наблюдениями за поведением американцев и советских людей в сходных ситуациях, а также анализом художественной и политической литературы. Кроме того, автор данной статьи вместе с Викториной Лефевр провели специальные обследования среди американцев и эмигрантов, недавно покинувших Советский Союз. В ходе первой части эксперимента проверялись мета-установки: отвечающих попросили выразить свое согласие или несогласие с каждой из четырех пар утверждений. Первое утверждение в каждой паре содержало позитивную оценку соединения позитивного и негативного (использование "дурных" средств для достижения "благого" результата); второе утверждение содержало позитивную оценку из разъединения! Испытуемым предлагались следующие дилеммы, каждая из которых формировалась как пара вопросов:
1. Должен ли врач скрыть от больного диагноз онкологического заболевания, чтобы уменьшить его страдания?
2. Должен ли преступник быть наказан более строго, чем предусматривает закон, дабы другим было неповадно?
3. Следует ли лжесвидетельствовать на суде ради спасения невинного?
4. Следует ли подсказывать другу на экзамене? Характерно, что эмигранты из СССР, отнюдь не считавшие себя подлинно советскими людьми, давали в отличие от настоящих американцев положительные ответы на эти вопросы. Это показывает, что различия двух этических систем достаточно глубоко проникают в структуру личности. Далее В. Лефевр пишет:
"Мы видим драматические различия между ответами американцев и советских людей. Большинство американцев негативно оценивали комбинацию добра и па и позитивно — их разъединение, а то время как большинство советских наоборот — позитивно оценивали соединение добра и зла и негативно — их разъединение".
Другим группам людей предложили анкету с целью исследования их оценки компромиссного и, наоборот, конфронтационного поведения.
Предлагались следующие вопросы:
1. Должен ли достойный человек в ситуации конфликта с наглецом стремиться к компромиссу?
2. Группа террористов захватила небольшой самолет. Есть возможность их уничтожить, не нанося ущерба никому из пассажиров. Другая возможность состоит в том, чтобы сначала предложить террористам сдаться. Руководитель группы освобождения принял решение не вступать ни в какие переговоры с преступниками. Правильно ли он поступил?
Большинство американцев одобрили поведение тех личностей, которые шли на компромисс, а большинство советских хвалили бескомпромиссное поведение. Таким образом, были получены экспериментальные подтверждения правильности предсказанной модели: в культурных сообществах, где большинство личностей негативно оценивают соединение добра и зла, предпочтение отдается личности, стремящейся к компромиссу (американцы), а в тех сообществах, в которых соединение добра и зла оценивается позитивно, предпочтение отдается личности с бескомпромиссным поведением (к этому ведет воспитание в "советских" условиях)...
Наличие двух этических систем можно обнаружить также в "Преступлении и наказании" Достоевского (подробный анализ см.:Lefebre V. of con.1982). Этот роман легко поддается этическому анализу. Его сюжет имеет ясную и четкую стуктуру, детально описаны характеры героев: их поведение, настроение, нравы. Имя главного героя Раскольникова по-русски означает "раскол". В самом деле, он содержит в себе две личности, конфликтующие друг с другом в рамках одного человеческого существа. Одна личность негативно оценивает соединение добра и зла, но стремится к самоотверженному компромиссу с другими людьми. Другая личность позитивно оценивает соединение добра и зла. но стремится к конфронтации с другими. Эти две личности склоняют Раскольникова к действиям в противоположных направлениях, и он мечется между двумя полюсами, представленными Соней, самоотверженным героем первой этической системы и Свидригайловым, непостижимым негодяем, персонифицирующим вторую этическую систему. Для того, чтобы подчеркнуть "высшую чистоту" этих индивидуальностей, Достоевский противопоставляет им два "низших" характера: Лужин — христианин, склонный к конфронтации, слабая личность первой этической системы; и Лебезятников — социалист, стремящийся к союзу с другими людьми, слабая личность второй этической системы. Статус характера существенней для Достоевского. В характеристике негодяя Свидригайлова мы явно чувствуем почтение к нему автора, в то время как в описании Лебезятникова имеется ирония и презрение. Создается впечатление, что Достоевский "вычисляет" статусы героев и выражет свое почтение герою более высокого статуса безотносительно к тому, к какой этической системе он принадлежит»3. Шрейдер Ю А Человеческая рефлексия и две системы этического сознания // Вопр. философии. 1990. № 7. С. 38-39.
Математическая модель двух этических систем может создать впечатление их симметричности. Тем более что в любом обществе встречаются представители обеих систем рефлексии этических оценок; вопрос лишь в том, какая из них доминирует в данном обществе. Однако это лишь кажущаяся симметрия. В действительности доминирование второй системы ведет к катастрофическим последствиям и в международных отношениях, и в развитии самого этноса. Если в этносе начинает преобладать вторая система этической рефлексии, это становится важным симптомом нарастающей антропологической катастрофы, которая может иметь глобальные последствия. Хотя само наличие «героев второй этической системы» в известном смысле и в определенных дозах может быть полезно для общества. Беда состоит в том, что общество с преобладанием второй этической системы начинает неминуемо уничтожать своих героев и тогда в ней оказываются доминирующими люди безнравственные.
Поступок Н. С. Хрущева — сопровождение своего выступления в ООН эмоциональным стучанием ботинком — был воспринят неоднозначно, и не только в СССР, но и за рубежом. Многие на Западе расценивали эту выходку как нестандартное поведение, не невежественный, а творческий акт, разрушающий стереотип поведения (хотя это поступок в «лучших традициях» второй этической системы).
Если в данной культуре начинает доминировать вторая этическая система, то эта культура становится беспомощной перед необходимостью разрешения внутренних конфликтов, естественных для общества. В тех культурах, где доминирует вторая этическая система, не существует процедуры разрешения конфликта, сохраняющей достоинство обеих сторон. Таким образом, конфликт не может быть разрешен: он заканчивается победой одной из сторон или «порядок наводят власти».
Мы считаем, что конфликт имеет тенденцию к саморазрешению, только если обе стороны принадлежат к первой этической системе: их самооценка возрастает, когда они идут на компромисс. Конфликт имеет тенденцию к нарастанию, если обе стороны принадлежат ко второй этической системе: компромисс может привести к снижению их самооценки. Если стороны принадлежат к различным этическим системам, они начинают неверно истолковывать намерения и действия друг друга.
Безусловно, в реально действующих международных отношениях стратегические интересы также играют важную роль, по роль этической асимметрии не должна приуменьшаться.
В определенном смысле глобальная конфронтация, связанная с разрушением социалистического лагеря, а затем и СССР, трансформировалась в конфликтность внутреннюю. Западные ценности, в первую очередь финансовые, экономические приоритеты, сталкиваясь с ценностями социалистическими, ведут к страшному конфликту. Наша действительность — яркая тому иллюстрация. Вместо того чтобы быть осмотрительными, придерживаясь постепенности, эволюционности в развитии, мы без оглядки бросились в омут! Возникла страшная тупиковая ситуация, так как наш конфликт не разрешающий, а разрушающий. Дальнейший развал, когда смешались в кучу социалистические и капиталистические ценности, — а их несовместимость в нашем жизненном устройстве была очевидна — стал еще сокрушительней.
Давайте рассмотрим «мелкое» героическое поведение, например, поведение продавщицы, когда покупатель ею недоволен. Продавщица американского магазина перестанет себя уважать, если накричит на покупателя, пусть даже он будет агрессивен и очевидно неправ. И это не потому, что ей грозят неприятности, что она лишится работы; просто она воспитана так, что разрушит свой образ, если сорвется и закричит. Для нее жертвенное поведение будет реализовываться в сдержанности, улыбке, вежливости. Если покупатель совсем разойдется, она его деперсонализирует, т. е. отнесется к нему как медсестра в психиатрической лечебнице, начнет его профессионально жалеть, думать о том, какими средствами его успокоить. Ее жертва заключается в том, что она разрушает совершенно естественно появляющиеся в ее внутреннем мире импульсы агрессии. Американская продавщица не позволит себе быть агрессивной, потому что это ведет к падению статуса ее образа.
Продавщица в бывшем Советском Союзе вела бы себя совершенно иначе. Она была бы ритуально агрессивна, потому что ее жертва заключается в том, что она идет на конфронтацию. Возможно, ей и не хочется конфликтовать с данным человеком, но она будет чувствовать себя глубоко уязвленной, если отступит без боя. Если ее сдерживать, можно нанести ей серьезный психологический ущерб.
Таким образом, неразделенность добра и зла в современных российских условиях, наслоение одного на другое, да еще смена ценностных ориентации на противоположные, западные, привели к ужасному парадоксу: выбору из двух зол наименьшего.
Неразделенность добра и зла приводит к еще одному российскому выверту: наша участливость, сострадательность в условиях «вульгарной» частной собственности и псевдорынка выглядят неким анахронизмом, некой «русской дурью».

О насущном
Тренинги в Москве теперь будут проводиться по мере набора группы.
Теперь будет три типа тренинга. Это: 1.«Распетая речь». (Говорить, как петь). Два дня речь, один –пение. 2.Пение – первая ступень (Петь, как говорить). Три дня пение. 3.Голос Клеопатры (искусство обольщения голосом). Три дня.
Стоимость тренингов 2000 евро. Количество участников от 2 до 8 человек. Предоплата 25 евро либо в центр «Разумный путь», либо мне на счет.


Будьте в Голосе! Владимир Багрунов.

 

 

 


Почтовый ящик проекта: voice@bagratid.com
Архив рассылки http://www.subscribe.ru/archive/psychology.psycho/



http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: psychology.psycho
Отписаться

В избранное