Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скрытые резервы нашей психики


Информационный Канал Subscribe.Ru

СКРЫТЫЕ РЕЗЕРВЫ НАШЕЙ ПСИХИКИ.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА.

Проект
www.bagratid.com
Ведущий
Багрунов В.П.


12.09.04. Выпуск 57

«Внутренние достоинства не нуждаются в рекомендации: они говорят сами за себя» - Теннисон
Глава XI «Высочайшая вещь на свете». Из книги Орисон Свет Марден
«СТРОИТЕЛИ СУДЬБЫ ИЛИ ПУТЬ К УСПЕХУ И МОГУЩЕСТВУ»


В. Н.Шерстов
МЕНТАЛИТЕТ РУССКОГО НАРОДА И ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

Продолжение

ГЛАВА 4. ПРОТИВОСТОЯНИЕ ДВУХ СИСТЕМ (РОССИЯ — ЗАПАД)

4.2. Последствия ликвидации противостояния. Феномен золотого сечения
Шараханье от порочного коллективизма в извращенный индивм дуализм, этакая бесшабашность, непостепенность, неэволюционпость истинное безрассудство дали и будут давать разрушительные «отрыжки» с непредсказуемыми последствиями нового витка тоталитаризма. Этот обвал страшен, так как он без идеи, без концепции.
Поэтому надежда Лефевра на то, что наша конфликтность со сменой курса смягчится и с нами можно будет говорить на одном языке (в результате возможны согласие, компромиссы), проблематична. Как раз наоборот: мы не только превратились в конфликтную массу, но и потеряли веру в самих себя, оставшись без надежды, без идеи.
Мы не смогли последовательно нейтрализовать экстравертную конфликтность тоталитарного советского времени, направленную на капиталистические ценности (оголтелое противостояние двух систем) и загнанную вовнутрь при смене курса на перестройку, внутренней (интровертной) тотальной конфликтностью. Напротив, эта загнанная вовнутрь отрицательная энергия создала «адскую смесь» с внутренней энергией тоталитарного общества (индивидуальной и общественной), многократно усилив нашу разрушительность.
Надо было (+)-агрессию погасить (-)-агрессией; мы упустили шанс, тем самым умножив эту колоссальную энергию, мы как бы «проглотили» эту разрушительность, и «адская смесь» разорвала наши души и реформы в клочья.
Таким образом, мы не воспользовались шансом, предоставленным нам судьбой; более того, неподготовленный переход в другой мир (мир капитализма) навлек на пашу судьбу, индивидуальную и общенациональную, огромные беды.
А Запад только выиграл и своего шанса не упустил; конфронтация не свойственна западному менталитету, ушедшая глобальная конфликтность позволила западному обществу стать самим собой. Далее перед ним открывается перспектива произвести скачок с первой ступени культуры (цивилизационного уровня) на вторую ступень — истинно культурный уровень. У мирового со-общества теперь развязаны руки — путь к открытому обществу расчищен. Нам же предоставляется вторая попытка.
Может быть, следует позицию НАТО в отношении России и других бывших социалистических стран рассматривать как мудрую стратегическую политику, подталкивающую нас, сказавших «а», далее быть последовательными, т. е. «проговорить остальные буквы алфавита»? Ведь нам ничего не остается, как консолидироваться, найти согласие, не быть «исчадьем ада», непредсказуемым «черным ящиком», «империей зла» для остального мира. В этой позиции есть здравый смысл и мудрость. Нас как бы берут за живое, призывая к патриотизму, согласию, а не к внутренним распрям, переключая нас на более значимые цели.
Первый этап капитализации мы прошли скверно, сейчас нам надо стать хотя бы на цивилизованный уровень предсказуемости, управляемости. Думается, что в большей степени действия НАТО — это помощь нашему единению, а не подножка, как мы их трактуем. Это воздействие сродни экономическому давлению — кредитованию, займам и т д. — и направлено на то, чтобы в нашем обществе заработали созидательные самоорганизующие начала, чтобы не раздрай и хаос, а стабильность и управляемость доминировали в стране. Хотя на самом деле правда, видимо, лежит где-то посередине. Невнятность России как во внутренней, так и во внешней политике, а также неоднозначная позиция Запада в отношении русских, может быть, не до конца сформулированная, — тому подтверждение.
Если же говорить о первой этической системе (американской), по В. Лефевру, с ее позитивным отношением к разделению добра и зла и способностью к компромиссам, то это только первый уровень согласия — путь к открытому обществу, это цивилизационный уровень Духа, культуры. Второй уровень со-гласия требует диалога цивилизация - культура, чего ни западный мир, ни США пока достигнуть не могут.
Правополушарность, интуитивизм, со-зерцательность России, другими словами, эмпатия — доминанта ее этноса — это та дополнительность остальному миру, тот противовес, без которого мировому сообществу не обойтись. И не только в геополитическом плане справедлива позиция, что чем хуже России, тем хуже всему человечеству, но и в более глубинном смысле. Поэтому нам не жить друг без друга, и высказывание Пастернака: «Растворенье нас самих во всех других как бы им в даренье» — справедливо как в самом интимнейшем, так и в глобальном смысле. Русский человек с его благолюбием, добросердечием стоит на этом. Мне хотелось бы выразить несколько яснее мысль, высказанную в начале книги, о значимости России и парадоксальности, необычности ее положения в ряду других народов. При ознакомлении с исследованиями В. Лефевра о двух этических системах (американской и советской) это желание еще более усилилось.
Россия, и только Россия, «поднявшись с колен», способна па мощные духовно-душевные импульсы, со-резонансы единения всех народов мира. Россия способна одухотворить, преобразить человеческий род, так как она в душевных муках, потрясениях XX века накопила огромный духовный потенциал.
Но парадокс состоит в том, что импульсы материального, экономического (цивилизационного) плана России может дать только мировое сообщество. Ей, России, это не дано в той мере, как Западу. Мы уже определили и подчеркивали не один раз ранее, что ее потенциальность, мощь в другом. Повторим еще раз эти мысли в связи с исследованиями В. Лефевра. В чем же состоит опасность, гибельная для всех? Нельзя позволить России копировать Запад! Она не сможет стать копией Запада. Это путь разрушения России. Она может быть только самой собой. В противном случае — у человечества нет спасения, мы обречены. Если же мировым сообществом движут другие, корыстные цели, то катастрофа может быть еще сокрушительней.
Мы, русские, в основе своей в меньшей степени, чем западные люди, способны к логической импликации (рефлексии), Особенно на житейском уровне, уровне обыденного сознания, заметно, что западный человек более рефлексивен. Мы не хуже и не лучше, просто таковы особенности нашего менталитета.
Конфликтность нашей продавщицы, ее агрессивность, эмоциональные выплески — это в определенном смысле правополушарная рефлексия, при этом у труженицы прилавка мала или вообще отсутствует левополушарная рефлексия, нет никакого просчета (если..., то). Она не способна сначала проанализировать стимулы, оценить их позитивность и негативность, т. е., когда необходимо, «включить тормоза». Среда, условия жизни, воспитание невольно приводят русского (советского и постсоветского) человека к потере человеческого облика.
Недоумение многих русских эмигрантов, приезжающих сейчас на родину, — яркое тому подтверждение. Особенно это касается представителей первой волны эмиграции, которые не соприкоснулись с «прелестями» советского и постсоветского образца. Они за границей хранили русский дух, были горды тем, что они русские, а приехав на родину, увидели нас униженными и оскорбленными.
Повторим еще раз: в XX веке идеи социализма и постсоциализма всячески выбивали из-под ног основы нашей творческости — интуицию, со-зерцательность, эмпатию, а они — наш компас, поводыри в безбрежном мире. Постсоциализм, в одночасье повернув нас на 180й, привнес в наши души смятение и хаос. А отсутствие правозаконности, цивилизационного барьера при разделении добра и зла еще более усугубило ситуацию.
Все это привело к тому, что в ценностных ориентациях у нас смешаны в кучу «и кони и люди» (добро и зло). Поэтому так важно введение единого закона. Закон — это разделение добра и зла, определение, что есть что, устранение конфликта в самом зародыше и тогда первый уровень согласия в дальнейшем обеспечен. Таким образом, на самом первом этапе взаимодействий, взаимоотношений между людьми в обществе необходимо установление равных правил игры. Равные права изначально снимают накал борьбы, противостояние — все равны перед законом. Мы же, русские, усугубляем ситуацию своей эмоциональностью, чувственностью, непредсказуемостью, переходящими в неоправданные сострадание, жалостливость. С одной стороны — беззаконие, а с другой — великодушие, доброта, ведущие к смешению добра и зла.
Суммируя сказанное, мы приходим к выводу, что закон предполагает возможность компромиссов, согласия, беззаконие же ведет к хаосу, бедламу, конфликтам.
Не разделив изначально добро и зло, власти ставят нас перед выбором (или— или, добро — зло, черное — белое), вместо поиска согласия, консенсуса, компромисса, тем самым деформируя наш внутренний мир, искажая сознание. Постсоциализм, утверждая вроде бы западные ценности, на самом деле внес в нашу жизнь диссонанс.
Это проявляется и в ответах на вопросы В. Лефевра, и в жизненных ситуациях. Например, русское, ложно понимаемое сострадание к больному, когда мы не сообщаем ему диагноз тяжелого заболевания, или ложная жалость к ребенку, когда мы, как бы защищая его психику от потрясений, не сообщаем ему трагическое о родителях и.д., не приемлемы в западном мире, в США. Так, американские учителя настояли, чтобы Е. Гордеева рассказала ребенку о смерти отца —С. Гринько (мы имеем в виду наших знаменитых фигуристов). Таким образом, и взрослый и ребенок должны иметь право на правду; ложь еще больше исказит внутренний мир ребенка, а пережитая правда, оставив рубец в душе, позволит человеку жить в неискаженном мире,
что очень важно. Конечно, существуют разные ситуации, но мы говорим о самой тенденции. Еще одна любопытная деталь: американские врачи надевают повязки, чтобы не заразиться от больного, русские же врачи — чтобы не заразить больного!
Теперь немного о подсказках да наших экзаменах любых уровней и шпаргалках — вот с чего начинается дорога в перевернутый мир. Опасен сам стресс экзаменационной лихорадки, этакой экзекуции, но она легализована; да, это страшное испытание, но оно узаконено. В этой ситуации человек практически не способен нормально размышлять, понимать, вообще быть в творческом состоянии. Еще более ужасающий стресс (удар) наносит миру человека шпаргалка (подсказка), оболванивающая личность ученика, студента. Искаженность картины сдачи экзаменов — поощряемость подсказки, шпаргалки, списывания у другого, протекционизм ведут к потере себя, а далее — к некомпетентности, непрофессионализму, к огрублению, усреднению, деградации личности.
Зададим вопрос: можно ли по протекции, за взятку поступить в высшее учебное заведение а западном мире? Конечно, нет! Это против нормальной логики, здравого смысла, так как человек, не способный к определенной деятельности, поступив незаконным путем куда-то или став кем-то, превращается в заложника этой грязной процедуры, в несчастного человека, саморазрушающегося, занимающегося не своим делом. У нас же, в России, вульгарный протекционизм (не рекомендации компетентных людей, что вполне нормально и даже необходимо, ведь поручительство знающих, заинтересованных людей — лучшая форма распознавания способностей, талантов) расцветает пышным цветом. Кстати, еще одна беда России (школьная и студенческая) — использование чужих лекций, конспектов. Когда студенты не слушают лектора, не знают первоисточников, сдача экзамена для них превращается в самообман.
Нужно отметить, что в современных условиях идет поиск новых подходов в образовании, воспитании, но в основном это тоже шараханье из стороны в сторону: здесь, как и в обществе, нет объединяющих идей, концепций. Происходит страшный развал образования, науки, культуры. Все абсурдно. Запущен механизм самоуничтожения, психология обмана не знает границ. Только перевернутый мир может допустить невыплату зарплаты педагогам, обездоленность детей, идущих голодными в ободранные школы к растерянным учителям. О каком гордом поколении мы можем говорить!? А отношение к армии, патриотизму, отношение окружающего мира к русским, вообще ко всему русскому? Вот уж слава, которой даже врагу не пожелаешь!
Беспределу постсоветского времени нет границ; блат, мздоимство советского времени — это «детские шалости» в сравнении с тотальным казнокрадством, «всепокупаемостью» и «всепродаваемостью» разложившегося российского общества конца XX века.
С нашей точки зрения, «сознательные порядки», по Ф. Хайеку, — это в основе своей левополушарный уклон, а «спонтанные порядки» — правополушарный уклон человечества. Их диалог, ведущий к взаимопониманию, затем к согласию — это не только совершенствование экономики, но и общества; главное — это путь к самосовершенствованию человека, ведущий к диалогу левого и правого полушарий мозга человека, со-резонантности их взаимодействия.
Учитывая идеи В. Лефевра о конфликтности этических систем (западной и советской), а также правило золотого сечения и бинарность выбора, мы можем еще раз повторить, что на житейском, обыденном уровне сознания западный человек более рефлективен, ему более свойственна логическая импликация. Русскому же человеку, не советскому, изначально более свойственна эмпатия — взаимопроникновение Друг в друга, в мир вещей (интуиция, со-зерцание), в душу, дух другого.
Однопиковый сценарий жизнеустройства тоталитарного (советского) общества (или - или, черное - белое, добро - зло) — грубое нарушение асимметрического динамического равновесия.
Вникнем глубже во взаимодействие рефлексии с эмпатией (всеобъемлющей человеческой любовью), постараемся проанализировать ряд закономерностей, связанных с идеями, выдвинутыми в этой книге (ФАПМ, творчество вообще и особенности творческих проявлений русского и других народов и т. д.). В этой связи для нас также представляет интерес уникальнейший феномен человеческой предрасположенности, некой заданности, открытой еще Леонардо да Винчи, — принцип асимметричной проекции человеком на свой мир окружающего мира. Этот феномен — принцип золотого сечения асимметрической гармонизации мира (62 на 38).
Именно в этой пропорции (62 на 38) воспринимает окружающий мир, все его проявления в своей душе человек, достигший целостности, то же самое происходит и с обществом.
Открытие В. Лефевром с помощью рефлексивной психологии и. математического моделирования ряда закономерностей золотого сечения, константы бинарного выбора представляет для наших исследований большой интерес.
На наш взгляд, если не определяющей, то имеющей большое значение в такой пропорции (62 на 38) и в таком же соотношении бинарности выбора является функциональная асимметрия полушарий мозга (ФАМП) человека.
1. Для левололушарных гармонична пропорция:
62 на 38
прагматизм интуиция
рационализм художественно-образное
временность невременность
вербальность
Но это идеал, при котором наступает некое динамическое равновесие — гармония материального, этического, эстетического. Однако доля этико-эстетического (добра и красоты) достаточна лишь для 1-го уровня культуры — цивилизованного.
Обществу, обладающему представителями левополушарного склада, достичь этого уровня целостности непросто, так как доля прагматизма в таком социуме выше 62 %, а доля пространственно-образного, интуитивного ниже 38 %. Можно сказать, что такая нация более рефлексивна, чем эмпатична, более интравертна, чем экстравертна.
2. Для правополушарных гармонична пропорция:
38 на 62
прагматизм интуиция
рационализм художественно-образное
временность невременность
Ситуация в таком обществе прямо противоположна первому, как зеркальное отражение; такое общество, естественно, более эмпатично, чем рефлективно, более экстравертно, чем интравертно.
Эта пропорция идеальна для России, но мы так исковерканы антропологическими катастрофами (тоталитаризмом и посттоталитариз-
мом XX века), что картина нашего менталитета, структура личности русского человека искажены до неузнаваемости. Надежда на духовно-душевное возрождение России заключена именно в пропорции 62 на 38.
Феномен золотого сечения, заданный, на наш взгляд, человеческой эволюцией, был грубо нарушен, в первую очередь, перекосом в технический прогресс (левополушарный уклон), что в результате привело мировое сообщество к большим проблемам. Но тем не менее двух пиковость существования западного мира позволила ему не испытать падения тоталитаризма.
Таким образом, двухпиковость — более гармоничное (цивилизационное) существование общества, модель западного социума. Она проявляется и в экономике (о чем мы много рассуждали, знакомясь с идеями Ф. Хайека), и в политической, в основном двухпартийной, жизни общества, при этом чем сильнее оппозиция, тем больше возможностей к взаимоочищению общества. Та же картина наблюдается и в нравственности, и в культуре: идолы, «образцы для подражания» не навязываются, они выбираются гражданами общества свободным выбором. Талантливому человеку не навяжешь стереотип: глубина, широта, перспективность и тонкое проникновение в свое дело позволяют ему быть независимым. Так, И. Бродский считал Баратынского равновеликим Пушкину; более того, первый был для него более значимым.
Общество, относящееся к своему прошлому, своим кумирам, вождям, вообще к своему выбору одномерно, однозначно, теряет очень много, в первую очередь, в своем сплочении, стабильности.
В человеке как бы заложен механизм здравого смысла и мудрости (62 на 38). Так, например, отношение китайцев к Мао Цзэдуну разделилось в пропорции примерно 60 на 40. Та же картина наблюдалась совсем недавно в Англии: когда определялась необходимость монархического правления, мнения разделились также в пропорции примерно 60 на 40.
Таким образом, проблема решена, в обществе установлено асимметрическое динамическое равновесие, оно сбалансировалось по законам целесообразности, здравого смысла, мудрости и красоты (прекрасного).
Одно из заблуждений России нашего времени состоит в том, что мы не смогли найти золотой середины в оценке советского времени и
его вождей (Ленина, Сталина). Навязанные нам дезинформация, несправедливость еще долго будут возвращаться к нам бумерангом. Любопытно, что сам «Мао Цзэдун считал Сталина на 60% хорошим, на 40 % — плохим»4. Гончаренко II. В. Гений в искусстве и науке. М, 1991. С. 86

Нация, выбирающая в своих приоритетах одну вершину, обрекает себя на дисгармоничность, потерю динамического равновесия, не дает всем членам общества равных возможностей, более того, не позволяет утвердиться
со-резонантному, спонтанному диалогу — главному двигателю, созидающему, преображающему личность и общество, когда возникает
со-резонаис сердец. Ведь единение, со-гласие —это выработка единого шага, единого ритма (биологического, социального, любого другого).
Заданность природы, космическая предрасположенность человека к пропорциональности 62 на 38, в которой заключены (закодированы) целесообразность, здравый смысл, мудрость и, что особенно важно, этико-эстетическое (так как феномен золотого сечения, бинарность выбора, создай по закону красоты — он наиболее отвечает высшим проявлениям человека), — этот синтез и есть культура в самом широком, всеобъемлющем смысле этого слова.
Наконец, мы подошли к венцу человеческого творчества, будущего созидающего начала открытого общества — культуре.
Подтверждением различий западного и русско-российского менталитетов являются:
1.Различие театров, вообще западных и советских (русских) актерских школ: в основе своей западный театр, например, театр Брехта, в большей степени рассудочный, обращен к уму, наш же театр обращен к сердцу (душе).
2. Различие двух тоталитарных режимов — фашизма и коммунизма: фашизм более реалистичен, коммунистическая же идеология значительно более идеалистична, расхождение ее доктрины с реальностью огромно, набор лозунгов, призывов совершенно не соответствует реальному положению дел.
В нашей работе мы приводили много примеров, подтверждающих этот тезис. К слову сказать, как только во время Второй мировой войны мы достигли достаточного уровня тактического и стратегического военного мышления, более творческий подход русского характера начал сказываться. Нестандартность, непредсказуемость русских при прочих равных условиях стали более весомыми аргументами, чем немецкая точность, предсказуемость, просчет. Хотя во многом «прочие равные условия» нам обеспечили союзники. И по большому счету можно сказать, что зарвавшегося противника низверг сплав, единение союзников, гармония русского и западного менталитетов.
Вот она, модель открытого общества, сотрудничества, диалога, со-гласия, вселенского со-резонанса сердец. Но, увы, этот синтез осуществился, когда нависла колоссальная зримая угроза, когда схватили за горло... Какие же мы недальновидные и наивные, люди Земли?!
Родственность душ единит, «льет воду на одну мельницу», а дуальность, бинарность выбора своей дополнительностью, разнополюсностью способствует взаимодействию противоположностей, генерируя тем самым энергию взаимодействия.
Когда целесообразность синтезирована со здравым смыслом, соединена с этическим (любовью, со-гласием, со-переживанием, со-чув-ствием), то вершиной этой пирамиды становится эстетическая мудрость, т. е. созидание; сам процесс творчества происходит по законам красоты, прекрасного, его невозможно контролировать, он, самоорганизуясь и самосозидаясь, неумолимо сотворяется.
Феноменом высокого искусства, культуры является их герметизация, наличие «предохранительных клапанов», особенно это касается музыки. Условность музыкального языка, интонации не позволяет идеологии, политике, конъюнктуре входить в пространство музыки. Этим объясняется парадокс развития, а не гибели музыки в советское время. Тоталитаризм деформировал музыку, но разрушить ее не смог. То же можно сказать и о гармоничной, целостной, самодостаточной личности, которая также обладает предохранительными клапанами, способностью не деформироваться под воздействием государства, других личностей.
Пропорция 62 на 38 символизирует гармонизацию взаимодействия левого и правого полушарий головного мозга человека, более того, знаменует
со-резонанс их взаимодействия, тем самым многократно увеличивая творческий потенциал целостной, гармоничной личности.
Стимуляция работы правого полушария — это усиление этико-эстетической (духовно-душевной) составляющей творческого потенциала личности.
Феномен золотого сечения заключен в особенности нашего восприятия. Это чувство прекрасного в математике, живописи, архитектуре, музыке — во всех сферах жизнедеятельности человека (индивидуальной и общественной). Нахождение прекрасного, творение по законам красоты в мире неумолимого технического прогресса — чрезвычайно важно для дальнейшего развития человечества.

Уже стало традицией, что в начале учебного года мне дают возможность открыть работу лектория Санкт-Петербургского общества психологов. Приглашаю желающих на следующее мероприятие:

Объявление: в аудитории 213 факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета (наб.Макарова д.6, рядом с библиотекой Академии наук и Институтом Физиологии им.И.П.Павлова)
16 сентября 2004 г. 17.00.-18.45. Состоится семинар (лекция-концерт) кандидата психологических наук, руководителя международного психоакустичекого центра "Багратид"Владимира Багрунова
Тема: Психоакустика (наука о голосе). Теория и практика.
В практической части семинара будут продемонстрированы все уровни развития речевого и певческого голоса.
Концертмейстер, лауреат международного конкурса Александр Волобуев.
Вход свободный. При себе иметь документ, удостоверяющий личность.

Тезисы выступления.
Предлагается принципиально новый подход к пониманию природы голоса человека и его развитию. Обосновывается ведущая роль психического, а не физиологического фактора в развитии голоса. В практической части семинара будут продемонстрированы все уровни развития речевого и певческого голоса.

Положение о тренингах в Москве
Тренинги в Москве будут проводиться по мере набора группы.
Это пять типов тренинга:
1.«Распетая речь» (Говорить, как петь). Два дня речь, один –пение (20 час.)

2.Пение – первая ступень (Петь, как говорить). Три дня пение (20 час.)

3.Голос Клеопатры (искусство обольщения голосом, не более 6 человек). Три дня (20 час.)
Эти тренинги проводятся в пятницу, субботу, воскресение. Занятия с 12.00.до 20.00.
4. Речевой двухдневный тренинг (12 час.) субботу, воскресение. Занятия с 12.00.до 20.00.

5. Речевой однодневный тренинг (Скорая помощь) (8 час.) День и начало занятий определяется в рабочем порядке.
Стоимость 1,2,3 тренингов 2000 евро. Количество участников от 2 до 16 человек (За исключением «Голоса Клеопатры»-6чел.). Индивидуальная цена равна результату деления 2000 евро на число участников.
Цена 4 тренинга 1500 евро.
Цена 5 тренинга 1000 евро.
Предоплата 10% от индивидуальной стоимости участия в тренинге (не менее 25 евро в рублях по курсу центробанка) либо в центр «Разумный путь», либо мне на счет в сбербанке.
Ближайший тренинг середина или конец октября. Запись в Москве (095) 350-3090.

Будьте в Голосе! Владимир Багрунов.

 

 

 


Почтовый ящик проекта: voice@bagratid.com
Архив рассылки http://www.subscribe.ru/archive/psychology.psycho/



http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: psychology.psycho
Отписаться

В избранное