Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скрытые резервы нашей психики


Информационный Канал Subscribe.Ru

СКРЫТЫЕ РЕЗЕРВЫ НАШЕЙ ПСИХИКИ.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА.

Проект
www.bagratid.com
Ведущий
Багрунов В.П.

26.07.04. Выпуск 50

«Законы труда одинаковы для гения и для посредственности»
Глава IX «Трудись и жди». Из книги Орисон Свет Марден
«СТРОИТЕЛИ СУДЬБЫ ИЛИ ПУТЬ К УСПЕХУ И МОГУЩЕСТВУ»

В. Н.Шерстов
МЕНТАЛИТЕТ РУССКОГО НАРОДА И ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ТВОРЧЕСТВА
Продолжение

2.4. Объединение людей: эффект резонанса

Резонанс со-гласия, как двуликий Янус, выступает в роли стимулятора, двигателя творческих процессов и в то же время в роли индикатора, констатируюшего, что стыковка подсистем (миров) состоялась, творческий процесс начался.
В мире взаимодействия Другой выступает в роли дополнения к моей целостности. А поскольку путь к гармонии бесконечен, только единицам дан талант такого уровня — быть со-резонаисным Высшему Разуму; все равно в чем-то мы несовершенны, фрагментарны, поэтому в той или иной мере Другой — со-настройщик моего мира, поводырь, часть недостающей моей целостности.
«Родственную душу», «дорогу к другу» (М. Пришвин) сейчас можно определить по биоритмам рождения, но обычно это происходит интуитивно, по принципу «холодно — теплее — горячо», мы чуем Другого, сердца при этом начинают биться в унисон. «Мы эхо, мы эхо, мы долгое эхо друг друга» — этот поэтический образ Р. Рождественского мы трактуем шире, не только как эхо любви — филии, но к как «со-творчество понимающих» (М. Бахтин), «дорог к другу» (М. Пришвин), эхо отчизны, вселенский резонанс. Если рассматривать проблему более глобально, то Другой — это идея, книга, учитель-идеал, созвучный тебе, причем меняющийся в процессе становления личности.
Творческая личность, симпатизируя, влюбляясь, увлекаясь, подвергаясь влияниям, проявляет тем самым интерес к миру Другого. Латинское interesse, interesum означает «иметь важное значение», буквально «быть посреди», т. е. общаться напрямую, от сердца к сердцу. Потеря этой «центровки» ведет к усреднению, огрублению, невнятности, непроявленности души.
Чем эти влияния глубиннее, тем больше заразительность, вдохновенность, тем сильнее резонанс со-гласия с Другим, а значит, и собственная со-настройка. Таким образом, происходит подстройка творческого потенциала личности, подъем на более высокий, творческий уровень. Главное — оторваться от уровня обыденности. Другой — как подражание, влияние, увлечение, влюбленность, идеал — в этом смысле не заменим. Причем неважно, самобытен ли мой путь или является повторением пути, пройденного Другим, важно, чтобы воздействие Другого было потрясением для меня.
Стирание в памяти фактов, дат, серость, однообразие — итог неинтересного, монотонного существования без потрясений. Запоминается то, что созвучно, интересно: когда сердце выскакивает из груди, мороз по коже, тогда происходит слияние, вживание, тогда образ кого-то или чего-то остается в нас не как унылый факт, а как часть нашего прочувствованного, пережитого, значительного — это и есть проявление резонанса со-гласия, таким образом созидается целостная личность.
Мы уже подчеркивали: одной из уникальнейших черт русского характера является то, что мы — нация идеократичная, для нас идея — аргумент более весомый, чем конкретные дела и даже родство по крови, мы как бы синтезировали в себе европейца и азиата.
Да, Россия — Хартлэнд (сердце земли). Русский народ — народ особого склада, мы объединены русской идеей. Для нас, если нет идеи, то ее обязательно надо со-творить. Но не надо высасывать ее из пальца, надо просто любить свою землю, народ, тогда произойдет взаимопроникновение, естественный эволюционный процесс, откроются глаза, наступит прозрение.
Корысть, личные политические и другие выгоды наших «поводырей» привели нас к краю пропасти. Они временщики, у которых нет со-чувствия, со-переживания, они не со-резонантны этой земле, народу. Поэтому они не способны нашупать, почуять, сердцем ощутить нашу особую дорогу.
Но отрицательный опыт — тоже опыт. Без идеи мы — апатичная, инфантильная масса, образно говоря, расплывшаяся русская баба, поэтому, ничего не выдумывая, надо быть частью этой земли, народа. Не надо создавать концепций, эти концепции существуют внутри нас, в нашей жизни, надо уметь почуять, услышать эти импульсы единения, резонанса со-гласия, единого дыхания с Родиной. Но ведь это и есть патриотизм! А возрождение патриотизма и высокого мастерства (творчества) — это альфа и омега любой объединяющей идеи (повторим этот постулат еще раз для большей убедительности).
Россия, будучи сердцем Земли, естественно, рождает людей, потенциал которых исходит также из сердца. Наше творчество обращено, в первую очередь, к сердцу, а не к интеллекту, как у западного человека.
Сердцем России, зарубкой на сердце России являются Уральские горы. «Мудрый» Уральский хребет, которому 3 миллиона лет, как бы рассекает с севера на юг бескрайние российские просторы на две
части.
Таким образом, на Запад от Уральских гор до Карпат простирается одна безбрежная равнина, а на Восток до отрогов Саян — другая бескрайняя равнина, переходящая затем в горные массивы.
«Природа — не бездушный слепок» (Ф. Тютчев), а часть творящего космоса. Она демонстрирует свою открытость в общении с человеком. Тому подтверждение уральская земля, горы Урала как бы открывают свои кладовые уральским людям: «Берите, пользуйтесь во благо жизни вашей и других».
Действительно, огромное количество полезных ископаемых, находящихся почти на поверхности, россыпи минералов, драгоценных камней, отделочных материалов — все это находится под ногами человека.
Говоря образно, древние Уральские горы, подобно мудрецам открываясь навстречу людям, как бы заключают уральцев в свои объятия, воздействуя на них своими минералами, полезными ископаемыми, создавая особый микроклимат, уральскую ауру, что сказывается на физиологическом, психологическом, духовном состоянии людей.
Тому подтверждение:
— запас прочности уральцев (легче переносят геомагнитные колебания, социальные невзгоды и пр.);
— особое творческое состояние духа уральцев, отличающее их от жителей других городов России, (полные залы филармонии, театров, консерватории, библиотек). Так, уральские вокалисты, несмотря на неблагоприятный климат, одни из лучших в России.
Но, открыв доступ к своему сердцу, уральская земля подверглась колоссальному человеческому прессу, враждебному, потребительскому отношению к себе.
Здесь уместно напомнить предостережение великого моралиста Ф. Ницше: «Один идет к ближнему, потому что ищет себя, а другой — потому что хотел бы потерять себя»10 Ницше Ф. Так говорил Заратустра II Ницше Ф. Соч.: В 2 т. М., 1997. Т.2. С.
Где эта грань, когда Другой — дополнительность, а не «повисание» на ближнем, что равносильно потере себя.
Ницше выступал против христианства, считая его религией слабых. Он настаивал на том, что большинство людей не способны на личностный поступок. Они безлики, поверхностны, живут по стандартам, навязанным им обществом, государством. Им не нужна свобода. Это уникальный феномен современного общества — бегство от свободы, свободы суждения, личностного поступка, созидающего одиночества, погружения в свой внутренний мир. Ницше не против сострадания, он выше его, говоря, что сострадание утешает многих, но «немногих» только оскорбляет. Далее Ницше добавляет, что вы бежите к ближнему от самих себя и хотели бы из этого сделать себе добродетель.
С идеями Ницше перекликаются мысли виднейшего теолога Израиля раби Штайнзальца, который изложил основную суть Талмуда (иудаизма) просто и поэтично, осветив три вопроса: что есть человек, что есть свобода и что есть тоталитаризм:
«Человек — это целостный и самоценный мир. Он весь в себе, весь в движении и не привязан к другим мирам — это свобода. Спасти человека — значит спасти целый мир. Но, спасая, надо ревниво следить, чтобы он в тебя не проник. Проникая друг в друга, миры сцепляются в рой — это тоталитаризм. Раби привел поэтический пример: вот вы идете по улице и видите — упал человек, ему плохо. Но, наклонясь к нему, ждущему помощи и благодарному, вы не должны допустить, чтобы ваша душа соединилась, слилась с его душой. Если это произойдет, ваши миры проникнут друг в друга, и возникнет микроскопический очаг тоталитаризма 11.Цит. по Kapa-Myрзa С. Отчего нас зовут отказаться // Советская Россия. 1995. 26янв. (№ 10).

Да, иудаизм, наряду с греко-римскими принципами, — основа жизнеустройства, философии жизни западного человека с его индивидуализмом, с принципом «мой дом — моя крепость» и т, д. Это примитивный бесперспективный индивидуализм. С такими принципами открытое, свободное общество не создашь. Истинный индивидуализм — это не боязливое отгораживание от Другого, а сильная личность с огромным потенциалом разработанного внутреннего мира. Это способность проявлять свою «самость» через коллективное сотрудничество.
И здесь мы вернемся к первой части тезиса Ницше: «Один идет к ближнему, потому что ищет себя...» Эта личность самодостаточна, она эмпатически сливается с другой душой, со-резонируя с ней. Все творческое построено на этом принципе. Собственно, и идея книги зиждется на нем.
Уединение, нахождение внутренних ресурсов для преодоления трудностей, воля к жизни, человеческое мужество — основы самосовершенствования по Ницше. Ницше подчеркивает, что индивидуальная этика должна предшествовать социальной.
Пример Китая, Японии, других стран Тихоокеанского региона показывает, как истинный индивидуализм (индивидуальная этика) гармонически входит в коллективизм (социальная этика).
Кстати, на Востоке не срабатывает европейский принцип — то, что творчество свойственно неконформной личности, потому что гармоничная личность Востока многолика, многогранна. Когда надо, такая личность может быть неконформной. Коллективизм японца или китайца ведет не к тоталитаризму, а к приумножению их творческого потенциала. Во всяком случае, феномен японцев, которые свои недостатки — сверхограниченную территорию и скудность природных богатств —превратили в их противоположность, является высшим проявлением творческости (креативности) нации. Восточный человек не зацикливается на индивидуализме, не превращает его в самоцель, он целостней, мудрее европейца.
«Американцы говорят: если взять 10 американцев и 10 японцев, то каждый из американцев в 10 раз лучше любого японца, и тем не менее 10 японцев вместе в 10 раз лучше, чем 10 американцев»12 Данияов-Даниляьян В Интеллектуализация хозяйства: кто быстрее?: (Вступ. ст.] // Тацупо Ш Стратегия — технополисы. М., 1989. С. 24.

Это высказывание в духе американской (западной) интерпретации индивидуализма. По сути дела, коллективизм тоталитарного российско-советского образца и западный индивидуализм — кастрированные образцы истинности. «Бизнес — это не индивидуальная игра, это коллективная работа. Ничего нельзя достичь без сотрудничества», — говорит президент компании «Сони» Акио Морита.
Спонтанная устремленность Востока и Запада навстречу друг другу существовала всегда. С середины XIX века начался интенсивный
процесс оплодотворения Запада Востоком. По существу, идеи Ницше его философия со-резонанстна идеям великих китайских моралистов с их активным само-совершенствованем. А взгляды Шопенгауэра со-звучпы с индуизмом, с его этикой пассивного самосовершенствования. Он отстаивал идею того, что христианство восприняло дух индуизма и, скорее всего, обе религии имеют общие корни. Добавим от себя: особенно российский вариант православного христианства, с его «Аллилуйя!» и «Господи помилуй!», но большим креном в покаяние, самобичеванием, преувеличенным состраданием — не зря мы подчеркиваем со-страдательность России.
Огромная роль в установлении диалога Восток - Запад принадлежит Юнгу, Фромму, Швейцеру, Пятигорскому, Налимову и др. Другую линию взаимодействия Восток -Запад осуществляли Блаватская, Безант, Штайнер, Рерихи, Писарева, Клизовский и др.
Все многообразие философий, мировоззрений Дальнего Востока объединяет их интровертность, самоуглубление через со-средоточение человека и тем самым приведение в порядок своего внутреннего мира. Кстати, и человеку Ближнего Востока также свойственно погружение в свое внутреннее пространство, перебирая четки, самоуглубляясь...
Западный же человек экстравертен. Человеческое развитие (эволюция) показало, что человек, не выявленный изнутри, теряет себя вовне. Его позиции в мире очень зыбки. Только «внутренний» человек может найти гармонию с собой внешним. Наоборот не получается. История развития европейской цивилизации и культуры, сильнейший цивилизационный уклон западного человека — ярчайшее тому подтверждение.
Все «заварушки» на Земле устраивает белый человек, и именно он в большей степени подвержен деформациям: канцерогенез и мутагенез — два бича современного человека. «Белый человек с генетической точки зрения представляет собой ослабленную форму человека Земли. По каким-то таинственным причудам (или планам) природы он умудрился собрать в себе немало генетических рецессивных признаков (белая кожа, светлые голубые глаза, светлые волосы и т. д.)». 13 Симкин Г. Рождение этносферы //Вопр. философии. 1992. №4. С. 97. 69
И по темпам вырождения Россия идет впереди планеты всей.

Сейчас нет более совершенного принципа гармонизациижизки на Земле, чем сформулированный в 1915 году А. Швейцером этический принцип «благоговения перед жизнью». Действенность этого принципа и его универсальность проверены временем. Ощущение другой жизни как своей, этика «благоговения перед жизнью» как раз выдвигают на первый план индивидуальную, личностную этику.
Западная же философия делала и делает акцент на общественной этике, забывая об этике личности. Можно сказать, что этика нравственной личности была принесена в жертву этике общества (направленность вовне, а не вовнутрь).
Итогом всего этого является «непрожитая жизнь». Познания, не перешедшие в переживания (потрясения), ведут к деструктивности, разрушительно действуют на человека.
Этика «благоговения перед жизнью», включающая со-переживание, со-причастность и т. д., как бы полностью завладевает человеком, захватывая его внутренний мир и устанавливая равновесие с внешним миром.
Нельзя свою этику приносить в жертву обществу, государству. «Общество преисполнено глупости и намеренно обманывает нас относительно вопросов гуманности. Общество — ненадежная и к тому же слепая лошадь. Горе кучеру, если он заснет!»14 Швейцер А. Культура и этика. М., 1973. С. 325.

«Гибель культуры происходит вследствие того, что создание этики перепоручается государству»15. Там же.
Только индивидуальная этика способна к надличностной ответственности, перерастающей в духовность. И для этого человек должен быть свободен, не обременен стереотипностью общественной морали.
Но не надо противопоставление индивидуального общественному воспринимать вульгарно. Общество является хранителем идей, передающим их поколениям, в этом его огромная заслуга, но воспитателем оно быть не может. Это миссия этически мыслящего человека.
Общество всегда несет усредненный стандарт, поэтому личность должна быть оппозиционной обществу, чтобы не попасть в лапы посредственности. Только такие личности являются двигателем общественного развития. Более того, общество, государство должно быть заинтересовано в этой оппозиции, в личностях-камертонах, поводырях нации, так как они определяют путь.
Важно, чтобы все преобразования, преображения, как индивидуальные, так и социальные, происходили изнутри.
Co-настройка, превращение человека в личность, происходит с помощью струн души, тем самым одухотворяя ее, внутреннее пространство человека становится пластичным, трепетным, многомерным.
Этика благоговения перед жизнью как бы объединяет:
Восток - Запад,
культуру - цивилизацию,
коллективное -индивидуальное,
бессознательное - сознательное,
правополушарное мышление - левополушарное мышление
и т. д.
На пороге третьего тысячелетия, эры творчества — а значит, сотрудничества, взаимопомощи, открытого общества — биосфера Земли (через неумолимый научно-технический прогресс—ноосферу) преображает человечество, устремляет его в новое качество — этосферу. Рождается новый человек, не только разумный, но и нравственный — в нем наше спасение.
Система Интернет — новый фактор объединения людей, путь в открытое общество. Перспектива ядерного противостояния явилась как бы рубиконом — дальше идти некуда, — отрезвила народы. А свободное, проницаемое общество, демократизм в овладении информацией — это ведь некое глобальное единение народов. Но у Интернета, информационного единения, есть опасность — дезинформационная война, психотронное воздействие на уровне сознания и еще опаснее — на уровне подсознания.
И все же убыстряющийся процесс общения (телефонный, телетайпный, компьютерный), постоянная его модернизация (так, для бескрайних просторов России очень перспективны любые формы спутниковой связи), думается, необратим. Большая открытость — это путь к глобальной свободе и справедливости, а так как именно владение информацией в современном мире будет представлять все большую ценность, мы, надеюсь, избавимся от позорного положения, когда небольшая кучка людей обладает почти половиной богатств на Земле.
15 июня 1996 года агентство Рейтер озвучило доклад ООН, из которого явствует, что 358 семей (кланов) владеют 45% богатств. Приблизительно 6 млрд. людей живет на Земле, а 358 кланов владеют половиной богатств... Абсурд, да и только?! О каком равенстве, справедливости можно говорить в этом мире обмана и безнравственности!?

Маленький комментарий.
Об Альберте Швейцаре впервые мне довелось узнать от своего друга Лени Дроздецкого, работавшего в то время преподавателем на кафедре физики в Технологическом институте. Тогда много говорили о романе- жизнеописании, опубликованном в одном из наших журналах. Такого подвига, вероятно, не знает человечество по настоящее время. В самом деле, один из самых образованнейших людей современности, ученый, философ, музыкант, музыковед, писатель в конце своей жизни все бросает, получает медицинскую специальность и добровольно едет в качестве врача в Африку в резервацию для прокаженных.
Книгу об этом я не стал читать, но в каталоге Публичной библиотеки увидел его книгу «Культура и этика» с пометкой для научных работников. Ее я заказал и читал в особой небольшой комнате на 8 столов, а не в зале, как это принято. В этой книге развеиваются идеи и социализма и капитализма. И там и там человек не свободен, но эти несвободы имеют разную специфику. Все очень аргументировано и производит сильное впечатление.
Сегодня утром (25.07.04) в ванной мне неожиданно на ум пришел такой афоризм: «Плохие уши – мертвые души». Попробую прокомментировать. То, что слух больше связан с мышлением, нежели зрение не является секретом. Самый простой пример: среди глухих никогда не было талантов, а среди слепых были и ученые академики, и музыканты и поэты. Это крайние случаи. Возьмем норму. Специальных работ на эту тему не приходилось встречать, но известно, что многие выдающиеся спортсмены, в частности самые выдающиеся футболисты имели прекрасный музыкальный слух. Записали пластинки Пеле, Марадона, Гуллит. Музыкальность связана с правополушарностью, а это свойство, как известно, и об этом много сказано и будет сказано в цитируемой книге, связано с интуицией, спонтанностью, творческостью. В настоящее время в решении этой проблемы в наибольшей степени преуспел наш выдающийся ученый Виген Артаваздович Геодакян. В ранних рассылках я о нем говорил. Кстати, он выступал на НТВ в одной из передач у Гордона. Придет время и я опубликую его автореферат докторской диссертации. Думаю, что сейчас в теоретической биологии ему нет равных в мире
Немножко отвлекся от своего афоризма. Он мне пришел на ум, скорее всего, после предшествующего ночного чтения «Войны и мира» Л.Н.Толстого. Сейчас я его перечитываю в третий раз и стараюсь это делать не спеша. Вся сюжетная линия хорошо известна. Но сколько тонкостей в отношении голоса было ранее упущено. В дальнейшем этому будет посвящен специальный выпуск. Здесь же отмечу значение интонационного слуха (I том, часть третья, глава VI), когда «Наташа, из всего семейства более всех одаренная способности чувствовать оттенки интонаций, взглядов и выражений лиц, с начала обеда насторожила уши и знала, что что-нибудь есть между ее отцом и Анной Михайловной и что-нибудь касающееся ее брата и что Анна Михайловна приготавливает.» Интонационный слух важнейший параметр психики и многие мои ученики отмечают в результате занятий его улучшение.
Ирина Н. 28 лет: «стала очень точно улавливать фальшь в человеческих отношениях»)

Во втором томе, в части четвертой, глава VII Л.Н. Толстой в простых словах выражает всю суть пения.
«Дядюшка пел так, как поет народ, с тем полным и наивным убеждением, что в песне все значение заключается только в словах, что напев сам собой приходит к что отдельного напева не бывает, а что напев — так только, для складу. От этого-то этот бессознательный напев, как бывает напев птицы, и у дядюшки был необыкновенно хорош. Наташа была в восторге от пения дядюшки». Именно поэтому Шаляпин называл пение распетой речью и именно поэтому прежде чем петь, надо уметь произносить речевое слово, т.е. говорить хорошо поставленным голосом.
То, что сейчас наши уши подвергаются неслыханному насилию это факт. Буквально позавчера я нашел, на мой взгляд, эффективный способ борьбы с этим. Я купил лазерный плеер, и все время кручу на нем 24 симфонии Моцарта. По времени это около 6 часов. Таким образом, я создал себе музыкальный фон, который по суммарной пользе (конечно, это выражение некоторое кощунство по отношению к музыке гения) ни с чем не сравним. Я имею в виду не только эстетический, но и медицинский аспект. Я уже писал, что достоверно доказано целительное воздействие музыки, особенно музыки Моцарта.
Этому посвящено немало книг. Советую прочитать ЭФФЕКТ МОЦАРТА Дон Кэмпбелл, Минск 1999. Автор с помощью музыки спас себя от смерти и уже после этого написал упомянутую книгу. ( В одном из сосудов находился угрожающий жизни тромб, но который без хирургического вмешательства исчез, благодаря слушанию музыки и внутреннему мурлыканию, т.е. тихому пению закрытым голосом, которое я всюду пропагандирую.

Следующий выпуск выйдет 2 или 3 августа после моего приезда из Волгограда, где я буду проводить тренинг в последних числах июля.

Будьте в Голосе! Владимир Багрунов.

Почтовый ящик проекта: voice@bagratid.com
Архив рассылки http://www.subscribe.ru/archive/psychology.psycho/



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Адрес подписки
Отписаться

В избранное