Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скрытые резервы нашей психики


Информационный Канал Subscribe.Ru

СКРЫТЫЕ РЕЗЕРВЫ НАШЕЙ ПСИХИКИ.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА.

Проект
www.bagratid.com
Ведущий
Багрунов В.П.

19.07.04. Выпуск 49

"Лень начинается паутинными путами, а кончает железными цепями"
Глава IX "Трудись и жди". Из книги Орисон Свет Марден
" СТРОИТЕЛИ СУДЬБЫ ИЛИ ПУТЬ К УСПЕХУ И МОГУЩЕСТВУ
"


Этот выпуск я начинаю со следующей короткой переписки с одним из подписчиков.

здравствуйте.
подскажите, где можно достать книгу "Строители судьбы или путь к успеху
и могуществу".
Может эта книга есть у Вас в электронном варианте.
Признаюсь, читал Вашу рассылку с интересом, но на данный момент из рассылки интересует только афоризм из вступления.
С уважением, Петр. Донецк

Здравствуйте, Петр!
Электронного варианта нет. Я ее читал в 1966 году в Публичной
библиотеке им.Салтыкова Щедрина, в Ленинграде. Она должна быть в
крупных библиотеках.
Я не ставлю цели оглоушивать читателей сенсационными материалами.
Это к развитию личности не имеет никакого отношения. Скрытые
резервы нашей психики только в нашем личностном росте. А это
требует работы души.
На это и направлена эта рассылка, являющаяся логическим
продолжением рассылки "Голос и успех. Три секрета настройки
голоса".

Спасибо за ответ

Еще раз поблагодарю за хорошую и интересную рассылку.

Буду оставаться Вашим постоянным читателем.

Здесь мне хотелось бы дать более развернутый ответ по поводу материалов даваемых в рассылке.
Одним из самых пагубных, но недооцениваемых и плохоосознаваемых, на мой взгляд, факторов развития и человека и общества в целом, является фактор узкой специализации.
Актуальнейший пример: почему рушатся здания и сооружения (н: аквапарк в Москве), хотя формально (с математической, компьютерной точки зрения) придраться не к чему? Известно, что в прошлом выдающиеся проектировщики были художниками в прямом и переносном смыслах. В России ранее большинство архитекторов заканчивали АКАДЕМИЮ ХУДОЖЕСТВ и уже по окончанию ее делали выбор в соответствии со своим призванием. Это художественное видение было наиболее ценимым в творчестве старой школы архитекторов, так как было известно, что любая сложная техническая конструкция (мост, здание и др.) обладает большей надежностью, если она эстетически выверена. Самый яркий и доказательный пример технические проекты Леонардо да Винчи. У нас в Петербурге полно доказательств подобного рода.
Еженедельно я хожу в шахматный клуб на Петроградской, и маршрут мой проходит по набережной Невы от моста лейтенанта Шмидта до Троицкого моста, затем перехожу его и иду по Каменноостровскому проспекту до памятника Тарасу Шевченко, что находится на одноименной площади и где расположен шахматный клуб.
Думаю, что такого прекрасного маршрута в природе не существует. Здесь с одной стороны и громада Исаакиевского собора, Адмиралтейская игла, Эрмитаж, а с другой стороны АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ, Румянцевский сад, мой родной университет, в прошлом здания двенадцати коллегий, там же административное здание Академии Наук, кунсткамера и музей ЗОЛОГИИ, Пушкинская площадь с РОСТРАЛЬНЫМИ КОЛОННАМИ и биржей, в которой располагается Военно-морской музей и немного далее Петропавловская крепость. Хочу попутно сообщить, что первоначально вид Пушкинской площади, а в прошлом морских ворот Петербурга был иным. Мне довелось этот вид видеть на копии старинной литографии, когда более 15 лет назад обсуждалось снесение и перевод в иное место института акушерства и гинекологии Минздрава СССР им. Д.О. Отто. Инициаторы постройки этого института в этом месте лишили Петербург его главной архитектурной достопримечательности. Первоначальный замысел был следующим. Корабли прибывают туда, где располагается таможня. Это место выбрано не случайно. Сейчас оно носит название «Стрелка Васильевского острова». Именно здесь Нева разбивается на два рукава. Напомню, что Нева вытекает из Ладожского озера и впадает в Финский залив. Таким образом, ни один корабль, в каком бы направлении он ни плыл, не смог бы миновать таможни. Итак, что же видели прибывшие морским путем гости Петербурга? Перед их взором располагалось возвышающееся, будто на постаменте величественное здание биржи, по архитектуре соответствующее античному храму, а в двухстах метрах за этим строением, еще более величественный полукруг зданий, составленный из Двенадцати Коллегий (прямая в 500 метров), а правой и левой выступающими боковинами являлись здания, которые олицетворяли втянутые руки, готовые обнять приезжего. Когда все это мне довелось увидеть на старинной литографии, то я был поражен гениальности задуманного. Убежден, что ничего подобного по архитектурному замыслу и воплощению в мире не было. Уверен, что в дальнейшем недоразумение с вмешательством в гармонию морских ворот Петербурга названного института будет исправлено и этот архитектурный ансамбль опять станет одним из чудес света, увидеть который захотят миллионы туристов.
Однако вернемся к нашей прогулке.
Каждое здание, точнее дворец на этом маршруте (Английская и Дворцовая набережные) является архитектурным шедевром. Все эти памятники архитектуры выполнены по законам красоты, а потому они радуют взор жителей и многочисленных гостей города уже более двух сотен лет.
Сейчас же в век компьютеризации этот элемент творчества практически выхолощен и поэтому современные постройки явно уступают в красоте, а, следовательно, и надежности тем, что строились в 19 веке. Поэтому мысль Достоевского, что "красота спасет мир", можно приложить и к современной архитектуре и строительству.
Но в наибольшей степени от узкой специализации страдает наша личность, а, следовательно, наш духовный рост и наши личные достижения. Узкая специализация формирует самый большой порок психики, а именно: механистичность мышления.
Высказанный тезис мне проще обосновать на собственном опыте. В школе я был одним из средненьких учеников. Но зато я серьезно занимался шахматами, играл в футбол, баскетбол, бегал на коньках и лыжах. У меня никогда не было желания быть отличником, и поэтому у меня не выработался механистический стиль мышления, в основе которого лежит зубрежка. 9 и 10 классы я заканчивал в вечерней школе, так как надо было зарабатывать на жизнь. Но, поскольку мне было всего 15 лет и на работу в этом возрасте не брали, то мне пришлось поступить в ПТУ, где была стипендия в 20 рублей.
Параллельно с учебой в ПТУ (2 года), затем работой на заводе (1год) и в НИИ (1год) я учился в вечерней школе, играл на контрабасе в знаменитом оркестре баянистов П.И.Смирнова, занимался вольной борьбой. Четырехлетняя производственная деятельность, а точнее школа жизни, породила сильнейшее желание выйти на новый уровень жизни. Это желание и увлечения шахматами, музыкой и борьбой и помогли мне поступить в университет, на факультет психологии (профилирующий экзамен – сочинение на свободную тему, где я описал свои увлечения, был оценен на отлично). В университете параллельно с психологий ухватил самое ценное на философском, филологическом и биолого-почвенном факультете, а также прослушал ряд спецкурсов на историческом факультете и матмехе. До сих пор вспоминаю спецкурс на истфаке "Титаны Возрождения".
В результате моя дипломная работа обеспечила мне работу на факультете психологии, минуя аспирантуру, что по меркам конца 60-х годов являлось беспрецедентным случаем. Попадание по тому времени на работу в университет являлось выдающимся достижением, все остальное было уже следствием. Почему же? – Может возникнуть вопрос. А потому, что университет был своего рода "вольницей": не было работы от звонка до звонка. Кандидатские экзамены были сданы в течение года, а результаты по теме, на которую меня брали, и которые я получил менее через полгода, тянули не менее чем на кандидатскую диссертацию. Но меня с диссертацией резко осадили. Для кого-то (я думаю для большинства) это было бы трагедией с непредсказуемыми результатами. А для меня это в итоге оказалось благом. На факультете я сумел перевестись с договорной на бюджетную ставку и поэтому на меня повесили две общественные должности: зимой - по гражданской обороне, летом по колхозным делам (прополка кормовой свеклы). В общей сложности это в год занимало не более 20 дней. Остальное время было в моем распоряжении. Этот период длился 10 лет, в котором пение сыграло доминирующую роль. Кроме пения в эти годы я занимался и многим другим, так как понимал, что пение требует всестороннего развития. Занимался спортом: плавание, гребля, стайерский бег (3-20 км, марафона, слава богу, не бегал). Увлекался чтением художественной литературы, рисованием, был завсегдатаем филармонии, театра при консерватории, Эрмитажа, Русского музея. В конце-концов, через 10 лет начальство соблаговолило допустить меня до защиты кандидатской диссертации, которую я со счетом 12:0 защитил 17.10.81.
После защиты диссертации меня хотели пристроить в Военно-медицинскую академию, но тут из Минвуза под меня спустили пятилетнюю бюджетную тему и следующие пять лет прошли в том же духе. Ко всему сказанному добавились занятия гитарой, благодаря чему научился себе аккомпанировать. После скандального окончания бюджетной (в последние полгода навязали двух помощников, в результате чего в Минвуз было послано два отчета: их официальный и мой неофициальный) меня хотели опять уволить, но тут пришла горящая тема по космической психологии, и начальство опять вынуждено было взять меня на эту тему. Большим плюсом для меня явились многочисленные летние командировки в Крым, а также в Армению.
Тот огромный внутренний багаж, который был ранее накоплен, позволял мне без особого труда решать все научные проблемы, с которыми я сталкивался и по иному взглянуть на природу голоса
(мне было ясно, что меня не туда вели) и создать совершенно иную методику развития голоса. Конечно, у меня были подсказчики. Это в первую очередь, Ф.И.Шаляпин, который только за счет широкого, комплексного подхода к голосу и стал непревзойденным певцом. Самого же Шаляпина на этот путь наставил Савва Мамонтов, который в молодости готовил себя к карьере оперного певца. Пение же он рассматривал, как высокохудожественную деятельность, в которой воедино соединяются многие искусства. Для русской художественной интеллигенции того времени неоспоримым авторитетом и примером для подражания был великий Гете.
Вот цитата известного советского литературоведа А.Аникста.
" Но сама эта личность необыкновенна богата.
Представьте себе человека, который был одновременно поэтом, ученым, государственным деятелем, художником, актером, режиссером; человека, который писал стихи, поэмы, романы, драмы, эпиграммы, критические статьи, сочинения по естествознанию, искусствоведению, занимался химическими опытами, оптикой, минералогией, геологией, ботаникой, зоологией, педагогикой, вопросами организации войск, финансами, народным просвещением, горнодобывающей промышленностью и ткацким ремеслом, ставил спектакли и сам играл на сцене, рисовал карандашом, писал маслом и акварелью, танцевал, охотился, был наездником, много ходил пешком, взбирался на высокие горы, собирал гербарии, коллекции монет, гравюр, картин и скульптур, знал латынь, древнегреческий, французский, английский, итальянский, не говоря о его родном — немецком языке,— таким человеком был Гете!
Все это говорит нам лишь о внешней стороне его жизни. А внутренняя, если кратко обозначить ее приметы, состояла в том, что у него был необыкновенно пытливый ум, поразительная трудоспособность, сердце, постоянно открытое для любви и дружбы, глубокий интерес к другим людям, сложные и тонкие отношения с ними"… (А.Аникст "Фауст" Гете Литературный комментарий)
Если говорить о том, кому подражал Гете, то, прежде всего, необходимо отнестись к ренессансу и античности, идеалам которых следовало все образованное общество того времени.
А теперь перенесемся в наше время. Менее чем, через месяц в Греции вспыхнет Олимпийский огонь. Именно Греция – родоначальница Олимпийских игр. Надо вспомнить, что участниками этих спортивных состязаний были самые гармонично развитые люди того времени. Достаточно сказать, что великий философ Платон участвовал в них.
Тогда было нормой, чтобы человек мог одновременно петь, играть на музыкальном инструменте и танцевать. Это имело название ХОР.
В связи с вышесказанным, представляется не случайным, что Греция выиграла чемпионат Европы по футболу. Греческих футболистов выгодно отличала изумительная игровая дисциплина и выдержка. Четкое следование задуманному заранее игровому плану, никаких пререканий с судьями и агрессии по отношению к противнику. На всех лицах печать благородства и интеллекта. Все остальные команды по этим компонентам были существенно ниже греков.
Все это вместе взятое и явилось залогом из успеха.
Теперь встает вопрос, какое отношение все это имеет к настоящей рассылке. Я имею в виду цитируемую книгу В.Н.Шерстова, которую не адекватно оценил вышеупомянутый подписчик. Хочу воспользоваться предоставленным мне случаем (в этом смысле такого рода письма для меня очень ценны, так позволяют высказаться по насущной проблеме) и сообщить следующее.
Важнейшим личностным компонентом является фактор осведомленности. В ПСИХОЛОГИИ этот фактор измеряется известным тестом интеллектуальности Векслера, разработанным в начале 20 века. Книга, которую я сейчас даю в рассылке относится, на мой взгляд, к самым информативным. Это своего рода учебник жизни, в котором в концентрированном виде представлены материалы по философии, психологии, истории, экономике, политологии и искусству. Не буду опережать событий, так как уверен, что вы сами в этом убедитесь.

В. Н.Шерстов
МЕНТАЛИТЕТ РУССКОГО НАРОДА И ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ТВОРЧЕСТВА
Продолжение

2.3. Идеи Ф. Хайека и российский рынок
Для наших исследований представляет большой интерес ряд идей Ф. Хайека, которые проливают свет на творческие проблемы вообще и на творчество русского человека в частности. Эти идеи являются весомым аргументом, подтверждающим наши выводы о неосознаваемости творческих актов самими творцами. Ну, а проекция некоторых умозаключений Ф. Хайека о макро- и микроэкономическом регулировании, централизованном планировании, жизни по единому плану и концепции «рассеянного знания» на нашу экономику, жизнеустройство актуальна как никогда.
Ф. Хайек не отрицает централизованное планирование. Он различает «сознательные порядки», к которым относятся армия, правительственные учреждения, промышленные корпорации, и "спонтанные порядки", самоорганизующиеся, саморегулируемые, — к ним относятся язык, право, мораль, рынок. Ф. Хайек считает, что в "спонтанные порядки" недопустимо вмешательство правительства и других корпоративных заинтересованных групп, так как сразу нарушается истинная картина конкуренции; искусственная попытка контролировать цены или количество товаров сбивает все ориентиры рыночных отношений: так как нельзя учесть все факторы, влияющие на рыночные отношения, — их множество и они постоянно меняются — сознательный контроль практически невозможен. Выход один —децентрализация, а система цен — единственный механизм, который в условиях конкуренции способен решить эту проблему, причем отдельный предприниматель должен учитывать движение цен, но не может его контролировать. "И чем сложнее оказывается целое, тем большую роль играет это разделение знания между индивидуумами, самостоятельные действия которых скоординированы благодаря безличному механизму передачи информации, известному как система цен" 6 Хайек Ф. А. Дорога к рабству //Вопр. философии. 1990. № 10. С. 140.
" Демократическое устройство требует, чтобы сознательный контроль осуществлялся только там, где достигнуто подлинное согласие... "7 Там же. С. 150.

Тоталитаризм, по Ф. Хайеку, подступает постепенно и незаметно. Чтобы это произошло, нужно организовать жизнь общества по единому плану, остальное совершится само собой.
В последней своей книге для характеристики сложных переплетений спонтанных порядков Ф. Хайек ввел новый термин — "расширенный порядок человеческого сотрудничества". "Ключевая для расширенного порядка проблема — это проблема координации знаний, рассредоточенных в обществе с развитым разделением труда среди бесчисленного множества индивидов. А разработка "концепции рассеянного знания" явилась крупнейшим научным достижением Ф. Хайека"8 См. подробнее: Капелюшников Р. И. Философия рынка. Ф. А. Хайек // Мировая экономика и международные отношения. 1989. № 12.
Хайек настаивает, что в экономических процессах определяющую роль играют личностные, неявные знания, воплощающиеся в умениях, навыках, привычках, которыми их носитель пользуется, порой даже не осознавая этого. Но существует заблуждение, что важнее научные, артикуляционные знания.
Рыночная конкуренция представляет собой процедуру выявления, координирования и применения неявного личностного знания, рассеянного среди миллионов индивидуальных агентов.
Изъян системы централизованного планирования состоит в том, что собрать все имеющиеся знания в обществе воедино, выработать оптимальное решение и передать его на места невозможно без огромных искажений:
1. "Центральные органы" не поспевают за непрерывными изменениями, уходит время, информация обесценивается, замедляется экономический рост.
2. "Агент" не заинтересован посылать полные и достоверные данные, нет стимулов для выявления имеющейся и генерирования новой идеи.
3. "Основную долю экономически значимой информации составляют неявные, личностные знания, в принципе не поддающиеся вербализации. Их не выразишь на языке формул и цифр, а значит, и не передашь в центр. Больше того: определенную часть своих знаний и способностей человек вообще не осознает... В рамках централизованного планирования огромная масса информации оказывается невостребованной, а координация поступающей — чрезвычайно неэффективной. Централизованная экономика, как показали теоретики неоавстрийского направления, обречена на расчетный или калькуляционный хаос..."9 Капелюшников Р. И. "Дорога к рабству" и "Дорога к свободе": полемика Ф. А. Хайека с тоталитаризмом // Вопр, философии. 1990. № 10. С. 105.

Более 70 стран, использовавшие централизованное планирование, потерпели фиаско.
Предположим, что большинство из представителей этих стран — носители западного менталитета с предрасположенностью к прагматизму, просчету, анализу, вербальности, они умеют формировать, облекать в логически достойные лексические формы отчеты, приказы, распоряжения. Они педантичны, скрупулезны, мастера реализации идей, технизации, доведения дел до конца, прекрасные методисты, которые распишут все этапы, разложат все по полочкам, у которых порядок и на рабочем месте, и в головах, т. е. это люди левополушарного склада, способные к решению задач, обозначенных выше. Но централизация даже их выбивает из седла. Происходит потеря квалификации, исчезают творческие начала, работа становится формальной; опасность состоит в том, что человек незаметно для себя и окружающих теряет интерес к жизни, деградирует, ведь высшие его потенции не востребованы.
Каково же нам, русским, с нашими просторами, с нашей «дисциплиной», полной незаинтересованностью в работе, потерявшим статус мастера своего дела, с нашей-то тотальной централизацией?! Отсюда общий вал, гоним количество, а не качество. Отсюда усреднение, огрубление, оболванивание. Тем более что по своему складу, менталитету мы менее, чем западные люди, способны к такого рода работе. Ведь мы — творцы идей, а не реализаторы, это мы не раз отмечали ранее, поэтому наше падение еще больнее и разрушительнее.
Планирование всего, даже свободного времени?! Это было в Германии, Италии, России. Действительно, чем больше планирует государство, тем труднее планировать индивиду, тем быстрее происходит выхолащивание внутреннего мира человека.
Безусловно, централизованное планирование, жизнь по единому плану — это глобальное падение, это растление народа тоталитаризмом. И Ф. Хайек, проливая свет на причины разлада внутреннего мира людей, заставляет нас задуматься и многое понять. Он предупреждает — "не скатываться в тоталитаризм". А мы ведь жили и живем в этом пекле, о чем же говорить?..
Прав Д. Юм: "Свобода, в чем бы она ни заключалась, теряется, как правило, постепенно". Как прав и Ф. Хайек: действительно, дорога в тоталитаризм — это "дорога в рабство". История России XX века — тому печальное подтверждение. Мы являемся "испытательным полигоном" для разных экспериментов.
Есть еще одна причина того, почему Ф. Хайек всячески предостерегает общество от макроэкономических приоритетов в ущерб микроэкономическим: в макроэкономических взаимоотношениях и взаимодействиях очень трудно сохранить, как говорили в советские времена, "человеческий фактор", человека в центре жизненных и экономических процессов.
В последние годы, особенно в США, создаются мини-предприятия, фирмы из нескольких человек, где значимость каждого члена, его вклад в общее дело велики. Часто человек выполняет всю работу в полном объеме; будучи одним в нескольких лицах, он уже не является винтиком или "вещью" в большом механизме (предприятии или фирме). Он — хозяин своего дела, творческая личность. Культура такого труда значительно выше, качественней.
Важно, что у человека возникает свобода выбора: он может быть и винтиком, работая на больших государственных предприятиях, и хозяином — на частных. Это одно из проявлений демократии, правозаконности: человек выбирает более свойственное ему, а государство ищет новые возможности для реализации способностей своих сограждан.
Это один из вариантов возвращения экономики па свое место, чтобы она вновь превратилась в средство, а не была целью, чтобы не человек обслуживал экономику, а экономика обслуживала человека.
Ну и, наконец, относительно творчества. Тому, что истинные проявления творчества не осознаются человеком, они как бы ниспосланы ему свыше, существует много подтверждений. Но концепция рассеянного знания Ф. Хайека доказывает, что и на уровне обыденного сознания, при выполнении работы разного творческого уровня наблюдается та же картина: человек определенную часть своих знаний и способностей не осознает. Не будем повторяться, так как все идеи Ф. Хайека изложены выше, причем они ориентированы на людей западного менталитета, противоположного русскому. А как эти идеи актуальны в отношении русской творческой личности!
Весь пафос, главная идея нашей книги состоит в том, что русский человек — это генератор идей, творящий вопреки обстоятельствам. Ф. Хайек показывает всю трагичность попадания человека и общества в целом в капкан тоталитаризма, а главное — направляет в сторону спонтанности, "спонтанных порядков" рынка, где творческость русского человека, безусловно, проявится в полной мере. Раскроется весь его творческий потенциал, зажатый в лапах тоталитаризма.
Более полувека мы находились под колоссальным прессом тоталитарного контроля, все было регламентировано. Задаю простой вопрос: можно ли было сразу, в одночасье повернуть в противоположную сторону в этой ситуации? Здравый смысл подсказывает — конечно, нет...
Да, стремление наших демократов-реформаторов к местному самоуправлению, федерализму похвально, в духе времени, но готовы ли мы были к этому? Невольно возникает аналогия: выпустили на свободу преступников, наделенных всеми пороками, и они, естественно, уничтожают все вокруг и себя в том числе.
Это же издевательство над народом: то тотальный контроль, план, то полная бесконтрольность, когда народ брошен на произвол судьбы! Хочется еще раз напомнить о судьбе Восточной Германии, предостеречь власти от легкомысленных поступков. То, что сотворено с нами, позиция "как хочу, так и ворочу" — хуже геноцида. Нужны были десятилетия лечения, затем реабилитации, так нет же — бездумно "выпустили джинна из бутылки", и все жизненное пространство России залилось "опоганенным дерьмом тоталитаризма", перерожденного, нового образца — другого и не могло быть.

Будьте в Голосе! Владимир Багрунов.

Почтовый ящик проекта: voice@bagratid.com
Архив рассылки http://www.subscribe.ru/archive/psychology.psycho/



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Адрес подписки
Отписаться

В избранное